Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Зимняя сказка»
Программные задачи:
1. Уточнить образ жизни животных и растительного мира в связи с сезонными изменениями.
2. Развивать умение образовывать существительные.
3. Упражнять в использовании предлогов при составлении предложений.
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Зимняя сказка»
(с использованием аудиозаписи).
Возраст: 6-7 лет
Продолжительность: 30 минут
Разработала: воспитатель
Жукова Валентина Петровна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре
2016 г.
Цель: обобщить представления детей о зимних явлениях природы.
Программные задачи:
1. Уточнить образ жизни животных и растительного мира в связи с сезонными изменениями.
2. Развивать умение образовывать существительные.
3. Упражнять в использовании предлогов при составлении предложений.
4. Активизировать словарь путем использования определений, сравнений, эпитетов; развивать умение подбирать слова в соответствии со слоговыми схемами в буквенном анализе и синтезе;
5. Воспитывать добрые чувства к окружающей природе, умение видеть красоту, ценить ее.
Оборудование: картинки с изображением зимних пейзажей, связанные по смыслу; картинно- графический план; кубики с буквами, картинками; дорожка следов ног; разрезные картинки на тему: «Зима»; игрушки: снеговик, зайчик, мишка; подборка стихов, загадок, примет о зиме; звукозапись вьюги, магнитофон, шкатулка с сувенирами.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, становятся в круг. Проводится психологический этюд «Ласковушка».
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
-Я, Валентина Петровна. А ты кто?
-Я, Сереженька - дружок!
-Я, Катюша - огонек.
-Я, Аришенька - подружка.
-Я, Диана - веселушка.
-Настя, Даша - хохотушки.
-Мы Алиночки - балериночки.
-Я, Илюшенька - всезнайка.
-А я, Ксюшенька - грустинка.
-Я, Леня, я, Максим, я, Никита - друзья не разлей вода!
-Я, Глебушко - хлебушко.
-Я, Валерочка - непоседушка.
Воспитатель:
- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, вот таких пригожих, я приглашаю в путешествие! Согласны?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Подумайте и скажите: «На чем можно путешествовать»?
Дети:
- на машине, на поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре и т.д.
Воспитатель:
- А я вам предлагаю отправиться в путешествие на ковре - самолете. Но прежде, чем отправиться в дорогу, давайте представим как выглядит сейчас зимний лес?
Дети:
- в лесу все занесено снегом;
- вокруг большие сугробы;
- все деревья стоят голые, кроме пушистых елей;
- многие звери поменяли шубки на зимние, чтобы им было тепло;
- не слышно пение птиц;
- много следов на снегу (заячьих, лисьих, беличьих).
Воспитатель:
- Но ведь в лесу может произойти много разных неожиданностей. Не испугаетесь? Давайте встанем на ковер-самолет, произнесем волшебные слова: «Крибли-крабли-бумс!», крепко зажмурим глаза и перенесемся в зимний лес.
Приготовились!
(дети произносят слова, закрывают глаза. Звучит фонограмма: ветер, вьюга).
- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите: какие большие сугробы, а вон там чьи-то следы! Давайте подойдем поближе. Только через сугробы перешагивайте, ноги выше поднимайте. Вы не замерзли?
(дети имитируют, как они замерзли, растирают ноги, руки, трут нос и щеки).
- Вот и согрелись.Тепло вам стало?
- Ребята, посмотрите на дорожки следов. Шагая по первой дорожке надо подобрать красивые слова о снеге. Какой бывает снег?
Дети:
- Снег- белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий, грязный, серебристый, сверкающий и т. Д.
Воспитатель:
- Шагая по белой дорожке, надо подобрать красивые слова к слову ДЕНЬ. Какой может быть день зимой?
Дети:
- Морозный, снежный, солнечный, короткий, теплый, ветреный, студеный, вьюжный, зимний и т.д.
Воспитатель:
- Тот, кто пойдет по третьей дорожке, придумает столько же красивых слов о зиме, сколько следов на дорожке. Как можно красиво назвать зиму?
Дети:
- Волшебница - Зима, Зимушка - Зима, Красавица - Зима, Хрустальная Зима, Разноцветная Зима, Зима- Чародейка.
Воспитатель:
- Эй, друзья, поторопитесь,
Начинается игра.
Слово нужное скажите
Поезд отправлять пора!
- Ребята, усаживайтесь на стульчики, поиграем в игру «Поезд».
(дети садятся на стульчики)
- Слушайте внимательно задание: «Надо составить «поезд», где слова будут «вагончики». Они будут соединяться друг с другом по теме «Зима». Я ставлю первый вагончик и задаю вопрос: «Выпал снег. - Что дальше»?».
Дети:
- Выпал снег. Поднялась метель.
- Выпал снег. Все деревья стоят в снегу.
- Выпал снег. Дети катаются на санках.
- Выпал снег. Дети катаются на лыжах.
- Выпал снег. Дети лепят снежки.
- Выпал снег. Дети лепят снежную бабу.
- Выпал снег. Дети повесили кормушку и насыпали корм.
- Выпал снег. В детский сад пришел Дед Мороз.
- Выпал снег. Все дети рады Зимушке - Зиме.
Воспитатель:
- Кто сказал, что у зимней природы нет красоты? Вы согласны с этим?
(Просмотр пейзажных картин по теме «Зима» в мультимедийной презентации).
Дети:
- Нет!
Воспитатель:
- Докажите, что зима - такое же прекрасное время года, как и все остальные. А поможет вам в этом вот такой план - подсказка.
(вывешиваю картинно-графический план на мольберт)
СОЛНЦЕ |
НЕБО |
ДЕРЕВЬЯ |
ПТИЦЫ |
ЗВЕРИ |
ЛЮДИ |
Дети:
- Солнце светит, но не греет;
- Небо серое, облачное, пасмурное. Иногда бывает голубым;
- Облака белые, большие, бывают низкие, серые;
- Ветер холодный, северный. Он бывает сильный, порывистый, ледяной. В теплые дни ветер слабый.
- Деревья стоят голые, в снегу. Только хвойные деревья зеленеют.
- Птицам трудно бывает зимой. Им голодно. Поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки, насыпают корм.
-Звери холода не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая шерсть. Но им тоже голодно зимой, поэтому их надо подкармливать: люди раскладывают для них корм.
- Люди утеплили свое жилище, одели теплую одежду.
Воспитатель:
- Приглашаю детвору
На веселую игру.
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные
До того прекрасные!
Физминутка.
- Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру
«Снежки» .
(под музыку «Российский Дед Мороз» дети идут по кругу. С остановкой музыки надо как можно быстрее взять «снежок»).
- Отдохнули? (дети остаются в кругу на ковре)
- Ребята, наше путешествие продолжается. Дорога в царство Зимушки - Зимы трудная, но очень интересная. (в группе стоят столы, накрытые белыми покрывалами).
- Давайте подойдем к первому столу-«сугробу».
Посмотрите, ведь это зайчик. Он жалуется: Зима подарила ему ледяные картинки, но они раскололись. Помогите собрать картинки и придумайте предложения о них.
Это задание будут выполнять:
ЛЕНЯ, ВАЛЕРА, КАТЯ, МАКСИМ.
- Чтобы дойти до второго стола - «сугроба», нужно придумать слова, обозначающие зимнюю одежду, в которой есть звук «Ш»
Дети:
- Шапка, шарф, шуба, штаны, ушанка.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на этот «сугроб»! Да, это ведь Снеговик! Он встречает нас! Снеговик просит собрать слова из «снежков», помогут вам эти картинки. Это задание будут выполнять:
НИКИТА, ДИАНА, КСЮША.
Слова - санки, зима, сугроб.
- А вот на этом «сугробе» лежат вот такие «льдинки». Надо подобрать к слоговой схеме зимнее слово.
---/--- - зима, ---/--- -сугроб, ---/--- -коньки,
и а у о о и
---/--- - лыжи, ---/--- -шапка, ---/--- -шуба,
ы и а а у а
- Это задание будут выполнять:
АЛИНА ВЛАСЕНКО, НАСТЯ Г., АЛИНА К.
- А вот на этом «сугробе» ждет нас Мишенька. Он просит вас поиграть с кубиками и выполнить его специальные задания. (дети: СЕРЕЖА, ГЛЕБ, ДАША, ИЛЬЯ, АРИША Ш. берут в руки кубики с картинками, а воспитатель задает вопросы)
1. Придумайте по сюжетной картинке предложение с предлогом;
2. Придумайте по сюжетной картинке предложение без предлога;
3. Назови столько же раз словосочетание «хрустальная снежинка» ;
4. Скажи, что этот предмет принадлежит тебе;
5. Припомни любое слово с такой буквой;
6. Назови этот предмет, определи количество слогов, звуков;
7. Назови этот предмет ласково;
8. Чей, чья, чьи, чье?
Дети по мере выполнения задания подходят к столу, наблюдают, слушают остальных детей, если надо исправляют, помогают.
- давайте, посмотрим, какие ледяные картинки собрали дети зайчику. Какое предложение составил по этой картинке? (Леня, Валера, Катя, Максим).
- Прочитай, какое слово составила Диана, Никита, Ксюша. Ребята, как вы думаете, дети правильно составили слова?
- Какие зимние слова напечатали на своих «льдинках» Алина Власенко, Алина К., Настя Г. Девочки, прочитайте их.
- Молодцы, ребята!
Со всеми заданиями вы справились отлично! Умницы!
Итог.
- Ну, что ж ребята, наше путешествие в царство Зимушки-Зимы закончилось. Нам пора возвращаться домой. Пойдемте на ковер - самолет, он перенесет нас в детский сад.
- Закрывайте, глаза. Давайте произнесем волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс!» Готовы? Ну тогда полетели! (фонограмма вьюги)
- Вот мы и дома. Ребята, вы очень много знаете о зиме. За ваши хорошие знания Зима подготовила сюрприз, он находится в этой шкатулке. (раздаю светящиеся брелочки)
- Мы обязательно еще раз слетаем в волшебный лес на ковре-самолете, но в другое время года, чтобы посмотреть, как изменился лес!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»