«Использование ИКТ при формировании математических способностей у дошкольников»
Пояснительная записка к презентации
На тему: «Использование ИКТ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Слайд 1
-
Слайд
Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен смело владеть необходимыми образовательными технологиями.
-
Технология развивающего обучения,
-
здоровьесберегающие образовательные технологии,
-
технология проектной деятельности,
-
технология исследовательской деятельности,
-
технология проблемного обучения в детском саду,
-
технология разноуровневого обучения,
-
интерактивная технология в ДОУ - технология ИКТ,
-
игровая технология, технология интегрированного обучения
технология ИКТ Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.
Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.
3.Слайд
В связи с этим, перед коллективом нашего детского сада стал вопрос об изменении способов профессионально-педагогической деятельности с целью достижения более качественных результатов образования посредством овладения и применения современных образовательных технологий, а именно интерактивных.
Следует уточнить само понятие «интерактив». Это слово пришло к нам из английского от слова “interact”, что означает “inter” – взаимный и “act” – действовать.
Интерактивность - означает способность взаимодействовать (не просто общаться), а находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
4.Слайд
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)
5.Слайд
Для первоначального уровня сформированности познавательного интереса к математической деятельности.
Показатели познавательного интереса:
- частота выбора игр математического содержания в неделю,
- уровень самостоятельности и активности ребенка в игре,
- уровень развития речи при общении детей друг с другом во время игры.
6. Слайд
Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе РЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
-Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе развития элементарных математических представлений, используя ИКТ.
-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.
7. Слайд
Ожидаемые результаты.
-
При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
-
Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
-
Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
Т. о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
-Овладевший необходимыми умениями и навыками .
8. Слайд
Информационные ресурсы
В работе с педагогическими работниками нашего сада мы используем пособия:
- Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
- Электронные презентации своими руками
Интернет-ресурсы:
1. http://doshvozrast.ru/
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
2. Электронные пособия:
- «Арифметика-малышка» (Уроки тетушки Совы»)
- «Занимательная математика для дошкольников»
- «Веселые уроки» 2+,3+,4+,5+,6-7 лет
9. Слайд Использование ИКТ в воспит.процессе
Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.
Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,
Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по РЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, активно участвуют высказывают свое мнение, рассуждают.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.
Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию не стоит использовать.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Слайд 10
Ошибки при использовании ИКТ
-
Недостаточная методическая подготовленность педагога
-
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
-
Бесплановость, случайное применение ИКТ
-
Перегруженность занятий демонстрацией
11 Слайд
Продуктом моей работы является «Копилка авторских мультимедийных презентаций по формированию элементарных математических представлений» детей старшего дошкольного, которые могут использовать педагоги нашего сада.
Путешествие по сказкам:
«Путешествие в страну математики»
«Школа гномов»
«В гостях у Лунтика»
«Помогите Незнайке»
«Веселый счет с Машей»
Слайд 12
Развивающие игры и упражнения для детей
"Считалочка"
"Сколько? "
"Устный счет"
"Лишняя фигура"
"Найди фигуру"
«Считалочка» Дополнительный материал для детей от 6 до 7 лет по ФЭМП»
Предлагаю посмотреть одну из игр по РЭМП с детьми старшего дошкольного возраста и ее использование в образовательной деятельности.
В заключении хочется отметить, что информационно - коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию дошкольников, активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному.
13 Слайд
Спасибо за внимание
Пояснительная записка
Тема: «Считалочка» Дополнительный материал для детей от 6 до 7 лет по ФЭМП. Педагог составитель (методист) - Власова И.Ю.
Цель: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать.
Задачи:
-
Формировать умения считать до десяти (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?», «Какое число следует за …?», «Какой по счету?»
-
Упражнять в счете, формировать умения складывать числа в пределах 10.
-
Знакомить с образованием числа в пределах 10.
-
Упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; развивать воображение. Определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
-
Формировать умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Возрастная категория: подготовительная к школе группа (дошкольники от 6 до 7 лет)
Краткая характеристика содержания: учебно-игровое средство – мультемидийное средство, предназначенное для развития у воспитанников познавательной деятельности. Дополнительный материал по РЭМП. Применение в совместной деятельности педагог - дошкольник. Игровое средство является средством обучения, можно использовать каждый слайд в отдельности.
Описание способа применения:
1 слайд - титульный лист
2 слайд – Собери в корзину цифры от 1 до 10 (при нажатии левой кнопкой мыши цифры по порядку перемещаются в корзину, цифры 0 и 15 остаются, кликом начинают вращаться и звуковое оформление «ВЗРЫВ» в корзину не попадают). При этом педагогу нужно задавать сопровождающие вопросы дошкольникам. Дети на своем столе последовательно составляют числовой ряд от 1 до10.
3 слайд – Реши пример (задан пример 2+1 и пример сопровождается рисунком из 3 цветков. Детям задается пример или составляется задача вместе с детьми. При первом клике мыши на «цифру 1» кружок загорается красным цветом. При втором клике «цифра 2» загорается красным цветом. При третьем клике «цифра 3» загорается зеленым цветом и звуковое сопровождение «Аплодисменты»). Дети поднимают вверх карточку с цифрой «3».
4 слайд – Впиши недостающие числа (Нужно с детьми разобрать состав числа. При правильном ответе педагог или ребенок нажимает на правильную цифру, и цифра перемещается в нужное окно. При первом нажатии 3, при втором цифра 4, при третьем нажатии цифра 4)
5 слайд – Собери овощи на борщ (Нужно выбрать примеры, чтобы в сумме получилось 7, примеры собраны на «сложение» и «вычитание»)
6 слайд – Решите задачки
7 слайд – Составь задачу по рисунку (Дети с помощью педагога составляют задачи, варианты могут быть на сложение и вычитание, на усмотрение педагога, а также можно определить какие листочки находятся справа, слева, внизу, вверху)
Дополнительный материал: раздаточный материал на каждого ребенка (цифры от 1 до 10), знаки действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Приложение на CD презентация.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"