Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы 35
Количество часов в неделю 1
Составитель:
Данилов Владимир Вячеславович
учитель физической культуры и ОБЖ
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации «Об образовании в РФ», «О безопасности», «О гражданской обороне» «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О пожарной охране», , «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей природной среды» Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».
Общая характеристика курса
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
– отрицательное отношение учащихся у приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательного учреждения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников.
Задачи курса:
- формирование универсальных учебных действий ((УУД), познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных);
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Учебный материал 8 классов структурирован в три раздела:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
– раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»;
– раздел 3 «Основы здорового образа жизни».
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 8 классе выделяется 34 часа.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
– овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Планируемые результаты:
-
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
-
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
-
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
-
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
-
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
-
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Механизмы формирования ключевых компетенций у учащихся
Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:
- постановке целей и организации её достижения;
- организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;
- постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.
Формирование коммуникативных компетенций через обучение:
- разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);
- способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.
Формирование информационных компетенций через обучение:
- навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;
- самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОСНОВЫ
КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(16 часов)
-
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
-
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
-
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
-
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
-
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. (5 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел II.
ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(7 часов)
-
Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций. (4часа)
Обеспечение радиационной безопасности. Обеспечение химической защиты. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
-
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел IV.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
-
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Раздел V.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ(4часа)
-
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Первая помощь при травмах, при утоплении.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
теоретические |
практические |
|||
|
Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
16 |
|
|
1 |
Тема 1. Пожарная безопасность |
3 |
2 |
1 |
2 |
Тема 2. Безопасность на дорогах |
3 |
3 |
|
3 |
Тема 3. Безопасность на водоемах |
3 |
3 |
|
4 |
Тема 4. Экология и безопасность |
2 |
2 |
|
5 |
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия |
5 |
4 |
1 |
|
Раздел 2. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ |
7 |
|
|
6 |
Тема 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций. |
4 |
4 |
|
7 |
Тема 7. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера |
3 |
2 |
1 |
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни |
8 |
|
|
7 |
Тема 8. Основы здорового образа жизни |
8 |
7 |
1 |
|
Раздел 5. Основы медицинских знаний |
4 |
|
|
8 |
Тема 9. Основы медицинских знаний |
4 |
1 |
3 |
|
Итого: |
35 |
27 |
8 |
Календарно-тематический план по ОБЖ 8 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип, форма урока |
Содержание учебного материала |
Выполнение требований стандарта |
Форма контроля |
Домашнее задание |
дата |
||||||||
Знания |
Умения |
план |
факт |
|||||||||||||
Раздел I. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (16 часов) |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
1 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. |
1 |
ИНМ Лекция |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. |
Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара |
Называть способы тушения пожаров. Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
П.1.1 стр.6 вопрос ____ |
|
|
||||||
2 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения |
1 |
ИНМ Лекция |
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. |
условия возникновения пожара |
Навыки действий при пожаре |
Устный опрос |
П.1.2 стр.14 Вопрос _____ |
|
|
||||||
3 |
Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. |
1 |
ИНМ Лекция |
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. |
Права и обязанности |
Пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. |
Тест |
П.1.3 стр.22 Вопрос ____ |
|
|
||||||
Безопасность на дорогах(3ч) |
||||||||||||||||
4 |
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. |
1 |
Комбин беседа |
Причины ДТТ |
Причина ДТП, травматизм |
Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. |
Устный опрос |
П.2.1 стр.29 Вопрос _____. |
|
|
||||||
5 |
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. |
1 |
ИНМ Лекция |
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда |
Общие обязанности водителя. |
Правила поведения на дорогах. Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
П.2.2 стр.37 Вопрос _____. |
|
|
||||||
6 |
Велосипедист - Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. |
1 |
ИНМ Лекция |
Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. |
Общие обязанности водителя. |
Правила поведения на дорогах. Умение работать с учебником, выделять главное |
Тест |
П.2.3 стр.48 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Безопасность на водоемах.(3ч) |
||||||||||||||||
7 |
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. |
1 |
ИНМ Лекция |
Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года. |
водоем |
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах |
Устный опрос |
П.3.1 стр.55 Вопрос _____. |
|
|
||||||
8 |
Безопасный отдых на водоемах. |
1 |
ИНМ Лекция |
Безопасный отдых у воды. |
Безопасный отдых |
Правила поведения на дорогах |
Устный опрос |
П.3.2 стр.64 Вопрос _____. |
|
|
||||||
9 |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. |
1 |
|
Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. |
само- и взаимопомощь |
Уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде. |
Контрольная работа. |
П.3.3 стр.77 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Экология и безопасность.(2ч) |
||||||||||||||||
10 |
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. |
1 |
ИНМ Лекция |
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. |
Экология и экологическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК |
Приводить примеры ЧС экологического характера. Умение работать с учебником, выделять главное |
фронтальный |
П.4.1 стр.83 Вопрос _____. |
|
|
||||||
11 |
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
1 |
Комбин беседа |
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. |
Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосфера, литосфера Сведения об уровнях загрязнения регионов России. |
Приводить примеры основных источников загрязнения сфер. Приводить примеры чистых регионов России. Умение работать с учебником, выделять главное |
зачет |
П.4.2 стр.89 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) |
||||||||||||||||
12 |
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
1 |
ИНМ Лекция |
Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики. |
|
|
Устный опрос |
П.5.1 стр.96 Вопрос _____. |
|
|
||||||
13 |
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. |
1 |
Беседа, сам.раб |
Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах |
Радиоактивность, радиационно опасные объекты, ионизирующее излучение, РОО |
Приводить примеры крупных радиационных аварий |
Тест |
П.5.2 стр.102 Вопрос _____. |
|
|
||||||
14 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия |
1 |
Беседа сам. работа |
Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза |
Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты) |
Называть крупнейших потребителей АХОВ. Систематизировать знания в таблицу: «Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека», «Характер воздействия на человека АХОВ» |
Словарный диктант |
П.5.3 стр.111 Вопрос _____. |
|
|
||||||
15 |
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. |
1 |
ИНМ Лекция |
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. |
Причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, взрыв, взрывоопасный объект |
Называть последствия Взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам |
Тест |
П.5.4 стр.117 Вопрос _____. |
|
|
||||||
16 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. |
1 |
ИНМ Лекция |
Аварии на гидротехнических объектах. Причины, вызывающие гидродинамические аварии |
Гидродинамическая аварии, классификация гидродинамических сооружений |
Основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления |
Устный опрос |
П.5.5 стр.121 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Раздел II. ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ |
||||||||||||||||
Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций. (4часа) |
||||||||||||||||
17 |
Обеспечение радиационной безопасности населения |
1 |
ИНМ Лекция |
Основные поражающие факторы при авариях Правила поведения населения при радиоактивных авариях. |
Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне. |
Основные способы защиты населения. Действия при радиоактивных авариях |
Устный опрос |
П.6.1 стр.128 Вопрос _____. |
|
|
||||||
18 |
Обеспечение химической защиты населения |
1 |
|
Обеспечение химической защиты населения |
Основные правила поведения при авариях на ХОО |
Применение ИСЗ, КСЗ, противогазы, респираторы. |
|
П.6.2 стр.135 Вопрос _____. |
|
|
||||||
19 |
Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. |
1 |
ИНМ Лекция |
Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. |
Основные причины возникновения пожаров и взрывов |
Называть причины перерастания возгорания в пожар |
Устный опрос |
П.6.3 стр.144 Вопрос _____. |
|
|
||||||
20 |
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях |
1 |
ИНМ Лекция |
Возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий |
Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище. |
Правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий |
Контрольная работа |
П.6.4 стр.149 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Организация защиты населения от ЧС техногенного характера(3ч) |
||||||||||||||||
21 |
Организация оповещения о ЧС техногенного характера. |
1 |
Беседа, сам.раб |
Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера. |
Схема действия в Ч.С, вызванных крупными производственными авариями на блажащих предприятиях |
Схема действия школы в ЧС, называть действия школ-интернатов при решении «эвакуация» |
Устный опрос |
П.7.1 стр.154 Вопрос _____. |
|
|
||||||
22 |
Эвакуация населения |
1 |
|
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах. |
Эвакуация, план эвакуации учреждения, средства индивидуальной защиты |
Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений |
Словарный диктант |
П.7.2 стр.159 Вопрос _____. |
|
|
||||||
23 |
Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. |
1 |
ИНМ Лекция |
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах. |
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах. |
Умение анализировать и делать выводы |
Тест |
П.7.3 стр.166 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Раздел IV. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов) |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
24 |
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. |
1 |
ИНМ Лекция |
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. |
Здоровье, ЗОЖ |
Умение работать с учебником, выделять главное |
|
П.8.1 стр.176 Вопрос _____. |
|
|
||||||
25 |
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. |
1 |
Беседа, сам.раб |
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. |
Общие понятия о ЗОЖ |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Зачет |
П.8.2 стр.180 Вопрос _____. |
|
|
||||||
26 |
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. |
1 |
Беседа, сам.раб |
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. |
Репродуктивное здоровье |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Словарный диктант |
П.8.3 стр.184 Вопрос _____. |
|
|
||||||
27 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
1 |
|
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. |
ЗОЖ |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
П.8.4 стр.187 Вопрос _____. |
|
|
||||||
28 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
1 |
ИНМ Лекция |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
Неинфекционные заболевания |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос |
П.8.5 стр.191 Вопрос _____. |
|
|
||||||
29 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
1 |
|
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
Привычка, вредная привычка |
Умение работать с учебником, выделять главное |
диктант |
П.8.6 стр.196 Вопрос _____. |
|
|
||||||
30 |
Профилактика вредных привычек |
1 |
|
Профилактика вредных привычек |
Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, табакокурение) |
Умение противостоят вредным привычкам |
Тест |
П.8.7 стр.203 Вопрос _____. |
|
|
||||||
31 |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности |
1 |
Беседа, сам.раб |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности |
Здоровье, иллюзия, бред, демография |
Умение работать с учебником, выделять главное |
Зачет |
П.8.8 стр.209 Вопрос _____. |
|
|
||||||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(4ч) |
||||||||||||||||
32 |
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие) |
1 |
Пр. раб |
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. |
|
Навыки медицинской помощи |
Пр. раб |
П.9.1 стр.214 Вопрос _____. |
|
|
||||||
33 |
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) |
1 |
Пр. раб |
Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком. |
Основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти |
Делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца |
Пр. раб |
П.9.2 стр.224 Вопрос _____. |
|
|
||||||
34 |
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) |
1 |
Пр. раб |
Средства оказания первой медицинской помощи при травмах |
Обморожение, обморок, ожог. Степени ожога,, симптомы обморочного состояния. эпидермис |
Навыки медицинской помощи при травмах Умение работать с учебником, выделять главное |
Устный опрос Пр. раб |
П.9.3 стр.227 Вопрос _____. |
|
|
||||||
35 |
Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие) |
1 |
Пр. раб |
Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении |
Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего |
Действия при утоплении |
Контрольная работа |
П.9.4 стр.230 Вопрос _____. |
|
|
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013г.
Программа рассчитана на 1 час. В год 35 часов.
Литература для учителя:
1.Организация преподавания курса ОБЖ в школе. Сборник нормативно- правовых и учебно-методических материалов. Под ред. Мишина Б.И.; М. «Вентана-Граф» 2008.
2. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях. Методическое пособие. Хромов Н.И.; М. «Айрис-Пресс» 2008.
3.Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Методика. Под ред. Антоновой Л.Н.; М. «Айрис-Пресс» 2006
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2006.
5.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Уроки и внеклассные мероприятия. Под ред. Шумилова В.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2006 г.
6.Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. Нормативные документы и акты. Под ред. Павлова О.В.
Волгоград, изд. «Учитель» 2006г.
7. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по Основам безопасности жизнедеятельности». М., «Дрофа», 2001г.
8. Правила дорожного движения Российской Федерации с цветными иллюстрациями. – М.: Мир Автокниг, 2006.
9 Игровые занятия в курсе «ОБЖ». 5-9 кл.: А.А.Михайлов – М.: Дрофа, 2004. (Библиотека учителя).
10. ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.
11. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие Латчук В.Н., Марков В.В.; М. «Дрофа» 2006.
Дополнительная литература для обучающихся:
1. В.Н. Латчук, С.К. Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 8 класс», М., «Дрофа», 2008г.
2. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.
3. В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
4. В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы», М., «Дрофа», 2000г.
5. В.П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях», М., «Эксмо», 2004г.
6. С.С. Соловьев «Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов), М., «Интеллект - Центр», 2002г.
6.Энциклопедия. Я познаю мир. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
7. Правила дорожного движения для детей/ Авт-сост. Вера Надеждина. – М.: АСТ; МН.: Харвест, 2006.
Интернет-ресурсы:
Название сайта |
Электронный адрес |
Совет безопасности РФ |
http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ |
http://www.mvd.ru |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ |
http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ |
http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ |
http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ |
http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба |
http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности |
http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Журнал «Курьер образования» |
|
Журнал «Вестник образования» |
|
Издательский дома «Профкнига» |
|
Издательский дом «1 сентября» |
|
Издательский дом «Армпресс» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности |
http://www.opasno.net |
Личная безопасность |
http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) |
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России |
|
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) |
http://ww.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников |
http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности |
|
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности |
http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях |
http:// www.hardtime.ru |
Материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическая литература.
- Нормативная и правовая литература.
- Периодические издания.
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура.
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
- Мультимедиапроектор.
- Экран настенный.
3. Средства индивидуальной защиты.
Средства защиты органов дыхания.
- ГП-5
- ватно-марлевые повязки.
Средства защиты кожи
- костюм защитный Л-1
- ОЗК (общевойсковой защитный комплект)
- автомобильная аптечка.
- индивидуальный перевязочный пакет.
4. Противопожарные средства.
- Огнетушители ОП – 10
5. Действия населения при авариях и катастрофах.
- Первая медицинская помощь при ЧС.
- Правила поведения при пожаре в ОУ.
- Стенд «Классификация ЧС».
- Стенд «Первая медицинская помощь».
- Стенд «Уголок безопасности дорожного движения».
- Основы пожарной безопасности для школьников.
- План эвакуации.
6. Аудиовизуальные пособия.
- Видеофильм «ЧС природного и техногенного характера».
- Видеофильм «Правила безопасного поведения».
- Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире».
- Видеофильм «Улица полна неожиданностей».
- Видеофильм «Первая медицинская помощь».
- Видеофильм «Основы противопожарной безопасности».
- Диск DVD «Алкогольный террор против России».
- Диск DVD «Профилактика наркомании».
- Диск DVD «Справочник медицинской сестры».
- Диск DVD «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы».
- Диск DVD «Безопасность дорожного движения».
- Диск DVD «Если у вас ЧП».
- Диск DVD «Последствия лесных пожаров».
- Диск DVD «Последствия наводнений».
- Диск DVD «Ярость природы».
7. Средства программного обучения и контроля знаний.
- Презентация «Безопасность на льду, воде».
- Презентация «Программы здорового образа жизни».
- Презентация «Профилактика табакокурения».
- Презентация «Безопасность дорожного движения».
- Презентация «Пожарная безопасность».
- Презентация «Пожары и взрывы».
- Презентация « Гидродинамические аварии».
- Компьютерные игры по ПДД.
- Тесты.
- Практические ситуации и задачи.
- Олимпиадные задания для 7-8 классов в компьютерном виде.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»