В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии»

Рабочая программа по индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии»

юдина татьяна
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12 голосов:4просмотров: 7185
Краткое описание
Цель: преодоление нарушений устной и письменной речи.
  Задачи:
1.    Выявить нарушения устной и письменной речи с целью своевременной коррекции.
2.    Формировать фонематический слух и восприятие.
3.    Развивать грамматический строй речи, связную речь и лексический запас слов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Рабочая программа.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif















.

Рабочая программа

по индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии»


для 1 класса











Автор – составитель:


Юдина Татьяна Петровна, учитель-логопед











2014-2015 учебный год


Содержание


1

Пояснительная записка

3

2

Календарно-тематическое планирование

8

3

График контрольных работ

8

4

Материально- техническое обеспечение учебного предмета

8

5

Список литературы

9

6

Контрольно-измерительные материалы

9

7

Мониторинг результатов освоения учебного предмета

10




























1.Пояснительная записка


1.1 Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии» для обучающегося 1 класса, составлена в соответствии Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; письма МНО РСФСР Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июня 1980 г. №281-м-17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»; приказа ДОиМП ХМАО-Югры от 08.08.2014г №1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»; требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*, основной образовательной программы начального общего образования, приказа по школе «Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014-2015 учебном году»; программно – методических материалов для логопедических занятий, Л.М. Козыревой, Ярославль, 2006; результатов логопедической диагностики.


1.2.Место индивидуальных коррекционно-развивающим занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс в учебном плане

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи», 1 класс, рассчитаны на 33 часа в год; 1 час в неделю.


1.3. Общая характеристика индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии»

Курс профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи направлен на обеспечение системно-деятельностного подхода и призван способствовать реализации развивающего потенциала начального образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём развития  у обучающегося правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений,

произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, сознательного, активного присвоения им нового социального опыта.

Коррекционно-развивающая работа по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи в 1 классе осуществляется по разделу «Развитие фонетико-фонематической стороны речи – профилактика нарушений устной и письменной речи при ринолалии».

Описание ценностных ориентиров содержания индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи»

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

*приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009г. №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г.)

**приказ МБОУ СОШ №4 от 30.08.2014 №463 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования на 2014-2015 учебный год»


Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания

как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


1.4. Цели и задачи индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс

Цель: преодоление нарушений устной и письменной речи.

Задачи:

    1. Выявить нарушения устной и письменной речи с целью своевременной коррекции.

    2. Формировать фонематический слух и восприятие.

    3. Развивать грамматический строй речи, связную речь и лексический запас слов.


1.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты индивидуальных коррекционно-развивающим занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс

Личностные:

  • общее представление о русском языке как языке своей страны; положительное отношение к учению, наличие элементарного познавательного интереса.

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • использовать выделенные учителем-логопедом ориентиры действия;

  • осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной и письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своей деятельности;

  • выполнять действия проверки.

Познавательные УУД:

  • слушать учителя-логопеда, находить в его речи нужные сведения;

  • выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

  • понимать информацию заданий, представленных в модельном виде, переводить её в словесную форму;

  • в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учетом указанных критериев, делать умозаключения, использовать освоенные условные знаки.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать друг друга, соблюдать основные правила общения на занятии;

Предметные результаты

Обучающийся узнает:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

  • о значении правильного дыхания;

  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающийся научится:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на базовом уровне;

  • различать понятия звук и буква;

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • давать характеристику звукам;

  • производить упрощённый фонетический разбор слова;

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • составлять словосочетания и предложения;

  • читать 20-25 слов в минуту;

  • писать под диктовку;

  • правильно употреблять предлоги в своей речи;

  • правильно произносить все звуки в речи.


1.6. Содержание индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс


Раздел 1. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа (11ч)

Звук и буква А. Выделение звука из слова. Словарь «Фрукты». Развитие ручной моторики. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.

Звук и буква О. Выделение звука из слова. Словарь «Овощи». Развитие ручной моторики. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.

Звук и буква У. Выделение звука из слова. Словарь «Птицы». Предлоги по, за, на. Наречия: высоко, низко, вверху. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л

Звуки и буквы А, О, У. Первый звук в слове. Словарь «Фрукты-овощи». Согласование прилагательных с существительными в роде. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л

Звук и буква Ы. Последний звук в слове Словарь Деревья». Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л Дыхательная гимнастика.

Звук и буква Э. Первый звук в слове. Словарь «Ягоды». Согласование прилагательных с существительными в роде. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л

Звук и буква М. Начало, середина, конец слова. .Словарь «Огород». Согласование прилагательных с существительными в роде. Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.

Звук и буква Л. Начало, середина, конец слова. Словарь «Цветы». Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.

Звук и буква Р. Начало, середина, конец слова. Словарь «Грибы». Согласование прилагательных с существительными в роде. Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.

Звук и буква Н. Начало, середина, конец слова.

«Зоопарк». Предлоги на, в, под. Автоматизация звука Л, Ль в слогах

Сонорные звуки М.Н.Л.Р. Первый и последний звук в слове. «Лес». Предлоги за, между, перед. Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

Раздел 2. Твердые и мягкие согласные звуки (10ч)

Звук и буква И. Звуковой анализ слов типа кит. «Инструменты». Именительный падеж, множественное число существительных. Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

Буква Я. Звуковой анализ слов типа яма.

«Мебель». Именительный падеж, множественное число существительных. Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

Буква Ю. Звуковой анализ слов типа юла. «Игрушки». Предлоги над, под, из-под. Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

Буква Е. Звуковой анализ слов типа ежи. «Животные». Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

Буква Ё. Звуковой анализ слов типа ёрш. «Рыбы». Предлоги над, под, из-под.

Буква Ь (смягчитель). Звуковой анализ слов типа конь. «Домашние животные». Согласование прилагательных с существительными в роде.

Звуки М—М'. Звуковой анализ слов типа мак, мил.

«Цветы». Согласование прилагательных с существительными в роде.

Звуки Л—Л'. Звуковой анализ слов типа лук, лис.

«Овощи». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Звуки Н — Н'. Звуковой анализ слов типа Нина.

«Имена людей». Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Звуки Р—Р'. Звуковой анализ слов типа рак, рис.

«Животные водоемов». Предлоги над, под, из-под.


Раздел 3. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы (12ч)

Звук и буква П. Звуковой анализ слов типа плащ.

«Одежда». Предлоги в, на, с, из.

Звук и буква Б. Звуковой анализ слов типа боты.

«Обувь». Антонимичные приставки.

Звуки и буквы П—Б. Звуковой анализ слов типа шапка.

«Головные уборы». Антонимичные приставки.

Звук и буква Т. Звуковой анализ слов типа плот.

«Транспорт». Приставки на согласную. Ъ после приставок.

Звук и буква Д. Звуковой анализ слов типа диск.

«Спортивные вещи». Наречия пространственного значения.

Звуки и буквы Т—Д. Звуковой анализ слов типа труба.

«Музыкальные инструменты». Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д.).

Звук и буква К. Звуковой анализ слов типа карп. «Рыбы». Приставки и предлоги пространственного значения.

Звук и буква Г. Звуковой анализ слов типа тигр.

« Зоопарк». Согласование прилагательных с существительными в роде.

Звуки и буквы. К-Г Звуковой анализ слов типа сокол.

«Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

Звук и буква Ф. Звуковой анализ слов типа филин. «Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

Звук и буква В. Звуковой анализ слов типа ворона.

«Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

Звуки и буквы Ф—В. Звуковой анализ слов типа воробей

«Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.


1.7. Учебно - тематический план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс


Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема, раздел.

Количество часов

Раздел I. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа

11

1.

Звук и буква А. Выделение звука из слова.

Словарь «Фрукты». Развитие ручной моторики. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.

1


2.

Звук и буква О. Выделение звука из слова. Словарь «Овощи». Развитие ручной моторики. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.

1

3.

Звук и буква У. Выделение звука из слова. Словарь «Птицы». Предлоги по, за, на. Наречия: высоко, низко, вверху. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л


1


4.

Звуки и буквы А, О, У. Первый звук в слове. Словарь «Фрукты-овощи». Согласование прилагательных с существительными в роде. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л


1


5.

Звук и буква Ы. Последний звук в слове Словарь Деревья». Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л Дыхательная гимнастика.


1

6.

Звук и буква Э. Первый звук в слове. Словарь «Ягоды». Согласование прилагательных с существительными в роде. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л


1

7.

Звук и буква М. Начало, середина, конец слова. .Словарь «Огород». Согласование прилагательных с существительными в роде. Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.


1

8.

Звук и буква Л. Начало, середина, конец слова. Словарь «Цветы». Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.


1

9.

Звук и буква Р. Начало, середина, конец слова. Словарь «Грибы». Согласование прилагательных с существительными в роде. Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.


1

10

Звук и буква Н. Начало, середина, конец слова.

«Зоопарк». Предлоги на, в, под. Автоматизация звука Л, Ль в слогах

1


11

Сонорные звуки М.Н.Л.Р. Первый и последний звук в слове. «Лес». Предлоги за, между, перед. Автоматизация звука Л, Ль в слогах

1

Раздел II. Твердые и мягкие согласные звуки

10

12

Звук и буква И. Звуковой анализ слов типа кит.

«Инструменты». Именительный падеж, множественное число существительных. Автоматизация звука Л, Ль в слогах


1

13

Буква Я. Звуковой анализ слов типа яма.

«Мебель». Именительный падеж, множественное число существительных. Автоматизация звука Л, Ль в слогах


1

14

Буква Ю. Звуковой анализ слов типа юла. «Игрушки». Предлоги над, под, из-под. Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

1

15

Проверочная работа №1

1

16

Анализ проверочной работы. Буква Ё. Звуковой анализ слов типа ёрш. «Рыбы». Предлоги над, под, из-под.

1

17

Буква Ь (смягчитель). Звуковой анализ слов типа конь.

«Домашние животные». Согласование прилагательных с существительными в роде.


1

18

Звуки М—М'. Звуковой анализ слов типа мак, мил.

«Цветы». Согласование прилагательных с существительными в роде.


1

19

Звуки Л—Л'. Звуковой анализ слов типа лук, лис.

«Овощи». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.


1

20

Звуки Н — Н'. Звуковой анализ слов типа Нина.

«Имена людей». Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

1

21

Звуки Р—Р'. Звуковой анализ слов типа рак, рис.

«Животные водоемов». Предлоги над, под, из-под.

1

Раздел III. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы

12

22

Звук и буква П. Звуковой анализ слов типа плащ.

«Одежда». Предлоги в, на, с, из.

1

23

Звук и буква Б. Звуковой анализ слов типа боты.

«Обувь». Антонимичные приставки.

1

24

Проверочная работа №2

1

25

Анализ проверочной работы. Звук и буква Т. Звуковой анализ слов типа плот.

«Транспорт». Приставки на согласную. Ъ после приставок.

1

26

Звук и буква Д. Звуковой анализ слов типа диск.

«Спортивные вещи». Наречия пространственного значения.

1

27

Звуки и буквы Т—Д. Звуковой анализ слов типа труба. «Музыкальные инструменты». Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д).

1

28

Звук и буква К. Звуковой анализ слов типа карп. «Рыбы». Приставки и предлоги пространственного значения.

1

29

Звук и буква Г. Звуковой анализ слов типа тигр.

« Зоопарк». Согласование прилагательных с существительными в роде.

1

30

Звуки и буквы К-Г. Звуковой анализ слов типа сокол.

«Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.


1

31

Звук и буква Ф. Звуковой анализ слов типа филин. «Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

1

32

Проверочная работа №3.

1

33

Анализ проверочной работы. Звуки и буквы Ф—В. Звуковой анализ слов типа воробей «Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

1


1.8. Форма промежуточной аттестации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс: для оценки достижения обучающихся 1-х классов используется качественная оценка успешности усвоения программного материала.


2. Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающим занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс (Приложение 1)


3. График контрольных работ индивидуальных коррекционно-развивающим занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс


Тема раздела

Тема контрольной работы

Вид контроля

Кол-во час.

Дата

1

Твердые и мягкие согласные звуки

Проверочная работа №1


Тематический

1


2

Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы

Проверочная работа №2


Тематический

1


3

Проверочная работа №3


Итоговый

1


Итого

3



4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Методические пособия

1. Л.М. Козырева. «Программно-методические материалы для логопедических занятий», Ярославль, 2006.

2. О.В. Елецкая. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера. 2007 (Логопед в школе)

3. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда.-2-е изд.-М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 279с. :ил. – (Коррекционная педагогика)

Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы

2.

Интерактивный комплекс «SmartBoard» с программным обеспечением WindowsXР и программа MicrosoftOffice-PowerPoint.

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся.


3.

Документ камера AVerMedia

Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью.

4.

Единая коллекция ЦОР.

Адрес сайта: http:school-collection.edu.ru

5.

Электронный предметно-методический журнал «Начальная школа» с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео).

Адрес сайта: http://digital.1september.ru/

6.

Информационные источники

1. logopedia.by

2. logopedmaster

3. Логобург

4. Логопед.ru

5. Болттунишка

6.http:www.viku.rdf.ru.

7. http://pedsovet.org/

8. http://www.proshkolu.ru

7.

CD-диски


1.Буквограмма. Развивающая методика. Автор С.Ю. Шишковская.

2. «Игры для Тигры»

8.

Книгопечатная продукция

1. Л.М. Козырева. Логопедическая работа в классах коррекции. Смоленск, 1997.

2 .Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 — 7 лет. Ярославль, 2002.

4. Л.М. Козырева. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль, 1999.

5 Л. М..Козырева. Расширяем словарь малышей. Ярославль, 2006.

6. Л. М. Козырева. Развиваем речь малышей. Ярославль, 2006.

7. Л.М. Козырева. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 1999.

8. Л.М. Козырева. Читаем и играем. Ярославль, 2006.

9. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

9.

Учебно-наглядные пособия

1. таблицы к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой);
2. комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе.


5. Список литературы

Литература для учителя

1. Л.М. Козырева. «Программно-методические материалы для логопедических занятий». Ярославль, 2006.

2. О.В. Елецкая. Организация логопедической работы в школе. -М.:ТЦ Сфера. 2007 (Логопед в школе)

3. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда.-2-е изд., -М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 279с. :ил. – (Коррекционная педагогика)

4. Л.М. Козырева. Логопедическая работа в классах коррекции. Смоленск, 1997.

Литература для родителей

1. Л. М. Козырева Развитие речи. Дети 5 — 7 лет. Ярославль, 2002.

2. Л.М. Козырева. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль, 1999.

3. Л. М..Козырева. Расширяем словарь малышей. Ярославль, 2006.

4. Л. М. Козырева. Развиваем речь малышей. Ярославль, 2006.

5. Л.М. Козырева. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 1999.

6. Л.М. Козырева. Читаем и играем. Ярославль, 2006.

7. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  1. Контрольно-измерительные материалы

представлены на бумажном носителе.



7.Мониторинг результатов освоения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

«Профилактика и коррекция устной и письменной речи при ринолалии» 1 класс.


Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1.Проверка состояния фонематического восприятия.

ба – па


па – ба


Б.

са – ша


ша – са


Б.

ша – жа – ша


жа – ша – жа


Б.

ца – са – ца


са – ца – са


Б.

ра – ла – ра


ла – ра – ла


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 1 балл – правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па – ба-па); 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой, заменой или пропусками; 0 баллов – невозможность выполнения пробы.

2. Исследование артикуляционной моторики.

«улыбка»


Б.

Критерии: темп выполнения, точность, симметричность, саливация, тремор, посинение.

Всего за пробу:__________

«лопатка»


Б.

«иголочка»


Б.

«маятник»


Б.

«улыбка» - «трубочка»


Б.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5–замедленное и напряженное выполнение; 0,25– выполнение с ошибками (длительность поиска позы, объем, синкинезии, гиперкинез); 0 баллов – невыполнение движений.

3. Исследование звукопроизношения.

собака – маска – нос

сено – василек – высь

замок – коза

зима – магазин

цапля – овца – палец






Б.

шуба – кошка – камыш

жук – ножи

щука – вещи – лещ

чайка – очки - ночь







Б.

рыба – корова – топор

река – варенье - дверь



Б.

Лампа – молоко – пол

лето – колесо – соль



Б.

другие группы звуков


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 3 балла – безукоризненное произнесение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 – один или несколько звуков группы не автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы.

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

танкист


Б.

аквалангист


Б.

космонавт


Б.

термометр


Б.

сковорода


Б.

Всего за пробу:__________

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – точное воспроизведение; 0,5 балла – замедленное по слоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – не воспроизведение.

Всего за серию (из 30 баллов)__________

Серия II. Исследование навыков языкового анализа.

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове…

День был теплый.


Б.

Дом


Б.

Около дома росла высокая береза.


Б.

Карандаш


Б.

Определи место звука в слове:

Сколько звуков в слове?

Первый звук в слове крыша


Б.

Рак


Б.

Третий звук в слове школа


Б.

Сумка


Б.

Последний в слове стакан


Б.

Диктант


Б.

Всего за пробу:__________

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Всего за серию (из 10 баллов)________

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

1. Повторение предложений.

Птичка свила гнездо.


Б.

В саду было много красных яблок.


Б.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.


Б.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.


Б.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов; 0,25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.

2. Верификация предложений.

Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.


Б.

По морю плывут корабль.


Б.

Дом нарисован мальчик.


Б.

Хорошо спится медведь под снегом.


Б.

Над большим деревом была глубокая яма.


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматизмы при исправлении; 0 баллов – ошибка не выявлена.


3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

мальчик, открывать, дверь


Б.

сидеть, синичка, на, ветка


Б.

груша, бабушка, внучка, давать


Б.

Витя, косить, трава, кролики, для


Б.

Петя, купить, шар, красный, мама


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.


4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Птенец выпал … гнезда.


Б.

Почки распустились … деревьях.


Б.

Лена наливает чай … чашки.


Б.

Щенок спрятался … крыльцом.


Б.

Пес сидит … конуры.


Б.

Всего за пробу:__________

Помощь: 1-ая – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ая – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – помощь не помогает.


5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Один дом, а если их много, то это – дома.

Один дом, а много чего? – домов.

Один стол, а много – это …



Б.

Один стол, а много чего? -



Б.

стул


Б.

стул


Б.

окно


Б.

окно


Б.

звезда


Б.

звезда


Б.

ухо


Б.

ухо


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.

Всего за серию (из 30 баллов)________


Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.

1. Детеныши животных.

Инструкция: у кошки – котята, у а …

козы


Б.

Собаки


Б.

волка


Б.

Курицы


Б.

утки


Б.

Свиньи


Б.

лисы


Б.

Коровы


Б.

льва


Б.

Лошади


Б.

Всего за пробу:__________

2. Образование прилагательных от существительных.

2.1. Относительных.

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы


Б.

кисель из клюквы


Б.

горка изо льда


Б.

салат из моркови


Б.

варенье из вишни


Б.

суп из грибов


Б.

варенье из яблок


Б.

лист дуба


Б.

варенье из слив


Б.

лист осины


Б.

Всего за пробу:__________

2.2. Качественных. 2.3. Притяжательных.

Если днем жара, то день жаркий, а если …


У собаки лапа собачья, а у …

мороз


Б.

Кошки


Б.

солнце


Б.

Волка


Б.

снег


Б.

Льва


Б.

ветер


Б.

Медведя


Б.

дождь


Б.

Лисы


Б.

Всего за пробу:__________

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Всего за серию (из 30 баллов)________

Серия V. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик» (3 картинки).

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Рассказ ребенка: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Всего за пробу:__________

Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, либо рассказ незавершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – баз аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.

Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всего за пробу:_________

Критерий смысловой целостности: 5 баллов воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – незначительное сокращение, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; 0 баллов пересказ не доступен.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 - аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ недоступен.

Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.

Всего за серию (из 30 баллов)__________

Всего за весь тест (из 130 баллов)__________

Исследование процесса чтения.

Характер чтения______________________________________________________________________________

Способ чтения________________________________________________________________________________

Понимание прочитанного_______________________________________________________________________

Исследование процесса письма.

  1. Списывание

    • Количество ошибок__________________________________________________________________

    • Характер ошибок____________________________________________________________________

  2. Письмо под диктовку

    • Количество ошибок__________________________________________________________________

    • Характер ошибок____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Рекомендации _______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________


РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ




Норма

Кол-во баллов

Успешность в %

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи





Фонематическое восприятие





Артикуляционная моторика





Звукопроизношение






Звуко-слоговая

структура слова





Серия II. Исследование навыков языкового

анализа





Серия III. Исследование грамматического строя





Серия IV. Исследование словаря и навыков

словообразования





Серия V. Исследование связной речи





Оценка за весь тест






Приложение 1


Календарно - тематическое планирование индивидуальным коррекционно-развивающим занятий

«Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии», 1 класс


№ урока

Дата

Тема занятий

Тип урока

Планируемы результаты

Виды контроля

Примеча-ния

Личностные

Метапредметные

Предметные

Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа (11)

1


Звук и буква А. Выделение звука из слова.

Словарь «Фрукты». Развитие ручной моторики. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.

УОЗУН


- Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.


Регулятивные УУД:

- Принимать учебную задачу урока;

- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

- Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву.

- Ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

- Оценивать свою работу.

Познавательные УУД: -Классифицировать предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы учителя.


Обучающийся научится:

воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;

- называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи;

- обводить предметы по контуру;

- чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;

- находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.

Обучающийся в совместной деятельностью с учителем имеет возможность научиться:

- составлять предложения с опорой на заданную схему;

- составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи;

- соотносить предметную картинку и схему слова;

- воспроизводить рассказ по серии сюжетных картинок;

-овладеет некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики

Тек. К.


2


Звук и буква О. Выделение звука из слова. Словарь «Овощи». Развитие ручной моторики. Развитие артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика.

УОЗУН


Тек. К.


3


Звук и буква У. Выделение звука из слова. Словарь «Птицы». Предлоги по, за, на. Наречия: высоко, низко, вверху. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л

УОЗУН

Тек. К.


4


Звуки и буквы А, О, У. Первый звук в слове. Словарь «Фрукты-овощи». Согласование прилагательных с существительными в роде. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л

УОЗУН

Тек. К.


5


Звук и буква Ы. Последний звук в слове Словарь Деревья». Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л Дыхательная гимнастика.

УОЗУН

Тек. К.


6


Звук и буква Э. Первый звук в слове. Словарь «Ягоды». Согласование прилагательных с существительными в роде. Артикуляционная гимнастика. Постановка звука Л

УОЗУН

Тек. К.



7


Звук и буква М. Начало, середина, конец слова. Словарь «Огород». Согласование прилагательных с существительными в роде. Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.

УОЗУН


Тек. К.



8


Звук и буква Л. Начало, середина, конец слова. Словарь «Цветы». Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.

УОЗУН

Тек. К.


9



Звук и буква Р. Начало, середина, конец слова. Словарь «Грибы». Согласование прилагательных с существительными в роде. Автоматизация звука Л в слогах. Дыхательная гимнастика.

УОЗУН

Тек. К.


10


Звук и буква Н. Начало, середина, конец слова.

«Зоопарк». Предлоги на, в, под. Автоматизация звука Л, Ль в слогах


Тек. К.


11


Сонорные звуки М.Н.Л.Р. Первый и последний звук в слове. «Лес». Предлоги за, между, перед. Автоматизация звука Л, Ль в слогах

УОЗУН

Тек. К.


Твердые и мягкие согласные звуки (10)

12


Звук и буква И. Звуковой анализ слов типа кит.

«Инструменты». Именительный падеж, множественное число существительных. Автоматизация звука Л, Ль в слогах

УОЗУН

Выполнять гигиенические правила письма

- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

- .Адекватно воспринимать оценку учителя

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу занятия Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных учителем, выбирать лучший,

Применять критерии оценивания выполненной работы.

Оценивать свои достижения на уроке


Познавательные УУД:

Классифицировать

предметы их по группам, называть группу предметов одним словом.

- Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом

Коммуникативные УУД:

Осуществлять самоконтроль.

Обучающийся научится:

- сравнивать печатную и письменную буквы;

- обводить бордюрные рисунки по контуру;

- конструировать буквы из различных материалов;

- писать буквы в соответствии с образцом;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму

- выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью;

- перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную;

- писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования;

- читать предложения, анализировать их, - писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова;

- правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложения;

- сверять записанное предложение со схемой-моделью; - списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный;

- составлять самостоятельно предложения по образцу; - дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях;

- вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова;

- писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами;

- образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель;

- понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи.

- образовывать сравнительную степень наречий по образцу, данному в прописи (низко — ниже).

- правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы;

- понимать обобщённый смысл поговорки, толковать поговорку.

- называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных.

- восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами в предложении, определять порядок слов в предложении в соответствии со смыслом;

- составлять рассказ по заданной учителем теме;

- составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем

теме,

- анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы;

- восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы;

- использовать приём антиципации при чтении слов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова;- разгадывать ребусы;

- давать характеристику звука;

- писать ча, ща, чу, щу, жи, ши;


Тек. К.


13


Буква Я. Звуковой анализ слов типа яма.

«Мебель». Именительный падеж, множественное число существительных. Автоматизация звука Л, Ль в слогах

УОЗУН


Тек. К.



14


Буква Ю. Звуковой анализ слов типа юла. «Игрушки». Предлоги над, под, из-под. Автоматизация звука Л, Ль в слогах.

УОЗУН

Тек. К.


15


Проверочная работа №1


УКиОЗ

Провероч-ная работа (письмен.)



16


Анализ проверочной работы. Буква Ё. Звуковой анализ слов типа ёрш. «Рыбы». Предлоги над, под, из-под.

УОЗУН

Тек. К.


17


Буква Ь (смягчитель). Звуковой анализ слов типа конь.

«Домашние животные». Согласование прилагательных с существительными в роде.

УК

Тек. К.


18


Звуки М—М'. Звуковой анализ слов типа мак, мил.

«Цветы». Согласование прилагательных с существительными в роде.

УОЗУН

Тек. К.


19


Звуки Л,Л'. Звуковой анализ слов типа лук, лис.«Овощи». Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

УОЗУН

Тек. К.


20


Звуки Н, Н'. Звуковой анализ слов типа Нина.

«Имена людей». Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

УОЗУН

Тек. К.


21


Звуки Р—Р'. Звуковой анализ слов типа рак, рис.

«Животные водоемов». Предлоги над, под, из-под.

УОЗУН


Тек. К.


Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы (12)

22


Звук и буква П. Звуковой анализ слов типа плащ.

«Одежда». Предлоги в, на, с, из.

КУ

-общее представление о русском языке как языке своей страны; -положительное отношение к учению, -наличие элементарного познавательного интереса.


Регулятивные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу;

-использовать выделенные учителем-логопедом ориентиры действия;

-осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной и письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своей деятельности;

-выполнять действия проверки.

Познавательные УУД:

слушать учителя-логопеда, находить в его речи нужные сведения;

выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

понимать информацию заданий, представленных в модельном виде, переводить её в словесную форму;

в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учетом указанных критериев, делать умозаключения использовать освоенные условные знаки.

Коммуникативные УУД:

участвовать в беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать, соблюдать основные правила общения на занятии.



Обучающийся узнает:

-строение артикуляционного аппарата;

-акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

-о значении правильного дыхания;

-основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающийся научится:

-владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на базовом уровне;

-различать понятия звук и буква;

-различать гласные и согласные звуки;

-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-давать характеристику звукам;

-производить упрощённый фонетический разбор слова;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-составлять словосочетания и предложения;

-читать 20-25 слов в минуту;

-писать под диктовку;

-правильно употреблять предлоги в своей речи;

-правильно произносить все звуки в речи.


Тек. К.


23


Звук и буква Б. Звуковой анализ слов типа боты.

«Обувь», «Головные уборы». Антонимичные приставки.

КУ

Тек. К.


24


Проверочная работа №2


УКиОЗ

Провероч-ная работа (письмнн.)



25


Анализ проверочной работы. Звук и буква Т. Звуковой анализ слов типа плот.«Транспорт». Приставки на согласную. Ъ после приставок.

КУ

Тек. К.


26


Звук и буква Д. Звуковой анализ слов типа диск.

«Спортивные вещи». Наречия пространственного значения.

КУ

Тек. К.


27


Звуки и буквы Т—Д. Звуковой анализ слов типа труба. «Музыкал-ные инструменты». Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д).

КУ

Тек. К.


28


Звук и буква К. Звуковой анализ слов типа карп. «Рыбы». Приставки и предлоги пространственного значения.

КУ

Тек. К.


29


Звук и буква Г. Звуковой анализ слов типа тигр.

« Зоопарк». Согласование прилагательных с существительными в роде.

КУ

Тек. К.


30


Звуки и буквы. К-Г Звуковой анализ слов типа сокол.

«Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

КУ

Тек. К.


31


Звук и буква Ф. Звуковой анализ слов типа филин. «Птицы». Приставки и предлоги пространственного значения.

КУ

Тек. К.


32


Проверочная работа №3.


УКиОЗ

Провероч-ная работа (письмен)


33


Анализ проверочной работы. Звуки и буквы Ф—В. Звуковой анализ слов типа воробей «Птицы». Приставки и предлоги пространствен-ного значения.

КУ

Тек. К.


Итого:

33 занятия


КУ – комбинированный урок

УОЗУН – урок овладения знаниями, умениями, навыками

УЗЗУН – урок закрепления знаний, умений, навыков

УСИМ – урок систематизации изученного материала

УКиОЗ – урок контроля и оценки знаний






Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос