Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Птицы – наши друзья»
Программные задачи:
1) обобщить и закрепить знания детей о птицах.
2) продолжать формировать навыки диалогической и монологической речи, грамматически правильно строя предложения.
3) воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
по теме «Птицы – наши друзья».
Возраст: 6-7 лет
Продолжительность: 30 минут
Разработала: воспитатель
Самсонова Людмила Витальевна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре
2016 г.
Цель: Формировать знания детей о пернатых друзьях.
Программные задачи:
-
обобщить и закрепить знания детей о птицах.
-
продолжать формировать навыки диалогической и монологической речи, грамматически правильно строя предложения.
-
воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.
Предварительная работа
Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов. Примет, загадывание загадок. Чтение рассказов о птицах. Подобрать картинки птиц – разрезать, подобрать литературно – художественный материал, музыку.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
- Пришла весна, и к нам возвращаются птицы из дальних южных стран. Но не все птицы улетели, многие зимовали с нами.
Подумайте и назовите птиц нашего края. ( вороны, ласточки, снегири, клесты, кукушки, соловьи).
А теперь расскажите, каких птиц вы наблюдали зимой? (вороны, воробьи, сороки).
Воспитатель: У меня на столе лежат картинки с изображением птиц, нужно выбрать птиц, которые зимуют. (дети выбирают картинки на которых изображены зимующие птицы).
Правильно. Как можно всех этих птиц назвать, одним словом? (Зимующие).
Воспитатель: Почему эти птицы не улетают? – Потому, что и зимой у них есть, чем питаться: семена растений, остатки пищи людей, разные зерна.
Один из детей рассказывает стихотворение про ворону.
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздухе вешние звоны
Даже дух занялся у вороны.
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком.
Вниз на землю глядит она боком,
Что блестит под снежною травкой?
Прошлогодние, мокрые стружки
Это все у вороны – игрушки.
А уж так – то ворона довольна,
Что весна и дышать ей привольно.
Еще одно стихотворение читает ребенок.
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна, горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Разве можно забывать, улететь могли.
Но остались зимовать за одно с людьми.
Воспитатель: Назовите птиц, которые улетают осенью.( ласточки, журавли, утки, гуси и т.д.). Почему они не остаются зимовать? – Исчезают насекомые, которыми они питаются – вот и летят они туда, где есть корм, в теплые края.
- Расскажите, кто прилетает первым? – Грачи.
(Дети рассказывают о грачах и других птицах).
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом? – Перелетные
- Птиц вы назвали, а загадки друг другу можете загадать?
(Дети загадывают сами загадки).
Большой, черный, кричит «крак» - червякам враг. (Грач)
Кто без адреса письма носит…(Голубь)
Воспитатель предлагает игру – загадку. Вызвать троих детей. Раздать конверты с разрезными картинками. Задание: выложить картинку быстро и рассказать о птице.
Воспитатель вместе с детьми оценивают рассказы детей
Воспитатель: Вспомните пословицы о птицах.
Сорока стрекочет – гостей пророчет.
Глупа та птица, что гнезда не вьют.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Воспитатель: А приметы кто может назвать?
Ласточка высоко летает, к сухой погоде.
Поздний отлет – к поздней весне.
Воспитатель предлагает детям изобразить птиц под музыку.
- Расскажите, как люди заботятся о птицах в разное время года.
( Рассказы детей).
Воспитатель: Правильно, люди заботятся о птицах, потому что они помогают уничтожать вредных насекомых и спасают урожай.
Птицы – наши друзья. А мы друзья птиц.
Итог.
Дети птиц ловить не надо! Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет ни в саду. Ни в огороде.
Сделай гнездышко – домишки на ветвях для птичек малых.
Да следи, чтоб коршун хищный не ломал, не разорял,
Нет вредителям пощады! Пусть не губят урожай!
Мы друзей встречаем дружбой, а врагов уничтожают.
Обижать птенцов не надо! Будут птицы на свободе –
Вредных гусениц не станет ни с саду, ни в огороде.
1. С.Н. Николаева. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. – с. 3 - 7.
-
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – ВолгограДети: ИТД Корифей, 2008.
-
С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.
-
С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - с. 85 -91.
-
Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – с. 128 - 130.
- Конспект интегрированного занятия по ручному труду в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Ай, да березка!» (ниточный коллаж)
- Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой технологии. Тема: «Прогулка в лес».
- Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием средств ТСО (аудиозаписи) на тему «Зимний пейзаж»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»