Реализация инклюзивного образования в дошкольных организациях в условиях муниципальной образовательной системы
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В статье представлено современное состояние муниципальной системы образования в Республике Мордовия, как одно из составляющей федеральной и региональной систем образования. Описана реализация инклюзивного образования в дошкольных организациях в условиях муниципальной образовательной системы Республики Мордовия.
Образование в Республике Мордовия является приоритетным направлением государственной политики. Муниципальная система образования призвана решать задачи модернизации образования, направленные на дальнейшее сохранение и развитие сети учреждений образования, обеспечение доступности, бесплатности получения качественного образования, развитие системы повышения квалификации педагогических кадров учреждений образования городского округа Саранск.
Приоритетом в развитии системы дошкольного образования в городском округе Саранск продолжает оставаться обеспечение государственных гарантий его доступности. Муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений в 2014-2015 учебном году объединяет 72 дошкольных учреждения, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с контингентом 15614 воспитанников в возрасте от 1,5 года до 7 лет.
Всего услугами дошкольного образования в городском округе Саранск обеспечены 91% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и 99% детей в возрасте от 3-х до 7 лет от общего количества детей, нуждающихся в услугах данного вида.
Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено 863 воспитанника детских садов.
Воспитанием, обучением, развитием и обслуживанием детей дошкольного возраста в городском округе Саранск занимаются 3171 человек, из них – 1569 педагогов, 88,8 % которых имеют высшее профессиональное образование. В инновационном режиме работают 73 дошкольных образовательных учреждений, что составляет 100 % [5].
Динамика развития сети образовательных учреждений г. Саранска в последние годы подверглась значительным изменениям. Ее существенной характеристикой является дифференцированность учреждений по типам и видам, позволяющим удовлетворять образовательные потребности жителей нашего города. Структура городской системы образования становится более мобильной.
В городском округе Саранск созданы условия для получения общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Начата работа по реализации направления «Дистанционное образование детей-инвалидов» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». На базе школы № 25 создана республиканская экспериментальная площадка «Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов», осуществляющая обучение детей в дистанционном режиме, совместно с государственным учреждением «Мордовский республиканский молодежный центр» и ФГБОУ ВПО «МГУ им Н.П. Огарева».
В данном проекте участвуют дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие дети. Проект помогает им успешнее осваивать школьные предметы, сеть интернет, способствует расширению круга общения, кругозора.
Требует внимания обеспечение архитектурной доступности зданий дошкольных и общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сохраняется проблема доступности дошкольного образования. Для обеспечения общедоступного качественного дошкольного образования необходимо создать условия для расширения сети и вариативности дошкольных образовательных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования [5].
Для роста качества дошкольного образования, образовательно-воспитательных компетенций дошкольников города необходимо создать условия для перехода на стандарты нового поколения; расширить вариативность образовательной сети городского округа Саранск; обеспечить рост профессионального мастерства педагогов; инновационный характер дошкольного образования в соответствии с требованиями экономики, основанный на знаниях и компетенциях.
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности, необходимо институционная перестройка системы образования на основе ее эффективного взаимодействия с рынком труда. Для преодоления усиливающего разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем его кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентируемые не только на внутренние социально-экономические потребности города, но и обеспечение его конкурентоспособности на федеральном и мировом уровне.
В последние годы городская система образования показала свою стабильность, стремление к открытости и доступности. С целью развития и совершенствования системы общего образования и воспитания в ноябре 2015 года утверждена муниципальная целевая программа «Развитие системы образования городского округа Саранск». Перспективные моменты, отраженные в программе, найдут реальное воплощение в деятельности детских садов и школ города.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, новое положение о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082) обозначили новые стратегические цели. Сопровождению инклюзивного образования отводится особая роль. Закон признает легитимным понятие «инклюзивное образование» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», но и закрепляет право выбора за каждым человеком форм получения образования, форм обучения и образовательной организации в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [2]. Эффективная реализация представленных приоритетов включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации возможно через последовательное и профессиональное решение задач специализированного психолого-педагогического сопровождения различных аспектов инклюзивной практики.
Одним из основных направлений деятельности МУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» является «оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением».
Деятельность ПМПК также направлена, прежде всего, на улучшение качества коррекционно-развивающего процесса, расширения направлений работы, на обновление содержания и внедрение новых эффективных психологических, педагогических и здоровьесберегающих технологий; на совершенствование системы управления; расширение информационного и кадрового обеспечения; расширение межведомственного взаимодействия. Основной миссией ГПМПК является обеспечение прав детей различных категорий (в т. ч. детям-инвалидам) и их семьям, на получение коррекционно-развивающей, реабилитационной, социально-педагогической и медицинской поддержки [5].
В программе «Развитие системы образования городского округа Саранск» одной из целью является - развитие и совершенствование всех аспектов функционирования МУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация», как части муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения детей и педагогов в системе образования, создание условий, обеспечивающих доступность и качество комплексной помощи всем субъектам образовательного пространства городского округа Саранск. И, соответственно, определены задачи:
- повышение качества и обеспечение доступности современной методической помощи субъектам образования городского округа Саранск;
- методическое сопровождение совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях в ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью поддержки условий формирования качественного образования;
- развитие системы психолого-медико-педагогической, информационной и научно-методической поддержки образовательных организаций городского округа Саранск, осуществляющих инклюзивное, интегрированное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения;
- формирование современного сетевого взаимодействия всех муниципальных структур образования городского округа Саранск в рамках инновационной стратегии «Наша новая школа» [5].
Решение данных задач достигается посредством комплексного подхода к развитию правовой базы, кадровому и информационному и материально-техническому обеспечению деятельности муниципальных учреждений городского округа Саранск.
Литература
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утв. Президентом РФ от 04 февраля 2010 г. № Пр-271. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base. garant.ru/ 70291362/.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base. garant.ru/ 70291362/.
3. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base. garant.ru/ 70291362/.
4. Постановление Правительства Республики Мордовия от 04 октября 2013 г. № 451 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия на 2014 – 2020 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document.
5. Постановление Администрации городского округа Саранск «Развитие системы образования городского округа Саранск». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adm-saransk.ru/saransk/.
6. Официальный сайт Министерства образования Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/III/CO1_str120-122.pdf.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС