Конспект урока по ИЗО "260 лет лет Горному Алтаю в составе России"
«260 лет Горному Алтаю
в составе России»
Турлунова Айтана Владимировна, учитель технологии и изобразительного искусства
МКОУ «Ортолыкская СОШ имени М.И.Лапшина»
Республика Алтай, Кош-Агачский р-н, с.Ортолык
с.Ортолык, 2016
Конспект урока
Дисциплина: изобразительное искусство.
Тема: 260 лет Горному Алтаю в составе России.
Класс: 7.
Цель: развитие навыков изображения исторического жанра.
Задачи:
1. Познакомить с историей вхождения Горного Алтая в состав России.
2. Развивать мышление, воображение, память умение сопереживать, сочувствовать.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к истории своего народа, Родины; чувства долга перед родиной.
Продолжительность: 45 мин.
Тип: ОНЗ
Форма: интегрированный урок истории Горного Алтая и изобразительного искусства.
Материалы и оборудование: записи гимнов России и Республики Алтай, плакат с изображением флагов территории, название темы, мультимедийный проектор, акв.краски, альбом, кисть.
Словарь: исторический жанр.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Приветствие.
-
Включение обуч-ся в деятельность:
- Прежде чем начать урок, давайте, друг другу пожелаем удачи. Для этого сделайте хлопки в ладони другу друга.
-
Актуализация знаний.
Цель: создание проблемной ситуации.
Звучит запись гимна России и Республики Алтай.
- Послушайте стихотворение. Подумайте о чем оно?
Ода на вхождение Алтая в состав России.
А.Зыкова
Алтай с Россией породнились,
Когда джунгаров племена
В святую вечность уходили,
Познав войны весь гнев до дна.
Застыли горные озера
От слез и скорби матерей
И плач взывал, как черный ворон,
Лелеять мир грядущих дней.
Алтай средь гор, не знавший рабства,
Языческих богов моля,
Свое последнее богатство
Готов был жертвовать – коня
Но враг – до крови варвар жадный
Остановиться уж не мог.
Народ, измученный и слабый
Совсем от горя изнемог.
Тогда зайсаны жизнь спасая,
Надеждой трепетной горя,
Прощенье слезное подали
К престолу белого царя.
Россия мать для иноверцев
Край вьючных троп на склонах гор
Доверчиво прижала к сердцу,
Скрепив священный договор.
-
Постановка учебной задачи.
- О чем это стихотворение? (Ответы обучающихся)
- С каким историческим событием связана тема сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, в каком жанре будет выполнен рисунок? (исторический)
-
«Открытие нового знания».
- В каком году был принят Горный Алтай в состав России? (1756)
- Когда? Как? Почему и при каких обстоятельствах?
Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Групповая работа.
- Для изображения рисунка в историческом жанре необходимо знать историю события.
- А историю вхождения Горного Алтая в состав России вы узнаете из представленной вам литературы: словарей, энциклопедий.
Присоединение Алтая к России
Джунгарское ханство постоянно нападало на Россию.
В 1745г. после смерти Галдана – Церена за ханский престол шла династийная борьба. Это заметно ослабило силы Джунгарии. Цинская империя втайне готовилась к войне с ними.
Цинская армия была готова к походу. Джунгария узнав о предстоящем походе Цинов, начала готовиться к войне. Она пополняла состав своей армии алтайцами и данниками. Если они отказывались, то уводили насильно.
Алтайское население с тревогой следило за развитием событий в Джунгарии, за развитием отношений с русскими. Особенно беспокоилась та часть населения, которая желала принять российское подданство. Затем Цинская империя напала на Джунгарию. Захватчики уничтожили все «живое». Те кому удалось сбежать «бросились в Сибирь». В след за беженцами на Алтай пришли Цины. Алтайское население, которое проживало в верховьях рек Чуи и Катунь, Цины увели с собой: молодых увели, а старых изрубили. (450 человек)
Сложная обстановка вынудила Алтайских зайсанов искать выход из этого положения.
В 1754г. они решили провести съезд алтайцев для обсуждения ситуации, намечения путей и действий. Но сведений о проведении нет.
Тем временем цинские отряды вышли к Телецкому озеру, всюду совершая грабеж и насилие, заставляя алтайцев принять китайское подданство.
В марте 1755г. 10 зайсанов на совете решили создать алтайский отряд, вооруженный ружьями, сайдаками и копьями. Нанесли несколько поражений захватчикам. Но к лету сами стали терпеть первое поражение и одно за другим. Когда обстановка в Горном Алтае ухудшалась, алтайцы начали подумывать о вхождении в состав России. в Россию начали поступать прошения, в которых просили «взять их в империю и защитить». Однако русские власти не знали, как поступит.
В октябре 1755г. прислали алтайским зайсанам приказ срочно явиться к ним. В течение 4 месяцев у Цинов побывало 20 человек.
В январе 1756г. зайсан Намыкай просит русских ускорить решение вопроса о приеме алтайцев в русское подданство. Но русские власти по – прежнему хранили молчание.
Тем временем китайцы настойчивее требовали своего. Алтайские зайсаны собрались на совет, на котором было решено еще раз обратиться к русским властям о приеме алтайцев.
В январе 1756г. такое решение поступило от имени 12 зайсанов в Бийскую крепось, в Чагырскую крепость – от зайсана Омбы и других. (под властью 12 зайсанов имелось более 1500 юрт) (П.1)
Тем временем цины проявляют болшую активность, принуждают алтайцев принять китайское подданство, грабят, мирное население уводят в плен, совершают насилие и убийства мирных жителей. Это стало обычным явлением тех дней в Горном Алтае.
Не дождавшись помощи со стороны русских властей, зайсаны Омбо, Тулгучай, Бобой вновь собирают народ для защиты своей свободы, независимости и своих владений.
Цины все глубже проникают в глубь Горного Алтая. Преследуемые врагами алтайцы уходят к границам русского государства, часть скрывается в труднодоступных местах. А те, кому не удалось уйти от преследователей, старались вести двойную игру, чтобы выиграть время и надеясь на то, что русские власти примут положительное решение вопроса.
Зайсаны не получив ответа, вновь и вновь направляют свои решения русским властям о приеме алтайцев.
Пока Россия думала, алтайские кочевники, ища защиты от китайцев, самовольно прикочевывают к русским пунктам и селятся около них.
2 мая 1756г. выходит указ Елизаветы Петровны о принятии алтайцев в «русскую протекцию».
С июня 1756г. в Колывано – Кузнецких крепостях начался прием алтайских кочевников в русское подданство. А концу года русское подданство приняло основную массу кочевого населения.
-
Первичное закрепление.
- Итак, мы с вами познакомились с историей вхождения алтайского народа в состав России.
Ответьте на вопросы:
- XVII – начало XVIII-го века. Какая обстановка царила в это время? (Рассказы обучающихся)
- Какие действия принимали алтайские зайсаны с целью помочь своему народу? (не раз писали письма, собирали народ на совет, организовывали отряды, вели борьбу с захватчиками)
- Почему алтайские зайсаны решили обратиться к России? (цины постоянно нападали на них, требовали принять китайское подданство, убивали; в целях защиты своего народа, свободы, независимости, земель)
- Когда императрица Елизавета Петровна подписала указ? 92 мая 1756г.)
-
Самостоятельная работа.
- Сейчас постараемся изобразить, передать историю в рисунках.
Работаем в парах.
- Каждая пара выбирает фрагмент исторического события и рисует его.
- В конце урока у вас должна получиться история в рисунках.
Приступаем к работе.
- Итак, заканчиваем работу. По порядку выстроим события.
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Организация выставки работ.
- Проверим, правильно ли расставили.
- Расскажите вкратце по рисункам.
- Какое великое событие в этом году отмечает наша республика?
-
Рефлексия.
- Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить полученные знания?
Оценивание.
Д/з выполнить рисунок в цвете.
Литература
-
Иллюстрированный атлас «Республика Алтай». – Новосибирск: Изд-во «Арта», 2006. – 368 с.
-
История Республики Алтай. – Институт Алтаистики им. С.С.Суразакова, 2002. – 360 с.
-
Республика Алтай. Краткая энциклопедия. – Новосибирск: Изд-во «Арта», 2010. – 366 с.
-
Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX в.: Проблемы политической истории и присоединения к России. Монография. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1991. – 256 с.
Приложение 1
Рис.1. Юрта
Приложение 2
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей