Открытое занятие с детьми ОВЗ младших классов в сенсорной комнате.
Автор: педагог-психолог Бутахина Евгения Анатольевна
Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Бирюза» муниципального района Сергиевский Самарской области (ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р. Сергиевский) .
Дисциплина-психология.
Тема: «Мероприятие».
Продолжительность занятия: 40 минут.
Пояснительная записка
Открытое занятие с детьми ОВЗ младших классов в сенсорной комнате.
Тема: «Волшебное царство».
Цель занятия – расширение познавательной сферы, развитие воображения, зрительной памяти, сенсомоторных навыков, тактильной чувствительности, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Теоретические:
1.1 осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья;
1.2 осуществить анализ социально-психологических особенностей детей, с которыми будет проводиться занятие.
2. Практические:
2.1 сформировать у ребенка представления об окружающем мире;
2.2 развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения;
2.3 развить сенсомоторные навыки;
2.4 осуществить стимуляцию воображения и мышление ребенка;
2.5 осуществить коррекцию внимания;
2.6 осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арттерапии, сказкотерапии, техники телесноориентированной терапии.
Оборудование:
профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами;
фонтан водный настольный;
пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь».
детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
сухой душ;
маты напольные;
пуфики-кресло «Груша»;
цветные модули;
проектор «Солнечный-100»;
зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;
профессиональный прибор заливки цветом;
сухой бассейн;
музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
Предполагаемый результат: улучшение внимания, мышления, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Длительность занятия 40 минут, занятие проводится с 3-4 детьми.
План проведения:
Введение. Мотивация.
Создание положительного настроя.
Основная часть.
Релаксация.
Рефлексия.
Сценарий:
-Ребята, здравствуйте. Я сегодня получила письмо.Догадайтесь по предметам от кого? (Предметы: пиратская шляпа, галстук, наглазник, тельняшка)
-Совершенно верно! Письмо от старого пирата. Он пишет, что он уже стар и не может отправиться в путешествие и поэтому предлагает нам с вами отправиться в путь и отыскать его клад. Спрятан он далеко, но мы сможем его найти, если преодолеем все препятствия и выполним все задания.
- Отгадайте загадку и Вы узнаете куда мы отправимся:
Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут. (Море)
- Да, мы отправляемся в морское путешествие.
-Вы согласны отправится со мной в путешествие?
Мы должны собрать с собой самое необходимое.
Надо назвать своё имя и что вы возьмёте с собой в путешествие на первую букву вашего имени.
-Отгадайте, что еще нам понадобится для путешествия?
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть-ехать нельзя,
Земля есть-пахать нельзя,-
Что это? (Карта)
- Прекрасно, у нас есть карта и вы теперь матросы моего корабля. У всех кораблей есть название. Я предлагаю вам угадать, как я назвала наш корабль.
Упражнение «Волшебное слово»
Психолог читает стихотворение, и выделяет звуком (например, звон колокольчика) прочитанное слово, первая буква которого является одной из букв названия корабля. Дети записывают эти буквы. Затем все вместе складывают буквы и узнают название корабля.
Вот
оно
какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами
шумящее,
чайками
кричащее,
чистое,
солёное,
тёплое,
рифлёное
С
небом обнимается,
Солнцу
улыбается!..
(Зубаненко Л.)
-Какое получилось название корабля? «Росток»!.
-Итак, мы сели на корабль и поплыли по морю. (Включается фонограмма со звуками морского прибоя.).
Подвижная игра “Волны”
-Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет “купающимся”, а остальные – “волнами”. “Купающийся” становится в центр круга, “волны” тихонько поглаживают его.
Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает с их помощью показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т.д.
-Ребята, а вы знаете, что вся вода, находящаяся на нашей планете, имеет свои звуки: она может быть громкой и тихой, она может шуметь и мягко звучать. Давайте вы сами послушаете нашу воду.
(Психолог включает детям профессиональный генератор запахов со звуками природы, настраивая звуки океана,весеннего дождя,фонтана. Каждый раз он обращает внимание детей на различия в слышимых ими звуках).
«Блестящая вода» ( звук фонтана).
- Первый маршрут на корабле привёл нас на остров, в котором бьет необычный фонтан. Мы сможем поиграть с водой так, как не смогли бы в реальной жизни. Фонтан волшебный, и даже вода волшебная. Она блестящая, сверкающая, меняет цвет и из нее можно плести косички или прижимать ее к сердцу. Смотрите.
(Психолог включает пучок фиброоптичеких волокон и предлагает детям поиграть с блестящими волокнами, обращая их внимание на меняющиеся огоньки).
-Теперь идём по второму маршруту. Куда он нас приведёт?
-Второй маршрут нас привёл в подводное царство.
«Подводное царство»
-Чтобы лучше познакомиться с водой, мы можем понаблюдать за жителями нашего подводного царства. Смотрите внимательно, какое оно удивительное.
(Психолог подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на изменение цвета воды, появляющиеся пузырьки, плавающих рыбок и легкую вибрацию).
Упражнение «Найди такую же рыбку»
(Психолог обращает внимание детей на отражение в трубке, которая отражается плавают такие же рыбки. Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбок»).
Дети ловят одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в ее отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).
Упражнение «Золотая рыбка»
(Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок. Создается соревновательная обстановка).
-А третий маршрут нас привел куда? Правильно, он привёл нас на остров Загадка. Мы сможем продолжить наше путешествие, если отгадаем все загадки. (Карточки с загадками на морскую тематику)
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один,
Все в присосках восемь ног,
Кто же это?(осьминог)
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно -
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь.(акула)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой,
Хватает клешней.
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.(краб)
Он очень похож на простого коня,
Но в иглах все тело, на теле броня,
И держится там, где поросшее дно,
Плыть вверх или вниз для него все равно.(морской конек)
Купол, как зонтик, прозрачный имеет,
Плыть, если надо, неплохо умеет,
Движется купол и плыть помогает,
Щупальце, словно крапива кусает.(медуза)
Как рыба в воде, машет сильным хвостом,
Но кормит детишек своим молоком,
Он с радостью в море корабль встречает,
Людей не умеющих плавать спасает.(дельфин)
-Остался последний, четвёртый маршрут и привёл он нас куда? - правильно, к кладу. А клад этот находится на морском дне.
-Ребята, давайте как дельфины поныряем в воде.
Упражнение «Дельфин». Ребята лежат в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Дети шевелятся, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняя движения ногами к себе.
Ребята лежат на животе, а затем на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Выполняют синхронные движения ногами и руками как-будто плывут.
Упражнение «Найди и достань со дна бассейна»
Просим детей найти на дне бассейна «клад». ( Сундучок с предметами на морскую тематику, конфеты, шоколадные монеты, детские украшения, игрушки и т.п)
-Ребята вы очень постарались и помогли пирату.
Прощание. Психолог предлагает детям лечь на напольные маты. И послушать сказку «Скромный дельфин». Беседа по сказке.
«Волшебный дождь».
-Ребята, а на прощание поиграем с волшебным дождем. Он всем дарит радость и хорошее настроение. (Психолог включает зеркальный шар и показывает детям цветные «пятнышки», предлагая каждому взять их на ладошку).
Рефлексия.
-Наше путешествие подходит к концу. Скажите, что для вас было самым интересным, что понравилось? Что было сложно или трудно? Сегодня вы показали, какие вы внимательные, находчивые, любознательные. Поэтому наше путешествие оказалось удачным. Давайте скажем «Всем, всем до свидания!».
Литература
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ