Конспект совместной образовательной деятельности «Русские посиделки».Развлечение в подготовительной группе
Конспект совместной образовательной деятельности
«Русские посиделки». Развлечение в подготовительной группе
Шипицына Татьяна Николаевна воспитатель МДОУ Детский сад № 1 «Лесная полянка» город Железногорск – Илимский Иркутская область
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная, восприятие фольклора, музыкальная, познавательная.
Основной вид деятельности - восприятие фольклора
Интеграция основных направлений развития детей и образовательных облас-тей «Познавательное развитие» (Окружающий мир, Патриотическое воспита-ние), «Художественно-эстетическое развитие» (Продуктивная деятельность, Музыкальное воспитание), «Социально-коммуникативное развитие» (Игра), «Речевое развитие».
Методы и приёмы: словесный (вопросы, загадки, скороговорка, краткая бесе-да, художественное слово, оценка работы, поощрение), игровой (народные иг-ры, хоровод), наглядный (показ способа действия, предметов), практический.
Цель: приобщать и знакомить детей с историей и традициями русского народа, учить понимать обряды и обычаи русского народа. Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с обрядами осеннего цикла, народными праздниками (посиделки), обогащая знаниями о старинных русских обычаях, играх, хороводах. Развивающие задачи: Развитие интереса к народной культуре, потребности в получении информации (дать понятия: «посиделки», «куклы-обереги»), разви-вать интерес к ритуальным элементам праздничных действий; формировать чувства и навыки нравственного поведения; способствовать более полному ху- дожественному осмыслению исторического наследия прошлого. Развивать па- мять, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси).
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народным играм, хороводам, песням, труду. Воспитывать нравственные качества личности: любви к Родине, народному искусству.
Ход сценария
Группа оформлена под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входят дети.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей избе. Давно вас поджидаю, праздник без вас не начинаю. Как полагается, по русскому обычаю отведайте хлеба-соли, гости дорогие! Уши слушают – все слышат. Глаза смотрят – и всё видят. Ноги – руки не мешают. А как звать вас я не знаю. Чтоб запомнить вас, друзья, Есть хорошая игра, с детства мне она родна Каравай - принимай, своё имя – называй. (Дети угощаются хлебом – солью, называют свои имена). Хозяйка: Проходите, гости дорогие, будьте как дома. У меня для каждого найдется и местечко, и приветливое словечко. Посидим рядком, да поговорим ладком. Вспомним обычаи старины далекой. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! А какой праздник? Догадайтесь! Ответы детей. Хозяйка: в какой я костюм одета? (русский народный). Значит праздник какой? Ответы детей: народный. Хозяйка: - Сегодня праздник у нас: Русские посиделки! Что это за обычай такой? Кто знает? Ответы детей. В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались осенью полевые работы, и был собран урожай, вместе собирались вечерами, чтобы песни попеть, шутки услышать, поиграть, да и рукодельничать. Называли это посиделки! Вот и я припасла для вас забавушек на всякий вкус. Кому–загадку, кому – игру, кому – хоровод. Народ, выходите, хоровод заводите! Хоровод: «Ай, чу-чу» Ребята, вставайте в круг, беритесь за руки, повторяйте движения за мной или придумывайте свои. Дети водят хоровод Хозяйка: располагайтесь поудобнее – «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» - не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в горницу. Вижу, вы мастера плясать, а загадки вы любите разгадывать? И без загадок раньше не обходилось, одна мудрёнее другой. Загадки мои не простые. Все мои загадки выросли на грядке. Доставайте загадки из корзины Дети отгадывают загадки, достают поочерёдно из корзинки листочки с загадками. 1.Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель). 2. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставил Егорушка плакать без горюшка (лук). 3. Белый зубчик от простуды пожевать совсем не худо, От простудных от болезней нету овоща полезней (чеснок). 4. Это овощ, а не куст. В слове этом сочный хруст, Если очень любишь щи, этот овощ в них ищи (капуста). Хозяйка: А вы, ребятки, молодцы! Все загадки мои разгадали! Хозяйка: засиделись мы что-то слишком, а теперь праздник продолжается! Игра начинается! Игра Трифон. Вставайте в круг, с помощью считалки мы выберем Трифона. Он будет показывать движения, а мы повторять.
Хозяйка: Ох, раньше и смеху было, когда говорили скороговорки. Хоть скороговорки это и простая игра, но они всегда учили четко, быстро и правильно говорить, например: «Три сороки- тараторки, тараторили на горке». А ну-ка, попробуйте быстро повторить. Дети повторяют. Хозяйка: Делу время, потехе час Хозяйка: но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. Как говорится в русской пословице: «От скуки – бери дело в руки». Вот и проводили время за любым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узоры вышивал, кто из дерева ложки вытачивал. Весело было! - в моей горнице работа и для вас найдется. А вы знаете, что делали на посиделках? Сейчас узнаем.- Загляните в мой сундучок! (предлагает осмотреть сундук и найти предметы, по очереди). Хозяйка: А как вы думаете, для чего в старину делали кукол? Куклы служили оберегом, берегли людей от бед и приносили счастье в дом. Хозяйка: -Что вы заметили.? Да эту куклу мастера не завершили, чего не хватает у этой куклы? Не порядок! Поможем мастерам! Дети садятся за стол, делают кукол. Замечательные получились куклы, молодцы! А у меня для вас есть еще сюрприз, выходите, а кукол пока оставьте. Хозяйка: Вот и закончились посиделки! Вам понравился праздник? Чего вам больше всего запомнилось и понравилось? Я тоже была рада встречи с вами. Пожелаю вам любить свою родину и народ и не забывать русские традиции. Хозяйка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла да «петушки» сделала на дорожку. Сами покушаете и друзей угостите. – Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости! Кукол не забудьте, пусть они вас оберегают. (дети уходят в группу на чаепитие)
Список литературы:
1. О. Л. Князева, Н. Д. Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – Санкт - Петербург издательство «Детство – Пресс» 1999г. 2. В. И. Шестакова. Праздники и развлечения – Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2004г. 3. Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. Музыкально-игровой материал – Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2003г. 4. О. Е. Светова, Е. В. Никольская. Фольклорные праздники в детском саду – Ростов – на – Дону «Феникс» 2009г. 5. Под редакцией С. И. Мерзляковой. Фольклор – музыка – театр Москва Гуманитарный издательский центр1999г. 6. Г. Науменко. Русское народное детское музыкальное творчество – Москва «Советский композитор» 1988г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»