Задания по функциональной грамотности по биологии для 8 класса на тему «Ткани, органы и системы органов»
Задания для проверки функциональной грамотности по биологии в 8 классе. Содержатся вопросы в виде тестовых заданий, со свободным ответом.
Автор: Гречишкина О.И.
Учитель биологии, 1 категории
Казахстан, СКО, район Г.Мусрепова
Тахтабродская средняя школа
Тема «Ткани, органы и системы органов»
1 вариант
-
Группа клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением это - ………..
-
Тканей в организме довольно много, но все они подразделяются на четыре основных вида …………………………………………….
-
«Угадай ткань»
А) Клетки, какой ткани образуют сомкнутые ряды. Межклеточное вещество почти отсутствует. В зависимости от особенностей строения клеток выделяют несколько видов этой ткани. Функции ткани – покровная, защитная, выделительная и секреторная.
Б) В этой ткани сильно развито межклеточное вещество, в котором разбросаны отдельные клетки. К ней относится кровь, лимфа, жировая ткань, костная и хрящевая ткани.
В) Основное свойство этой ткани – способность сокращаться. Сокращения обеспечивают движение тела человека и работу его внутренних органов.
Г) Какая ткань образует головной и спинной мозг, а также нервы? Главные свойства нервной ткани – возбудимость и проводимость.
-
Узнай ткани по рисункам, напиши их название
1 2 3 4
-
Напиши названия тканей, распредели их функции:
Ткань |
|||||||||||||||||||||||
………………… |
……………………. |
…………………… |
……………………. |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Выстилает слизистые оболочки внутренних органов
-
Способна сокращаться
-
Регулирует постоянство внутренней среды организма
-
Клетки ткани многоядерные
-
Ткань составляет клетки с отростками
-
Основная её функция – возбудимость и сократимость
-
Образует железы
-
Хорошо развито межклеточное вещество
-
К этой ткани относится кровь
-
Эта ткань образует сердце
-
Малое количество межклеточного вещества
-
Осуществляется связь организма с внешней средой, отвечает за мышление, поведение
-
Ткань, образующая стенки артерий
-
Выполняет защитную функцию
-
Её клетки содержат миофибриллы
-
Обуславливает двигательные рефлексы
-
Осуществляет задержку и удаление чужеродных частиц в организме
-
Костная ткань
-
Выполняет опорную и механическую функции
-
Образует слой жировой клетчатки под кожей
-
Обеспечивает объединение всех частей тела
-
Какая ткань на рисунке? Где в организме человека находится эта ткань?
-
Назовите функции нервной ткани.
-
Дать определение
ОРГАН - _____________
ТКАНЬ- ______________
СИСТЕМА ОРГАНОВ - _______________
-
«Исключи лишнее»:
А) желудок, кишечник, пищевод, ротовая полость, трахея;
Б) почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевина, мочеиспускательный канал,
В) Печень, гипофиз, поджелудочная железа, железы желудка, щитовидная железа
10)
Какие органы изображены под цифрами 1-7?
-
К какой соединительной ткани относится кровь?
А) плотная волокнистая
Б) рыхлая волокнистая
В) жидкость
Г) хрящ
12) Какая система играет основную роль в регуляции постоянства состава крови у человека?
А) пищеварительная
Б) дыхательная
В) опорно-двигательная
Г) выделительная
13) Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
1) теплокровность
2) наличие вороньих костей
3) левосторонняя дуга аорты
4) трехкамерное сердце
5) наличие диафрагмы
6) выкармливание детенышей молоком
14) Установите соответствие между характеристикой ткани и её типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
ТИП ТКАНИ |
А) транспорт веществ в организме Б) плотное прилегание клеток друг к другу В) обилие межклеточного вещества Г) выделение ферментов и гормонов Д) участие в образовании кожных покровов |
|
1) эпителиальная 2) соединительная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Список литературы:
-
Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек.
-
«Поурочные разработки по биологии. Человек» Москва, «ВАКО» 2007.
Автор: Гречишкина О.И.
Учитель биологии, 1 категории
Казахстан, СКО, район Г.Мусрепова
Тахтабродская средняя школа
Тема «Ткани, органы и системы органов»
1 вариант
-
Группа клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие функции и обладающие сходным строением это - ………..
-
Тканей в организме довольно много, но все они подразделяются на четыре основных вида …………………………………………….
-
«Угадай ткань»
А) Клетки, какой ткани образуют сомкнутые ряды. Межклеточное вещество почти отсутствует. В зависимости от особенностей строения клеток выделяют несколько видов этой ткани. Функции ткани – покровная, защитная, выделительная и секреторная.
Б) В этой ткани сильно развито межклеточное вещество, в котором разбросаны отдельные клетки. К ней относится кровь, лимфа, жировая ткань, костная и хрящевая ткани.
В) Основное свойство этой ткани – способность сокращаться. Сокращения обеспечивают движение тела человека и работу его внутренних органов.
Г) Какая ткань образует головной и спинной мозг, а также нервы? Главные свойства нервной ткани – возбудимость и проводимость.
-
Узнай ткани по рисункам, напиши их название
1 2 3 4
-
Напиши названия тканей, распредели их функции:
Ткань |
|||||||||||||||||||||||
………………… |
……………………. |
…………………… |
……………………. |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Выстилает слизистые оболочки внутренних органов
-
Способна сокращаться
-
Регулирует постоянство внутренней среды организма
-
Клетки ткани многоядерные
-
Ткань составляет клетки с отростками
-
Основная её функция – возбудимость и сократимость
-
Образует железы
-
Хорошо развито межклеточное вещество
-
К этой ткани относится кровь
-
Эта ткань образует сердце
-
Малое количество межклеточного вещества
-
Осуществляется связь организма с внешней средой, отвечает за мышление, поведение
-
Ткань, образующая стенки артерий
-
Выполняет защитную функцию
-
Её клетки содержат миофибриллы
-
Обуславливает двигательные рефлексы
-
Осуществляет задержку и удаление чужеродных частиц в организме
-
Костная ткань
-
Выполняет опорную и механическую функции
-
Образует слой жировой клетчатки под кожей
-
Обеспечивает объединение всех частей тела
-
Какая ткань на рисунке? Где в организме человека находится эта ткань?
-
Назовите функции нервной ткани.
-
Дать определение
ОРГАН - _____________
ТКАНЬ- ______________
СИСТЕМА ОРГАНОВ - _______________
-
«Исключи лишнее»:
А) желудок, кишечник, пищевод, ротовая полость, трахея;
Б) почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевина, мочеиспускательный канал,
В) Печень, гипофиз, поджелудочная железа, железы желудка, щитовидная железа
10)
Какие органы изображены под цифрами 1-7?
-
К какой соединительной ткани относится кровь?
А) плотная волокнистая
Б) рыхлая волокнистая
В) жидкость
Г) хрящ
12) Какая система играет основную роль в регуляции постоянства состава крови у человека?
А) пищеварительная
Б) дыхательная
В) опорно-двигательная
Г) выделительная
13) Какие признаки характерны для человека и млекопитающих животных?
1) теплокровность
2) наличие вороньих костей
3) левосторонняя дуга аорты
4) трехкамерное сердце
5) наличие диафрагмы
6) выкармливание детенышей молоком
14) Установите соответствие между характеристикой ткани и её типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
ТИП ТКАНИ |
А) транспорт веществ в организме Б) плотное прилегание клеток друг к другу В) обилие межклеточного вещества Г) выделение ферментов и гормонов Д) участие в образовании кожных покровов |
|
1) эпителиальная 2) соединительная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Список литературы:
-
Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек.
-
«Поурочные разработки по биологии. Человек» Москва, «ВАКО» 2007.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»