Урок по русскому языку "Число имён существительных" 3 класс
Методические рекомендации по использованию презентации к уроку
«Число имён существительных»:
Презентация, выполненная в Powerpoint, содержит 7 слайдов.
Цель: познакомить детей с изменением имён существительных по числам.
Задачи:
-
Помочь учащимся определить тему урока.
-
Организовать деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.
-
Развивать устную и письменную речь учащихся.
1 слайд: Предмет, класс, тема урока, автор.
2 слайд: Что объединяет слова? По щелчку: имя существительное. По щелчку: характеристика имени существительного как части речи.
3 слайд: Сравните группы слов. По щелчку: имена существительные изменяются по числам.
4 слайд: Запиши слова в две группы. По щелчку: группа слов в единственном числе. По щелчку: группа слов во множественном числе.
5 слайд: Поставь имена существительные в форму множественного числа. По щелчку: варианты слов. По щелчку: говори правильно.
6 слайд: Что знаем об имени существительном? Дети называют и каждая характеристика появляется по щелчку.
7 слайд: Спасибо за работу.
Полчанинова Светлана Леонидовна
высшая квалификационная категория
г. Таганрог, Ростовской области,
МАОУ СОШ №12
начальные классы
УМК «Начальная школа XXI века»
Урок «Число имён существительных»
3 класс
45 минут
Презентация к уроку «Число имён существительных»
Тема урока: «Число имён существительных»
Цели и задачи:
1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.
2. Ввести понятие числа имён существительных.
3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.
Этапы урока:
-
Эмоциональное вхождение в урок.
-
Актуализация знаний.
-
Исследование по теме урока.
-
Физкультурная минутка.
-
Углубление знаний.
-
Закрепление знаний. Рефлексия.
-
Итог урока.
Ход урока.
-
Эмоциональное вхождение в урок.
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Урок начать пора!
Настроение каково? (Во!)
Кто такого мнения? (Я)
Все без исключения? (Да)
Молодцы! (Ура!)
-С хорошим настроением начнём наш урок!
-
Актуализация знаний.
-Что объединяет эти слова?
Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка
-Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)
-Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)
-Задайте вопрос; определите род имён существительных.
-Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.
-
Исследование по теме урока.
Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?
Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка
Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки
(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).
-Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)
-Дополните тему урока (Число имён существительных)
-В учебнике на с. 167 прочитаем правило.
-Потренируемся определять число имён существительных.
Слайд №4: Запишите слова в две группы:
1. Имена существительные в форме единственного числа.
2. Имена существительные в форме множественного числа.
Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц
Вывод:
-Что же новое узнали об имени существительном?
-Теперь вы знаете два признака имён существительных – род и число.
-Какой признак постоянный? (род)
-Какой признак меняется? (число)
-Как определить род? Число?
-
Физкультурная минутка.
А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны)
Под водой плывут ерши. (Присели)
Плывёт лодочка-краса-
Расписные паруса. (Руки в стороны, плавно поднимаем вверх и опускаем вниз)
-Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.
-Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.
-Повторим физминутку ещё раз.
-
Углубление знаний.
Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.
Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.
- У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?
-Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.
Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова
- Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:
' '
учителя, доктора.
-Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.
Вывод:
-Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?
-У всех существительных можно образовать форму множественного числа?
-
Закрепление знаний. Рефлексия.
-Работаем в парах. Выполните упражнение 4 из учебника на с.168
Текст упражнения.
Прочитай текст. Выпиши все имена существительные. Определи их число, обозначь окончания.
Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать. Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.
Набрали мы желудей полные корзинки. Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.
Проверка работы в парах.
-
Итоги урока.
1. Назовите тему урока?
2. Что нового узнали об именах существительных?
3. Какие есть два признака у имён существительных?
4. Какой из них постоянный? Какой меняется?
5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?
6. Что вы можете рассказать об имени существительном?
Слайд №6
А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных .
Домашнее задание: правило на с. 167 и упражнение №3.
-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
Список используемой литературы:
-
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова].- 3-е изд., перераб., - М.: Вентана-Граф, 2013.
-
Иванов С.В. Русский язык: 3класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013г.
-
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» - 2008
-
Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.:ВАКО, 2005.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО