Урок по биологии на тему: Генетический состав популяции (11 класс)
Конспект урока по биологии 11 класс
«Генетический состав популяций».
(УМК «Общая биология 10-11 класс. А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник) 45 минут
Учитель биологии и географии:
Абакумова Жанна Борисовна,
МАОУ «Лянторская СОШ №7»
г. Лянтор
Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-Югра
2015
Тема: Генетический состав популяций.
Цель: формирование знаний о генофонде популяций и мутационных процессах в них.
Задачи:
обучающая: - сформулировать у учащихся представление о генофонде популяций; - формирование знаний о мутационных процессах; развивающая: - развитие внимания, мышления и памяти; - умение анализировать, синтезировать, сравнивать нарушения генетического равновесия; - установление причинно – следственных связей между генофондом и мутационными процессами;
воспитывающая: - формирование естественно – научного мировоззрения; - формирование интереса к предмету; - прививать навыки рационального использования генетического равновесия;
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие популяционную структуру вида и генетические процессы в популяциях;
Литература: В.В.Пасечник Биология «Общая биология 10-11 кл.», Т.А.Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии «Общая биология 10-11 кл.», В.М.Корсунская, Н.М.Верзилин пособие для учителя «Уроки общей биологии», О.С.Казакова Хрестоматия по общей биологии, Д.И.Трайтак Биология. Справочные материалы, Л.Г.Таршис Словарь – справочник по биологии для школьников.
Ключевые понятия: Генофонд популяции, генетическое равновесие, дрейф генов;
Тип урока: урок - лекция;
План урока:
I. Орг. момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление
V. Проверка Д/з
VI. Д/з
VI. Итог
I.Орг. момент. II.Сообщение темы и цели урока. III.Изучение нового материала Работа с учебником Работа с учебником Стр.203-204 Вывод IV. Закрепление Вывод V. Проверка Д/з VI. Д/з VII. Итог |
На прошлом уроке мы рассмотрели с вами вид и его критерии, убедились в том, что вид состоит из популяций. Сегодня мы более подробно рассмотрим популяции на генетическом уровне. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Генетический состав популяций» Как вы уже знаете: популяции – это естественная совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определённую часть ареала. Во времена Дарвина науки генетики не существовало. Она начала развиваться в начале XX в. Стало известно, что носителями наследственной изменчивости являются гены. Наука, изучающая генетические основы популяции называется популяционная генетика. Популяционная генетика – это наука, изучающая генетические основы популяции. Каждая особь обладает своим генотипом, т.е. Генотип – это совокупность всех генов одного организма. Гены передаются от поколения к поколению не изменяясь. Каждая популяция характеризуется также определённым генофондом. Генофонд – это совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей. Необходимыми предпосылками эволюционного процесса являются возникновения элементарных изменений аппарата наследственности – мутаций, их распространение и закрепление в генофондах популяций организмов. Направленные изменения генофонда в популяции пол воздействием различных факторов представляют собой эволюционные изменения. Т.о. генофонд не является постоянным, т.к. в природе постоянно идут мутационные процессы под действием условий среды. Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости. В популяции, состоящей из нескольких миллионов особей, в каждом поколении может возникать по нескольку мутаций буквально каждого имеющегося в этой популяции гена. Благодаря комбинативной изменчивости мутации распространяются в популяции. Передача генетического материала от родителей потомству должна происходить очень точно, иначе виды сохраниться не могут. Однако, иногда, происходят количественные и качественные ДНК и дочерние клетки получают искажённый, по сравнению с родительскими, набор генов. Такие ошибки в наследственном материале передаются следующему поколению и называются мутациями. Мутации (от. лат mutation - перемена) – это стойкие наследуемые изменения генетического материала. Организм, получивший в результате мутации новое свойство, называют мутантом. Мутационная теория была разработана в 1901 г. голландским учёным цитологом Гуго де Фризом. Мутации имеют ряд свойств: 1) Мутации возникают внезапно, и мутировать может любая часть генотипа. 2) Мутации чаще бывают рецессивными и реже доминантными. 3) Мутации передаются из поколения в поколение. 4) Мутации происходят достаточно редко. 5) Мутации могут быть вредными, нейтральными и полезными для организма. Мутации
1.Генные или точечные: связаны с заменой, попаданием или добавлением нуклеотидов в молекуле ДНК блокируют синтез фермента гибель организма. 2.Хромосомные: возникают при утрате, удвоении, перевёртывании на 180° или перемещении отдельных участков хромосом. 3.Гетероплоидия: мутации, связанные с избытком или недостатком хромосом в одной гомологичной паре у человека появление лишней хромосомы в 21 паре вызывает синдром Дауна (слабоумие). 4.Цитоплазматические: связаны с изменением органоидов цитоплазмы, содержащих ДНК появление пёстролистности у растений связано с изменением ДНК хлоропластов. 5.Полиплоидия: кратное увеличение числа хромосом большие размеры клеток, листьев, плодов, цветков, семян. 6.Соматические: распространяются на ту часть тела, которая развивалась из изменённой клетки в селекции получен сорт яблони Антоновки шестисотграммовой. Природные популяции насыщены самыми разнообразными мутациями. На это обратил внимание русский учёный Сергей Сергеевич Четвериков (1880-1959) Откройте стр.201-202 и ответьте на 2 вопрос в конце параграфа. -Что Четвериков говорил о мутациях, возникших в гомозиготном состоянии? Приведите пример. (мутации в гомозиготном состоянии снижают жизнеспособность особей. Однако мутации, вредные в одних условиях, могут повысить жизнеспособность в других условиях. Н-р: мутация, вызывающая недоразвитие или полное отсутствие крыльев у насекомых, проживающих в разных климатических условиях). Именно в этом кроется способность популяции адаптироваться, т.е. приспосабливаться к новым факторам – изменениям климата, появлению нового хищника или конкурента и даже к загрязнению среды человеком. Адаптация – это приспособление организма к меняющимся условиям среды. Примером подобной адаптации служит эволюция видов насекомых, устойчивых к инсектицидам (колорадский жук). Т.о. мутационный процесс создаёт материал для эволюционных преобразований, формируя резерв наследственной изменчивости в генофонде каждой популяции и виде в целом. Он создаёт основу для действия естественного отбора и микроэволюции. Обладая специфическим генофондом, находящемся под контролем естественного отбора, популяции играют важнейшую роль в эволюционных преобразованиях вида. Все процессы, ведущие к изменениям вида, начинаются на уровне видовых популяций и являются направленными процессами преобразований популяционного генофонда. Генофонд популяций сбалансирован, в нём устанавливается генетическое равновесие, или постоянство частот встречаемости различных аллелей. Но иногда наблюдаются нарушения этого равновесия. Причины нарушения генетического равновесия Направленные Ненаправленные (случайные) Направленные – повышение частот «полезных генов». Происходят вследствие естественного отбора. Изменение генофонда под действием этого отбора должны приводить и к изменениям фенотипов, особенностей внешнего строения организмов, их поведения и образа жизни, а в конечном итоге – к лучшей приспособленности популяции к данным условиям внешней среды. Ненаправленные – могут происходить вследствие разных причин. Найти и выписать себе в тетрадь причины. Причины: 1) Миграции 2) Естественный и искусственный барьер 3) Природные катастрофы Т.о. действие случайных факторов обедняет и изменяет генофонд малой популяции по сравнению с его исходным состоянием. Это явление называют дрейфом генов. Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частот аллелей в популяции. Это явление впервые обнаружили российские генетики Н.П.Дубинин и Д.Д.Ромашов, а также зарубежные учёные С.Райт и Р.Фишер. С.Райт экспериментально доказал, что в маленьких популяциях частота мутантного аллеля меняется быстро и случайным образом. Его опыт был прост: в пробирки с кормом он посадил по две самки и два самца мух дрозофил, гетерозиготных по гену А (генотип их Аа). В этих искусственно созданных популяциях концентрация нормального (А) и мутантного (а) аллелей составила 50%. Через несколько поколений оказалось, что в некоторых популяциях все особи стали гомозиготными по мутантному аллелю (а), в других популяциях он был вовсе утрачен, и, наконец, часть популяций содержала как нормальный, так и мутантный аллель. Важно подчеркнуть, что, несмотря на снижение жизнеспособности мутантных особей и, следовательно, вопреки естественному отбору, в некоторых популяциях мутантный аллель полностью вытеснил нормальный. Это и есть результат случайного процесса – дрейфа генов. Т.о. мы рассмотрели основные изменения генофонда популяций. 1)Что изучает популяционная генетика? (Популяционная генетика – это наука, изучающая генетические основы популяции.) 2)Что такое генотип? (Генотип – это совокупность всех генов одного организма.) 3)Что такое генофонд? ( Генофонд – это совокупное количество генетического материала, который слагается из генотипов отдельных особей.) 4)Чем является мутационный процесс? (Мутационный процесс – это постоянный источник наследственной изменчивости.) 5)Понятия мутации, мутанта? ( Мутации (от. лат mutation - перемена) – это стойкие наследуемые изменения генетического материала. Организм, получивший в результате мутации новое свойство, называют мутантом.) 6)Перечислите свойства мутаций? (1) Мутации возникают внезапно, и мутировать может любая часть генотипа. 2) Мутации чаще бывают рецессивными и реже доминантными. 3) Мутации передаются из поколения в поколение. 4) Мутации происходят достаточно редко) 7)Какие виды мутаций существуют? (Мутации могут быть вредными, нейтральными и полезными для организма.) 8)Что такое адаптация? (Адаптация – это приспособление организма к меняющимся условиям среды.) 9)Назовите причины нарушения генетического равновесия? (Направленные, ненаправленные) 10)Что такое дрейф генов? (Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частот аллелей в популяции.) -Итак, мы более подробно рассмотрели популяции. 1)В состав чего входят популяции? (популяция является частью вида) 2)Дать определение вида? (Биологический вид – это совокупность особей, обладающих внутренним и внешним сходством, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни, занимающих в природе определённый ареал.) 3)Перечислите критерии вида с их краткой характеристикой. (Морфологический, Генетический, Физиологический, Биохимический, Экологический, Этологический, Географический, Исторический) 4)Что такое популяция? (популяции – это естественная совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, занимающих определённую часть ареала.) §55 §56 Т.о. сегодня на уроке мы познакомились с генетическим составом популяций, а также выяснили изменения генофонда популяций.
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»