Организация цифровой образовательной среды как фактор повышения качества обучения детей дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей: интерактивные игры, обучающие приложения и мультимедийные материалы помогают развивать у детей внимание.
Индивидуализация обучения: цифровые технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка, предлагая задания, соответствующие его уровню подготовки.
Организация
цифровой образовательной среды
Как
фактор повышения качества обучения
детей дошкольного возраста
Бакавнева Ольга Сергеевна, МБДОУ д/с №2, г. Гулькевичи
В настоящее
время цифровое пространство является
неотъемлемой частью жизни детей с самого
раннего возраста. Родители, социальное
окружение, образовательные организации,
а также медиаресурсы являются источником
формирования у детей представлений об
окружающем мире, общечеловеческих
ценностях и отношений между людьми. Для
современных детей познавательная,
исследовательская и игровая деятельность
с использованием компьютерных
инструментов – это обычное, увлекательное
занятие и доступный способ получения
новых знаний и вдохновения [2].
Образовательная
среда детского сада должна адаптироваться
к новым условиям, в которых растут и
развиваются современные дети. Интеграция
технологий в образовательный процесс
может стать важным инструментом
для
формирования познавательных интересов
и навыков у дошкольников.
Использование
интерактивных игр и образовательных
приложений предоставляет детям
возможность изучать мир игры, развивать
мелкую моторику, навыки общения,
креативность и логическое мышление.
При этом важно сохранить баланс между
традиционными методами обучения и
современными технологиями, ведь
физические игры, взаимодействие
со
сверстниками, а также занятия на свежем
воздухе остаются неотъемлемой частью
развития ребенка [3].
Цифровые
технологии действительно играют важную
роль
в современном образовании, в том
числе в дошкольных образовательных
организациях (ДОО). Их использование
способствует не только развитию
познавательных процессов у детей, но и
помогает реализовать деятельностный
подход, который предполагает активное
вовлечение ребенка в процесс обучения
через практическую деятельность [2].
Вот несколько ключевых аспектов, которые делают цифровые технологии эффективным инструментом в развивающем обучении дошкольников:
1. Развитие
познавательных способностей:
интерактивные игры, обучающие приложения
и мультимедийные материалы помогают
развивать
у детей внимание, память,
логическое мышление и творческие
способности.
2. Индивидуализация обучения: цифровые технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка, предлагая задания, соответствующие его уровню подготовки.
3. Мотивация
и интерес:
современные технологии вызывают
у
дошкольников естественный интерес и
любопытство, что делает процесс обучения
более увлекательным и эффективным.
4. Развитие цифровой грамотности: знакомство с компьютерными технологиями с раннего возраста помогает детям адаптироваться к цифровой среде, что является важным навыком в современном мире.
5. Обогащение образовательной среды: применение интерактивных досок, планшетов, образовательных программ и других цифровых инструментов делает образовательную среду более разнообразной и насыщенной.
6. Развитие социальных навыков: совместное использование цифровых технологий в групповых занятиях способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и делиться знаниями [1].
Однако важно помнить, что использование цифровых технологий в ДОО должно быть дозированным и соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо соблюдать баланс между цифровыми и традиционными методами обучения, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка.
Кроме того, педагогам и родителям важно контролировать содержание и продолжительность использования цифровых устройств, чтобы избежать перегрузки и негативного влияния на здоровье детей. Цифровые технологии должны быть не самоцелью, а инструментом, который помогает достигать образовательных и развивающих задач [2].
В
процессе решения виртуальных
образовательных задач у детей развиваются
творческий потенциал, инициатива,
трудолюбие, любознательность,
настойчивость, ответственность – это
является целевыми ориентирами ФОП
дошкольного образования. Цифровые
технологии становятся важным звеном в
организации сотрудничества детского
сада
с семьей.
Создание
пространства современного цифрового
детского сада – это интерактивная
образовательная среда, наполненная
высокотехнологичным оборудованием и
программным обеспечением, предоставляющая
всем участникам образовательного
процесса неограниченные возможности
для работы с цифровыми образовательными
ресурсами нового поколения и отвечающая
требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного
образования. Учитывая процесс повышения
эффективности образовательного процесса
за счет цифровизации, интерактивные
устройства могут и должны стать
инструментом, позволяющим повысить
эффективность обучения. Интеграция
цифрового оборудования
в образовательный
процесс повышает его наглядность.
Использование предметно-ориентированных
цифровых образовательных ресурсов
позволяет собрать новую форму обучения
дошкольников: воспитанники ДОО – это
будущие школьники, и их подготовка,
должна соотноситься, в том числе и
с
цифровыми технологиями, имеющими
качественное преимущество перед
традиционными методиками обучения.
Цифровые технологии формируют современную
образовательную среду, дают новый,
мощный потенциал классическим методам
и приемам, предоставляют педагогам
новые инструменты [3].
Таким образом, современный детский сад становится не просто местом для присмотра за детьми, а инновационной образовательной площадкой, где сочетание традиционных и современных подходов способствует всестороннему развитию подрастающего поколения.
Список литературы
1. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – Москва : Перспектива, 2019.
2. Горбунова,
А. Ю. Роль цифровых технологий в когнитивном
развитии дошкольника: постановка
проблемы // Электронный научный журнал
«Наука
в
мегаполисе».
– 2018. – Вып. № 2(6).
3. Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. Том 9. – № 3. С. 71–80.
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Профессиональный рост преподавателя как условие обеспечения качества среднего профессионального образования»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Международный вебинар «Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем и дополнительном профессиональном образовании»