«Весёлая сказка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №196»
КОНСПЕКТ НОД
по развитию связной речи
по теме: ««Весёлая сказка»
Разработала воспитатель 1 категории
Дмитриенко О.В.
Цель: развитие связной речи посредством составления рассказа по серии сюжетных картин
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей о сказках.
2. Учить адекватному использованию лексики, использующейся в сказках в структуре простых предложений.
3. Учить выстраивать рассказ логично и последовательно.
4. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
5. Согласовывать существительные и прилагательными.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать мышление детей.
3. Развивать внимание детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей.
2. Воспитывать любовь к сказкам.
Коррекционные задачи:
1. Развивать прослеживающую функцию глаз.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, рисование героев любимых сказок, рисование панорам (А3) к сказкам.
Оборудование: презентация к занятию, сделанная книга по сказкам, картинки героев сказок, клубочки толстых ниток, листы А3 с нарисованной панорамой (природа)
Ход занятия
Звучит лёгкая «сказочная» музыка, воспитатель читает стихотворение:
Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
В: Ребята, вы любите сказки?
Ответы детей.
В: Представляете, я сегодня хотела вам прочитать интересную сказку, взяла книгу, открыла и …. И что случилось вы сейчас тоже поймёте.
Воспитатель открывает книгу, и дети видят, что в книге на иллюстрациях к сказкам отсутствуют некоторые персонажи.
В: Я предлагаю посмотреть на экран и сказать какие персонажи исчезли из наших любимых сказок. (на экране иллюстрации к сказкам без некоторых персонажей)
Высказывания детей.
В: Ребята! Пропали персонажи сказок. А без них сказка перестаёт быть сказкой. А ещё в книге я нашла записку. Я думаю, что её написали эти персонажи.
Кто прочитает записку?
Дети читают записку (Мы устали жить в своих сказках, нам скучно, и мы пошли искать другую интересную сказку. А найти нас вам помогут волшебные ниточки.)
В: Смотрите, вот лежат разноцветные нитки. Давайте подойдём и посмотрим, что нужно сделать.
Дети подходят к столу на котором лежат перевёрнутые картинки с персонажами. К картинкам скотчем приклеены длинные нитки для вязания, к концам которых привязаны карандаши. Детям нужно намотать нитки на карандаш (пальчиковая гимнастика) и картинки подтащить к себе.
Дети наматывают нитки со словами:
Я верчу, верчу, верчу,
Нитку тонкую кручу. Раз, два, три, четыре, пять
Сказку мы идём искать.
Далее дети переворачивают картинки и называют убежавших персонажей сказок и сами сказки. На экране появляются персонажи сказок.
В: Ребята, опишите своих персонажей.
Дети называют слова-признаки и слова –действия, относящихся к данному персонажу.
В: Ну, что ребята! Вот мы и узнали каким персонажам скучно в своих сказках. Они в своей записке написали, что хотят попасть в новую интересную сказку.
Я предлагаю вам придумать и рассказать новую интересную сказку. Вы согласны?
Ответы детей.
В: Я предлагаю поселить наших персонажей на картинки (А3)
На занятии по ИЗО дети заранее на А3 рисуют или наклеивают деревья, дома, цветы, птичек, речку и др.
Дети выбирают подготовленные заранее панорамы и накладывают или наклеивают на понравившиеся им места персонажей сказки.
В: А теперь я предлагаю начать рассказывать сказку. Давайте вспомним, что любая сказка начинается со слов «Жили были…», а заканчивается «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец…» или «Жили они долго и счастливо…», т.к. все сказке со счастливым концом. В сказке должны быть использованы слова-признаки и слова-определения, которые вы называли, когда описывали персонажей.
Дети сообща решают в каком порядке они разложат картины, раскладывают их и начинают рассказывать новую сказку, используя те слова-признаки и слова-определения, относящиеся к тому или иному персонажу.
В: Ну, что, ребята, вы такие молодцы! Придумали и рассказали новую, интересную сказку. Давайте придумаем название этой сказки.
Дети придумывают название сказки.
В: Как вы думаете, персонажам понравилась новая сказка?
Ответы детей.
В: А теперь посмотрите на экран. Наши друзья, так соскучились по своим сказкам, что вернулись в них. И все сказки стали, как и прежде «старыми, добрыми сказками» (На экране появляются те же иллюстрации к сказкам, но уже с персонажами)
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.
В: Ребята, Вы все отлично справились с заданием! Спасибо всем!
Используемая литература:
-
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. - Изд.: ВЛАДОС, 2013.
-
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
-
Нищева Н.В. «Обучающие сказки». - Изд.: Детство-Пресс, 2015.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»