Рабочая учебная программа по адаптивной физической культуре 8 класс вариант 1
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Саратова»
410012, г.Саратов, ул. им Гоголя Н.В., 42, тел/факс 73-40-34, e-mail: obrazuch2-8vida@yandex.ru
Рабочая учебная программа по адаптивной физической культуре
8 класс
2024–2025 уч. год
Составлена на основе АООП для обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями), вариант I
Программу составил Артамонова Алена Евгеньевна,
учитель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от _________
г. Саратов
20__ год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа по адаптивной
физической культуре для 8 класса
разработана
в соответствии с
нормативными документами:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026 «Об
утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся
с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
– СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям
и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», утвержденный
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28;
– адаптированная
основная общеобразовательная программа
обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
СО «Школа АОП
№ 2 г. Саратова»;
– рабочая программа Министерства просвещения РФ ФГБНУ «ИКП».
Программа направлена на обеспечение достижений планируемых результатов освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данный учебный предмет в 8
классе имеет своей целью:
всестороннее развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в
процессе приобщения их к физической
культуре, повышении уровня их
психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей,
комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
Изучение предмета «Адаптивная физическая культура» способствует решению следующих задач:
− формирование потребности
в систематических занятиях физической
культурой
и доступных видах спорта;
− формирование основных
двигательных качеств: быстроту, силу,
ловкость
и другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить
и бегать в различном темпе, во время
бега
и ходьбы не задерживать дыхание;
выполнять ускорения на отрезках от 40
до 60 м;
− формирование умения
выполнять прыжок в длину способом
«согнув ноги
с полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
− совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
− формирование умения
выполнять самостоятельно общеразвивающие
и корригирующие упражнения в
определенном ритме;
− совершенствование умения
перелезать через препятствие и подлезать
под препятствие различным способом
в зависимости от высоты препятствия;
− совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
Методические подходы: дифференцированный, деятельностный, системный, комплексный, теоретический, личностно-ориентированный. Во время учебного процесса используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
В процессе обучения используются следующие принципы:
– Принцип сознательности и активности;
– принцип наглядности;
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип прочности;
– принцип научности и доступности;
– принцип связи обучения с жизнью;
– принцип воспитывающего и развивающего обучения;
– принцип коррекционной направленности, который в программе является ведущим и нацелен на исправление недостатков общего, речевого и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения предметом.
Средства, используемые при реализации программы:
– физические упражнения;
– корригирующие упражнения;
– коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
– материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
– наглядные средства обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под сло-весную инструкцию учителя;
− самостоятельное выполнение упражнений;
− занятия в тренирующем режиме;
− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
В целях контроля проводится учет двигательных возможностей обучающихся два раза в год (в сентябре и мае):
− бег 60 м;
− прыжок в длину с места;
− сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м);
– поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (д);
− наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
− смешанное передвижение на 500 м;
− поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет изучается в
8 классе, рассчитан на 68 часов, (2 часа в
неделю)
в том числе на практическую
и теоретическую части, и реализуется в
2024–2025 учебном году.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Описание воспитательного потенциала учебного предмета.
-
Формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;
-
формирование навыков рационального использования физических упражнений
в самостоятельной двигательной деятельности; -
формирование эстетического отношения к физическим упражнениям;
-
формирование способности воспитания культуры эмоционального поведения
в спортивно-игровой деятельности; -
воспитание инициативности и самостоятельности, психологической устой-чивости;
-
воспитание волевых качеств: смелости, решительности; чувства товарищества;
-
формирование желания быть здоровыми;
-
формирование бережного отношения к инвентарю;
-
формирование навыков самоорганизации, взаимопомощи;
-
повышение мотивации школьников к урокам физической культуры;
-
формирование и сплочение классных коллективов;
-
воспитание товарищества, взаимовыручки, милосердия;
-
способствование проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах;
-
воспитание культуры безопасного отношения к себе, к окружающему миру.
Личностные, предметные результаты освоения физической культурой
Предметная область |
Предмет |
Результаты освоения учебного предмета |
|
Предметные |
Личностные |
||
|
Физическая культура |
Минимальный уровень: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять; − иметь представления о двигательных действиях; − знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции; − уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований; − иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
− Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней; − испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. |
|
|
Достаточный уровень: − практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры; − самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики; − выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; − участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня; − знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; − уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах; − знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека; − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; − знать правила техники выполнения двигательных действий; − знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. |
Содержание учебного предмета в 8 классе.
Класс |
Вид программного материала |
|||||
Знания о физической культуре |
Легкая атлетика |
Гимнастика |
Лыжная подготовка |
Спортивные игры |
Всего |
|
8 |
В процессе обучения |
20 |
14 |
16 |
18 |
68 |
Тематическое планирование
по физической культуре
8-й класс
(вариант I)
№ п/п |
Тема урока |
Основные |
Оборудование. Информационно-методическое обеспечение |
Кол-во часов |
Дата |
Корректировка |
I четверть |
||||||
|
Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики. Бег с переменной скоростью до 5 мин |
бег, дистанция |
свисток |
1 |
|
|
|
Медленный бег с преодолением препятствий. |
строй, препятствие |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Запрыгивание на препятствие
высотой |
прыжок |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Бег на отрезках до 30 м. Беговые упражнения. |
отрезок |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Равномерный бег 500 м. |
дистанция, строй |
свисток |
1 |
|
|
|
Метание набивного мяча (2–3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову. |
метание |
набивной мяч |
1 |
|
|
|
Бег на короткую дистанцию 60 м низкого старта. |
низкий старт |
свисток |
1 |
|
|
|
Бег с низкого старта на дистанции 60–80 м. |
дистанция |
свисток |
1 |
|
|
|
Баскетбол. Инструктаж по технике безопасности на уро-ках, спортивных играх. Ведение мяча с изме-нением направления. |
ведение |
мяч |
1 |
|
|
|
Ведение мяча с изменением направления. |
ведение |
мяч |
1 |
|
|
|
Ведение мяча с обводкой препятствий. |
обводка |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Ведение мяча с обводкой препятствий. |
обводка |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Бросок мяча по корзине одной рукой от головы. |
бросок |
мяч |
1 |
|
|
|
Штрафной бросок. |
штрафной бросок |
мяч |
1 |
|
|
|
Вырывание и выбивание мяча. |
вырывание, выбивание |
мяч |
1 |
|
|
|
Вырывание и выбивание мяча. |
вырывание, выбивание |
мяч |
|
|
|
|
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам. |
перемеще-ние |
мяч |
1 |
|
|
|
Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам. |
перемеще-ние |
мяч |
1 |
|
|
|
Гимнастика. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (на месте). |
построение, перестрое-ние |
свисток |
1 |
|
|
|
Повороты направо, налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие. |
направо, налево |
свисток |
1 |
|
|
|
Упражнения на преодоление сопротивления. |
|
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Упражнения на развитие ориентации в прост-ранстве. |
ориентация |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног. |
|
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Упражнения с сопротивлением. |
сопротивле-ние |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Упражнения с гимнастическими палками. |
|
гимнастическая палка |
1 |
|
|
|
Опорный прыжок ноги врозь. |
опорный |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Опорный прыжок, согнув ноги, через гимнастического козла. |
|
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Упражнения для формирования правильной осанки. |
осанка |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Упражнения со скакалками. |
|
скакалка |
1 |
|
|
|
Упражнения с гантелями. |
гантели |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Лазание по канату в два приема для мальчиков, в три приема для девочек (на скорость). |
лазание |
канат |
1 |
|
|
|
Совершенствование лазания по канату способом в три приема на высоту в 4 м. |
|
канат |
1 |
|
|
|
Лыжная подготовка. Инструктаж по технике безопасности на заня-тиях по лыжной подготовке. Одновременный одношажный ход. |
одношаж-ный ход |
лыжи |
1 |
|
|
|
Одновременный одношажный ход. |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Коньковый ход. |
коньковый |
лыжи |
1 |
|
|
|
Коньковый ход |
коньковый |
лыжи |
1 |
|
|
|
Торможение и поворот «плугом» |
поворот плугом |
лыжи |
1 |
|
|
|
Комбинированное торможение лыжами и палками |
комбиниро-ванное |
лыжи |
1 |
|
|
|
Игра «Гонка на выбывание». |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Игра «Гонка на выбывание». |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Совершенствование двушажного хода. |
двушажный |
лыжи |
1 |
|
|
|
Лыжные эстафеты на кругах 300–400 м. |
эстафета |
лыжи |
1 |
|
|
|
Поворот «упором». |
упор |
лыжи |
1 |
|
|
|
Поворот махом на месте. |
мах |
лыжи |
1 |
|
|
|
Обучение правильному падению при прохождении спусков. |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Игра «Переставь флажок». |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий. |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км. |
|
лыжи |
1 |
|
|
|
Волейбол. Инструктаж по технике безопасности на уроках по волейболу. |
инструктаж |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте в волейбол |
передача |
волейбольные мячи |
1 |
|
|
|
Нижняя прямая подача. |
подача |
волейбольные мячи |
1 |
|
|
|
Верхняя прямая подача. |
|
волейбольные мячи |
1 |
|
|
|
Прием мяча снизу в две руки. |
прием |
волейбольные мячи |
|
|
|
|
Прием мяча снизу в две руки. |
|
волейбольные мячи |
1 |
|
|
|
Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2–3 серии прыжков по 5–10 прыжков за урок). Учебная игра в волейбол. |
|
волейбольные мячи |
1 |
|
|
|
Учебная игра волейбол. |
|
волейбольные мячи |
1 |
|
|
|
Легкая атлетика. Инструктаж по технике безопасности на уроках по легкой атлетике. Бег на короткую дистанцию |
дистанция |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Бег на среднюю дистанцию (400 м). |
|
спортивный инвентарь
|
1 |
|
|
|
Прыжок в длину с полного разбега. |
разбег |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Выпрыгивание
вверх из низкого приседа |
выпрыги-вание |
набивной мяч |
1 |
|
|
|
Броски набивного мяча весом 3 кг двумя руками снизу, из-за головы, от груди, через голову на результат. |
|
набивной мяч |
1 |
|
|
|
Метание в цель. |
метание |
теннисные мячи |
1 |
|
|
|
Прохождение на скорость отрезков от 50–100 м. |
|
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Ходьба на скорость (до 15- 20 мин). |
скорость |
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Прыжки со скакалкой на месте и с передвиже-нием в максимальном темпе (по 10–15 прыжков) |
темп |
скакалка |
1 |
|
|
|
Эстафета 4*60 м. |
|
спортивный инвентарь |
1 |
|
|
|
Кроссовый бег до 2000 м. |
кросс |
свисток |
1 |
|
|
|
Итоговый урок. |
|
|
1 |
|
|
Материально техническое обеспечение
№ п/п |
Инвентарь |
|
Гимнастическая стенка |
|
Гимнастическая скамейка |
|
Канат |
|
Обручи |
|
Гимнастические матовы |
|
Мячи резиновые разного диаметра |
|
Гантели |
|
Мячи теннисные |
|
Гимнастические палки |
|
Скакалки |
|
Набивные мешочки |
|
Волейбольные мячи |
|
Фито мячи |
|
Кольцеброс |
Список литературы
№ п/п |
Автор |
Название |
Выходные данные |
1 |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 2 г. Саратова». |
ФГОС ОВЗ, |
2 |
|
Рабочая программа Министерства просвещения РФ ФГБНУ «ИКП». |
ФАООП УО, 2023 |
3 |
Под редакцией |
Физическая культура. 5–7 классы |
М., Просвещение, 2011 |
4 |
Под редакцией |
Настольная книга учителя физической культуры. |
М., Просвещение, 2009. |
5 |
Под редакцией |
Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры. |
М., Просвещение, 2008. |
6 |
Под редакцией |
Методика преподавания гимнастики в школе. |
М., Просвещение, 2008. |
6 |
Под редакцией |
Спортивные игры на уроках физкультуры. |
М., 2009 |
8 |
Под редакцией |
Спорт в школе. |
М., 2008. |
9 |
Под редакцией |
Физкультурно-оздоровительная работа в школе. |
М. Владос, 2008. |
План мероприятий на 2024–2025 учебный год
Месяц |
Мероприятие |
Классы |
Сентябрь |
«День здоровья» |
1–9 |
Ноябрь |
Соревнования по шашкам |
5–9 |
Соревнования по настольному теннису |
5–9 |
|
Соревнования по пионерболу |
5–9 |
|
Апрель |
«День здоровья» |
1–9 |
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации»
- Международный вебинар «Детский сад с доставкой на дом: дистанционное сопровождение образовательного процесса в рамках реализации Программы просвещения родителей»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»