Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Осенние краски"
Разработка предоставлена для ознакомления И.В. Цыганковой.
Автор: Цыганкова Ирина Васильевна, музыкальный руководитель - высшая категория.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Кораблик» Сахалинская область г. Корсаков <tsygankova-irina@mail.ru>
Тема педагогического опыта: «Осенние краски»
Актуальность опыта: Общение детей с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создают благоприятные условия для развития эстетических эмоций, решать задачи нравственного воспитания.
Форма музыкальной деятельности:
Интегрированное занятие (музыка + живопись + литература)
Методы и приёмы:
1. По источнику передачи: - Наглядный (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный);
- Словесный (беседа, объяснение, поэтическое слово);
- Метод практической деятельности (исполнительской и творческой)
2. По степени самостоятельности:
- самостоятельный поиск детьми способов деятельности
МБДОУ« Детский сад № 30 « Кораблик» Корсаковского городского округа
Сахалинской области
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Интегрированное занятие
«Осенние краски»
Подготовительная группа
Цыганкова Ирина Васильевна.
музыкальный руководитель
Корсаков
2015г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Кораблик» Сахалинская область г. Корсаков
Методическая разработка
Интегрированное занятие
«Осенние краски»
Подготовительная группа
Цыганкова Ирина Васильевна.
музыкальный руководитель
высшая квалификация
педагогический стаж работы - 36лет
г. Корсаков
2015г
Цель:
Вызвать у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Задачи: - закреплять знания детей о приметах и явлениях осени, через различные виды музыкально-творческой продуктивной деятельности;
- учить видеть художественный образ в единстве с музыкальным образом;
- закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности: динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад;
- активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние;
-развивать декламационные, музыкальные, изобразительные и артистические способности детей;
- воспитывать самостоятельность, эстетический вкус и бережное отношение к природе;
Оборудование и материал: музыкальный центр, атрибутика (листочки осенние, платочки-разноцветные, тучки, птички, голубые ленточки, овощи, ягоды), «Волшебный платок», корзина, полотно - « картина».
Оформление: центральная стенка « Осенний лес», гирлянда навесных листьев, иллюстрации « осенняя природа» русских художников.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: ( Муз. рук) Ребята, сегодня мы на занятие не одни. У нас гости. Тот, кто рад видеть гостей на занятие похлопайте в ладошки.
Приветствие: Сколько к нам пришло гостей!
Дверь откроем поскорей! (скрип: хр-р-р-р!)
Муз. рук: Ребята, вы открыли дверь в осенний лес!
Что за диво? Чудо - деревца стоят.
До чего ж они красивы, удивительны на вид!
Лист березовый, дубовый, лист рябиновый, кленовый
Его Осень к нам прислала,
Чтоб среди большого зала оно радовало нас.
Так давайте все сейчас
Праздничным осенним днём
Песню деревцам и гостям споём!
Песня - танец « Осень» Ю. Михайленко
- Какая погода чаще всего бывает осенью? (дождливая)
Мы не будем унывать
Будем мы в игру играть!
Речевая игра « Сороконожки»- дети встают друг за другом в колонну
Шла сороконожка по сухой дорожке (идут пружинистым шагом, держась за плечи)
Вдруг закапал дождик кап! Ой, промокнут сорок лап! (останавливаются)
Насморк мне не нужен, обойду я лужи (идут, высоко поднимая ноги)
Грязи в дом не принесу (останавливаются, трясут правой ногой)
Каждой лапкой потрясу (трясут левой ногой),
И потом потопаю, ой какой от лапок гром! (идут топающим, пружинистым шагом)
- Ребята, какая бывает осень? (ранняя, разноцветная, золотая, грибная, прощальная, фруктовая, овощная, дождливая, поздняя.)
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Я хочу вас « угостить фруктами и ягодами! Берите «тарелочки» (дети ладошками показывают « тарелочку»), повторяйте за мной и постарайтесь мимикой лица показать вкус сладких и кислых фруктов и ягод.
Мимическое упражнение « Попробуем» сл. Е. Макшанцевой
« На тарелке, на тарелке « Ломтик жёлтого лимона
Фрукты, ягоды лежат. Положу скорее в рот.
Фрукты ягоды лежат Положу скорее в рот…
Будто смотрят на ребят. Ой, теперь на оборот.
Я возьму себе клубничку - Ой-ой- ой- ой- ой- ой!
Красненькую, невеличку. Кислый- кислый сок такой!
Сок клубничный, сладкий – сладкий. Нужно кислое заесть-
Ой-ой-ой-ой-ой-ой! Можно грушу быстро съесть.
Сладкий, сладенький такой» Запах нежный, ароматный
Сок у груши сладкий- сладкий!
Ой-ой-ой-ой-ой-ой!
Сладкий - сладенький такой!
Муз. рук: Как интересно вы передали вкус сладких и кислых ягод и фруктов.
-Посмотрите, какие я для вас приготовила осенние картины (выставка картин художников)
Если видишь на картине, нарисована река.
Или ель, берёза, ива, Или небо облака
Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ.
- Кто рисует картины? (художник).
- Какими красками художники изобразили осень? (дети называют).
Ребята, а ведь у музыки тоже есть свои краски. Она не всегда звучит одинаково. - Как музыка может звучать? (высоко - низко, отрывисто – плавно, громко - тихо).
« Громко и тихо» - это в музыке динамические оттенки – краски.
-Сейчас мы будем слушать знакомую музыку, и выполнять новое задание. Представьте себя художниками. Но не художниками, рисующими картины красками, а музыкальными художниками. Представьте, что у вас в руках невидимая музыкальная кисточка. И ваша задача художников - нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения.
Игра «Художники»
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями - лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой - осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.
Слушание « Осень» А. Вивальди
- Какую музыку вы нарисовали по характеру?
- Какими музыкальными звуками? А оттенки – краски в музыке?
- Что изобразили в своей музыке?
Композитор А. Вивальди назвал свою музыку « Осень»
Муз.рук: А сейчас моя осенняя загадка, из какой сказки?
« Перед волком он дрожал, от медведя убежал.
А лисице на зубок всё ж попался … (колобок).
Пальчиковая игра – песня « Колобок»
Муз. рук: Вначале занятия вы называли Осень - разноцветной!
Такую осень мы можем показать, а помогут нам разноцветные платочки.
Стихотворение «Разноцветная осень»
( Дети берут разноцветные платочки в правую руку, садятся в круг. Читают стихотворение. Ритмично, на сильную долю передают соседу в левую руку платочек, выполняя взмах).
Словно хитрая- прехитрая лиса,
Ходит осень по полям и по лесам.
Как волшебница, без кисти
Разукрасила все листья.
Желтые, красные, оранжевые-
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13 и т.д. (счёт и взмахи платочками по количеству детей).
Листья летят (подбрасывают одновременно платочки вверх).
Муз.рук: Тише ребята. Шорох слышу (за дверью шелест бумагой).
Осень листьями шуршит
В гости к нам она спешит!
« Песня Осени» - СД « Осенние песенки».
Заходит Осень - воспитатель
Осень. Здравствуйте мои друзья!
Я немножко задержалась, всё трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам разноцветные косынки.
Яркие, приметные, издали заметные!
Дыхательное упражнение
- Принесла я вам осенний букет. Давайте понюхаем и скажем, чем пахнет осень? (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч и проговаривают « а-ро-мат» выдыхая).
Осень пахнет сухой травой, опавшими прелыми листьями, последними цветами, капустой, морковкой, горьковатым запахом дыма, удивительным запахом грибов, сыростью и прохладой.
Осень: И пока к вам в гости шла, вот какой платок нашла.
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам друзья, поиграть с платочком я!
Хотите? Тогда выходите! Листочки мои берите!
Игра « Волшебный платочек»
Описание игры: Музыка весёлая. Дети двигаются по залу с листочками, танцуют. Неожиданно музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза листочками. Осень, расправив большой платок, обходит ребят и кого-нибудь накрывает платком.
Осень: Раз- два - три! Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте!
Дети отвечают. Если отгадали, платок поднимают. Ребёнок прыгает под весёлую музыку, дети хлопают.
Муз. рук: Ребята, сегодня мы говорили о разной Осени: А какая же наша Сахалинская Осень? Об этом расскажет нам Марина. Это стихотворение написала маленькая сахалинка - девятилетняя девочка Марина.
Стихотворение « Осень» (Марина Наливкина, п. Луговое)
Осень золотая к нам пришла во двор,
Листьями играя, ждёт наш разговор.
Дунул ветер тихо, и опять листва
Закружилась быстро около ствола.
Листья пожелтели, жёлтая трава.
Осень золотая хорошая пора.
Снег ещё не выпал, дождик вдруг пошёл.
Дождь наш долго плакал и слушал разговор.
Муз. рук: Я предлагаю вам опять стать художниками и создать картину Сахалинской Осени.
Осень: Ребята подходите ко мне. У меня в этой корзине есть всё для нашей картины (однотонное полотно, в корзине разноцветные ленточки, платочки, листочки, облака, птички и т.д.)
На пол кладут полотно « картина». Дети раскладывают сюжет осени «Осенние краски. Музыкальный руководитель комментируют процесс работы
Коллективная детская работа « Картина Осени»
фонограмма музыки « Осенний марафон»
Муз. рук: Какая разноцветная, волшебная получилась у нас Сахалинская Осень. Давайте нашей картине придумаем название (дети предлагают варианты).
Обобщение: Ребята, вы сегодня молодцы. Рассказали и показали, какие краски бывают у Осени, и какие краски есть у музыки
Осень: (стоит корзина с яблоками накрытые листочками, сверху «волшебный платок») Ребята, посмотрите! Кто – то опять спрятался внутри?
Дети: Нет! Все ребятки тут!
Осень: Мы платочек поднимаем, что под ним, сейчас узнаем! ( Яблоки!)
Муз. рук: Дети, слышите, листики шелестят, « до свиданья» говорят.
Дети поют « До свиданья Осень»
Литература
1.Амирова Н. М. « Осень в гости к нам пришла» Волгоград: Учитель, 2009.
2.Бондаренко И. В. « Музыкальные игры в детском саду» Москва: Айрис-пресс,2009. 3. «Музыкальный руководитель» № 9. Москва: Покровский бульвар, 2014.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО