Авторская программа "Одаренные дети в спорте"
1. Построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках МБУ ДО СШОР.
2. Развитие материально-технической базы.
3. Формирование банка данных «Одаренные дети».
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Спортивная школа олимпийского резерва
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Одарённые дети в спорте»
Автор проекта:
Иванова Наталья Васильевна,
инструктор-методист
МБУ ДО СШОР
г. Пыть-Ях
2025 г.
Паспорт программы дополнительного образования «Одарённые дети в спорте»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема работы с одарёнными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач отечественного образования.
Проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых детей или специальных классов для одарённых. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творчес-кого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ребенок, юный спортсмен – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Цель работы с одарёнными детьми: создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одарённых детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задача спортивной школы: выявить задатки и развить двигательные способности ребёнка.
Для развития двигательных способностей и реализации задатков детей необходим ряд условий. Внешние проявления одарённости возможны при высокой мотивации своих достижений и при наличии следующих условий:
• увеличение охвата контингента лиц для просмотра и отбора перспективных детей, имеющих задатки и способности, в наибольшей мере соответствующие требованиям того или иного вида спорта;
• увеличение числа выявленных спортивно одарённых детей;
• создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия спортивного потенциала спортивно одарённых детей, необходимого для достижения ими высоких спортивных результатов;
• сохранение контингента обучающихся спортивно одарённых детей;
• увеличение числа трудоустроенных
лиц в области физической культуры
и
спорта;
• взаимодействие участников системы
отбора и реализуемых ими мероприятий
в
рамках системы отбора и комплексного
сопровождения спортивно одарённых
детей, включая их спортивную ориентацию.
Основные принципы работы по развитию способностей детей основаны на индивидуально, дифференцированном и личностно-ориентированном подходах.
Система развития спортивно одарённых обучающихся строится на следующих принципах:
• принципы динамичности, гибкости и вариативности – создание обогащённой образовательной среды, многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования педагогов на постоянно изменяющиеся образовательные ситуации и личные запросы обучающихся;
• принцип стимулирования самостоятельности обучающегося и развития мотивации к индивидуальной деятельности – поиск и применение субъектно-ориентиро-ванных технологий, педагогических средств, способствующих формированию положительного, заинтересованного отношения к собственной ответственности за реализацию поставленной цели, способности самостоятельно делать выбор и принимать решения, активности в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности;
• принцип поддержки индивидуальности обучающегося и развития его автономности – стимулирование проявления и развития индивидуальности обучающегося, поощрение его физкультурно-спортивных инициатив, одобрение желания в выстраивании собственной позиции, независимого, самостоятельного суждения;
• принцип позитивной перспективы и самоактуализации – включение обучающегося в процессы проектирования, целеполагания, планирования, анализа и рефлексии собственной образовательной деятельности в области физической культуры на различных её этапах.
Основные модули работы с одарёнными детьми по развитию спортивных способностей:
1. Выявление одарённости из общей среды (отбор и спортивная ориентация в группах начальной подготовки и спортивно-оздоровительных) и определение динамики развития физических способностей (мониторинг развития физических способностей, контрольно-переводные нормативы).
2. Обогащенная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления и развития физических способностей, эксклюзивное образование (создание у ребёнка мотивации к развитию своих способностей, система подготовки спортсмена, система спортивных соревнований различного уровня).
3. Ресурсное обеспечение (материально-техническая база школы, кадровое (тренерско-преподавательский состав высокой квалификации) и научно-методическое обеспечение (наличие в школе авторских, адаптированных и индивидуальных программ развития спортивной одарённости детей).
4. Постшкольное сопровождение, профессиональная ориентация (в настоящее время в высших учебных заведениях физкультурно-спортивной направленности обучается пять выпускников).
5. Управление и координация всей деятельностью по развитию спортивных способностей у одарённых детей.
Ожидаемые результаты работы с детьми по развитию и совершенствованию их двигательных способностей:
– творческая самореализация спортсменов,
которая в перспективе проявится
в
высоких спортивных результатах;
– победы в соревнованиях различного уровня;
– выполнение нормативов мастера спорта
России и кандидата в мастера спорта (за
последние пять лет в МБУ ДО СШОР
спортивно-тренерским составом подготовлено
3 кандидата в мастера спорта и 306
спортсменов, выполнивших нормативы
по
массовым разрядам);
– продолжение спортивного образования в среднеспециальных и высших учебных заведениях физкультурно-спортивной направленности (в настоящее время 5 выпускников МБУ ДО СШОР продолжают физкультурно-спортивное образование в Югорском колледже олимпийского резерва для одарённых детей Севера, в педагогическом университете по специальности «педагог физической культуры и спорта», в Северо-Осетинском государственном университете по направлению «факультет физической культуры и спорта»).
Понятие одарённости.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающая реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов выше среднего уровня.
Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выраженными достижениями в той или иной деятельности.
Одарённость может проявляться в разных уровнях и признаках:
– явная, которая у всех на виду; обычно это высокая одарённость; по данным психологов число таких детей составляет 1–3% от общего числа детей;
– возрастная, когда в одном возрасте
ребёнок показывает одарённость,
а
потом она исчезает; таких детей
большинство;
– скрытая, то есть не проявленная,
существует как перспектива; таких детей
20–25% от общего числа.
Одарённость – это, по сути, высокий уровень развития каких-либо способностей. Способность к достижению высокого порядка, в рамках того, что уже было достигнуто, – это уже талант, то есть, более высокая степень одарённости. Ещё более высокая степень развития способностей – способность создавать что-то новое, прокладывать принципиально новые пути – определяется как гениальность.
Развитие способностей – результат
сложного взаимодействия генетических
и
средовых факторов. Генетические задатки,
существенно влияя на процесс формирования
способностей и содействуя их успешному
развитию, не предопределяют одарённость
человека к той или иной деятельности.
Генетический дар раскрывается благодаря
среде, которая либо помогает ему
раскрыться, либо подавляет.
В качестве факторов среды выступают процессы целенаправленного воспитания, обучения и тренировки, что и предоставляет детско-юношеская спортивная школа, реализуя программы дополнительного образования по видам спорта.
Основные идеи работы с одарёнными детьми в МБУ ДО СШОР.
– Способны все дети, только эти способности
различны по своему спектру
и характеру
проявления;
– одарённость лишь констатация внутренних особенностей ребёнка, внешние её проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
– одарён каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одарённости и создать необходимые условия для её развития и реализации, что обеспечивается обогащённостью развивающей среды, включающей увлекающую ребёнка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одарённых детей является объединение усилий тренеров-преподавателей, родителей с целью создания благоприятных условий для совершенствования способностей у детей.
Примерные критерии оценки склонности к одарённости в избранных видах спорта.
Внутренняя мотивация – интерес, огромное желание достичь результата в избранном виде спорта.
Умственные качества – способность запоминать и обрабатывать полученную информацию во время учебно-тренировочного процесса, способность к самоанализу.
Морально-волевые (психические качества) – трудолюбие, дисциплинированность, устойчивость в стрессовых ситуациях, преодоление возникающих в процессе учебно-тренировочного процесса трудностей, стабильность динамики прироста показателей.
Физические качества – выполнение контрольных испытаний по ОФП, СФП, СТП, СП на уровне 100% и выше от Федерального стандарта спортивной подготовки.
Система работы с одарёнными детьми.
Работа с одарёнными и способными обучающимися, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности МБУ ДО СШОР.
Создание условий для развития одарённых детей, в отношении которых есть надежда на качественный результат в развитии их способностей, – одно из главных направлений в работе.
Систему воспитания администрация и тренерско-преподавательский состав МБУ ДО СШОР строит как специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование убеждений, норм нравственного поведения, черт воли, характера, готового к дальнейшему продолжению образования, профессиональной деятельности, социализации в современном обществе.
Воспитание в школе осуществляется планомерно, в рамках специально организованной воспитательной работы. Ведущее место в этой работе, бесспорно, принадлежит организации учебно-тренировочного процесса с наиболее перспективными спортсменами. Особенность этого процесса в том, что не обучающийся адаптируется в нем к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются на индивидуальность ребёнка.
Работа с одарёнными детьми – эта особая сфера жизни детей, подростков и их наставников, которая создаёт ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощутить свою значимость, повышает нравственную устойчивость.
При работе с перспективными спортсменами тренеры-преподаватели МБУ ДО СШОР развивают основы физической культуры в детском возрасте как важнейший фактор физического и нравственно-духовного становления человека на пути развития целостной личности, способной к самоопределению.
В школе решаются основные задачи по
выявлению одарённых детей, начиная
с
групп начальной подготовки, где реализация
задач происходит через общение с
родителями и путём создания благоприятных
условий для развития детей.
В спортивной школе уважают личность ребёнка, его развитие сопровождается через учебно-тренировочное занятие, через соревнования и спортивно-массовую работу.
Важным направлением деятельности по поддержке одарённых детей является совершенствование и обновление материально-технической и методической базы спортивных школ.
На сегодняшний день целью МБУ ДО СШОР является создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей. Для достижения данной цели поставлены конкретные задачи:
– обновление методической базы работы с одарёнными детьми;
– утверждение отдельного календарного плана мероприятий по видам спорта для участия в соревнованиях;
– научное, методическое, психологическое и информационное сопровождение процесса развития одарённых спортсменов (детей).
Необходимо отметить, что работа со спортивно одарёнными детьми должна проводиться во время учебных занятий, спортивно-массовых мероприятий через развитие таких качеств, как целеустремленность, дисциплинированность, сила воля, самоорганизация, концентрация внимания. Данные качества должны воспитываться повседневно непосредственно в учебной и тренировочной деятельности обучающихся.
Основные мероприятия по формированию
контингента обучающихся
и созданию
базы данных по одарённости.
-
Составление плана работы по поддержке и сопровождению спортивно одарённых обучающихся. (Приложение 1.)
-
Участие в организации отбора спортивно одарённых детей в процессе выполнения нормативов и испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – комплекс ГТО) для обучения
по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в соответствии с Приказом № 832. (Приложение 2.) -
Сбор информации, ведение единой базы данных спортивно одарённых детей,
в том числе результатов их участия в официальных спортивных соревнованиях. (Приложение 3.) -
Организация научно-методического и иных видов сопровождения подготовки спортивно одарённых детей.
-
Проведение мониторинга трудоустройства лиц из числа спортивно одарённых детей, содействие в трудоустройстве в области физической культуры и спорта.
-
Обеспечение индивидуальной работы со спортивно одарёнными детьми
по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки. (Приложение 4.) -
Профессиональная ориентация спортивно одарённых детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда, оказание содействия
в формировании их портфолио. (Приложение 5.) -
Вовлечение максимального числа детей в систематические занятия физической культурой и спортом, воспитание устойчивого интереса к занятиям.
-
Вовлечение обучающихся в инструкторско-судейскую деятельность с целью развития их способностей, приобщение к роли помощника судьи, судьи с целью накопления опыта организации и проведения соревнований в качестве судьи.
Результаты работы с одарёнными детьми.
План работы МБУ ДО СШОР предусматривают выявление и поддержку одарённых детей, подростков и молодежи, создание условий для участия в соревнованиях различного уровня, их общественное признание.
Результативность участия в соревнованиях различного уровня по виду спорта
Бокс 2023 год.
Муниципальные/ межмуниципальные соревнования |
Региональные соревнования |
Первенства УФО |
Первенства России
и другие |
Международные соревнования |
||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
56 |
51 |
43 |
14 |
6 |
8 |
6 |
5 |
10 |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
Вольная борьба 2023 год.
Муниципальные/ межмуниципальные соревнования |
Региональные соревнования |
Первенства УРФО
и другие |
Первенства России
и другие |
Международные соревнования |
||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
5 |
7 |
6 |
21 |
14 |
25 |
10 |
5 |
18 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Тхэквондо 2023 год.
Муниципальные/ межмуниципальные соревнования |
Региональные соревнования |
Первенства УРФО
и другие |
Первенства России
и другие |
Международные |
||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
26 |
28 |
22 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
За последние годы в школе накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми, который показывает положительные результаты данной работы.
Участников соревнований различного уровня с каждым годом увеличивается.
Муниципального уровней МБУ ДО СШОР постоянно входит в число лучших школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 42 обучающихся отделений вольной борьбы, бокса и тхэквондо ежегодно входят в составы сборных команд ХМАО-Югры.
На протяжении всего времени работы
школы молодые спортсмены школы участвуют
не только в соревнованиях школьного и
муниципального уровней, но и
в
соревнованиях Всероссийского,
Международного, Межрегионального и
Регионального значения.
МБУ ДО СШОР – это спортивная школа, где
«обучают» спорту. Сегодня
в спортивной
школе учатся 316 обучающихся от 7 до 18 лет
на 3 спортивных отделениях: вольная
борьба, бокс, тхэквондо.
Отделение вольной борьбы посещают 90 спортсменов. За 5 лет на отделении подготовлено более 500 разрядников. Ежегодно 20–30 обучающихся выполняют нормативы спортивных разрядов; спортивных званий «Кандидат в мастера спорта» удостоены 3 человека, «Мастер спорта» – 1 человек.
Одним из основных предназначений спортивной школы является передача одарённых детей в ЮКИОР г. Ханты-Мансийска. 3 спортсмена, выпускника МБУ ДО СШОР, продолжили обучение в ЮКИОР, некоторые продолжают обучение в институтах физкультурной направленности.
На отделении «Бокс» обучаются 148 обучающихся. С 2023 года 1 спортсмен выполнил норматив «Мастер спорта».
На отделении «Тхэквондо ВТФ» занимается 76 спортсменов. Существует Федерация Тхэквондо. Спортсмены отделения – постоянные участники торжественных открытий спортивных соревнований, таких как: «Велоэстафета», фестиваль ГТО, спортивных праздников, посвященных Дню Физкультурника и традиционных мероприятий, проводимых самой спортивной школой. Это такие мероприятия: Межрегиональный турнир по вольной борьбе памяти тренеров-преподавателей Элданиза Тахирова и Владимира Песняка, Межрегиональный турнир по боксу, посвящённый памяти тренера-преподавателя В. И. Городилова, открытое первенство по боксу города Пыть-Яха, посвящённое памяти воинов-интернационалистов.
Занятия в спортивной школе способствуют формированию здорового образа жизни, самосовершенствованию, познанию и творчеству, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня высоких спортивных результатов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План работы
по поддержке и сопровождению
спортивно
одарённых обучающихся
№ п/п |
Этап |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Подгото-вительный |
Составление реестра спортивно одаренных обучающихся |
1 квартал |
Инструктор-методист |
Разработка положения о ведении реестра спортивно одарённых обучающихся |
1 квартал |
Инструктор-методист |
||
Разработка методических материалов |
1 квартал |
Инструктор-методист |
||
Проведение
мониторинга спортивно одарённых
детей |
1 квартал |
Инструктор-методист |
||
2 |
Основной |
Организация индивидуальной работы со спортивной одарёнными обучающимися |
2 квартал |
Тренеры-преподаватели отделений |
Организация физкультурно-спортивных мероприятий |
2 квартал |
Тренеры-преподаватели отделений. Инструктор-методист |
||
Вовлечение
обучающихся |
2 квартал |
Тренеры-преподаватели отделений. Инструктор-методист |
||
Организация и проведение лекториев по профессиональной ориентации обучающихся |
2 квартал |
Инструктор-методист |
||
Проведение родительских собраний |
|
Тренеры-преподаватели отделений. Инструктор-методист |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Заклю-чительный |
Анализ
выполнения ОФП |
3 квартал |
Тренеры-преподаватели отделений. Инструктор-методист |
Участие
в организации отбора спортивно
одаренных детей |
3 квартал |
Тренеры-преподаватели отделений. Инструктор-методист |
||
Анализ
выполнения переводных нормативов
обучающихся |
3 квартал |
Инструктор-методист |
||
Представление результатов деятельности на тренерском (педагогическом совете) |
4 квартал |
Инструктор-методист |
Приложение 2
Спортсмены МБУ ДО СШОР, выполнившие
нормативы по сдаче ГТО
на золотую,
серебряную и бронзовую медаль
№ п/п |
Ф. И. спортсмена |
Результат |
|
С. Рустам |
бронзовый значок ГТО |
|
А. Загир |
бронзовый значок ГТО |
|
М. Абдусалам |
золотой значок ГТО |
|
С. Сабина |
серебряный значок ГТО |
|
М. Аиша |
серебряный значок ГТО |
|
М. Умар |
серебряный значок ГТО |
|
А. Хадижа |
золотой значок ГТО |
|
З. Мухаммед |
золотой значок ГТО |
|
А. Магомед |
серебряный значок ГТО |
|
А. Мухаммад |
серебряный значок ГТО |
Спортсмены,
прошедшие регистрацию на официальном
сайте
Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса
«Готов к труду и обороне»
310 обучающихся – 100%. Участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях: 4 ноября 2023 г. в спортивном зале Россия городские соревнования среди воспитанников спортивных учреждений города Пыть-Яха «Эстафета ГТО».
Итоги командных эстафет: 1-е место команда отделения вольной борьбы; 2-е место команда отделения бокса; 3-е место команда отделения тхэквондо.
Приложение 3
Положение о порядке формирования и ведения реестра одарённых детей
Сводная таблица численности спортивно одарённых детей в МБУ ДО СШОР
№ п/п |
Отделение |
Численность |
Количество |
Самые результативные спортсмены |
1 |
Бокс |
33 |
21 12 25 19 12 |
Б. Егор А. Мавлидин Г. Давуд С. Александр С. Сабина |
2 |
Тхэквондо |
18 |
7 7 7 6 |
Н. Эрик Г. Кирилл З. Андрей С. Кирилл |
3 |
Вольная борьба |
16 |
10 14 15 10 |
А. Магомед Ш. Муслим А. Шамиль Д. Асхаб |
Общая численность: 67 спортсменов |
|
Приложение 4
Работа с родителями, законными представителями детей
1. Проведение семинаров, направленных на просвещение в области физической культуры и спорта по темам:
– спортивное питание;
– психология детского спорта;
– взаимодействие тренера и родителя;
– поведение родителей в тренировочный и соревновательный период;
– антидопинговые мероприятия.
2. Содействие
ребенку и его законному представителю
в выборе наиболее благоприятного вида
спорта, к которому у ребенка имеется
предрасположенность, предоставление
информации о видах спорта (бокс, тхэквондо,
вольная борьба),
об организациях,
осуществляющих спортивную подготовку.
3. Зачисление детей на этап подготовки в МБУ ДО СШОР.
4. Мониторинг зачисленных детей в МБУ ДО СШОР из числа прошедших тестирование и их дальнейшее сопровождение.
Индивидуальные образовательные траектории
Организация
индивидуальной работы на тренировочных
мероприятиях
с использованием заданий
повышенной сложности, организация
самостоятельной работы с обучающимися
(банк методических материалов, тестов).
Проведение тестирования уровня развития психомоторных качеств обучающихся (банк методических материалов, тестов).
Вовлечение обучающихся в инструкторско-судейскую деятельность (разработка и внедрение правил инструкторско-судейской деятельности для спортсменов МБУ ДО СШОР).
Создание портфолио физкультурно-спортивного опыта и достижений обучающихся. (Образец портфолио спортсмена.)
Участие в физкультурно-спортивных конкурсах, фестивалях, акциях, мастер-классах (конкурс «Спортивная элита»).
Формирование мотивации к будущему профессиональному самоопределению обучающихся в физкультурно-спортивной сфере (лектории по профессиональному самоопределению).
Создание альянса «семья-обучающийся-образовательная организация» (родительские собрания).
Организация встреч с одаренными выпускниками спортивной школы, студентами средних и высших профессиональных заведений физкультурной направленности, встреч с известными спортсменами. (Ежегодные встречи с выпускниками спортивной школы)
Проведение открытых занятий, мастер-классов, показательных выступлений.
Организация и проведение соревнований, семинаров, профильных смен, конкурсов для одаренных детей в период каникул.
Типы самореализации личности в
детско-юношеском спорте
(автор
методики
Л. Г.
Уляева)
Пол возраст вид спорта разряд с/стаж ___
Цель: методика предназначена для выявления типов самореализации личности в ходе занятий спортом, а также для выявления внутриличностных конфликтов, вызванных их несоответствием.
В качестве типов самореализации выступают следующие:
Социально-статусная – самореализация
обеспечивается возможностью
и
значимостью благодаря занятиям спортом
находиться в центре внимания окружающих,
быть примером для подражания, общаться
с интересными и значимыми людьми;
Профессионально-деятельностная – самореализация обеспечивается возможностью и значимостью благодаря занятиям спортом регулярно тренироваться, быть лучшим на соревнованиях, показывать высокие результаты в спорте;
Индивидуально-личностная – самореализация обеспечивается возможностью и значимостью благодаря занятиям спортом хорошо выглядеть, быть здоровым, интересно и с пользой проводить время.
Возможно сочетание разных типов самореализации.
Инструкция.
Просим Вас принять участие в нашем исследовании, направленном на выявление значимости (ценности) и возможности занятий спортом в Вашей жизни!
Прочтите представленные ниже суждения и ответьте последовательно на следующие вопросы, обведя кружком соответствующий Вашему мнению ответ:
Насколько значимы для Вас в ходе занятий спортом, представленные проявления (первая колонка)?
В какой мере в ходе занятий спортом у Вас есть или была такая возможность (вторая колонка)?
|
|
Степень Да, значимо – 2 балла; Трудно сказать – 1 балл; Нет, не значимо – 0 баллов |
Степень
Высокая
возможность –
Трудно сказать (средний уровень) – 1 балл;
Нет такой
возможности – |
||||
1 |
Находиться в центре внимания окружающих (друзей, товарищей, родственников, болельщиков) |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Чувствовать уважение, похвалу окружающих (друзей, товарищей, родственников, болельщиков) |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
3 |
Быть для других примером для подражания |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
4 |
Общаться со значимыми и интересными людьми |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
5 |
Находиться в кругу друзей, товарищей |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
6 |
Оправдать надежды, возлагаемые на меня родителями, друзьями, знакомыми. |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
7 |
Регулярно тренироваться, максимально используя для этого свободное время |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
8 |
Успешно решать все задачи, поставленные тренером |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
9 |
Связать со спортом свою жизнь, свою карьеру |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
10 |
Систематически показывать высокие спортивные результаты, быть лучшим |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
11 |
Знать свой потенциал, работать над выдержкой и самообладанием |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
12 |
Испытать чувство выполненного долга перед спортивной командой, страной |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
13 |
Испытывать удовольствие от физических нагрузок |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
14 |
Хорошо выглядеть, поддерживать свою спортивную форму |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
15 |
Переключить внимание, отдохнуть от других занятий |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
16 |
Интересно и с пользой проводить время |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
17 |
Укреплять свое здоровье |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
18 |
Достигать успехов, не тратя на это много времени, сил и средств. |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
Обработка результатов
Подсчитать значимость для спортсмена каждого типа самореализации (1-я колонка):
– социально-статусная самореализация (ССР-З) – сумма баллов по вопросам: 1, 2, 3, 4, 5, 6;
– профессионально-деятельностная самореализация (ПДР-З) – сумма баллов по вопросам: 7, 8, 9, 10, 11, 12;
– индивидуально-личностная самореализация (ИЛС-З) – сумма баллов по вопросам: 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Подсчитать возможность для спортсмена каждого типа самореализации (2-я колонка):
– социально-статусная самореализация (ССР-В) – сумма баллов по вопросам: 1, 2, 3, 4, 5, 6;
– профессионально-деятельностная самореализация (ПДР-В) – сумма баллов по вопросам: 7, 8, 9, 10, 11, 12;
– индивидуально-личностная самореализация (ИЛС-В) – сумма баллов по вопросам: 13, 14, 15, 16, 17, 18.
Ориентировочные нормативы: 3 балла – низкий уровень; 4–8 – средний уровень; 9–12 – высокий уровень.
Вычислить значимость различий различных видов самореализации. Ориентируясь на средние арифметические показатели, определить тип личности самореализующегося спортсмена:
а) высокая значимость и высокая возможность самореализации в спорте;
б) высокая значимость и низкая возможность самореализации в спорте;
в) низкая значимость и высокая возможность самореализации в спорте;
г) низкая значимость и низкая возможность самореализации в спорте.
И так по каждому типу самореализации.
Практическое применение методики. Определение ведущего типа самореализации, несоответствия/соответствия значимости и возможности по каждому типу самореализации, а также комплексного типа самореализации личности спортсмена могут служить основой для отбора спортсменов, создания необходимых условий спортсменам, стремящимся к профессионально-деятельностной самореализации, определения нап-равлений психологической коррекции и консультирования спортсменов и тренеров.
Особенности самореализации личности
в детско-юношеском спорте
(автор
методики
Л.Г.
Уляева)
Часть 1.
Вам будут предложены три варианта характеристик личности. Выберите тот из них, который Вам больше подходит.
1. Какой ты в большей степени?
а) Целеустремленный.
б) Дружелюбный.
в) Веселый.
2. За что тебя уважают твои друзья?
а) Оптимизм.
б) Хороший собеседник.
в) Много знаю.
3. Каким тебя считают учителя?
а) Исполнительным.
б) Способным, но ленивым.
в) Ответственным.
4. Каким в большей степени тебя считает тренер?
а) Способным.
б) Настойчивым, упорным.
в) Излишне эмоциональным.
5. Что
в большей
степени тебе
мешает достичь
высоких результатов
в спорте?
а) Не хватает времени.
б) Нет подходящих условий для тренировок.
в) Не хватает силы воли.
6. Какие качества в тебе развиты в большей степени?
а) Доброта и отзывчивость.
б) Организованность и дисциплинированность.
в) Аккуратность и бережливость.
7. Какой жизненный принцип для тебя больше подходит?
а) Жизнь существует для получения удовольствия.
б) Жизнь – это постоянная борьба.
в) В жизни всегда есть место самосовершенствованию.
8. Какого человека ты бы назвал идеалом?
а) Эрудированного и умного.
б) Смелого и решительного.
в) Увлечённого своим делом и добивающимся успехов.
Вам будут предложены три разных варианта ответа на вопрос. Выберите тот, который Вам больше всего подходит и/или с которым Вы в большей степени согласны.
1. Считаешь ли ты, что спорт – это твое призвание?
а) Нет, не считаю.
б) Именно так.
в) Может быть – пока не знаю.
2. Связываешь ли ты свое будущее со спортом?
а) Да, обязательно
б) Пока не определился
в) Нет, спорт только «калечит» и отнимает много драгоценного времени.
3. Что тебя больше привлекает в спорте?
а) Возможность проявить себя, свои способности.
б) Добиться уважения среди друзей.
в) Возможность хорошо зарабатывать в будущем.
4. Считаешь ли ты возможным реализовать себя именно в спорте?
а) Нет, не считаю.
б) Именно так.
в) Может быть – пока не знаю.
5. После победы в соревнованиях какие чаще всего мысли приходят в голову?
а) Что я самый «крутой».
б) Что нужно еще много над чем работать.
в) Никаких мыслей – только эмоции.
6. Если бы ты выиграл в лотерею крупную сумму, что бы ты сделал в первую очередь?
а) Улучшил бы свои бытовые условия и жил
бы в свое удовольствие
и удовольствие
своей семьи.
б) Построил бы частную спортивную школу и занимался бы своим любимым делом.
в) Путешествовал бы по всему миру.
7. Считаешь ли ты, что спорт ограничивает возможности человека развиваться в других направлениях?
а) Да, спорту нужно отдаваться полностью, если хочешь добиться высоких результатов.
б) Нет, ведь спорт – это и есть та сфера жизни, которая помогает гармонично развиваться.
в) Скорее нет, ведь можно совмещать занятия спортом с другими видами деятельности.
8. Как ты считаешь, удастся ли тебе добиться высоких спортивных результатов и стать, например, чемпионом мира?
а) Думаю, что да – я все для этого делаю.
б) Стать чемпионом мира – это не самое главное в спорте: главное – получить возможность закалить свой характер.
в) Спорт мне помогает стать человеком, поэтому не столь важно, буду я чемпионом или нет.
9. В чем ты себя можешь реализовать?
а) Конечно, в спорте.
б) Но не в спорте точно.
в) Не знаю, еще не нашел своего призвания.
10. Трудно ли тебе общаться с людьми, которые никогда не занимались спортом?
а) Вовсе нет.
б) Все мои друзья – это мои коллеги: партнеры по спорту и/или члены команды.
в) Очень трудно.
Ключ к 1 части опросника
I Самооценка
качеств, необходимых |
II Оценка возможности самореализации в спортивной деятельности |
||
1 |
а) – 3; б) – 2; в) – 0 |
1 |
а) – 0; б) – 3; в) – 1 |
2 |
а) – 3; б) – 0; в) – 1 |
2 |
а) – 3; б) – 1; в) – 0 |
3 |
а) – 1; б) – 0; в) – 3 |
3 |
а) – 3; б) – 2; в) – 1 |
4 |
а) – 2; б) – 3; в) – 0 |
4 |
а) – 0; б) – 3; в) – 1 |
5 |
а) – 1; б) – 3; в) – 0 |
5 |
а) – 3; б) – 1; в) – 1 |
6 |
а) – 2; б) – 3; в) – 1 |
6 |
а) – 0; б) – 3; в) – 1 |
7 |
а) – 0; б) – 1; в) – 3 |
7 |
а) – 0; б) – 3; в) – 2 |
8 |
а) – 1; б) – 3; в) – 2 |
8 |
а) – 2; б) – 1; в) – 3 |
|
Max. – 24 балла / 30 баллов |
9 |
а) – 3; б) – 0; в) – 1 |
|
Min. – 3 балла / 3 балла |
10 |
а) – 3; б) – 1; в) – 0 |
Интерпретация результатов
1. Самооценка качеств, необходимых для саморазвития юных спортсменов:
I 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
2. Оценка возможности самореализации в спортивной деятельности:
II 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
3. Уровень стремления к самореализации в спортивной деятельности:
I+ II Max. – 54 балла; Min. – 6 баллов
Перевод сырых баллов в стены
Шк. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10–11 |
12–13 |
14–16 |
17–18 |
19–20 |
21–22 |
23–24 |
2 |
3–5 |
6–9 |
10–12 |
13–15 |
16–18 |
19–21 |
22–24 |
25–26 |
27–28 |
29–30 |
3 |
6–10 |
11–15 |
16–21 |
22–27 |
28–32 |
33–38 |
39–44 |
45–48 |
49–51 |
52–54 |
Приложение 5
Содержание портфолио
№ п/п |
Разделы |
Содержание |
1 |
Пояснительная |
Цель «Портфолио»: формирование умения ставить цели для достижения высоких спортивных результатов, отслеживание и рефлексия творческого и спортивного роста моих достижений; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Задачи портфолио: сбор данных для визитной карточки; составление таблиц достижений в различных спортивных соревнованиях; наличие подлинников и копий важных документов; отбор полезных фотографий для портфолио; создание портфолио в печатном и электронном виде |
2 |
1. Визитная карточка |
Фотография спортсмена. Творческое представление себя (стихотворение, цитата, текст) |
3 |
2. Спортивная
деятельность |
• Как я пришел в спорт. • Мои школьные достижения. • Участие в региональных, межрегиональных спортивных соревнованиях |
4 |
3. Моя «лестница успеха» |
• Моя карта роста по спортивной подготовке. • Спортивное творчество. • Участие в творческих, интеллектуальных и Всероссийских мероприятиях |
5 |
4. Общественная деятельность |
• Общественная работа в школе. • Мои увлечения. • Что обо мне думают окружающие |
6 |
Заключение |
|
Приложение 6
Проблема профессионального самоопределения, то есть проблема выбора профессии, становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности всегда была актуальна для молодежи и являлась предметом изучения педагогов, психологов, социологов. Выбор профессии – каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую – сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ребенок без исключения. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация – это важный компонент для развития человека функционирования общества в целом.
Спорт
представляет собой собственно
соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней, а также
межчеловеческие отношения и нормы, ей
присущие. На современном этапе развития
общества основными критериями физического
совершенства служат нормы и требования
государственных программ в сочетании
с
нормативами единой спортивной
классификации.
Важное место
в сфере физической культуры и спорта и
в современной системе образования нашей
страны занимают спортивные школы,
являющиеся учреждениями дополнительного
образования спортивной направленности,
осуществляющие огромную работу по
формированию мотивации к будущему
профессиональному самоопределению
обучающихся в физкультурно-спортивной
сфере через популяризацию
и
культивирование данного направления.
На платформе спортивных школ проводится
много информационно-просветительских
мероприятий по вопросам профориентации
спортсменов. Профориентационная
деятельность спортивных школ – это
одно из приоритетных направлений.
Своевременная профориентация может
стать ключевым моментом в жизни
спортсмена. Начинать формировать план
на будущее стоит уже
с 15–16 лет. Как
показывает практика, спортсмены, которые
имеют четкое представление о своих
долгосрочных планах и целях после
завершения карьеры, более успеш-ны и
уверены в своих силах. Профориентация
помогает не только в выборе будущей
профессии, но и в самом процессе
тренировок. Когда спортсмен знает, чем
он будет заниматься после спорта, это
может повысить его мотивацию и
результативность
в текущих соревнованиях.
Педагоги осуществляют вовлечение обучающихся в инструкторско-судейскую деятельность с целью развития их способностей, приобщения к роли помощника судьи, судьи, накопления опыта организации и проведения соревнований.
Специально организована работа с родителями: рекомендации, консультации, родительские собрания, где родители узнают информацию, приобретают необходимые знания.
⚠ Рекомендации для родителей.
✔1. Обсуждайте будущее.
Регулярно говорите с вашим ребенком о его планах и мечтах. Это поможет ему сформировать более четкое представление о будущем.
✔2. Стимулируйте обучение.
Поддерживайте интерес к учебе. Образование является важным аспектом успешной самореализации.
✔3. Исследуйте варианты.
Рассматривайте различные профессии и
возможности, связанные со спортом
и
другими сферами.
✔4. Консультации с профессионалами.
Обратитесь к профконсультанту или карьерным консультантам, которые могут помочь вашему ребенку в выборе пути.
Профориентация для спортсменов – это не просто полезный совет, а необходимость. Заблаговременное планирование поможет вашему ребенку не только успешно справиться с переходом после завершения спортивной карьеры, но и добиться больших успехов в спорте благодаря уверенности в завтрашнем дне.
Работа со спортсменами. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ рассматривается вопрос профессионального самоопределения. Этапы и содержание профориентационной работы в спортивной школе в спортивно-оздоровительной группе:
• формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
• развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
• постепенное расширение представлений о мире профессионального труда в области физической культуры и спорта.
Базовый уровень:
• развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта;
• представления о собственных интересах и возможностях;
• приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
Углубленный уровень:
• групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
• профессиональное самопознание;
• коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Работа с обучающимися включает в себя:
• профориентационные мероприятия: беседы, тематические встречи с выпускниками школы, получающими профессию тренера, учителя ФК;
• участие в конкурсах и спортивных соревнованиях разного уровня.
Работа с родителями предполагает индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения обучающимися.
В процессе обучения обучающиеся:
• овладевают основными методами построения тренировочного занятия;
• приобретают умение подбирать упражнения, совместно с тренером-препода-вателем проводить разминку;
• приобретают умение правильно демонстрировать отдельные технические элементы, обучать технике исполнения упражнений, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими обучающимися;
• приобретают
умение самостоятельно составлять
комплексы упражнений
для различных
частей тренировочного занятия: разминка,
основная и заключительная часть.
Важной задачей школы является подготовка обучающихся к участию в соревнованиях в качестве «юного спортивного судьи». Привитие судейских навыков в процессе обучения по разделу программы «Инструкторская и судейская подготовка» осуществляется путем изучения правил проведения соревнований, системы подсчета результатов, привлечения обучающихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей (в качестве линейного судьи для обслуживания соревнований начинающих спортсменов, помощника судьи при участниках, члена счетной и регистрационной комиссий, судьи-информатора), ведения протоколов соревнований.
Освоение дополнительных образовательных программ физкультурно-спортив-ной направленности способствует самоопределению обучающихся в выборе профессии.
Источники и литература
1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е. А. Климов. – 2-е изд., доп. и дораб. – Москва : Просвещение, 1990. – 158 с.
2. Пряжников,
Н. С. Самоопределение и профессиональная
ориентация учащихся : учебник для
студентов учреждений высшего
профессионального образования /
Н. С.
Пряжников, Л. С. Румянцева. – Москва :
Академия, 2013. – 206 с.
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Полярные области планеты: потенциальные опасности при путешествии»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»