Обоснование необходимости применения специальных методов обучения на уроках истории
Исаева Людмила Андреевна,
учитель МБОУ СОШ № 65,
г. Нижний Тагил
Обоснование необходимости применения специальных методов обучения на уроках истории
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории требует внедрения специализированных методов и подходов. Обосновывается это потребностями таких детей в индивидуальном педагогическом вовлечении, обеспечении комфортных условий для обучения и интеграции в общую образовательную среду. На фоне теории Л.С. Выготского основой интеграции служит создание единого образовательного пространства, где каждый ребёнок, независимо от его возможностей, может получать адекватное образование и поддержку [1].
В рамках уроков истории важно использовать дифференцированный подход, который предусматривает создание разнообразных заданий в зависимости от уровня подготовки и потребностей детей. Например, учащиеся могут выполнять задания в различных форматах: от дискуссий до работы с текстами и визуальными материалами, а также использования мультимедийных ресурсов. Такой подход помогает вовлечь детей в процесс обучения, учитывая их индивидуальные особенности и интересы [2].
Существует ряд принципов, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса для детей с ОВЗ. Важно обеспечить доступность информации как визуальной, так и аудиальной. Применение мультимедийных технологий может значительно улучшить понимание исторического материала, способствовать формированию личностных умений, необходимых для активного участия в жизни общества. Использование и адаптация существующих учебных материалов под нужды таких детей позволит повысить их успеваемость и уровень вовлеченности [5].
Некоторые учителя применяют интегративные методы, где обучающиеся с разными возможностями и потребностями работают в одной группе. Такой подход подразумевает комбинирование традиционных методов обучения с деятельностными и игровыми формами. Интерактивное обучение, включающее ролевые игры и моделирование исторических событий, становится не только полезным, но и увлекательным для детей [3]. Это метод помогает сохранить их интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала.
Для успешной реализации инклюзивного обучения обращается внимание на создание дружеской атмосферы в классе, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Это может включать групповые проекты, где дети с ОВЗ работают в паре или группе с их более подготовленными сверстниками, тем самым создавая условия для взаимопомощи и поддержки [4]. Педагоги должны быть готовы ко многим трудностям, которые могут возникать в ходе процесса — от дефицита времени на подготовку до необходимости постоянного консультирования с родителями и специалистами.
Мотивация является еще одним ключевым аспектом в обучении детей с ОВЗ на уроках истории. Важно поощрять участие каждого ребёнка в учебном процессе, создавая поддержку и позитивный настрой. Один из методов включает использование исторического материала, который может быть близок и понятен ученикам, что помогает вызвать интерес и желание узнать больше [1].
Кроме того, педагогам важно обратить внимание на использование разнообразных форм оценивания успеваемости, позволяющих учитывать как личные достижения, так и прогресс в развитии навыков. Эти подходы помогут создать благоприятную учебную среду, способствующую обучению детей с ОВЗ и их социальной интеграции [5].
Обобщая, нужно отметить, что эффективное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории предполагает использование различных форм и методов работы. Учителя должны быть гибкими, адаптировать свои подходы и быть открытыми для нового, что в конечном итоге приведет к получению образования, доступного каждому ребёнку независимо от его физического состояния и личных особенностей.
Список литературы
1. Подходы к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных [Электронный ресурс] // aripk.ru - Режим доступа: https://aripk.ru/media/userfiles/педагогический_совет_михайленко_в._а._2016.pdf, свободный. - Загл. с экрана
2. Современные подходы к организации обучения детей с ОВЗ... [Электронный ресурс] // school85.centerstart.ru - Режим доступа: https://school85.centerstart.ru/sites/school85.centerstart.ru/files/tmp/doc/инклюзивное образование.pdf, свободный. - Загл. с экрана
3. Михаил Васильевич Ломоносов [Электронный ресурс] // dpo-smolensk.ru - Режим доступа: http://dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-vosp_soc-inf/podhod ovz.pdf, свободный. - Загл. с экрана
4. Организация обучения детей с ограниченными возможностями... [Электронный ресурс] // cppmsp52.ru - Режим доступа: https://cppmsp52.ru/assets/mgr/images/new/2021/06/metodichka-po-soprovozhdeniyu-detei-s-ovz.pdf, свободный. - Загл. с экрана
5. «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с овз [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/01/20/sovremennye-podkhody-k-obucheniyu-i-vospitaniyu, свободный. - Загл. с экрана
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Полярные области планеты: потенциальные опасности при путешествии»