Литературная гостиная. Осени прекрасная пора.
Полчанинова Светлана Леонидовна
высшая квалификационная категория
г. Таганрог, Ростовской области,
МАОУ СОШ №12
начальные классы
УМК «Начальная школа XXI века»
мероприятие
Литературная гостиная
«Осени прекрасная пора»
3 класс
60 минут
Презентация
«Осени прекрасная пора»
Мир природы – удивительный и неповторимый. Он помогает ребёнку познавать красоту, развивать фантазию. Свой, особый, поэтический образ природы, каждый ребёнок раскрывает для себя, знакомясь с литературными произведениями. Читая стихотворения, рассказы, сказки о природе, дети постоянно общаются с ней, учатся быть добрее, внимательнее, развивают свою наблюдательность.
Цели: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках; воспитывать в детях любовь к природе через литературные и музыкальные произведения; развивать эстетические вкусы, творчество и фантазию; учить быть наблюдательными.
Оформление мероприятия:
-
Плакаты «Осени прекрасная пора», «Сентябрь – первый месяц осени», «Октябрь – пора листопада», «Ноябрь – ворота зимы».
-
Детские рисунки на тему «Осень».
-
Шары, осенние листья.
-
Столы и стулья расставлены для групповой работы.
-
Стулья для зрителей в зале.
-
Задания для групповой работы.
-
Фонограмма к празднику.
-
Компьютерная презентация.
-
Проектор, компьютер, экран.
План проведения:
1. Введение.
2.Сентябрь – первый месяц осени.
3. Октябрь – пора листопада.
4. Ноябрь – ворота зимы.
5. Заключение.
Слайд №1. Звучит отрывок из произведения «Медленный вальс» Иоганна Штрауса.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие гости! Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной, посвящённой осени. Для нас осень - очень красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, музыканты посвящали осени свои произведения. «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора» – писал Борис Пастернак. «Унылая пора! Очей очарованье!» - восхищался Александр Сергеевич Пушкин. Тургенев Иван Сергеевич сказал: «Как грустный взгляд, люблю я осень». Я предлагаю вам сегодня окунуться в мир поэзии, прозы, музыки, посвящённой осени.
Звучит отрывок из скрипичного концерт Антонио Вивальди «Осень» часть 1 (Слайды №2, №3, №4, №5 про осень).
Ведущий: Откроем наш вечер поэзии стихотворением Тургенева Ивана Сергеевича «Осень» (Слайд №6)
Тургенев Иван Сергеевич «Осень»
(читает 1 ученик)
Как грустный
взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий
день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На
небо белое гляжу,
Да на верхушки темных
сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С
улыбкой, развалясь, ленивой,
Мечтой
заняться прихотливой,
Да слушать
дятлов тонкий свист.
Трава завяла
вся... холодный,
Спокойный блеск разлит
по ней...
И грусти тихой и свободной
Я
предаюсь душою всей...
Чего не вспомню
я? Какие
Меня мечты не посетят?
А
сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво
шумят...
И, словно стадо птиц
огромных,
Внезапно ветер налетит,
И
в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо
прошумит.
Ведущий: А вы любите осень? Чем она вас привлекает?
(Дети высказывают свои мнения)
Ведущий: Сентябрь – первый месяц осени. Евгений Баратынский в своём стихотворении «Осень» написал (Слайд №7):
И вот, сентябрь! Замедля свой восход
Сияньем хладным солнце блещет
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Сентябрь зовут «запевалой», «златоцветом», «рябинником». Как вы думаете, почему?
Травы в лугах, садах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев. А алые ягоды рябины радуют глаз. Лермонтов Михаил Юрьевич в своём стихотворении «Осень» увидел такую картину (Слайд №8).
М.Ю.
Лермонтов «Осень»
(читает 1 ученик)
Листья в
поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь
в бору поникши ели
Зелень мрачную
хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не
любит меж цветов
Пахарь отдыхать
порою,
От полуденных трудов.
Зверь
отважный поневоле,
Скрыться где-нибудь
спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь
туман лишь серебрит.
Ведущий: А теперь, ребята, задания для вас. Каждая группа, по очереди называет родственное слово к предложенному.
Осень – осенний,
Дождь - дождливый
Лист – листопад
Гриб – грибник
Облако – облачный
Ненастье – ненастный
Холод – холодный
Грустный - грусть
К какому времени года можно отнести эти слова? Конечно же, к осени.
Ведущий: Вот как описывает осенний лес в своём рассказе Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Лес осенью» (Слайд №9)
И.С. Соколов-Микитов «Лес осенью»
(читает 1 ученик)
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
Ведущий: В сентябре обычно стоят тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой. Воздух чист и прозрачен, в нём летают нити паутины. В сентябре лето кончается, осень начинается. Теперь послушаем стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Осень» (Слайд №10).
А.Н. Майков «Осень»
(читает 1 ученик)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок.
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они –
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой..
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой –
И, как безумный, пою!
Ведущий: Все ребята любят гулять в осенних парках, садах. Шуршать опавшими листьями, наблюдать, как кружатся осенние листочки. Назовите эпитеты, которыми можно охарактеризовать осень.
Каждая группа по очереди называет по одному слову.
Эпитеты
Осень – багряная, безрадостная, глубокая, грустная, дождливая, долгая, желтая, задумчивая, золотая, нарядная, невесёлая, ненастная, огненная, печальная, пламенная, поздняя, прекрасная, промозглая, пышная, разноцветная, ранняя, рыжая, слякотная, сухая, сырая, теплая, тоскливая, унылая, хмурая, холодная, царственная, чудесная, шальная, янтарная, яркая, прозрачная, славная.
(Слайд №11)
Ведущий: Октябрь – второй месяц осени, середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают пожелтевшие листья. Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении «Листопад», так описывает это явление (Слайд №12).
И. А. Бунин «Листопад»
(читает 1 ученик)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнам синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листиков шуршанье.
Ведущий: В октябре часто идёт холодный дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету». Характер у этого месяца переменчивый: за день погода может поменяться несколько раз: то солнышко светит, то дождик надоедливо моросит (Слайд №13).
Алексей Николаевич Плещеев
(читает 1 ученик)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик
так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая
рябина
Мокнет под окном,
Смотрит
деревушка
Сереньким пятном.
Что ты
рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще
просит сердце
Света и тепла!
Ведущий: Пётр Ильич Чайковский увидел такую осень. Послушаем отрывок из музыкального произведения «Октябрь».
Звучит отрывок из цикла «Времена года» «Осенняя песнь». Октябрь (Слайды №14, №15, №16)
Что вспоминается, когда звучит эта пьеса? Какое настроение создаёт она?
Ведущий: Давайте рассмотрим, какие осенние картины нарисовали вы. Какие они с одной стороны яркие, красочные, а с другой - грустные, печальные. Как точно передают красоту осенней природы! Посмотрите вокруг, как каждый рисунок индивидуален! У каждого из вас своя, особенная осень. На нашей выставке очень красиво!
Ведущий: А вот какую картину нарисовала сама осень. Георгий Алексеевич Скребицкий «Осень» (Слайд №17).
Г. А. Скребицкий «Осень»
(читают 3 ученика)
-
Для своей работы взяла Художница- осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко–красный, весь, как огонь горит.
Забрела осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб богатырь, стоит густою листвой потряхивает. «Могучего богатыря надо в медную кованую броню одеть», - подумала Осень. Так и обрядила она старика.
-
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи. Все деревья и даже кусты разукрасила осень, по–своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
-
Отправилась осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток
Ведущий: Предлагаю вам, ребята, поработать в группах. Стихотворения рассыпались. Соберите и прочитайте. Назовите автора.
1.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
-
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Константин Бальмонт «Осень»
-
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в
рощах
Пусто и уныло.
Алексей Плещеев «Осенняя песенка»
-
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой,
пестрою стеной
Стоит над светлою
поляной.
Иван Бунин
«Листопад»
Ведущий: Октябрь – первый суровый месяц осени, когда дуют холодные ветры, начинаются заморозки, может выпасть даже первый снег. Александр Сергеевич Пушкин так написал об октябре (Слайд №18).
А.С. Пушкин «Осень» (отрывок)
(читает 1 ученик)
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешенной забавы
И будит лай собак уснувшие дубравы.
(Слайд №19)
Николай Алексеевич Некрасов «Славная осень»
(читает
1 ученик)
Славная осень! Здоровый,
ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед
неокрепший на речке студеной,
Словно
как тающий сахар лежит;
Около леса,
как в мягкой постели,
Выспаться можно
- покой и простор!
Листья поблекнуть
еще не успели,
Желты и свежи лежат, как
ковер.
Славная осень! Морозные
ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья
в природе! И ночи,
И моховые болота, и
пни -
Всё хорошо под сиянием
лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро
лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу
свою...
Ведущий: Русский народ придумал много поговорок об осени. Предлагаю поработать вам в группах: соберите поговорки об осени.
1. Ноябрь зиме дорожку торит.
2. Холоден сентябрь да сыт.
3. В октябре только и ягод, что рябина.
4.Осень – припасиха, зима прибериха.
(Слайд №20)
Ведущий: Ноябрь – третий месяц осени. Листва с деревьев почти облетела, травы побурели, поникли. Зеленеют по–прежнему лишь ель и сосна. Пышный пёстрый ковёр листьев устилает землю. Александр Сергеевич Пушкин назвал этот месяц «довольно скучной порой» (Слайд №21).
А.С. Пушкин. Отрывок.
(читает 1 ученик)
Уж
небо осенью дышало,
Уж реже солнышко
блистало,
Короче становился день,
Лесов
таинственная сень
С печальным шумом
обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей
крикливых караван
Тянулся к югу:
приближалась
Довольно скучная
пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий: Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Поэтому он создал такое музыкальное произведение.
Звучит отрывок из пьесы «На тройке». Ноябрь (цикл «Времена года») (Слайд №22, №23, №24).
Какое настроение у этого музыкального отрывка? Как изменилось настроение, по сравнению с предыдущим произведением. Почему?
(Слайд №25)
Александр Трифонович Твардовский «Лес осенью»
(читает 1 ученик)
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом махая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
(Слайд №26)
Ведущий: Исчезли насекомые, улетели птицы, звери готовятся к зиме. Природа засыпает. Чёрными становятся тропинки в парках и садах. Недаром в народе этот месяц зовут «чернотропом». Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Дни поздней осени
бранят обыкновенно,
Но
мне она мила, читатель дорогой,
Красою
тихою, блистающей смиренно.
Ведущий: Каждая группа загадывает друг другу загадки.
-
Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина)
-
У кого одна нога, да и та без башмака.
-
Всех наградила – всех загубила (осень)
-
По поднебесью верёвка протянулась (журавли)
-
И сыта, и нет забот, а вот слёзы льёт и льёт. (осень)
-
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (осень)
-
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает –
Когда это бывает?
-
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся -
Это время года как у нас зовётся?
(Слайд №27)
Константин Дмитриевич Бальмонт «Осень»
(читает 1 ученик)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся –
И заплачет спросонья.
Ведущий: Небо в ноябре почти всегда затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные дожди со снегом. Кажется, что вода везде: в воздухе, на ветках, скамейках, на одежде. Тонкий лёд лежит на лужах. Неспешными и тихими шагами на смену осени идёт зима. Становится всё холоднее, деревья покрываются инеем (Слайд №28).
Бунин Иван Алексеевич
Отрывок из стихотворения «Листопад»
(читает 1 ученик)
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу, встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден.
В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Ведущий: Ноябрь открывает ворота матушки-зимы. Серебряным звоном начинается зима. Звонко хрустит молодой лёд на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон (Слайд №29).
Иван Саввич Никитин «Встреча зимы» (отрывок)
(читает 1 ученик)
Поутру вчера
дождь
В стёкла окон стучал;
Над землёю
туман
Облаками вставал.
Веял холод
в лицо
От угрюмых небес,
И бог знает
о чём,
Плакал сумрачный лес.
В
полдень дождь перестал,
И, что белый
пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать
снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет
нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И
замёрзла река.
На дворах и домах
Снег
лежит полотном
И от солнца
блестит
Разноцветным огнём.
На
безлюдный простор
Побелевших
полей
Смотрит весело лес
Из-под
чёрных кудрей —
Словно рад он чему.
И
на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли
сдержанных слёз.
Здравствуй,
гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни
севера петь
По лесам и степям.
Есть
раздолье у нас —
Где угодно гуляй;
Строй
мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам
не стать привыкать,
Пусть мороз твой
трещит:
Наша русская кровь
На морозе
горит...
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Спасибо, ребята, за чудесный рассказ об осени, за прекрасное путешествие в осеннюю природу. Какие русские поэты и писатели помогли нам рассказать об осени? Какое у вас настроение? Приглашаем наших гостей на выставку осенних картин. (Слайд №30).
Звучит отрывок из произведения «Медленный вальс» Иоганна Штрауса.
Список используемой литературы.
1.Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2/авт.-сост.Н.А.Касаткина.-Волгоград. Учитель, 2005.
2. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
3. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. -2-е изд. доп. –М.: ВАКО, 2005.
4. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 1,2,3 класс. Под ред. Е. Тарасовой, Г. Реброва. «АРКТОУС», 1994г.
5. Фотографии в презентации: https://yandex.ru/images/search
6. Музыкальное оформление: http://mp3ostrov.com
Методические рекомендации по использованию презентации к мероприятию Литературная гостиная «Осени прекрасная пора»:
Презентация, выполненная в Powerpoint, содержит 30 слайдов.
Цели и задачи:
-
Обогатить читательский опыт детей.
-
Систематизировать знания детей о времени года осени.
-
Формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилии, имена, отчества писателей и поэтов.
-
Развивать фантазию и образное мышление учащихся.
-
Создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия музыкальных и литературных произведений.
1 слайд: Мероприятие, тема, автор.
2 слайд: По щелчку: портрет Антонио Вивальди, осенний пейзаж, звучит отрывок из скрипичного концерта «Осень» часть 1.
3 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, продолжает звучать отрывок из скрипичного концерта «Осень» часть 1.
4 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, продолжает звучать отрывок из скрипичного концерта «Осень» часть 1.
5 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, продолжает звучать отрывок из скрипичного концерта «Осень» часть 1.
6 слайд: По щелчку: портрет Ивана Сергеевича Тургенева, осенний пейзаж.
7 слайд: По щелчку: Сентябрь – первый месяц осени.
8 слайд: По щелчку: портрет Михаила Юрьевича Лермонтова, осенний пейзаж.
9 слайд: По щелчку: портрет Ивана Сергеевича Соколова –Микитова, осенний пейзаж.
10 слайд: По щелчку: портрет Аполлона Николаевича Майкова, осенний пейзаж.
11 слайд: По щелчку: Октябрь – пора листопада.
12 слайд: По щелчку: портрет Ивана Алексеевича Бунина, осенний пейзаж.
13 слайд: По щелчку: портрет Алексея Николаевича Плещеева, осенний пейзаж.
14 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, портрет Петра Ильича Чайковского, звучит отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» «Осенняя песнь». Октябрь.
15 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, продолжает звучать отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» «Осенняя песнь». Октябрь.
16 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, продолжает звучать отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» «Осенняя песнь». Октябрь.
17 слайд: По щелчку: портрет Георгия Алексеевича Скребицкого, осенний пейзаж.
18 слайд: По щелчку: портрет Александра Сергеевича Пушкина, осенний пейзаж.
19 слайд: По щелчку: портрет Николая Алексеевича Некрасова осенний пейзаж.
20 слайд: По щелчку: Ноябрь – ворота зимы.
21 слайд: По щелчку: портрет Александра Сергеевича Пушкина, осенний пейзаж.
22 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, портрет Петра Ильича Чайковского, звучит отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» «На тройке» Ноябрь.
23 слайд: По щелчку: осенний пейзаж, продолжает звучать отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» «На тройке» Ноябрь.
24 слайд: По щелчку: осенний пейзаж продолжает звучать отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» «На тройке» Ноябрь.
25 слайд: По щелчку: портрет Александра Трифоновича Твардовского, осенний пейзаж.
26 слайд: По щелчку: осенний пейзаж к строкам А.С. Пушкина.
27 слайд: По щелчку: портрет Константина Дмитриевича Бальмонта, осенний пейзаж.
28 слайд: По щелчку: портрет Бунина Ивана Алексеевича, осенний пейзаж.
29 слайд: По щелчку: портрет Никитина Ивана Саввича, осенний пейзаж.
30 слайд: По щелчку: Осени прекрасная пора!
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО