В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса. Тайны русского языка: стилистика, культура речи.

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса. Тайны русского языка: стилистика, культура речи.

Людмила Федюкова
Тип материала: Программа
просмотров: 50
Краткое описание
Программа курса «Стилистика. Культура речи» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель курса: создание условий для развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа внеурочной деятельности_Стилистика. Культура речи.docx Скачать

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области

Основная общеобразовательная школа посёлка Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области












ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА


СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Программа курса внеурочной деятельности

для обучающихся 9 класса










Автор: Федюкова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы



fedjkova2010@mail.ru







https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка. Стилистика. Культура речи» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках направлений, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Данная программа составлена на основе положений федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и содержания федеральной рабочей программы для обучающихся основного общего образования по предмету: русский (родной) язык.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с обучающимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет систематическая работа и на уроке, и во внеурочное время.

Программа курса «Тайны русского языка» разработана как дополнение к учебнику «Русский язык. 9 класс» (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков,
Л. Ю. Максимов [и др.]. М. : Просвещение, 2025. – 255 с.
).

Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности обучающихся, недостаточностью времени
на уроке
для практического овладения русским языком.

Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике и помогает стимулировать потребности обучающихся в реализации своего творческого потенциала.

Цель курса: создание условий для развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Задачи курса.

Образовательные: повторить с обучающимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике, синтаксису за курс русского языка 5–8 классов; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней.

Развивающие: развивать языковые компетенции обучающихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории.

Общая характеристика курса.

Курс «Тайны русского языка. Стилистика. Культура речи» направлен на формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие орфографической зоркости. Он содержательно связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике, синтаксису за курс русского языка 5–8 классов.

Программа курса позволит обучающимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку.

Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими.

Обучающиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы.

Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать обучающихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы.

С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям большое место отводится занимательности, игровым формам обучения.

Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

объяснение учителя;

создание проблемной ситуации;

работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками, ребусами, тестами онлайн;

различные виды грамматического разбора; составление планов, самоинструкций к правилам;

создание мини-проектов;

работа в обучающей программе тренажер по русскому языку;

работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).

Педагогические технологии и средства обучения: технология дифференцированного обучения.

Тип программы: образовательная.

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Сроки реализации программы: 1 год.

Место курса в учебном плане.

На реализацию полного курса «Тайны русского языка. Стилистика. Культура речи» отводится 34 часа (по 1 занятию в неделю). Занятия курса организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.

Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности обучающихся 9 класса, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей обучающихся данного возраста.

Материалы программы также рекомендовано использовать в качестве дополнительного материала при проведении уроков русского языка.

Планируемые результаты.

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе;

метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользование словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана; владение разными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам;

предметные: знание правил правописания приставок и корней; нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор; нахождение и исправление орфографических ошибок; составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста.

Содержание программы курса «Тайны русского языка.
Стилистика. Культура речи
»

1. Введение (1 час).

Стилистика. Культура речи. Знакомство с целями и задачами курса.

2. Лексическая стилистика (9 часов).

Стилистические ресурсы русского языка. Что делает нашу речь выразительной? Поиск нужного слова. Притяжение слов. Понятие о речевой недостаточности и многословии. Стилистическая оценка многословия. Эллипсис. Что такое плеоназм и тавтология и как с ними бороться? Слова-тёзки. Стилистическое использование омонимов. Различайте паронимы! Употребление синонимов писателями-классиками. Тренинг по определению эпитетов. Понятие об эпитетах. Будьте внимательны к антонимам! Устранение ошибок, возникающих при употреблении антонимов. Понятие об оксюмороне. Нахождение оксюморона в художественном тексте. Стилистическая окраска слов. Стилистический отбор языковых средств. Штампы и канцеляризмы. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов. Стилистическое использование историзмов и архаизмов. Стилистическая оценка новых слов. Стилистическая оценка заимствованных слов.

3. Практикум. «Не обедняйте свою речь!» (2 часа).

Литературный портрет. Сочинение-миниатюра.

4. Как простые слова становятся царственными (10 часов).

Что такое тропы? Использование тропов в художественном произведении. Эпитеты. Лингвистический анализ текста. Образные сравнения. Учись видеть скрытое сравнение. Понятие о метафоре. Тренинг по определению метафор. Метонимия и синекдоха. Что олицетворяет олицетворение? Гипербола и литота. Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте. Тренинг по определению олицетворения, гиперболы и литоты. Что такое перифраза? Разновидности перифразы и особенности её функционирования. Тренинг по определению перифразы. Составление загадок.

5. Стилистика словообразования (2 часа).

Стилистика частей речи. Род имен существительных. Число имен существительных. Падежи имен существительных. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Формы местоимений. Формы глагола.

6. Синтаксическая стилистика (7 часов).

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определений. Согласование предложений. Управление.

Причастный оборот. Деепричастный оборот.

Отглагольные существительные.

Предложения с однородными членами.

Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.

7. Благозвучие речи (2 часа).

Фоника. Звукопись. Анализ поэтического текста. Сравнение черновиков русских поэтов. Понятие об аллитерации, ассонансе, анафоре.

8. Знакомство с орфоэпией (2 часа).

Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы. Свёкла или свекла'?

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема,
количество
часов

Содержание

Часы

1

Лексическая стилистика

(9 ч)

Стилистические ресурсы русского языка.

Что делает нашу речь выразительной?

1

Поиск нужного слова. Притяжение слов


Понятие о речевой недостаточности и много-словии

1

Стилистическая оценка многословия


Эллипсис. Что такое плеоназм и тавтология
и как с ними бороться?

1

Слова-тёзки. Стилистическое использование омонимов


Различайте паронимы!

1

Употребление синонимов писателями-класси-ками


Тренинг по определению эпитетов

1

Понятие об эпитетах


Понятие об оксюмороне

1

Нахождение оксюморона в художественном тексте


Стилистическая окраска слов

1

Стилистический отбор языковых средств


Штампы и канцеляризмы

1

Стилистическая оценка диалектизмов


Стилистическая оценка жаргонизмов


Стилистическое использование историзмов
и архаизмов

1

Стилистическая оценка новых слов


Стилистическая оценка заимствованных слов


2

Практикум
«Не обедняйте свою речь!»

(2 ч)

Литературный портрет

1

Сочинение-миниатюра

1

3

Как простые слова стано-вятся царст-венными (10 ч)

Что такое тропы? Использование тропов в художественном произведении. Эпитеты

1

Лингвистический анализ текста

1

Образные сравнения

1

Учись видеть скрытое сравнение. Понятие
о метафоре

1

Тренинг по определению метафор

1

Метонимия и синекдоха

1

Что олицетворяет олицетворение?

Гипербола и литота

1

Роль олицетворения, гиперболы и литоты
в художественном тексте

1

Что такое перифраза? Разновидности перифразы и особенности её функционирования

1

Тренинг по определению перифразы. Составление загадок

1

4

Стилистика словообразования

(2 часа)

Стилистика частей речи.

Род имен существительных.

Число имен существительных.

Падежи имен существительных

1

Формы имен прилагательных


Формы имен числительных


Формы местоимений


Формы глагола

1

5

Синтаксическая стилис-тика

(7 часов)

Порядок слов в предложении

1

Согласование определений

1

Согласование предложений

1

Причастный оборот

1

Деепричастный оборот


Предложения с однородными членами

1

Сложносочиненные предложения

1

Сложноподчиненные предложения

1

6

Благозвучие речи

(2 часа)

Фоника. Звукопись

1

Анализ поэтического текста. Сравнение черновиков русских поэтов


Понятие об аллитерации, ассонансе, анафоре

1

7

Знакомство
с орфоэпией

(2 часа)

Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы. Свёкла или свекла́?

1

Работа с орфоэпическими словарями


Итоговое тестирование

1


Итого


34



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

уважительное отношение к русскому языку;

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

адекватное восприятие и понимание информации;

способность извлекать информацию из различных источников;

свободно пользоваться словарями различных типов;

умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

способность правильно излагать свои мысли;

соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;

способность участвовать в речевом общении.

Предметные:

представление о роли русского языка в современном мире;

освоение базовых понятий лексики русского языка;

проведение лексического анализа слова;

осознание эстетической функции родного языка.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». Режим доступа:
URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDm
FlMAAOd.pdf

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции). Режим доступа:
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?ysclid=
m7x9ss6xjd670121711

3. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет /
Н. И. Формановская. – Москва : Изд-во ИКАР, 2002. – 234 с.

4. Львова, С. И. Уроки словесности. 5–9 классы / С. И. Львова. – 4. изд., стер. – Москва : Дрофа, 2001. – 413 с.

5. Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи = Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – 7-е изд. – Москва :
АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 199 с.

6. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета : около 6000 этикетных слов и выражений / А. Г. Балакай. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : АСТ [и др.], 2007. – 767 с.

Электронные ресурсы.

1. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, 2022. – 416 с. Режим доступа: URL: https://rosental-book.ru/

2. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет /
Н. И. Формановская. – Москва : Высш. шк., 1989. – 156 с. Режим доступа:
URL: https://books.google.ru/books?id=L3b-AgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=
ru#v=onepage&q&f=false

3. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» : Речевой этикет
в нашем общении / Н. И. Формановская. – 3-е изд. – Москва : Знание, 1989. – 156 с. Режим доступа:
URL: https://books.google.ru/books?id=39JfAAAA
MAAJ&hl=ru&source=gbs_book_other_versions_r&cad=3

Литература для обучающихся.

1. Дорохов, А. А. Это стоит запомнить : Книга о том, как себя вести, чтобы и тебе и другим было лучше и приятнее жить : для сред. шк. возраста / А. А. Дорохов; художник С. А. Серебренников. – Красноярск : Кн. изд-во, 1990. – 52 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка
В. И. Даля / под общ. ред. Н. В. Шахматовой. – СПб. : Весь, 2004.

3. Скачедубова, Е. С. Орфоэпический словарь русского языка. 9–11 классы / Е. С. Скачедубова; Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН. – Москва : Грамота, 2023. – 344 с.

4. Баранов, М. Т. Русский язык : справочные материалы : учебное пособие для общеобразовательных организаций ; общие сведения о языке, фонетика, графика, орфоэпия, лексика, фразеология, морфемика. словообразование, морфология. синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – 14-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 283 с.

5. Словарь русского языка : в 4 т. / Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз. ; гл. ред. А. П. Евгеньева ; выполн. Л. П. Алекторовой и др. – Изд. 3-е, стер. – Москва : Русский язык, 1985–1988.

6. Михайлова, О. А. Синонимы и антонимы русского языка. Словарь : 5000 синонимов и антонимов / О. А. Михайлова. – Москва : АСТ, Lingua, 2024. – 506 с.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва : АСТ, Lingua : Мир и Образование, 2024. – 735 с.

8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) :
для сред. и ст. шк. возраста / сост. Панов М. В.; Редкол.: Степанов Г. В.
(гл. ред.) и др. – Москва : Педагогика, 1984. – 351 с.

9. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс /
И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. – Москва : Экзамен, 2013.

Образовательные Интернет-ресурсы.

Грамота.ру – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». Режим доступа: URL: http://www.gramota.ru

Русский язык: культура письменной речи. URL: http://www.gramma.ru

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Режим доступа: URL: https://gufo.me/dict/ozhegov

Словарь В. И. Даля онлайн. Режим доступа: URL: https://v-dal.ru/

Русские словари. Служба русского языка. Режим доступа:
URL: https://www.slovari.ru/start2.aspx?s=0&p=5638

Портал «Образование на Русском». Режим доступа:
URL: https://pushkininstitute.ru/pushkin_edu

Сайт Института русского языка имени В. В. Виноградова. –
(ИРЯ РАН). Режим доступа:
URL: https://ruslang.ru/

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Режим доступа: URL: https://ropryal.ru/

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос