Информационная беседа: «Электробезопасность в быту»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ
АВТОСЕРВИСА
И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Информационная беседа
Тема: «Электробезопасность в быту»
Для обучающихся группы (специальности):
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Составитель: Оксана Владимировна Гармашова
НОВОСИБИРСК
2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………….. 3
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………..…………………………….. 4
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….8
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время электричество является неотъемлемым элементом комфортной жизни и развития промышленности и инфраструктуры. Оно используется повсеместно, начиная от освещения домов и заканчивая функционированием сложных производственных механизмов.
Электрическая энергия стала верным спутником современного человека. Однако её неправильное использование может иметь серьёзные последствия для жизни и здоровья людей. Любые электрические приборы и оборудование, независимо от уровня напряжения, представляют потенциальную опасность. Ежегодно в мире от поражения электрическим током погибает более 40 тысяч человек. Чтобы избежать травм, связанных с электричеством, необходимо строго соблюдать основные правила безопасности и следовать инструкциям по эксплуатации электрооборудования. Именно приобретению такого жизненного опыта по электробезопасности в быту и на производственной практике у обучающихся, а также в последующей производственной деятельности посвящена беседа.
Цель: предотвратить электротравмы у обучающихся, проживающих в общежитии, а также предоставить важные сведения о том, как безопасно обращаться с электричеством.
Задачи:
– научить обучающихся, проживающих в общежитии, навыкам безопасного обращения с электричеством и электроприборами;
– расширять знания и развивать умения по электробезопасности;
– воспитать в обучающихся, проживающих в общежитии, чувство ответственности за свое поведение.
Форма: информационная беседа.
Дата проведения: 24.02.2025, 16.00.
Целевая аудитория: обучающиеся 1–4 курса, проживающие в общежитии.
Перечень используемого оборудования и материалов: мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Информация педагога, специалиста по охране труда.
Электричество стало неотъемлемой составляющей нашего бытия, и в повседневной жизни всё чаще используются устройства, которые значительно облегчают существование и делают его более комфортным.
В каждом доме уже осветительные приборы, такие как холодильник, телевизор, радио, магнитофон, пылесос, утюг и электрическая плита, мы воспринимаем не как роскошь, а как необходимость.
В образовательных
организациях имеются мастерские,
лаборатории
и учебные кабинеты,
оснащённые электрическим оборудованием
и техническими средствами обучения.
При условии корректного использования
и соблюдения мер предосторожности, эти
устройства не представляют угрозы.
Однако электрическая энергия может оказаться смертельной, если не следовать правилам её применения. Опасность усугубляется тем, что при работе с электрическим оборудованием, органы чувств человека не способны своевременно предупредить о возможной угрозе. В отличие от других опасностей, таких как приближающийся транспорт, запах газа или вращающиеся части машины, которые вызывают у нас рефлекторную реакцию и побуждают к принятию мер предосторожности, электрический ток не имеет специфических сигналов, способных предупредить человека о своём присутствии.
Электрический ток поражает внезапно. Человек может не осознавать опасность до тех пор, пока не окажется под его воздействием.
Пренебрежение правилами безопасности при работе с электрическими приборами может привести к трагическим последствиям.
В зависимости от величины тока, времени его воздействия, а также от ряда других причин, электрический ток, проходя через тело человека, может вызвать ожоги, обморок, судороги, прекращение дыхания и даже смерть.
Послушайте, к каким последствиям может привести неосторожность, легкомыслие и незнание правил обращения с электричеством.
2. Сообщения обучающихся о случаях пренебрежения правилами электробезопасности и их последствиях.
● Четырнадцатилетний подросток проник на территорию завода, взобрался на локомотив и металлическим предметом коснулся проводов, находящихся под высоким напряжением. В результате короткого замыкания он получил серьёзные ожоги.
● Восьмилетний мальчик, возвращаясь из школы, во дворе детского сада прикоснулся к оборванному проводу воздушной линии, свисающему с дерева, и получил смертельную травму от удара током.
● Три четырнадцатилетних подростка проникли на трансформаторную подстанцию. Один из них приблизился к токоведущим частям с напряжением 10 000 вольт и получил тяжёлые ожоги.
Педагог. Постарайтесь сделать правильный вывод: что послужило очевидной причиной таких последствий?
Обучающиеся (высказывают свои мнения).
Педагог. Вы совершенно правы. Причины этих и многих других трагических случаев – это неосторожность и легкомыслие вблизи линий электропередач и подстанций, прикосновение к оборванным проводам, оголённым токоведущим частям штепсельных розеток, патронов, выключателей и электроприборов, подключённых к сети.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо запомнить следующие правила.
Обучающиеся (формулируют правила).
Категорически запрещается:
– играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;
– делать набросы на провода воздушных линий, запускать воздушных змеев рядом с ними;
– забираться на опоры воздушных линий и мачтовых подстанций;
– проникать за ограждения и внутрь подстанций;
– открывать дверцы электрических щитов;
– забираться на крыши домов и деревья, если рядом проходят линии электропередачи;
– приближаться к оборванным проводам и касаться их запрещено.
Специалист по охране труда (демонстрирует предупреждающие знаки и комментирует их назначение, рассказывает о правилах электробезопасности).
Для предупреждения людей об опасности на внешних частях электроустановок размещают специальные знаки:
→ «Высокое напряжение. Опасно для жизни»,
→ «Не влезай – убьёт»,
→ «Под напряжением. Опасно для жизни».
Эти знаки предупреждают о реальной угрозе для жизни.
Важно помнить, что не все опоры и электроустановки имеют такие знаки, но их отсутствие не означает, что электроустановки не находятся под напряжением.
Необходимо знать, что опасно не только прикасаться, но и приближаться к лежащему на земле оборванному проводу линии электропередачи на расстояние менее восьми метров.
При работе в лабораториях, физических кабинетах и мастерских необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и следовать указаниям преподавателя.
Бытовые приборы и переносные светильники напряжением 220 вольт предназначены только для использования в помещениях с токонепроводящими полами (сухими деревянными) и вдали от металлических труб и конструкций, соединённых с землёй.
В ванных комнатах, туалетах, помещениях с земляными и бетонными полами, на балконах опасно использовать плитки, камины, переносные электроинструменты, утюги, электрочайники, торшеры, настольные лампы.
Нельзя одновременно касаться электроприборов и каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций, соединённых с землёй.
Также запрещено включать в сеть и использовать на открытом воздухе стиральные машины, радиоприёмники, магнитофоны и другие устройства. электроприборами, так как земля — хороший проводник электричества и при каких-либо неисправностях прибора можно оказаться под действием электрического тока.
Не рекомендуется использовать электропровода всех видов, а также проволоку для сушки белья, так как на проволоку или провод может случайно попасть напряжение (например, от неисправной воздушной линии).
Нельзя что-либо вешать на электропроводку, закрашивать и забеливать шнуры и провода, заклеивать их бумагой, обоями, закреплять провода гвоздями – это может привести к нарушению изоляции.
Запрещается пользование приборами с поврежденной изоляцией. Не допускается соприкосновение электропроводов с телефонными и радиотрансляционными проводами, радио и телеантеннами, ветками деревьев и кровлями строений.
Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с поврежденными корпусами. Во всех случаях категорически запрещается производить какие-либо работы с электроприборами — замену электроламп, ремонт выключателей, розеток, звонков, электроплиток, электропроводки без отключения их от электросети. Не допустимо оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, устанавливать их вблизи легковоспламеняющихся предметов: столов, скатертей, штор, занавесок.
Опасно для жизни переставлять холодильники, стиральные машины, торшеры, телевизоры без отключения их от сети.
Прикосновение к электрическим приборам влажными руками может привести к поражению током. В связи с этим необходимо соблюдать осторожность при работе с электрооборудованием и строго следовать правилам безопасности в любой ситуации.
Медицинский работник (рассказывает о мерах оказания помощи пострадавшему от удара током).
В случае получения удара током необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Человек, находящийся под напряжением, не может самостоятельно освободиться от контакта с токоведущими частями из-за судорог. В такой ситуации необходимо срочно принять меры для оказания помощи пострадавшему.
Прежде всего, следует отключить источник питания, вынуть вилку из розетки, обесточить помещение или перерезать провод острым предметом с сухой деревянной ручкой. В крайнем случае, можно быстро освободить пострадавшего, взяв его за края сухой одежды. При этом следует использовать шарф или пиджак, чтобы защитить руку от контакта с телом пострадавшего.
Освобождая пострадавшего от действия электрического тока, необходимо быть крайне осторожным, чтобы самому не получить удар током.
Педагог. Помните! Только при правильном пользовании электрический ток безопасен.
В завершении нашей беседы, я еще раз хочу обратить ваше внимание на важность соблюдения правил безопасности.
Сегодня мы рассмотрели не все, но каждый должен помнить, что он несет ответственность за себя и за своих близких, где бы вы не находились.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые участники, в ходе нашей беседы мы подробно рассмотрели вопросы электробезопасности в повседневной жизни. Мы обсудили основные аспекты эксплуатации электроприборов, методы предотвращения аварийных ситуаций и оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Необходимо ещё раз подчеркнуть ключевые моменты:
– регулярно проверяйте состояние электропроводки и электро-оборудования в вашем доме;
– не используйте электроприборы с повреждениями, а также повреждён-ные шнуры и розетки;
– будьте осторожны вблизи источников воды, поскольку сочетание электричества и воды может быть смертельно опасным;
– знайте, как оказать первую помощь при поражении электрическим током.
Помните, что соблюдение этих простых правил поможет предотвратить несчастные случаи и сохранить здоровье вам и вашим близким. Будьте внимательны и осторожны!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГОСТ Р 12.1.038-2024 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов. – Москва : Российский институт стандартизации, 2024. – 10 с.
2. ГОСТ 12.1.009-2017 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения. – Москва : Стандартинформ, 2019. – 7 с.
3. Долин П. А. Основы техники безопасности в электроустановках / Долин П. А. – Москва : Знак, 2019. – 580 с.
4. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. – 253 с.
5. Электромагнитная
безопасность человека : Справ.-информ.
изд. /
Ю. Г. Григорьев, В. С. Степанов,
О. А. Григорьев, А. В. Меркулов. – Москва
: Рос. нац. ком. по защите от неионизирующего
излучения, 1999. – 145 с.
6. Электромагнитные поля и здоровье человека = Electromagnetic fields and human health : Electromagnetic fields and human health : Материалы II Междунар. конф. «Проблемы электромагнит. безопасности человека. Фундам. и приклад. исследования. Нормирование ЭМП: философия, критерии и гармонизация», 20–24 сент., 1999 г., Москва. – Москва, 1999. – 406 с.
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Полярные области планеты: потенциальные опасности при путешествии»