В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 25 по 27 марта 2025 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Экологический краткосрочный проект с детьми дошкольного возраста группы раннего развития «Василёк». Тема: «Покормите птиц зимой».

Экологический краткосрочный проект с детьми дошкольного возраста группы раннего развития «Василёк». Тема: «Покормите птиц зимой».

Елена Чепурная
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 95
Краткое описание
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Изучая с детьми природу родного края, мы – педагоги, стремимся донести до детей важность сохранения природных богатств нашего края, желание заботится о живой природе и всячески оберегать её.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста чувств отзывчивости по отношению к природе и заботы о ней, расширение знаний о зимующих птицах.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Проект_Покормите птиц зимой Е. Э. Чепурная.docx Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 «Семицветик» г. Сургута
https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif





Экологический краткосрочный проект

с детьми дошкольного возраста

группы раннего развития «Василёк».

Тема: «Покормите птиц зимой»

Из опыта работы воспитателя

первой квалификационной категории

Чепурной Елены Эдуардовны




Сургут 2025



Паспорт проекта

Тема проекта

Покормите птиц зимой

Автор проекта

Чепурная Елена Эдуардовна, воспитатель первой квалификационной категории

Кратное описание, актуализация

Проект направлен на расширение знаний детей дошкольного возраста о жизни зимующих птиц и формирование у них заботы о природе.

Экологическое сознание и забота о природе становятся важными аспектами воспитания подрастающего поколения в свете задач и приоритетных направлений национальных проектов, решений и требований ФГОС ДО, положений ФОП ДО

Тип проекта

Творческий, исследовательский

Формы, используемые при реализации проекта

Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста заботы
о природе и расширение знаний о зимующих птицах

Задачи проекта

Организовать чтение художественной литературы о птицах и подвижные игры по ознакомлению детей с повадками и движениями, характерными для разных птиц.

Провести занятия и другие виды организованной образовательной деятельности детей по ознакомлению с зимующими птицами.

Провести целенаправленные наблюдения за птицами в природе и экскурсии в безопасные места, где можно чаще встретить птиц

План работы
над проектом

Подготовительный этап.

Выявление проблемы, определение цели, задач.

Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

Основной этап.

Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.

Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.

Заключительный этап.

Подведение итогов (совместное изготовление кормушки для зимующих птиц)

Заключение,
выводы

расширен кругозор детей о зимующих птицах;

обогатился словарный запас детей;

улучшилась у некоторых детей связная речь;

заметно активизировались такие процессы, как любознательность, познавательная инициатива, мотивация предложенной педагогом деятельности;

произошло значительное развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

родители с воспитанниками приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях, при этом укрепились детско-родительские отношения;

дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.

Все поставленные в проекте задачи были успешно выполнены, цель достигнута

Ожидаемые результаты проектной деятельности

активизация интереса у детей к зимующим птицам;

приобретение чувств заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним и в целом к природе;

повышение уровня знаний о пернатых друзьях;

формирование практических умений по уходу за птицами;

изготовление кормушек для птиц с участием родителей воспитанников

Работа с родителями

Объявление родителям о проекте и об акции «Кормушка для птиц».

Советы для родителей «Как сделать кормушку для птиц и чем их кормить.

Консультация для родителей «Как знакомить детей
с птицами».

Домашние задания родителям:

1) совместно с ребенком сделать кормушку;

2) рассматривать зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах;

3) читать детям стихи, потешки, загадки о птицах;

4) на прогулках наблюдать за птицами, кормить их

Литература

1. А. Яшин. Покормите птиц зимой.

2. З. Александрова. Новая столовая.

3. Л. П. Молодова. Экологические праздники для детей.

4. М. Горький. Воробьишко.

5. М. Зощенко. Умная птичка.

6. Н. Рубцов. Воробей.

7. Т. А. Шорыгина. Птицы. Какие они?

8. Т. Евдошенко. Берегите птиц

Виды деятельности

Наблюдение «Птицы зимой» (наблюдение за синицей, вороной, снегирем, за голубями), рассматривание иллюстраций с изображениями зимующих птиц.

Задачи:

организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу;

развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе;

учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, рассказывать о том, что делают птицы;

воспитывать заботливое отношение к птицам

НОД по познавательному развитию «Поможем птичкам-невеличкам».

Задачи:

формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года;

закрепить знания о зимних явлениях;

вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.

НОД по речевому развитию «Покормим птичек».

Задачи:

учить наблюдать за птицами;

развивать внимание, речь, память;

воспитывать любовь к живым существам, желание помогать им.

Рисование «Зернышки для птичек». Раскрашивание силуэтов птиц.

Задачи:

способствовать развитию мелкой моторики рук;

воспитывать любовь к живым существам; желание помогать им.

Аппликация «Сделаем кормушку птичкам».

Задачи: учить детей изображать птицу аппликативным способом из отдельных частей, объединять их в общую композицию.

Чтение литературно-художественных произведений о птицах: стихотворений о зимующих птицах; сказки М. Горького «Воробьишко»; рассматривание иллюстраций с изображениями зимующих птиц.

Задачи:

формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения;

следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

Слушание «Голоса птиц».

Задача: учить распознавать птиц по записи их голоса.







ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Конспект НОД на тему: «Покормите птиц зимой»
для детей первой младшей группы

Цель: дать представление о зимующих птицах.

Задачи:

1. Развивать интерес к познанию окружающего мира.

2. Воспитывать у детей желание помочь птицам в зимний период.

3. Научить различать птиц, сравнивать их, узнавать на картинках.

Материал: картинки с изображением птиц, зерна, крошки, дидактическая игра «Что делают птицы».

Ход занятия

Воспитатель подводит детей к окну и предлагает понаблюдать за птицами.

Кого вы видите на улице? Кто сидит на веточках деревьев, на кустарниках? (Птицы.)

Что они делают? (Летают, ищут корм, чистят перышки.)

Где ищут корм птички? (В снегу, под снегом.)

Легко ли найти корм под снегом? (Трудно.)

Холодно ли птицам на улице?

Как мы можем помочь птицам? (Покормить их.)

Для этого мы можем насыпать корм в кормушку. Чем мы будем кормить птичек? (Крошками, зерном.)

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями птиц – воробья, сороки, голубя, называет их, дети повторяют.

Дети по показу педагога выполняют музыкально-ритмические движения (музыка Г. Фрида «Птички»).

Воспитатель предлагает детям представить, что они птички. По показу воспитателя дети выполняют ритмичные движения, имитируя птиц (взмахи руками, прыжки на двух ногах и т. д.).

Целевая прогулка.

Дети вместе с воспитателем насыпают в пакет зерна и хлебные крошки, одеваются и идут на улицу.

Воспитатель насыпает корм в кормушку, проводит беседу по вопросам.

Куда я насыпаю корм? (В кормушку.)

Что будут делать птички, когда подлетят к кормушке и увидят корм? (Клевать.)

Птицы обрадуются нашему угощению? (Да.)

Почему? (Они хотят кушать, а зимой трудно найти корм и поэтому мы их кормим.)

Воспитатель раздает каждому ребенку корм и показывает, как надо насыпать его в кормушку. Затем воспитатель предлагает детям отойти на расстояние, чтобы птицы не боялись подлетать к кормушке за зернышками.

Обобщающая беседа по вопросам.

Кто прилетел на участок детского сада?

Дети называют птиц на картинках.

Что птицы делают? (Клюют корм.)

Почему птицы прилетели сюда клевать корм? (Они искали корм, и нашли его.)

Как птицы клюют? (Наклоняют голову и берут клювом зерно.)

Как птицы двигаются? (Летают или прыгают.)

Радуются ли птицы корму? (Ответы детей.)

Игра «Что делают птицы».

После прогулки, когда дети немного отдохнут и поделятся впечатлениями друг с другом, воспитатель предлагает детям игру.

Дети получают карточки с изображением различных действий птиц: клюют корм, летают, чистят перышки и т. д., рассматривают их и называют действия птиц. Затем воспитатель показывает картинку, а дети имитируют действие птиц, которое изображено на картинке.

Приложение 2

Стихотворения о птицах для чтения детям, заучивания и повторения вместе с педагогом.

Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы выжили!

Мы живы, живы мы! В. Берестов

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А. Яшин

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую. А. Чепуров

Птичий домик

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.


Ни зёрен, ни травинок –

Голодная пора!

Блестят иголки льдинок,

Исчезла мошкара.


Но здесь, в саду за школой,

Среди седых ветвей

Готов обед весёлый

Для птичек у детей.


Над домиком дощатым

С утра немолчный гам.

Как весело крылатым

Порхающим гостям! М. Пожарова

* * *

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую. А. Чепуров

Воробьи

Жила веселая семья –

Три забияки воробья:

Папа, мама и сын.

У папы

Не было хвоста –

Давно потерян в драке,

У мамы

Было полхвоста...

И перышко

Взамен хвоста –

У сына-забияки.

На тротуаре

Всей семьей

Они ведут

Смертельный бой

У воробья соседа

Отбили

Пол-обеда –

Сухую корку

И одно

Не очень вкусное

Зерно. Р. Сеф

Птичка

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою. В. Жуковский.

* * *

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь. Т. Зайцева

* * *

Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки –

Синие ковбойки. М. Пляцковский

* * *

Покормите птиц зимой

Бросьте горстку крошек,

И пускай снуют порой

Стайки у окошек.

Бросьте горсточку зерна.

Много им не надо.

И зима не так страшна

Будет для крылатых.

Им не дайте в лютый час

Гибнуть от болезней,

И весна одарит вас

Праздничной их песней. А. Яшин


* * *

Наступила уж зима

Побелели все дома.

Я гуляю во дворе.

Холодно всей детворе

Птичкам тоже холодно,

А ещё и голодно.

Голуби хотят еду.

Хлеба птичкам я найду.

Ведь зимой нет червяков –

Спрятались среди снегов.

Крошки сыплю голубям –

Лучшим маленьким друзьям.

Покормите птичек всех:

Воробьёв, синичек, тех,

Кто нуждается в еде,

Оказавшись вдруг в беде. А. Чепуров

Зимние гости

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц!


Снегири, за ними следом

К нам спешите под окно!

Мы накормим вас обедом –

Есть и просо и пшено.


Галку черную, как сажа,

Мы не будем прогонять.

Воробью-плутишке скажем:

Только, чур, не воровать.


А сороки-стрекотушки

Знай, кричат:

И мне! И я!

Собирайтесь у кормушки,

Все пернатые друзья! Ю. Никонова





Приложение 3

Консультация для родителей

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ ЗИМОЙ

В зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц-посетителей. Основные корма для использования в зимней подкормке:

1. Злаки – просо, овес, пшеница. Излюбленным кормом некоторых птиц являются семена различных растений, особенно злаков. Насыпав в кормушку просо или овес, вы привлечете к ней воробьев, щеглов и других зерноядных птиц. Птиц зимой можно подкормить пшеничными отрубями, твёрдыми овсяными хлопьями, семенами мака, перловой крупой. Некоторые птицы поедают семена кукурузы и арбуза, которые заранее нужно раздробить. Если вы заинтересованы разведением в своём саду полезных пернатых, то осенью заготовьте семена сорняков – крапивы, лебеды, репейника, чертополоха, а зимой подсыпьте их в кормушку. Но это будет лишь малосущественной добавкой к основным кормам, правильнее высадить на вашем подкормочном участке рябину, калину, боярышник, крушину, черёмуху и другие ягодные деревья и кустарники.

2. Семена подсолнечника – универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Если в кормушке однообразный корм – подсолнечник, синицы будут искать дополнительную белковую животную пищу.

3. Сало, мясо. Эти продукты так же можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Помните: птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо. Как правило, кусочки сала нанизывают на бечевку и вешают на ветви деревьев. Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы она не досталась воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам. В кормушку можно положить маленький кусочек сливочного масла. В особо морозные дни этот продукт поможет птицам выжить.

4. Сушеная рябина и боярышник, шиповник, калина. Ягоды привлекают самых красивых зимних птиц – снегирей и свиристелей, рябинников.

5. Сушеные ягоды и фрукты. Сделайте вязанку из сухофруктов и ягод. С помощью иголки наденьте на прочную нитку кусочки вяленых яблок, груш, слив, абрикосов, сформируйте комок и подвесьте возле кормушки. Можно предложить птицам мякоть тыквы. Прорежьте в ней «окна и двери», таким образом, чтобы птицы смогли добраться вовнутрь. Они сами выберут, что попробовать – семечки или мякоть. Подвяжите небольшую тыкву за хвостик крепкой верёвкой и подвесьте к толстой ветке.

Яблоки, которые начинают портиться, также не нужно выбрасывать. Разрежьте яблоко пополам, положите в кормушку или подвесьте на проволоку.

6. Лесные орешки, шишки, желуди. Шишки – это основная пища клестов и дятлов в зимний период. Сойки с осени делают запасы желудей, пряча их в укромных местах. Зимой припрятанное пропитание служит хорошим подспорьем. Заготовив с осени шишки, орехи и желуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов и соек, но и белок.

7. Кальциевая подкормка. Во время гнездового периода (не обязательно зимой) садовых гостей нужно ещё кормить продуктами, в которых содержится кальций. К кормушке можно подложить заранее отваренную, молотую яичную скорлупу или кусочки мела.

ЧЕМ НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ ПТИЦ? Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми, пряными продуктами, цитрусовыми, кожурой бананов, арахисом, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем, свежим белым и особенно ржаным хлебом (они вызывают брожение в зобу птицы).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ АКЦИИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НАГЛЯДНЫЕ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос