Календарно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет (ОНР)
Календарно-тематическое
планирование работы
с детьми 6–7 лет
(ОНР)
№ п/п |
Тема |
Содержание занятия |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Обследование |
Обследование произношения, фонематических процессов, слоговой структуры, словаря, грамматического строя речи, навыков словоизменения и словообразования. |
Косинова Е. М. Логопедические тесты. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. |
2 |
Понятие
Звук и буква А. |
Понятие о предложении. Понятие о слове. Слова-предметы (одуш. и неодуш., вопросы: кто? что?). Составление
простых предложений. Формировать
понятие «гласный звук». Учить определять
позицию звука [А] |
Букварь, с. 4. Р. т., с. 4. Бардышева Т. Ю., № 4, 5. Ткаченко Т. А., № 2. |
3 |
Слова- действия. Деление слов на слоги. Ударение. Звук и буква У. |
Слова-действия. Учить задавать вопросы к словам-действиям. Деление слов на слоги. Учить определять позицию звука [У] в слове. Звуковой анализ слов АУ, УА. Соотнесение слова и схемы. Подбор действий к заданным предметам. |
Букварь, с. 5, 6. Р. т., с. 5, 6. Бардышева Т. Ю., № 6, 20. Ткаченко Т. А., № 1, 3. |
4 |
Развитие речи «Осень». |
Уточнить признаки осени. Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному плану. |
Бардышева
Т. Ю., Арбекова Н. Е., № 3. |
5 |
Слова- признаки. Звук и буква И. |
Слова-признаки.
Учить задавать вопросы к словам-признакам.
Ударение. Учить определять позицию
звука [И] Составление предложений с союзом И. |
Букварь, с.7, 8. Р. т., с. 7, 8. Бардышева Т. Ю., № 7. Ткаченко Т. А., № 4, 5. |
|
Лексика «Фрукты. Овощи». |
Арбекова Н. Е., №1. Бардышева
Т. Ю., |
|
6 |
Звук [О]. |
Учить
определять позицию звука [О] |
Букварь, с. 9. Р. т., с. 9. Ткаченко Т. А., № 12. |
7 |
Развитие речи «Осень в саду и огороде». |
Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану. |
Арбекова Н. Е., №5. Бардышева
Т. Ю., |
8 |
Звук [Ы]. |
Учить
определять позицию звука [Ы] |
Букварь, с. 10. Р. т., с. 10, 11. Ткаченко Т. А., №14, 15. |
|
Лексика «Деревья и кустарники». |
Арбекова Н. Е., №1. Бардышева
Т. Ю., |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Гласные звуки и буквы. |
Учить читать сочетания гласных букв. Учить звуковому анализу и синтезу. |
Бардышева
Т. Ю., Ткаченко Т. А., № 5, 13, 15. |
10 |
Звуки [М], [Мʼ]. |
Понятие «согласный звук» Выделение звуков [М] – [Мʼ] из слов. Анализ, синтез и чтение: ам, мы, ум, мама. |
Букварь, с. 11, 12. Р. т., с. 12, 13. |
11 |
Буква М. |
Письмо буквы М и слогов. |
Букварь, с. 11, 12. Р. т., с. 12, 13. |
12 |
Звуки [Н], [Нʼ]. |
Понятие «согласный звук» Выделение звуков [Н]–[Нʼ] из слов, определение позиции звука. Анализ и синтез слогов типа на, ан. Чтение предложений. Схема предложения. |
Букварь, с. 13–15. Р. т., с. 14, 15. Бардышева
Т. Ю., |
13 |
Буквы Н, н. |
Слоги
типа ан,
на.
Анализ, синтез |
Букварь, с. 13–15. Р. т., с. 14, 15. Бардышева Т. Ю., №12 |
14 |
Развитие речи «Лес». |
Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок. |
Бардышева Т. Ю., № 18 |
|
Лексика «Ягоды. Грибы». |
|
|
15 |
Звуки [Х], [Хʼ]. |
Выделение звуков [Х] – [Хʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [Х] – [Хʼ]. Анализ, синтез и чтение слов уха, муха. |
Букварь, с. 16, 17. Р. т., с. 16, 17. |
16 |
Буква Х. |
Письмо буквы Х. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами: мука, окна, окуни. Чтение, анализ и запись предложения. |
Букварь, с. 16–18. Р. т., с. 16, 17. Бардышева
Т. Ю., |
17 |
Звуки [К], [Кʼ]. |
Выделение звуков [К], [Кʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [К], [Кʼ]. Анализ, синтез и чтение слов: мак, кино, кони. |
Букварь, с. 19–21. Р. т., с. 18, 19. |
18 |
Буква К. Звуки и буквы К, Х. |
Письмо буквы К. Преобразование слов: мак – маки, муха – …окно – …. Предлоги у, к. Чтение, анализ и запись предложения. Составление схемы предложения. |
Букварь, с. 19–21. Р. т., с. 18, 19. Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Дикие животные». |
|
|
|
Развитие речи «Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме». |
Описание сюжетной многофигурной картинны. |
Арбекова Н. Е., № 11 Бардышева Т. Ю., № 30 |
19 |
Звуки [Т], [Тʼ]. |
Выделение звуков [Т], [Тʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [Т] – [Тʼ]. Анализ, синтез и чтение слов Том, Тим. |
Букварь, с. 22–24. Р. т., с. 20–21. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Буквы Т, т. |
Письмо буквы Т. Преобразование слов: Том – Тим – там, тут – тот – кот. Образование глаголов с приставкой от-. |
Букварь, с. 22–24. Р. т., с. 20, 21. |
21 |
Звуки [П], [Пʼ]. |
Выделение звуков [П], [Пʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: паук, пион, тапки. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 25–27. Р. т., с. 22. |
22 |
Буквы П, п. |
Письмо буквы П. Анализ, синтез и чтение слов. Чтение, анализ и запись предложения. Составление схемы предложения. Предлог по-. |
Букварь, с. 28–30. Р. т., с. 23. |
23 |
Звуки [В] – [Вʼ]. |
Выделение звуков [В] – [Вʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: вата, тыква, внуки. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 31, 32. Р. т., с. 24, 25. Бардышева
Т. Ю., |
24 |
Буквы В, в. |
Письмо буквы В. Большая буква в именах людей. Составление предложений с предлогом в-. Схема предложения. |
Букварь, с. 31, 32. Р.т., с. 24, 25. Бардышева Т. Ю., №78–80. |
|
Лексика «Зима». |
Бардышева
Т. Ю., |
|
25 |
Развитие речи «Зима». |
Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план и по вопросам. |
Бардышева
Т. Ю., |
26 |
Звуки [Г] – [Гʼ]. |
Выделение звуков [Г] – [Гʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: вагон, магнит. Слова-антонимы. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 33–34. Р. т., с. 26, 27. Бардышева
Т. Ю. |
27 |
Буквы Г, г. Звуки [Г] – [К] – [Кʼ] – [Гʼ]. |
Письмо буквы Г. Дифференциация звуков [Г] – [К] – [Кʼ] – [Гʼ]. Чтение предложений. |
Букварь, с. 33–34. Р. т., с. 26, 27. Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Домашние животные». |
Арбекова Н. Е., №2 |
|
28 |
Звуки [Б] – [Бʼ]. |
Выделение звуков [Б] – [Бʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: бык, бант, буква. |
Букварь, с. 35–36. Бетц Л. Л., с. 28. Бардышева
Т. Ю., |
29 |
Буквы Б. Звуки [Б] – [П] – [Бʼ] – [Пʼ]. |
Письмо буквы Б. Предлог без-. Приставочные глаголы (бежать). Дифференциация звуков [Б] – [П] – [Бʼ] – [Пʼ]. Анализ и запись предложения. |
Букварь, с. 37, 47. Бетц Л. Л., с. 29. Бардышева Т. Ю. № 91, 92. Бетц Л. Л., с. 20–22. |
|
Лексика «Животные севера и жарких стран». |
Арбекова Н. Е., №2 |
|
30 |
Звуки [Д] – [Дʼ]. |
Выделение звуков [Д] – [Дʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [Д] – [Дʼ]. Анализ, синтез и чтение слов: домик, панда, дубок. Письмо буквы Д. |
Букварь, с. 38–40. Р. т., с. 30–31. Бардышева
Т. Ю., Бетц Л. Л., с. 26. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Буквы Д, д. Звуки [Д] – [Т] – [Дʼ] – [Тʼ]. |
Деформированное предложение. Предлоги под-, из-, под-, над-. Дифференциация звуков [Д] – [Т] – [Дʼ] – [Тʼ]. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 38–40, 45. Р. т., с. 30–31. Бардышева
Т. Ю., Бетц Л. Л., с. 26. |
32 |
Буква Е. |
Анализ, синтез и чтение слов: еда, Ева, едет. |
Букварь, с. 41–42. Р. т., с. 32–33. Бардышева
Т. Ю., |
33 |
Буква Е. |
Письмо буквы Е. Обозначение мягкости согласных. Анализ, синтез и чтение слов лес, небо, снег. Глаголы надел, одел. |
Букварь, с. 41–42. Р. т., с. 32–33. Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Зимующие птицы». |
Арбекова Н. Е., №2. |
|
34 |
Развитие речи «Зимующие птицы». |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
Арбекова Н. Е., №2 (19) Бардышева
Т. Ю., |
35 |
Звук и буква Ф. |
Выделение звука [Ф] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: кофе, фантик, финики. Чтение и письмо слов. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 43. Р. т., с. 62, 63. Бетц Л. Л. (3), с. 3–5. |
36 |
Звуки и буквы В, Ф. |
Выделение звуков [В] – [Ф] – [Вʼ] – [Фʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [В] – [Ф] – [Вʼ] – [Фʼ]. Анализ, синтез и чтение слов: |
Букварь, с. 49. Коноваленко, № 3. |
37 |
Звуки [С] – [Сʼ]. |
Выделение звуков [С] – [Сʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [С] – [Сʼ]. Анализ, синтез и чтение слов: сон, усы, сани. Родственные слова (снег) |
Букварь, с. 50–51. Р. т., с. 36. Бардышева
Т. Ю., |
38 |
Буква С. |
Письмо буквы С. Преобразование слов: сук – сок – сом. Предлоги с-, со-. Чтение и анализ предложений. |
Букварь, с. 52–53. Р. т., с. 37. Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Домашние птицы». |
Арбекова Н. Е., № 2. |
|
39 |
Звук и буква Й. |
Выделение звука [йʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: майка, твой. Письмо буквы й. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 54–55. Р. т., с. 38. Бардышева
Т. Ю., |
40 |
Звуки [З] – [Зʼ]. |
Выделение звуков [З]–[Зʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов зонт, зима, зайка. |
Букварь, с. 56–57. Р. т., с. 39. Бардышева
Т. Ю., |
41 |
Буква З. Звуки [С] – [З] – [Сʼ] – [Зʼ]. |
Письмо буквы З. Анализ, синтез и чтение слов замок, звезда. Предлоги за-, из-за-. Дифференциация звуков [С] – [З] – [Сʼ] – [Зʼ]. Преобразование слов коза – коса. Слова с пропущенной буквой. |
Букварь, с. 56–57. Р. т., с. 40. Бардышева
Т. Ю., |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Развитие речи «Профессии. Кем быть?». |
Составление
творческих рассказов |
|
|
Лексика «Профессии. Инструменты». |
Арбекова Н. Е., № 3. |
|
42 |
Звуки [Л] – [Лʼ]. |
Выделение звуков [Л] – [Лʼ] из состава слова. Дифференциация звуков [Л] – [Лʼ]. Анализ, синтез и чтение слов: лак, лиса, стол. |
Букварь, с. 60–61. Р. т., с. 41–42. Бардышева
Т. Ю., |
43 |
Буквы Л, л. |
Письмо буквы Л. Чтение и анализ текста. Три формы глагола класть. (Бетц Л. Л., с. 52). |
Букварь, с. 60–61. Р. т., с. 41–42. Бардышева
Т. Ю., |
44 |
Звук и буква Ш. |
Выделение звука [Ш] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов: шапка, мишка, машина. Образование относительных прилагательных. |
Букварь, с. 62–63. Р. т., с. 43. Бардышева
Т. Ю., |
45 |
Звуки [С] – [Ш]. Буквы С, Ш. |
Дифференциация звуков [С-Ш]. Письмо буквы Ш. Анализ и запись предложения. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 64–65. Р. т., с. 44–45. Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Одежда». |
Арбекова Н. Е., №3 |
|
46 |
Звуки [Р] – [Рʼ]. |
Выделение звуков [Р] – [Рʼ] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов рис, норы, кран. Родственные слова (друг). |
Букварь, с. 66–67. Р. т., с. 46. Бардышева
Т. Ю., |
47 |
Буквы Р, р. Звуки [Р] – [Лʼ]. |
Письмо буквы Р. Анализ, синтез и чтение слов Ира, Кира, Рита. Предлог перед. Согласование числительных и существительных. |
Букварь, с. 68–70. Р. т., с. 47. Бардышева
Т. Ю., Бетц Л. Л., с. 61 |
48 |
Звук и буква Ж. |
Выделение звука [Ж] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов ужи, пижама, моржи. Письмо буквы Ж. Предлог между. |
Букварь, с. 71–72. Р. т., с. 48. Бардышева
Т. Ю., Бетц Л. Л., с. 42–43. |
|
Развитие речи «Весна пришла». |
Составление повествовательного рассказа по многофигурной картине и опорному плану. |
Арбекова Н. Е., № 25. Бардышева Т. Ю. № 87. |
|
Лексика «Весна». |
Бардышева
Т. Ю., |
|
49 |
Звуки [Ж] – [Ш]. |
Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]. Слова с пропущенными буквами. |
Букварь, с. 73. Р. т., с. 49. Бардышева
Т. Ю., |
|
Развитие речи «Перелетные птицы» |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
Арбекова Н. Е., № 31. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
50 |
Буква Е. |
Анализ, синтез и чтение слов: елка, поет. Письмо буквы Е. Анализ и чтение текста. |
Букварь, с. 74–75. Р. т., с. 50. Бардышева
Т. Ю., |
51 |
Буквы О – Е. |
Обозначение мягкости согласных буквой Е. Дифференциация о – е. Родственные слова (еж). |
Букварь, с. 76–78. |
|
Развитие
речи «Путешествие |
Составление творческих рассказов. |
Арбекова Н. Е., №30. Бардышева
Т. Ю., |
52 |
Буквы З – Ж. |
Дифференциация [З] – [Ж] в устной и письменной речи. |
Букварь, с. 79. |
53 |
Звук и буква Ц. |
Выделение звука [Ц] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов цепь, лицо, цапля. Образование существительных с помощью суффикса -иц. |
Букварь, с. 80–83. Р. т., с. 51–52. |
|
Лексика «Посуда». |
|
|
54 |
Буква Я. |
Анализ, синтез и чтение слов я, маяк, пояс, Яна. Родственные слова (яблоко). Письмо буквы Я. |
Букварь, с. 84–85. Р. т., с. 53–54. Бардышева
Т. Ю., |
55 |
Звук [Чʼ], буква Ч. |
Выделение звука [Чʼ] из состава слов. Анализ, синтез и чтение слов туча, почка, часы. Письмо буквы Ч. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 86–89. Р. т., с. 55–56. Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Мебель». |
|
|
56 |
Звук и буква Э. |
Выделение звука [Э] из состава слова. Анализ, синтез и чтение слов экран, поэт. Чтение и анализ текста. |
Букварь, с. 90–92. Р. т., с. 57. |
57 |
Звук и буква Щ. |
Выделение
звука [Щʼ] из состава слова. Анализ,
синтез и чтение слов щука,
борщ,
роща.
Чтение и письмо слов |
Букварь, с. 93–98. Р. т., с. 58–59 Бардышева
Т. Ю., |
|
Лексика «Рыбы. Насекомые». |
|
|
58 |
Буква Ю. |
Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Анализ, синтез и чтение слов: юла, юрта, изюм. Письмо буквы Ю. Дифференциация у – ю. Чтение и анализ текста. |
Букварь с. 99–101. Р. т., с. 60–61. Бардышева
Т. Ю., |
59 |
Буква ь. |
Ь – показатель мягкости согласных. Анализ, синтез и чтение слов лось, рубить. |
Букварь, с. 102–106 Р. т., с. 62–63 Бардышева
Т. Ю., |
60 |
Буквы ъ, ь. |
Разделительный ъ и ь служат для разделения согласных и гласных. Формировать навыки словообразования и словоизменения. Чтение текста. |
Букварь, с. 107–112. Р. т., с. 64. Бардышева
Т. Ю., |
|
Развитие речи «Лето». |
Составление рассказа по сюжетной картине. |
Бардышева
Т. Ю., |
В итоге логопедической работы дети научатся:
-
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ;
-
владеть навыками диалогической речи;
-
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;
-
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения должны употребляться адекватно;
-
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т.д.)
-
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
Примечание: при необходимости логопед может изменить порядок изучения лексических тем в рамках периода обучения в соответствии с используемым пособием или комплексно-тематическим планом ДОУ. При условии недостаточного усвоения детьми определенного звука или темы логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного материала
Литература
Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6–7 лет с ОНР : Альбом 1. Мир растений / Н. Е. Арбекова. – Москва : Гном, 2024. – 32 с.
Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6–7 лет с ОНР : Альбом 2. Мир животных / Н. Е. Арбекова. – Москва : Гном, 2024. – 32 с.
Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6–7 лет с ОНР : Альбом 3. Мир человека / Н. Е. Арбекова. – Москва : Гном, 2024. – 32 с.
Бардышева Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий : подготовительная к школе группа/ Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. – Москва : Изд-во Скрипторий 2003, 2023. – 126 с.
Коноваленко, С. В. Пишем и читаем : обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста; в 4-х тетрадях / С. В. Коноваленко. – Москва : Гном, 2021. – 176 с.
Косинова,
Е. М. Азбука правильного произношения
: логопедические занятия /
Е. М. Косинова.
– Москва : Махаон, 2020. – 119 с.
Косинова, Е. М. Грамматическая тетрадь. № 3. Сложные предлоги. Приставочные глаголы. Числительные / Е. М. Косинова. – Москва : ТЦ Сфера, 2021. – 32 с.
Косинова, Е. М. Грамматическая тетрадь. № 4. Прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. Антонимы и синонимы / Е. М. Косинова. – Москва : ТЦ Сфера, 2021. – 32 с.
Косинова, Е. М. Логопедический букварь : для дошкольного возраста / Е. М. Косинова. – Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2023. – 112 с.
Косинова, Е. М. Пишем вместе с логопедом : для дошкольного возраста / Е. М. Косинова ; художник Е. Комракова. – Москва : Махаон, 2023. – 64 с.
Новиковская, О. А. Логопедическая грамматика : пособие для занятий с детьми 4–6 лет / О. А. Новиковская. – Санкт-Петербург : ЗНАНИЕ, 2022. – 80 с.
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации»
- Международный вебинар «Детский сад с доставкой на дом: дистанционное сопровождение образовательного процесса в рамках реализации Программы просвещения родителей»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»