Идивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (ОНР2ур.)
Индивидуальный
образовательный маршрут
обучающегося
с ОВЗ
Ф. И. О ребенка: __
Дата рождения: __
Группа: __
Образовательная программа: __ (Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (5.1).)
Педагоги, реализующие ИОМ: __
Учитель-логопед: __
Педагог-психолог: __
Воспитатель: __
Воспитатель: __
Срок реализации ИОМ – __
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП).
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
-
общеразвивающей группы (в условиях инклюзии).
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения.
Дата поступления в образовательную организацию: ___
Данные о получении ребенком статуса ОВЗ внесены в комплексную информационную систему («Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ)): внесены в АИС организации;
ИОМ обучающегося, в соответствии с федеральными и региональными требованиями, разработан в срок: не более 3 недель с момента зачисления ребенка в дошкольную группу (детский сад) и заявления родителей (законных представителей) на создание специальных условий получения образования;
Дошкольная группа: старшая группа;
Режим пребывания: группа полного дня;
Сопровождение тьютора: нет;
Заключение и рекомендации ЦПМПК. Педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы. Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи. |
Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Рекомендации ППК (психолого-педагогического консилиума организации) по индивидуализации специальных условий образования. |
|
Логопедическая характеристика. |
Данные о ходе речевого развития: ЗРР. Общая моторика: двигательно неловок. Ручная моторика: недостаточно развита мелкая моторика рук. Состояние и подвижность артикуляционного аппарата: при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, переключаемость движений нарушена. Социальное развитие: общителен, незрелость эмоционально-волевой сферы. Навыки самообслуживания: соответствуют возрасту. Фонематические процессы: недостаточно сформированы. Выделение первого звука в словах: начальный гласный не выделяет. Слоговая структура слова: грубо нарушена. Лексика: обобщающие понятия – словарный запас не соответствует возрастной норме, беден. Грамматический строй: недостаточно сформирован для данного возраста. Звукопроизношение: полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии; оглушение звонких согласных, искажение, замены. Связная речь: описание по картинке: с наводящими вопросами; недостаточное развитие связной речи. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие). |
Освоение ребенком ФГОС ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, общая цель индивидуальной АОП формулируется как обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребенка с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП. |
Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, данные задачи конкретизируются следующим образом: формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития, реализация содержания адаптированной основной образовательной программы, охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. |
Уровень проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы
Зона
актуального развития |
Зона
ближайшего развития |
Ребенок действует по образцу взрослого, на основе метода целенаправленных проб и практического примеривания. Выполняет инструкцию: «Дай такую же фигурку», – используя практическое примеривание, сличение. Взрослый сопровождает действия ребенка речью, обобщает их, прибегая к «опредмечиванию»: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые» – ребенок понимает. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковый, красные». На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Он реагирует на словосочетание «такой + название признака» и совершающееся действие с предметом. Ребенок начинает отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорит: «Треугольник – как крыша», «Платочек – как квадратик». При этом использует «опредмечивание» фигур для их запоминания: «Овал – как огурчик», «красный цвет – как помидорчик» и т.п. Различает геометрические фигуры (круг, квадрат) и понимает, что предмет может состоять из нескольких частей. Знакомые свойства предметов ребенок учитывает в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. Устанавливает тождество предметов по цвету, форме, величине (один из признаков, не одновременно), используя практические пробы. Ребенок выполняет инструкции: «Дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т.п. Находит и располагает игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа – слева, вверху – снизу, впереди – сзади). |
Ребенок действует на уровне практического примеривания, пользуясь разными уровнями обучающей помощи взрослого. Группирует основные эмоции, замечает интенсивность их проявления. Соотносит внутренние (эмоциональный фон, желание) и внешние проявления эмоций (жесты, позы). Выстраивает сериационный ряд: маленький – большой – самый большой; большой – маленький – самый маленький. Легко идентифицирует по цвету и форме предметы. Легко выполняет инструкцию: «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполняемой работы. Самостоятельно затрудняется правильно называть цвет, форму предмета. Выстраивает последовательность картинок с изображением времени суток и действий детей и взрослых. Определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве относительно себя. Раскладывает карточки с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновения. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута.
В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа развития, охраны и укрепления здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков развития ребенка с ОВЗ.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой).
Материально-технические условия:
-
для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях; дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
Архитектурная среда и учебное пространство:
-
компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
-
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
-
погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
-
музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
-
реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
Специальное оборудование.
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся:
-
Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.
-
Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Для этих видов игр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль; транспортные игрушки; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту и др.
Речевому развитию способствуют наличие в предметно-пространственной развивающей образовательной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
В организации должны быть представлены кабинеты учителей-логопедов, включающие необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: компьютеры, специальные компьютерные программы, настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП детского сада, в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ. |
Пять дней в неделю, полный день |
Взаимодействие специалистов ОУ. |
Рекомендованы занятия с учителем-логопедом. Рекомендованы занятия с педагогом-психологом. |
Деятельности и культурные практики в ДОО. |
Предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками). Культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт). Свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). |
Воспитывающая среда и общности (сообщества) ДОО. |
Профессиональная общность; профессионально-родительская общность; детско-взрослая общность; детская общность. |
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа.
Модуль 3.1 Комплексирование программ.
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных)
ООП дошкольного образования
(в
Навигаторе ФИРО):
-
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ (по необходимости, после согласования с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ):
-
ПрАООП для детей с ТНР.
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
-
Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»; издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева.
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
-
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова), рекомендованные Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием среди контингента детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.
3.1.5. Программы психолого-педагогического сопровождения детей, в соответствии с методическими рекомендациями по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях:
-
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста «Игралочка» (О. А. Абрамова и др., 2019).
Содержание коррекционно-развивающей
работы
на основе комплексирования
программ.
Программа коррекционно-развивающей работы
Программа коррекционно-развивающей работы включает:
-
системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств
(с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР); -
социально-коммуникативное развитие;
-
развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;
-
познавательное развитие;
-
развитие высших психических функций;
-
коррекцию нарушений развития личности, эмоционально – волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР.
Индивидуализация работы связана с определением уровня развития речи ребенка.
Обучение детей с начатками фразовой речи (со вторым уровнем речевого развития) предполагает несколько направлений:
-
развитие понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи;
-
активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; обучение называнию 1–3хсложных слов (кот, муха, молоко), учить первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой – моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных);
-
развитие самостоятельной фразовой речи – усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, под, в, из. Объединение простых предложений в короткие рассказы; закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы; заучивание коротких двустиший и потешек; допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, с фиксацией его внимания на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т.д.);
-
развитие произносительной стороны речи – учить различать речевые и неречевые звуки, определять источник, силу и направленность звука; уточнять правильность произношения звуков, имеющихся у ребенка; автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов слов предложений, формировать правильную звукослоговую структуру слова; учить различать и четко воспроизводить слоговые сочетания из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией; воспроизводить слоги со стечением согласных; работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов; допустимы нарушения звукопроизношения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми включает в себя направления, связанные с развитием и гармонизацией личности ребенка с ТНР, формированием морально-нравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств. Системный подход к преодолению речевого нарушения предусматривает комплексную коррекционно-развивающую работу, объединяющую аспекты речеязыковой работы с целенаправленным формированием психофизиологических возможностей ребенка с ТНР, а именно, процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных функций соответственно возрастным ориентирам и персонифицированным возможностям детей с ТНР.
К концу данного этапа обучения предполагается, что Ребенок с ТНР овладел простой фразой, согласовывает основные члены предложения, понимает и использует простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода, понимает некоторые грамматические форм слов, несложные рассказы, короткие сказки.
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ.
В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, адаптированной программой предусмотрено использование электронных образовательных ресурсов. Электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста является оптимизированным – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети, предназначенная для использования в психолого-педагогической работе с детьми для получения ими новых знаний и навыков, развития важных умений и индивидуальных способностей, а также формирования ключевых для развития действий и видов деятельности. Каждый ЭОР предполагает полноценную реализацию ребенком какого-либо вида деятельности, включающего совокупность действий, приводящих к результату по основным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Основным достоинством ЭОР являются их инновационные качества: высокая интерактивность, полномасштабная мультимедийность, широкое использование моделирования.
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей.
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений.
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Образовательные
задачи и критерии |
Старший
|
Мониторинг
|
||
начало года |
середина года |
конец года |
||
1-й этап организации образовательной деятельности |
||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. |
Азбука для мальчиков. Болтушки-хохотушки. Все гости к нам. |
3 |
|
|
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. |
Отважный Фридрих. Дедушка в аэропорту. |
3 |
|
|
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. |
Капризная Марта. Именины у Кристины. |
3 |
|
|
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. |
Бюро находок. |
3 |
|
|
2-й этап организации образовательной деятельности |
||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. |
Кто прав? Хитрые вопросы. |
3 |
|
|
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. |
Болотная свадьба. Угадай профессию. |
3 |
|
|
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. |
Рюкзак туриста. Королевский указ. |
3 |
|
|
3-й этап организации образовательной деятельности |
||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. |
5 хороших дел. Кушать подано. |
4 |
|
|
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. |
Весёлый город. Наши превращения. |
3 |
|
|
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. |
Рабочий инструмент. Моя халва. |
3 |
|
|
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные
задачи и критерии |
Старший
|
Мониторинг
|
|||||
начало года |
середина года |
конец года |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1-й этап организации образовательной деятельности |
|||||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. |
Эхо в горах. |
4 |
|
|
|||
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. |
Рабочий инструмент. Фея. Снеговик-слоговик. |
4 |
|
|
|||
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. |
Артикуляционная гимнастика. Болтушки-хохотушки. Лишний слог. |
2 |
|
|
|||
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. |
Корзинка для бабушки. Твоё ТВ. |
2 |
|
|
|||
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. |
Сыщик идёт по следу – 1. Приключения Буратино – 1. |
2 |
|
|
|||
2-й этап организации образовательной деятельности |
|||||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. |
Удар-гол. Сказочная ошибка. |
3 |
|
|
|||
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. |
Бюро находок. |
2 |
|
|
|||
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. |
Бабушкины запасы. |
2 |
|
|
|||
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). |
Азбука для мальчиков. Мечта поэта. |
2 |
|
|
|||
3 этап организации образовательной деятельности |
|||||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. |
В гостях у сказки. Танцы с папуасами. |
2 |
|
|
|||
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. |
Бабушкины запасы. |
2 |
|
|
|||
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. |
Бюро находок. Прогулки с привидениями. |
2 |
|
|
|||
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). |
Птенцы в беде. Попугай. Аленький цветочек. Весёлые рыбаки! |
2 |
|
|
|||
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. |
Срочная почта. Фигурное катание. В гостях у Джинна. Богатый улов. Все гости
|
2 |
|
|
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие.
Образовательные
задачи и критерии |
Старший |
Мониторинг
|
|||
начало года |
середина года |
конец года |
|||
1-й этап организации образовательной деятельности |
|||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. |
Кто лишний? |
4 |
|
|
|
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». |
Дружные гусеницы. Болотная свадьба. Пират и клад. |
3 |
|
|
|
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. |
Бобр добр. Беличий переполох. Весёлый курятник. |
3 |
|
|
|
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. |
На горном склоне. Карибский круиз. |
3 |
|
|
|
2-й этап организации образовательной деятельности |
|||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. |
Тряпки по порядку. Бюро находок. Прятки под шапкой. Сейф с секретом. |
3 |
|
|
|
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. |
Звонок другу. Магазин игрушек. Как считают индейцы. Как вычитают индейцы. Диета для Обжоры. |
3 |
|
|
|
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. |
Отпадный пряник. Фокус-покус. |
2 |
|
|
|
3-й этап организации образовательной деятельности |
|||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. |
День Барона. Поезд-неделька. 12 месяцев. |
3 |
|
|
|
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). |
Что сначала? Беличий переполох. |
3 |
|
|
|
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. |
12 месяцев. Чудеса на полянке. Пират и клад. |
3 |
|
|
|
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. |
Рюкзак туриста. Фея. Королевский указ. |
2 |
|
|
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательные
задачи и критерии |
Старший
|
Мониторинг
|
|||
начало года |
середина года |
конец года |
|||
1-й этап организации образовательной деятельности |
|||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. |
Ворона и лисица. |
3 |
|
|
|
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. |
Таинственная картина. |
2 |
|
|
|
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. |
Незаконченная картина. |
3 |
|
|
|
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. |
Любовь-морковь. Мечта поэта. |
4 |
|
|
|
2-й этап организации образовательной деятельности |
|||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. |
Не будить до весны. Привет планетам. |
4 |
|
|
|
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. |
Азбука для мальчиков. Ленивый богатырь. |
3 |
|
|
|
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. |
Невнимательный художник. Лабиринты Али-Бабы. |
3 |
|
|
|
3-й этап организации образовательной деятельности |
|||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). |
Вокруг мира на плоту. Сладкий дом. |
4 |
|
|
|
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. |
Ручные привидения. Музыкальная школа. Слогодэнс. |
3 |
|
|
|
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. |
Незаконченная картина. |
2 |
|
|
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие.
Образовательные
задачи и критерии |
Старший
|
Мониторинг
|
||
начало года |
середина года |
конец года |
||
1-й этап организации образовательной деятельности |
||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). |
Дорожные работы. |
3 |
|
|
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. |
Новосёл. |
3 |
|
|
2-й этап организации образовательной деятельности |
||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. |
Фея. |
3 |
|
|
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. |
Древний спорт. |
3 |
|
|
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. |
Ручные привидения. Бежит – лежит. |
3 |
|
|
3-й этап организации образовательной деятельности |
||||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. |
Болтушки-хохотушки. Ловкая Л. |
3 |
|
|
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
Тряпки по порядку. Рюкзак туриста. |
3 |
|
|
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП.
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые |
Коррекционные
|
Задачи |
Методические
|
Нарушения мелкой моторики. |
ОО «Физическое развитие». ОО «Речевое развитие». |
Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук. |
Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения. Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом. Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем. |
Быстрая истощаемость. |
Все образовательные области. |
Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. |
Частая смена видов деятельности. |
Нарушения внимания |
ОО «Познавательное развитие». ОО «Физическое развитие». |
Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. |
Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания. Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога. Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя. |
Нарушения памяти. |
ОО «Речевое развитие». ОО «Социально-коммуникативное развитие». |
Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. Расширение объема зрительной памяти. |
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления. |
ОО «Познавательное развитие». |
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие элементов словесно-логического мышления. |
Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления. Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления. |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования. |
ОО «Художественно-эстетическое развитие». |
Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. |
Совместное рисование в паре со взрослым, родителями. Совместная
аппликация в паре Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями. |
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка).
Направление |
Количество
занятий |
Количество
|
Форма проведения |
Ф.И.О.
|
Педагогическая помощь. |
3 занятия
|
108 занятий (учебных часов) в год. |
Подгрупповые занятия. Индивидуальные занятия. |
Воспитатели |
Психологическая помощь. |
1 занятие
|
36 занятий (учебных часов) в год. |
Подгрупповые занятия. Индивидуальные занятия. |
Психолог |
Логопедическая помощь. |
5 занятий
|
умножить количество занятий в неделю на 36 |
Подгрупповые занятия. Индивидуальные занятия. |
Логопед |
Музыкальные занятия. |
2 занятия
|
72 занятия (учебных часов) в год. |
Групповые занятия. Музыкальные досуги. |
|
Физкультурные занятия. |
2 занятия
|
72 занятия (учебных часов) в год. |
Групповые занятия. Физкультурные досуги. |
|
Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с адаптированным образовательным планом.
Направления и содержание коррекционно-развивающей работы формулируются с учетом ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ.
Направления работы специалиста |
Федеральный
компонент программы, 60%: указание на
страницу |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса (40%) |
ОО «Речевое развитие» |
Представлено в комплексных и парциальных программах, программах психолого- педагогического сопровождения |
|
Системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР). |
С. 555, С. 562–566 |
|
Формирование психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом |
С. 252, С. 556 |
|
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
||
Социально-коммуникативное развитие, коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР |
С. 240–244, С. 248–249, С. 555 |
|
Интеграция ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», «Физическое развитие». |
||
Развитие и коррекция сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР |
С. 555 |
|
Познавательное развитие, развитие высших психических функций |
С. 245–248, С. 555 |
IV. Программа сотрудничества с семьей.
Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
-
выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
-
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-
внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО;
-
создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
-
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
-
аналитическое (диагностическое направление, консультативно-диагностическое) – изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
-
коммуникативно-деятельностное (социально-педагогическое, психологическое, организационно-педагогическое сопровождение семьи, интерактивное дидактико-ориентированное направление и др.) – направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
-
информационное (информационно-просветительское, практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу)) – пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.).
Содержание направлений работы с семьей может фиксироваться в АООП как в каждой из пяти образовательным областям, так и отдельным разделом, в котором раскрываются направления работы дошкольной образовательной организации с родителями.
Планирование работы с семьей
Задачи |
Мероприятия |
Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
Индивидуальные беседы. |
Сентябрь, февраль, май. Воспитатели, специалисты. |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
Открытые занятия. Родительские собрания. Индивидуальные консультации. |
В течение года. Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист. |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
Организация совместных праздников и досугов |
|
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
Открытые занятия. Родительские собрания. Индивидуальные консультации. |
В течение года. Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля. |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
Индивидуальные занятия со специалистами. |
В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе. Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля. |
V. Мониторинг индивидуального развития.
Мониторинг включает промежуточный и итоговый мониторинг, связанный с освоением ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. В процессе мониторинга педагоги используют следующие критерии анализа наблюдаемых явлений в разных образовательных областях и соответствующих видах детской деятельности: частоту проявления каждого показателя (обычно, изредка, никогда); самостоятельность его выполнения; инициативность ребенка в деятельности.
5.1. Результаты промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП воспитателями и специалистами.
Освоение образовательных областей |
Оценка
|
Оценка
|
ОО «Физическое развитие» |
3 |
|
ОО «Познавательное развитие» |
|
2.9 |
ОО «Речевое развитие» |
|
2.4 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
3.1 |
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
3.1 |
|
Динамика (показатели) деятельности за период нахождения в образовательной организации:
Предметная деятельность:
-
крайне незначительная;
Коммуникативная деятельность:
-
незначительная;
Игровая деятельность:
-
достаточная;
Продуктивная деятельность:
-
незначительная;
Учение:
-
неравномерная; элементы трудовой деятельности:
-
достаточная;
Динамика освоения программного материала: соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы:
-
не соответствует;
Особенности, влияющие на результативность обучения:
Мотивация к обучению:
-
недостаточная;
Сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности:
-
на критику обижается;
Качество деятельности при этом:
-
остается без изменений;
Эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.:
-
нестабильная;
Истощаемость:
-
с очевидным снижением качества деятельности.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»