В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Идивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (ОНР2ур.)

Идивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (ОНР2ур.)

Марина Милютина
Тип материала: Планирование
просмотров: 124
Краткое описание
Основная цель индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ-создание условий, способствующих позитивной социализации и личностному развитию.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ИОМ_на_ребенка_с_ОНР_2_ур..docx Скачать

https://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с ОВЗ

Ф. И. О ребенка: __

Дата рождения: __

Группа: __

Образовательная программа: __ (Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (5.1).)

Педагоги, реализующие ИОМ: __

Учитель-логопед: __

Педагог-психолог: __

Воспитатель: __

Воспитатель: __

Срок реализации ИОМ – __

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП).

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
  • общеразвивающей группы (в условиях инклюзии).

Целевой раздел АОП

I. Общие сведения.

Дата поступления в образовательную организацию: ___

Данные о получении ребенком статуса ОВЗ внесены в комплексную информационную систему («Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ)): внесены в АИС организации;
ИОМ обучающегося, в соответствии с федеральными и региональными требованиями, разработан в срок: не более 3 недель с момента зачисления ребенка в дошкольную группу (детский сад) и заявления родителей (законных представителей) на создание специальных условий получения образования;
Дошкольная группа: старшая группа;
Режим пребывания: группа полного дня;
Сопровождение тьютора: нет;

Заключение и рекомендации ЦПМПК.

Педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности, пространственных представлений, игровой деятельности, развитие компетенций познавательной сферы.

Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.

Рекомендации для реализации права на образование:
  • нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ;

Образовательная программа:
  • адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ;

Конкретизация категории ОВЗ:
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рекомендации ППК (психолого-педагогического консилиума организации) по индивидуализации специальных условий образования.


Логопедическая характеристика.

Данные о ходе речевого развития: ЗРР.

Общая моторика: двигательно неловок.

Ручная моторика: недостаточно развита мелкая моторика рук.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата: при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается, переключаемость движений нарушена.

Социальное развитие: общителен, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Навыки самообслуживания: соответствуют возрасту.

Фонематические процессы: недостаточно сформированы.

Выделение первого звука в словах: начальный гласный не выделяет.

Слоговая структура слова: грубо нарушена.

Лексика: обобщающие понятия – словарный запас не соответствует возрастной норме, беден.

Грамматический строй: недостаточно сформирован для данного возраста.

Звукопроизношение: полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии; оглушение звонких согласных, искажение, замены.

Связная речь: описание по картинке: с наводящими вопросами; недостаточное развитие связной речи.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие).

Освоение ребенком ФГОС ДО и ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, общая цель индивидуальной АОП формулируется как обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребенка с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП.

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии.

В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, данные задачи конкретизируются следующим образом: формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития, реализация содержания адаптированной основной образовательной программы, охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.


Уровень проектирования индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Зона актуального развития
(обученности и воспитанности)

Зона ближайшего развития
(обучаемости и воспитуемости)

Ребенок действует по образцу взрослого, на основе метода целенаправленных проб и практического примеривания. Выполняет инструкцию: «Дай такую же фигурку», – используя практическое примеривание, сличение. Взрослый сопровождает действия ребенка речью, обобщает их, прибегая к «опредмечиванию»: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые» – ребенок понимает. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковый, красные». На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Он реагирует на словосочетание «такой + название признака» и совершающееся действие с предметом. Ребенок начинает отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорит: «Треугольник – как крыша», «Платочек – как квадратик». При этом использует «опредмечивание» фигур для их запоминания: «Овал – как огурчик», «красный цвет – как помидорчик» и т.п. Различает геометрические фигуры (круг, квадрат) и понимает, что предмет может состоять из нескольких частей. Знакомые свойства предметов ребенок учитывает в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. Устанавливает тождество предметов по цвету, форме, величине (один из признаков, не одновременно), используя практические пробы. Ребенок выполняет инструкции: «Дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т.п. Находит и располагает игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа – слева, вверху – снизу, впереди – сзади).

Ребенок действует на уровне практического примеривания, пользуясь разными уровнями обучающей помощи взрослого. Группирует основные эмоции, замечает интенсивность их проявления. Соотносит внутренние (эмоциональный фон, желание) и внешние проявления эмоций (жесты, позы). Выстраивает сериационный ряд: маленький – большой – самый большой; большой – маленький – самый маленький. Легко идентифицирует по цвету и форме предметы. Легко выполняет инструкцию: «Дай красный кружок», «Покажи все квадратики». С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполняемой работы. Самостоятельно затрудняется правильно называть цвет, форму предмета. Выстраивает последовательность картинок с изображением времени суток и действий детей и взрослых. Определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве относительно себя. Раскладывает карточки с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновения.

Организационный раздел АОП

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута.

В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа развития, охраны и укрепления здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков развития ребенка с ОВЗ.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой).

Материально-технические условия:
  • для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях; дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

Архитектурная среда и учебное пространство:
  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;

  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);

  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

Специальное оборудование.

Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся:

  • Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.

  • Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Для этих видов игр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль; транспортные игрушки; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту и др.

Речевому развитию способствуют наличие в предметно-пространственной развивающей образовательной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

В организации должны быть представлены кабинеты учителей-логопедов, включающие необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: компьютеры, специальные компьютерные программы, настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АОП детского сада, в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ.

Пять дней в неделю, полный день

Взаимодействие специалистов ОУ.

Рекомендованы занятия с учителем-логопедом.

Рекомендованы занятия с педагогом-психологом.

Деятельности и культурные практики в ДОО.

Предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками).

Культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт).

Свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Воспитывающая среда и общности (сообщества) ДОО.

Профессиональная общность; профессионально-родительская общность; детско-взрослая общность; детская общность.

Содержательный раздел АОП

III. Индивидуальная образовательная программа.

Модуль 3.1 Комплексирование программ.

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования
(в Навигаторе ФИРО):
  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ (по необходимости, после согласования с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ):
  • ПрАООП для детей с ТНР.

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»; издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева.

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова), рекомендованные Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием среди контингента детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.

3.1.5. Программы психолого-педагогического сопровождения детей, в соответствии с методическими рекомендациями по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях:
  • Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста «Игралочка» (О. А. Абрамова и др., 2019).

Содержание коррекционно-развивающей работы
на основе комплексирования программ.

Программа коррекционно-развивающей работы

Программа коррекционно-развивающей работы включает:

  • системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств
    (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР);

  • социально-коммуникативное развитие;

  • развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;

  • познавательное развитие;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекцию нарушений развития личности, эмоционально – волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР.

Индивидуализация работы связана с определением уровня развития речи ребенка.

Обучение детей с начатками фразовой речи (со вторым уровнем речевого развития) предполагает несколько направлений:

  • развитие понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи;

  • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; обучение называнию 1–3хсложных слов (кот, муха, молоко), учить первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой – моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных);

  • развитие самостоятельной фразовой речи – усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, под, в, из. Объединение простых предложений в короткие рассказы; закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы; заучивание коротких двустиший и потешек; допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, с фиксацией его внимания на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т.д.);

  • развитие произносительной стороны речи – учить различать речевые и неречевые звуки, определять источник, силу и направленность звука; уточнять правильность произношения звуков, имеющихся у ребенка; автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов слов предложений, формировать правильную звукослоговую структуру слова; учить различать и четко воспроизводить слоговые сочетания из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией; воспроизводить слоги со стечением согласных; работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов; допустимы нарушения звукопроизношения.

Коррекционно-развивающая работа с детьми включает в себя направления, связанные с развитием и гармонизацией личности ребенка с ТНР, формированием морально-нравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств. Системный подход к преодолению речевого нарушения предусматривает комплексную коррекционно-развивающую работу, объединяющую аспекты речеязыковой работы с целенаправленным формированием психофизиологических возможностей ребенка с ТНР, а именно, процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных функций соответственно возрастным ориентирам и персонифицированным возможностям детей с ТНР.

К концу данного этапа обучения предполагается, что Ребенок с ТНР овладел простой фразой, согласовывает основные члены предложения, понимает и использует простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода, понимает некоторые грамматические форм слов, несложные рассказы, короткие сказки.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ.

В соответствии с ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, адаптированной программой предусмотрено использование электронных образовательных ресурсов. Электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста является оптимизированным – это совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети, предназначенная для использования в психолого-педагогической работе с детьми для получения ими новых знаний и навыков, развития важных умений и индивидуальных способностей, а также формирования ключевых для развития действий и видов деятельности. Каждый ЭОР предполагает полноценную реализацию ребенком какого-либо вида деятельности, включающего совокупность действий, приводящих к результату по основным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Основным достоинством ЭОР являются их инновационные качества: высокая интерактивность, полномасштабная мультимедийность, широкое использование моделирования.

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей.

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений.

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Образовательные задачи и критерии
мониторинга детского развития

Старший
дошкольный возраст
(5–7 лет)

Мониторинг
детского развития

начало года

середина года

конец года

1-й этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

Азбука для мальчиков.

Болтушки-хохотушки.

Все гости к нам.

3



Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Отважный Фридрих.

Дедушка в аэропорту.

3



Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми.

Капризная Марта.

Именины у Кристины.

3



Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

Бюро находок.

3



2-й этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Кто прав?

Хитрые вопросы.

3



Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Болотная свадьба.

Угадай профессию.

3



Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

Рюкзак туриста.

Королевский указ.

3



3-й этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

5 хороших дел.

Кушать подано.

4



Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

Весёлый город.

Наши превращения.

3



Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

Рабочий инструмент.

Моя халва.

3



3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии
мониторинга детского развития

Старший
дошкольный
возраст
(5–7 лет)

Мониторинг
детского развития

начало года

середина года

конец года

1

2

3

4

5

1-й этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Эхо в горах.

4



Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Рабочий инструмент.

Фея.

Снеговик-слоговик.

4



Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Артикуляционная гимнастика.

Болтушки-хохотушки.

Лишний слог.

Как это читать.

2



Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Корзинка для бабушки.

Твоё ТВ.

2



Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

Сыщик идёт по следу – 1.

Приключения Буратино – 1.

2



2-й этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.

Удар-гол.

Сказочная ошибка.

3



Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

Бюро находок.

2



Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

Бабушкины запасы.

2



Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого).

Азбука для мальчиков.

Мечта поэта.

2



3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

В гостях у сказки.

Танцы с папуасами.

2



Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

Бабушкины запасы.

2



Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы.

Бюро находок.

Прогулки с привидениями.

2



Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам).

Птенцы в беде.

Попугай.

Аленький цветочек.

Весёлые рыбаки!

2



Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

Срочная почта.

Фигурное катание.

В гостях у Джинна.

Богатый улов.

Все гости
к нам.

2



3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие.

Образовательные задачи и критерии
мониторинга детского развития

Старший
дошкольный возраст
(5–7 лет)

Мониторинг
детского развития

начало года

середина года

конец года

1-й этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Кто лишний?

4



Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

Дружные гусеницы.

Болотная свадьба.

Пират и клад.

3



Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Бобр добр.

Беличий переполох.

Весёлый курятник.

3



Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

На горном склоне.

Карибский круиз.

3



2-й этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Тряпки по порядку.

Бюро находок.

Прятки под шапкой.

Сейф с секретом.

3



Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

Звонок другу.

Магазин игрушек.

Как считают индейцы.

Как вычитают индейцы.

Диета для Обжоры.

3



Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств.

Отпадный пряник.

Фокус-покус.

2



3-й этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

День Барона.

Поезд-неделька.

12 месяцев.

3



Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Что сначала?

Беличий переполох.

3



Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

12 месяцев.

Чудеса на полянке.

Пират и клад.

3



Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Рюкзак туриста.

Фея.

Королевский указ.

2



3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи и критерии
мониторинга детского развития

Старший
дошкольный
возраст
(5–7 лет)

Мониторинг
детского развития

начало года

середина года

конец года

1-й этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Ворона и лисица.

3



Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Таинственная картина.

2



Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

Незаконченная картина.

3



Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

Любовь-морковь.

Мечта поэта.

4



2-й этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов.

Не будить до весны.

Привет планетам.

4



Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Азбука для мальчиков.

Ленивый богатырь.

3



Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности.

Невнимательный художник.

Лабиринты Али-Бабы.

3



3-й этап организации образовательной деятельности

Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

Вокруг мира на плоту.

Сладкий дом.

4



С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Ручные привидения.

Музыкальная школа.

Слогодэнс.

3



Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д.

Незаконченная картина.

2



3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие.

Образовательные задачи и критерии
мониторинга детского развития

Старший
дошкольный возраст
(5–7 лет)

Мониторинг
детского развития

начало года

середина года

конец года

1-й этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Дорожные работы.

3



Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

Новосёл.

3



2-й этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Фея.

3



Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта.

Древний спорт.

3



Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения.

Ручные привидения.

Бежит – лежит.

3



3-й этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

Болтушки-хохотушки.

Ловкая Л.

3



Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Тряпки по порядку.

Рюкзак туриста.

3



3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП.

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.

Особые
образовательные
потребности ребенка по отношению
к группе, в которой он находится

Коррекционные
разделы АОП,
трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические
приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики.

ОО «Физическое развитие».

ОО «Речевое развитие».

Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.

Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Быстрая истощаемость.

Все образовательные области.

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.

Частая смена видов деятельности.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие».

ОО «Физическое развитие».

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.

Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.

Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.

Нарушения памяти.

ОО «Речевое развитие».

ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.

Расширение объема зрительной памяти.


Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления.

ОО «Познавательное развитие».

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие элементов словесно-логического мышления.

Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования.

ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.

Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.

Совместная аппликация в паре
со взрослым, родителями.

Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка).

Направление
работы

Количество занятий
в неделю

Количество
занятий (часов)
в год

Форма проведения

Ф.И.О.
специалиста

Педагогическая помощь.

3 занятия
в неделю.

108 занятий (учебных часов) в год.

Подгрупповые занятия.

Индивидуальные занятия.

Воспитатели

Психологическая помощь.

1 занятие
в неделю.

36 занятий (учебных часов) в год.

Подгрупповые занятия.

Индивидуальные занятия.

Психолог

Логопедическая помощь.

5 занятий
в неделю.

умножить количество занятий в неделю на 36

Подгрупповые занятия.

Индивидуальные занятия.

Логопед

Музыкальные занятия.

2 занятия
в неделю

72 занятия (учебных часов) в год.

Групповые занятия.

Музыкальные досуги.


Физкультурные занятия.

2 занятия
в неделю

72 занятия (учебных часов) в год.

Групповые занятия.

Физкультурные досуги.


Содержание коррекционно-развивающей работы, в соответствии с адаптированным образовательным планом.

Направления и содержание коррекционно-развивающей работы формулируются с учетом ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ.

Направления работы специалиста

Федеральный компонент программы, 60%: указание на страницу
ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (40%)

ОО «Речевое развитие»

Представлено в комплексных и парциальных программах, программах психолого- педагогического сопровождения

Системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР).

С. 555, С. 562–566

Формирование психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом

С. 252, С. 556

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие, коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР

С. 240–244, С. 248–249, С. 555

Интеграция ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Развитие и коррекция сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР

С. 555

Познавательное развитие, развитие высших психических функций

С. 245–248, С. 555

IV. Программа сотрудничества с семьей.

Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

  • выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;

  • вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

  • внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни ДОО;

  • создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:

  • аналитическое (диагностическое направление, консультативно-диагностическое) – изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

  • коммуникативно-деятельностное (социально-педагогическое, психологическое, организационно-педагогическое сопровождение семьи, интерактивное дидактико-ориентированное направление и др.) – направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

  • информационное (информационно-просветительское, практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу)) – пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.).

Содержание направлений работы с семьей может фиксироваться в АООП как в каждой из пяти образовательным областям, так и отдельным разделом, в котором раскрываются направления работы дошкольной образовательной организации с родителями.

Планирование работы с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Индивидуальные беседы.

Сентябрь, февраль, май.

Воспитатели, специалисты.

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

Открытые занятия.

Родительские собрания.

Индивидуальные консультации.

В течение года.

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист.

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

Организация совместных праздников и досугов


Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

Открытые занятия.

Родительские собрания.

Индивидуальные консультации.

В течение года.

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля.

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

Индивидуальные занятия со специалистами.

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе.

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля.

V. Мониторинг индивидуального развития.

Мониторинг включает промежуточный и итоговый мониторинг, связанный с освоением ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. В процессе мониторинга педагоги используют следующие критерии анализа наблюдаемых явлений в разных образовательных областях и соответствующих видах детской деятельности: частоту проявления каждого показателя (обычно, изредка, никогда); самостоятельность его выполнения; инициативность ребенка в деятельности.

5.1. Результаты промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП воспитателями и специалистами.

Освоение образовательных областей

Оценка
воспитателями

Оценка
специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

3


ОО «Познавательное развитие»


2.9

ОО «Речевое развитие»


2.4

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

3.1


ОО «Художественно-эстетическое развитие»

3.1


Динамика (показатели) деятельности за период нахождения в образовательной организации:

Предметная деятельность:
  • крайне незначительная;

Коммуникативная деятельность:
  • незначительная;

Игровая деятельность:
  • достаточная;

Продуктивная деятельность:
  • незначительная;

Учение:
  • неравномерная; элементы трудовой деятельности:

  • достаточная;

Динамика освоения программного материала: соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы:

  • не соответствует;

Особенности, влияющие на результативность обучения:

Мотивация к обучению:
  • недостаточная;

Сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности:
  • на критику обижается;

Качество деятельности при этом:
  • остается без изменений;

Эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.:
  • нестабильная;

Истощаемость:
  • с очевидным снижением качества деятельности.

3

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров