Информационные технологии
«Информационные технологии»
Выполнила:
Веденеева Анна Владимировна
Пояснительная записка
В своей работе хочу описать тему и дать некоторые рекомендации для начинающего педагога класса скрипки, который только пришел работать учебное заведение. Эта тема, мне очень понятна и близка, т.к. любой думающий, и желающий работать результативно педагог, задается вопросом: «как суметь наиболее ярко раскрыть способности ученика, в художественном и техническом плане?».
Цель представленной мной методики образовательной среды состоит в том, что создание коллективов - это способ развития творческого потенциала учащихся инструментального отделения.
Совмещая работу в Филармонии, в должности артиста оркестра в симфоническом оркестре (группа I скрипок) и в Колледже, где являюсь заведующей ПЦК «Оркестровые струнные инструменты», преподавателем скрипки (класс по специальности и ансамбля), я поняла что существует проблема снижения интереса к занятиям в инструментальных классах на определенном этапе развития учеников. Способ решения этой проблемы, состоит в создании ансамблей, оркестров, ведь именно коллективное музицирование помогает учащимся стать более музыкальными, раскрепощенными, малыши подтягиваются на уровень более старших ребят, и общее звучание ансамбля (главной партии, подголосков) дает им слуховое ощущение, что они играют интересную, красивую и сложную музыку. Обычно, дети с удовольствием посещают класс ансамбля. Здесь они учатся самому главному в нашем деле – это умение слушать и слышать, что играешь сам, и что происходит вокруг тебя.
Создание ансамблей и оркестров в каждой школе должно быть первоочередной задачей учебного заведения. Создание ансамбля, оркестра, позволяет осуществлять взаимодействие с коллегами как внутри учебного заведения, так и за ее пределами. Ведь создание большого коллектива (например, того как оркестр) предполагает, что могут быть задействованы музыканты из других культурных учреждений, например из филармонии, что тоже благоприятно влияет на творческое развитие маленьких музыкантов. И, конечно, происходит взаимодействие среди обучающимися и преподавателями внутри учебного заведения, что тоже не мало важно, ведь в оркестре, ансамбле играют дети и с других ПЦК. Ансамбли, оркестры могут быть использованы и как аккомпанемент хору, солистам-инструменталистам и певцам. Важно, чтобы за годы участия в ансамбле и оркестре каждый учащийся мог как можно глубже ознакомится с различными функциями коллективов.
При создании коллектива, руководителю, должны необходимо осуществлять поиск партнеров для расширения открытости образовательной среды и устанавливать с ними взаимодействия. Важно взаимодействие 3-х субъектов – государство, бизнес, общество. Привлечение социальных партнеров, это может быть взаимодействие с детскими садами, школами, другими организациями (концерт, знакомство с инструментами, проведение мероприятий). Привлечение родителей, как инициаторов поездки на конкурс, родительские собрания, адаптация детей в учебном заведении. Бизнес, коммерческий сектор, могут осуществлять спонсорскую деятельность для поездок на фестивали, конкурсы, экскурсии.
Исходя из выше сказанного, руководитель совместно со специалистами определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы ансамблевого и оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам, так и на сводные занятия.
Содержание
От руководителя ансамбля и оркестра требуется постоянная творческая инициатива, умение найти методы обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей ученика.
Руководитель коллектива должен хорошо понимать психологию каждого оркестранта и участника ансамбля, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним контакт. Важнейшей задачей руководителя является воспитание у учащихся трудовой дисциплины и сознательности, без которых невозможно добиться каких-либо успехов в работе.
На занятиях в классе ансамбля и оркестровом классе учащиеся должны научиться:
- применять в ансамблевой и оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретённые в классе специальности;
- слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем коллективом, так и отдельными группами;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя;
- понимать (жесты концертмейстера), дирижерские жесты;
- уметь читать с листа партию и ориентироваться в ней.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен, прежде всего, дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее с помощью технических средств обучения (в записи). Затем следует рассказать о значении и функции каждой из партий в общей партитуре, причем исполнение каждого из голосов должно определяться трактовкой произведения в целом.
На занятиях в классе ансамбля и оркестра основное внимание педагог обязан уделять работе над чистой интонацией (мелодической и гармонической), ровностью и характером звучания, динамическим соотношением голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения.
Помимо этого педагогу следует знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
На всём протяжении занятий в классах ансамблей и оркестра педагог должен фиксировать внимание ученика на необходимость правильного исходного положения рук и всего корпуса в ансамбле скрипачей и правильной, свободной посадки за инструментом при игре в оркестре.
Во время занятий нужно подробно знакомить учащихся с музыкальной терминологией, объяснять значение терминов и требовать строгого их соблюдения.
Целесообразна работа руководителя с отдельными участниками ансамбля и отдельными группами, что позволяет более тщательно заняться интонацией, штрихами, ритмом и т.п.
В активизации музыкального воспитания решающая роль принадлежит развитию внутреннего слуха учащихся (предслышания). Без формирования данного навыка невозможно обучение чтению нот с листа, которое так важно для занятий в классе ансамбля и оркестра. Педагог, фиксируя внимание ученика на важнейших сторонах нотного текста (лад, тональность, размер, ритм, ключевые и встречные знаки, исполнительские ремарки, динамика) должен учить осмысленно прочитывать нотную запись. Чтение нот с листа расширяет аппликатурные навыки, развивает находчивость. Произведения для чтения с листа, должны быть или популярны («на слуху»), или с запоминающейся мелодией, с небольшим количеством знаков альтерации, несложным ритмом. Постепенно надо прививать навык разбирать текст в тональностях с большим количеством знаков альтерации. Легче осуществляется разбор произведения, в котором есть повторность, удобна фактура, естественны аппликатура и штрихи.
Синхронность коллективного звучания предполагает максимальную метроритмическую согласованность партий. В идеальном ансамбле звуки, паузы должны быть настолько точно скоординированы во времени, чтобы создать впечатление игры одного исполнителя. Для достижения синхронности каждый из участников коллектива должен свободно владеть своей партией и вместе с тем точно знать партии своих коллег. Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнёрами темпа, ритма и метра. В процессе работы над произведением музыканты должны найти тот темп, который наиболее точно выявляет характер художественного образа и в то же время способствует выявлению индивидуальных черт, свойственных именно данному творческому содружеству.
Создание благоприятного морального и творческого климата в коллективе – это задача, которая стоит перед руководителем коллектива. Нужно хорошо понимать, что только благоприятная атмосфера способствует профессиональному росту ансамбля, оркестра, определяет его жизнеспособность. Проблема психологической совместимости существовала всегда, в любой коллективной деятельности людей. Ансамблевое музицирование включает два принципиально разных, но взаимосвязанных аспекта: отношение к музыке и отношение друг к другу. Нежелание музыканта понять творческую позицию партнёра, пойти на компромисс ради воплощения единого исполнительского замысла порождает взаимную неудовлетворённость, разобщённость во взглядах и действиях, и противоречит идее ансамбля, оркестра.
В приобретении исполнительских ансамблевых навыков значительное место должен занимать учебно-тренировочный материал. Он не только способствует развитию техники, приобретению двигательных навыков, но также необходим для выработки навыков ансамблевой игры: единство динамических оттенков, штрихов. Проигрывание его перед началом репетиции необходимо, прежде всего, для того, чтобы учащиеся могли «разыграться» («разогреть руки»), в течение 10 минут. Для этого лучше использовать упражнения и гаммы. При проигрывания ансамблем, оркестром гамм следует учитывать имеющиеся на данном этапе недостатки коллектива (например: отсутствие хорошего легато, ансамблевой слаженности, интонационной точности и т.п.). При этом важно ставить перед коллективом точную задачу: добиться единого штриха, ровного звучания, динамических оттенков, единства звучания ритмических рисунков. Так же для «разыгрывания» можно использовать чтение с листа несложных пьес. Литература для чтения нот с листа и другой учебный материал подбирается так же, как и художественный, с учётом технической подготовленности участников ансамбля, оркестра.
Поскольку состав коллектива ежегодно изменяется, следует в начале года выбирать для разучивания произведения более лёгкие и доступные, что поможет новичкам влиться в коллектив.
Одним из важнейших условий успешной работы на репетиции является хороший строй коллектива. Поэтому качеству строя должно постоянно уделяться самое серьёзное внимание.
Необходимость во время репетиции решать многие задачи требует от руководителя максимум сосредоточенности, организованности, умение рационально использовать ограниченное репетиционное время. Поэтому к репетиции нужно тщательно готовиться. Помимо календарного планирования, очень полезно поурочное планирование. В последних подробно, но кратко описывается цель занятия, содержание (которое определяется материалом, над которым нужно работать) и схема построения его, методы работы над учебно-тренировочным и художественным репертуаром, указывается время и последовательность этапов репетиции. Объём работы, темп и режим репетиции зависят от возраста учащихся, их подготовки, подвинутости коллектива, степени трудности материала. Репетиционная работа должна чередоваться с отдыхом.
В условиях музыкальной школы репетиция является основой учебно-воспитательной работой. Репетиция в школьном коллективе требует умелого сочетания процесса репетирования музыкальных произведений с процессом обучения и воспитания учащихся. В процессе репетиции руководитель прибегает к беседе, которая в значительной степени активизирует восприятие учащихся, помогает им глубже проникнуть в содержание исполняемого произведения. В зависимости от конкретных условий беседа может проводиться как перед исполнением музыкального произведения, так и после. В беседе с детьми следует привести некоторые биографические сведения о композиторе, эпохе. Важно обратить внимание на особенности музыкального языка: характер музыкальных образов, выразительность мелодии, гармонических оборотов и т.д.
В процессе занятий в классе ансамбля, оркестра у учащихся нужно развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным. Понимание музыкальных взаимосвязей невозможно без развитого мышления, без формирования устойчивых музыкальных представлений.
Конечная цель репетиции – добиться глубокого содержательного и выразительного исполнения разучиваемых произведений.
Ансамбль скрипачей
Более подробно хотелось рассказать о задачах, которые стоят перед педагогом и учащимися в классе ансамбля скрипачей.
Основной задачей класса ансамбля в музыкальных школах является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в инструментальных классах по специальности, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Класс ансамбля - неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных - важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальные училища. В отличие от оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамблях каждый голос – солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развить инициативу и музыкальную самостоятельность исполнителей.
В классе ансамбля музыкальных школ учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения, необходимые им впоследствии для участия в любых музыкальных коллективах.
Работая над ансамблевым произведением, педагог должен добиваться синхронности при взятии звука, равновесия звучания, вырабатывать умение передать мелодическую линию от партии к партии, воспитывать ощущение общего ритмического пульса. Совместная работа в ансамбле способствует формированию у учащихся необходимого для их будущей деятельности чувства коллективизма
В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны:
- научиться слушать и слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом, и отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.;
- исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;
-творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальных классах;
- получать навыки чтения с листа;
- быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя форму публичных выступлений.
Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся.
Большое учебно-воспитательное значение имеют публичные выступления учащихся класса ансамбля, одновременно являющиеся отчетом и проверкой учебной работы.
Ансамбль является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. Достижение ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Ансамбль – единый организм, партнёры которого связаны между собой незримыми нитями. Малейшая неуверенность, неточность в игре того или иного музыканта мгновенно передаётся другим исполнителям и снижает художественное впечатление. Поэтому в любом ансамбле должен быть музыкант, дающий волевой импульс в любой ситуации – концертмейстер. При необходимости вместе начать произведение концертмейстер должен дать ауфтакт, т.е. чётко, но едва заметно приподнять и опустить головку скрипки. При этом темп, в котором даётся ауфтакт, должен соответствовать темпу звучания произведения. Аналогичный приём должен быть и в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего аккорда. Концертмейстерами следует назначать более способных и продвинутых учащихся, имеющих навыки игры в ансамбле. Необходимость визуальных контактов при игре в ансамблях обусловлена самой музыкой, в которой так много диалогов, «разговоров» и «общения голосов».
Репертуар
Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанрам, стилю, эпохам. Педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Учитывая наличие в ансамбле учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника коллектива.
Главным требованием, предъявляемым к репертуару ансамбля, оркестра, является его художественность. Содержание музыкального произведения, воплощённое в высокохудожественных образах, вызывает у учащихся интерес к музыке, обостряет их восприятие, пробуждает в них творческие способности. Именно художественные произведения с ярко выраженной мелодией и метроритмической основой дают возможность успешно развивать музыкальные способности учащихся.
Целесообразно составленный план работы класса ансамбля – это, прежде всего, продуманный подбор музыкальных произведений, различных по характеру и стилю, технической направленности и форме. Репертуар должен включать в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских и зарубежных композиторов, наилучшие образцы классического музыкального наследия и наиболее известные сочинения современных композиторов.
Контроль и учёт успеваемости
Большое значение имеет контроль за работой в классе ансамбля со стороны педагогов инструментальных классов (проверка партий, работа над отдельными элементами техники и т.п.), здесь должна проявлять себя командная работа педагогов.
В начале каждого полугодия педагог составляет план работы класса ансамбля с тщательным учетом конкретных условий (контингента учащихся, их подвинутости и т.п.).
В конце каждого учебного полугодия проводятся контрольные уроки и учащимся выставляются оценки. Основным критерием оценки является степень приобретения необходимых навыков оркестровой и ансамблевой игры на данном этапе, а также старательность учащегося. Так же проводятся концерты отдела с обязательным выступлением коллективов отдела. Каждое выступление коллектива (отчётный концерт школы, отдела, конкурс, фестиваль) является одновременно зачётным как для всего коллектива, так и для каждого участника.
Программы отчётных концертов составляются руководителем оркестрового и ансамблевого классов в зависимости от возможностей и подвинутости коллектива и утверждаются на совещании отдела.
Примерный репертуарный список для ансамбля скрипачей
Список изданий
-
Педагогический репертуар ДМШ. Раков. Пьесы для ансамбля скрипачей. М. 1980
-
Пьесы советских композиторов. М. 1980
-
Власов.15 легких дуэтов. М. 1981
-
Скрипичные ансамбли. Выпуск III. К 1983
-
Педагогический репертуар ДМШ. Ансамбли юных скрипачей. Выпуск VI. М. 1985
-
Педагогический репертуар ДМШ. Ансамбли юных скрипачей. Выпуск VII. М. 1986
-
Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля скрипачей. Л. 1988
-
Пьесы из репертуара ансамбля скрипачей Большого театра. М. 1988
-
Играем вместе. Составители: В. Кальщикова, И. Перунова, И. Толбухина. Л. 1989
-
Легкие скрипичные дуэты. М. 1990
-
С. Прокофьев. Ансамбли юных скрипачей. М. 1990
-
Э. Пудовочкин. Ансамблевое воспитание скрипача. О. 1991
-
Ж. Металлиди. Романтический вальс. С.-П. 1992
-
И. Брасм Венгерские танцы. М. 1994
-
Концертный репертуар. Ансамбли. Выпуск I. С.-П. 1997
-
Ж. Металлиди. Колыбельная Оле-Лукойе. Стоикий оловянный солдатик. С.-П. 1997
-
Юный скрипач. Выпуск I. Раздел – ансамбли. Р.-на-Д. 1997
-
Юный скрипач. Выпуск II. Раздел – ансамбли. Р.-на-Д. 1997
-
Юный скрипач. Выпуск III. Раздел – ансамбли. Р.-на-Д. 1997
-
Дворжак. Славянские танцы. М. 1998
-
Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. С.-П. 1998
-
Ш. Данкля. Этюды для скрипки с сопровождением второй скрипки. Op.68. М. 1999
-
Ж. Металлиди. Посвящение. Две части из симфонии. С.-П. 2000
-
Н. Соколова. Методическое пособие для учащихся п/г и младших классов ДМШ. М. 2000
-
М. Кажлаев. Концертные пьесы для ансамбля скрипачей и ф-но. М. 2001
-
Популярная музыка. I-II классы ДМШ. Переложение В. Дуловой. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пудовочкин. I ступень. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пудовочкин. II ступень. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пудовочкин. III ступень. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пудовочкин. IV ступень. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пуловочкин. V ступень. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пудовочкин. VI ступень. С.-П. 2001
-
Светлячок. Составитель Э. Пудовочкин. VII ступень. С.-П. 2001
-
Желтая субмарина. М.2001
-
Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработка Д. Хватова. М. 2002
-
С. Хромушин. Джазовые композиции для камерных ансамблей. С.-П. 2002
-
А. Долженко. Детский альбом пьес и ансамблей. М. 2003
-
И. Шуман. Альбом для юношества. М. 2003
Список использованной литературы
-
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М. 1956
-
Вопросы квартетного исполнительства. М. 1960
-
Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. М. 1971
-
Мострас К. Интонация. В сб.: Очерки по методике обучения игры на скрипке. М. 1960
-
Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. М. 1960
-
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л. 1970
-
Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. К. 1985
-
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М. 1983
-
Ямпольский А. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипача. В сб.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М. 1982
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»