В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Общее родительское собрание в форме творческой лаборатории «Моральные отношения в семье»

Общее родительское собрание в форме творческой лаборатории «Моральные отношения в семье»

Светлана Коссе
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 23
Краткое описание
В методической разработке представлена работа с семьёй по вопросам нравственного воспитания, методы и приёмы позволяющие понять, как эффективно взаимодействовать с детьми.
Цель: создание положительного микроклимата в семьях, ознакомление с принципами гуманистического воспитания, овладение навыками толерантного общения с детьми. Оказать помощь родителям в виде практических рекомендаций разработанных упражнений, проблемных ситуаций по теме «Нравственные отношения в семье»

Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Общее родительское собрание Моральные отношения в семье.docx Скачать

Фамилия, имя, отчество автора: Коссе Светлана Федоровна

Квалификационная категория: высшая

Место проживания: г. Екатеринбург

Название учебного заведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 76

Должность: педагог-психолог

Тема материала: Общее родительское собрание в форме творческой лаборатории «Моральные отношения в семье»















































п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

2

2.

План проведения мероприятия

3

3.

Подробный сценарий мероприятия

3

4.

Список используемой литературы

8

5.

Приложение Анкета по теме «Моральные ценности»

9



Пояснительная записка

Проблема морального воспитания в семье остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Актуальность темы «Моральные отношения в семье» обусловлена рядом факторов:

Во-первых, это важность семьи как социального института. Семья всегда выступала основной ячейкой социума, заменить которую не может ни один социальный институт. Семья является не только самым первым и главным институтом воспитания, но и могучим воспитательным средством. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний духовный мир и индивидуальные качества личности.

Во-вторых, хочется обратить внимание на немаловажный фактор - влияние моральных отношений на здоровье всех членов семьи. Семейные отношения, психологический микроклимат внутри семьи и семейные традиции влияют на общее психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье всех членов семьи.

Влияние семьи на эмоциональную жизнь ребёнка является следующим неоспоримым фактором формирования его духовно-нравственных ценностей.

Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии моральных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Аномальные отношений в семье способствуют тому, что ребёнок становится более восприимчивым к отрицательным воздействиям со стороны социального окружения.

Таким образом, изучение моральных отношений в семье важно для понимания и улучшения качества жизни как отдельных членов семьи, так и общества в целом.


Цель: создание положительного микроклимата в семьях, ознакомление с принципами гуманистического воспитания, овладение навыками толерантного общения с детьми. Оказать помощь родителям в виде практических рекомендаций разработанных упражнений, проблемных ситуаций по теме «Нравственные отношения в семье»

Подготовка:

1. Заранее проводится анкетирование детей и родителей по теме «Нравственные ценности». Ответы следует проанализировать и оформить в виде диаграмм.

2. Организовать выставку пособий и методической литературы для родителей по нравственно-нравственному воспитанию.

3. Подготовить памятки:

- «основы нравственных отношений в семье»

- «Памятка с вариантами выражений, которые целесообразно используются во время общения»

«10 правил, как научить ребенка слушаться»

4. Плакат «Ожидание»

5. Цветки белого и голубого цвета для упражнения.

6. Подготовить письма-приглашения для родителей.


Целевая аудитория: представители родительских комитетов дошкольных групп (5-8 семей)

План проведения мероприятия

  1. Вступление

  2. Упражнение на знакомство

  3. Презентация. Вхождение в тему

  4. Информационное сообщение «Общение в семье»

  5. Упражнение «Изменение выражения»

  6. Выступление психолога «Всё начинается с семьи»

  7. Упражнение «Эмоции и ситуации»

  8. Упражнение «Цветок детства»

  9. Упражнение «Угадай мелодию»

  10. Упражнение «Острова»

  11. Подведение итогов. Упражнение «Свеча по кругу»


Ход проведения мероприятия


ВСТУПЛЕНИЕ

Когда в семье рождается ребенок, это большое счастье, в то же время большое испытание для супругов-испытания любви, взаимного уважения, заботы и помощи. И поэтому, цель нашей сегодняшней встречи – помочь вам, уважаемые родители, создать благоприятный семейный микроклимат, в основе которого наиболее лежит ваш личный пример поведения, культура ваших взаимоотношений в отношении к другим. Очень важно с малых лет учить ребенка различать собственные желания и интересы других. Тот, кто ради своих желаний отвергает законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский. Нравственные чувства (доброта, справедливость, гуманность, способность противостоять лжи и жестокости) развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет семья.

  1. ЗНАКОМСТВО

А теперь познакомимся - проведем упражнение «Знакомство»: каждый участник поочередно назовет свое имя, фамилию, состав семьи, свое хобби.


2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Притча о Рае и Аде

Однажды иудейский мудрец попросил Господа показать ему Рай и Ад. Господь отвел мудреца в помещение, где сражались, плакали и страдали голодные люди. Посреди комнаты стоял большой котел с вкусной едой, у людей были ложки, но они были длиннее руки, поэтому люди не могли попасть рукой в ​​рот. «Да, это настоящий ад!» -сказал мудрец. Дальше они зашли в следующее помещение. Все люди там были сыты и веселы. Но когда мудрец присмотрелся, он увидел такой же котел и такие ложки! Что же сделало их жизнь райской?.. Они умели кормить друг друга! То есть, они умели взаимодействовать между собой.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи – общение, умение взаимодействовать между взрослыми и детьми. Итак, создадим правила или устав нашего вечера:

- говорить улыбаясь;

- говорить искренне;

- быть активным;

- уважать мнение другого;

говорить по очереди.


3. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ»

Слово не воробей, вылетит-не поймаешь. Эта народная мудрость особенно актуальна для родителей. Проанализируем, что же скрывается за часто необдуманными, сказанными сгоряча словами и упреками.

«Я ухожу, оставайся один!»- звучит как приговор, лишающий поддержки. Малыш понимает это как «Справляйся сам, мне безразлично, что будет с тобой!»

«Я тебя не люблю!»- ребенок воспринимает как то, что он плохой и вам не нужен.

Фразы типа «Не будешь есть – Баба Яга заберет», или «будешь плохо себя вести – в полицию отдам» формируют у малыша устойчивый страх, а дети с более или менее крепкими нервами перестают на это реагировать.

"Ты плохой!" - ведет к снижению самооценки, неуверенности, постоянному нагнетанию себя как «я плохой», «я – грязнуля» и т.д.

«Не трогай, разобьешь!», «Упадешь!» – снова программирование на неудачу.

Любите своего малыша, верьте в него. Не делайте торопливых выводов из случайных ситуаций. Помните - не ребенок плохой, а его поступок, не он не чистоплотный, а на столе беспорядок, а игрушки надо убрать. Хвалить-исполнителя, критиковать исполнение. Откажитесь от сравнения малыша с его братьями, сестрами и знакомыми. Не пытайтесь критиковать ребенка в присутствии друзей. Оценивать детский труд нужно достаточно индивидуально, тактично. Поучение как антибиотик сначала действует, потом к нему привыкают, а впоследствии только вредит. Общаясь со своими детьми, родители должны прежде всего заботиться об обогащении их разнообразной информацией об окружающем мире, навыками этики и культуры общения с другими людьми, ровесниками и взрослыми.


4. УПРАЖНЕНИЕ: «ИЗМЕНЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Тенденция современного подхода к общению с ребенком – это налаживание отношений на основные позитивной педагогики, создание контактов без адреналинового фона, злобы, агрессии, грубых слов, негативных эмоций. Родителям нужно заботиться о психоэмоциональной гигиене нервной системы ребенка.

Родителям предлагается высказывания в авторитарном стиле перестроить на высказывания в толерантном стиле (высказывания записаны на отдельных листах для каждого участника).

Вывод: Наряду со словесной коммуникацией существует несловесное общение-жесты, мимика лица, телодвижения, контакт глаз.

Помните: Чтобы ребенок вырос спокойным, ему необходимо не менее десяти прикосновений родителей, а чтобы вырос счастливым - не менее двадцати.


5. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

Психолог: Каждая семья стремится к гармонии в отношениях между всеми членами семьи, но, к сожалению, понимает, что достичь ее иногда бывает трудно.

С одной стороны дети радуют нас с другой причиняют боль, проявляя непослушание, заставляют беспокоиться, переживать.

Мы взрослые, должны помнить главное: дети делают выводы не только из того, что мы им говорим, но и того, что взрослые при этом делают, как обращаются с другими людьми. Собственный пример воспитывает лучше, чем какие-либо наставления.

Можно много учить, красиво говорить о том, как нужно правильно себя вести в тех или иных ситуациях, но, если наши слова будут разбегаться с нашими поступками, такое воспитательное влияние не будет иметь никаких результатов.

По этому поводу посмотрите пожалуйста видео – сюжет

Вывод о пересмотренном сюжете: В некоторых случаях бывает сложно собою овладеть. Но мы должны помнить, что на нас смотрят наши дети. А дети лучше воспринимают то, что видят, то есть наши поступки, чем наши слова.

Разные ситуации могут вызвать у нас разные чувства и эмоции. Сейчас я предлагаю вам высказать свои мысли по поводу некоторых ситуаций, которые случаются с нами в повседневной жизни. И поможет нам в этом следующее упражнение.

Упражнение «Эмоции и ситуации»

Цель: Активизировать участников для работы в группе, тренировать навыки контроля эмоциональных состояний.

Психолог: Сейчас я буду называть вам ситуацию, связанную с конкретными действиями, например вашего ребенка, или вас самих, а вы пожалуйста закончите эту ситуацию словами, которые будут обозначать ваши эмоции. Это известный метод незаконченных предложений.

Предлагаемые ситуации для каждой семьи (по две ситуации на каждую семью)

  • Когда мой малыш прижимается ко мне, я чувствую…

  • Когда мой малыш замахивается на меня рукой и говорит: «Ты плохая» я чувствую…

  • Когда мой малыш улыбается я чувствую…

  • Когда я вижу, что мой малыш оскорбляет детей, я чувствую…

  • Когда мой малыш стремится помочь мне выполнить какую-то работу, я чувствую…

  • Когда я спешу на работу, а мой сын (дочь) долго копошится я чувствую…

  • Когда я устала и хочу отдыхать, а мой сын (дочь) просят почитать сказку я чувствую…

  • Когда мой сын (дочь) не реагирует на мои просьбы я чувствую…

  • Когда я вижу как мой сын (дочь) находит верное решение в сложной для него (ней) ситуации я чувствую…

  • Когда мой малыш просит меня прилечь с ним в постель, потому что ему страшно я чувствую…

  • Когда мой ребенок приветливо здоровается со взрослыми и детьми я чувствую…

  • Когда мой ребенок капризничает я чувствую…

  • Когда мой ребенок проявляет самостоятельность в любой ситуации, я чувствую…

  • Когда я приглашаю своего сына (дочь) на обед, а он (она) продолжают играть в свои игры я чувствую…

  • Когда мой сын (дочь) дарят мне подарок, изготовленный своими руками, я чувствую…

  • Когда мой ребенок просит меня поиграть вместе, а я в это время готовлю есть на кухне я чувствую…


Психолог: Спасибо, все были очень откровенны.


6. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО

Упражнение «Цветок детства» (15 минут)

Каждый участник получает белый бумажный цветок. Ведущий предлагает написать на середине цветка слово «ребенок», а на лепестках- написать вещи, которыми каждый родитель хочет окружить своего ребенка (3 минуты). Затем участники обсуждают содержание написанного, определяют общее и отличное. Одновременно ведущий записывает на плакате с заголовком «Чем родители хотят окружить своего ребенка?»

Затем раздает участникам голубые бумажные цветы и просит их представить себя детьми. В середине снова пишется слово «я-ребенок», а на голубых лепестках те вещи, которые родители хотели бы иметь в своем детстве (5 минут). После выполнения задания происходит обсуждение содержания написанного на лепестках голубых цветков. Одновременно высказывания записываются на плакате с заголовком «Чем дети стремятся окружить себя?».

После этого ведущий обращает внимание участников на оба цветка в руках каждого и оба плаката и предлагает ответить на следующие вопросы: Чем отличается содержание белых цветков от содержания голубых? Почему возникли отличия? Могут ли существовать «детские цветы» без родительской заботы?

Материал: 8 комплектов раздаточного материала: 1) бумажный цветок-желтая серединка и 5 белых лепестков; 2) бумажный цветок-желтая серединка и 5 голубых лепестков; ручки, маркеры, плакаты с надписями (см. выше)


7. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Упражнение «Угадай мелодию» (музыкальная игра)

По 5 нотам родителям предлагается отгадать мелодию из знакомого (с детства) мультфильма или кинофильма и спеть ее.

Какие нравственные качества человека раскрывает это музыкальное произведение?

Выбери островов

Упражнение «Острова» (13 минут)

Ведущий просит участников встать в центре комнаты. На двух стульях, стоящих в противоположных углах, прикрепляет таблички «Остров Согласие» и «Остров Несогласие». Дает установку: «Сейчас будут зачитаны утверждения, по которым вы должны определиться. Если вы соглашаетесь с услышанным, займите место на «Острове Согласие», если нет на «острове Несогласие». Между этими островами лежит «океан», на нем сейчас сильный шторм, поэтому оставаться там небезопасно. Будьте готовы обосновать свой выбор.

Материал: 2 стулья, 2 таблички с надписями.

Утверждение

1. Дети принадлежат родителям.

2. Детей нужно видеть, а не слышать.

3. Женщины лучше выполняют родительские функции, чем мужчины.

4. Применение физического наказания формирует характер ребенка.

5. Родители, которые любят своих детей, не могут причинять им боли.

6. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, встречаются с трудностями в дальнейшей жизни.

По окончании упражнения происходит обсуждение. Ведущий подводит участников к выводу, что нельзя однозначно трактовать ни одно из приведенных утверждений.


Подведение итогов.

Главное в семье – это:

- любовь и взаимоуважение;

- взаимопонимание и взаимопомощь;

- ценность и личная значимость каждого члена семьи;

- участие каждого члена семьи в ее жизни-труд, отдых, обучение;

- справедливое распределение материальных и нравственных благ между взрослыми и детьми.


В дошкольном учебном заведении уделяется большое внимание нравственному воспитанию, детям прививаются любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателю.

Родителям предлагается высказать свои мысли относительно проведения собрания, ожиданий и результатов. В подарок каждая семья получает памятку. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, воспитатель подчеркивает, что в каждой семье существуют определенные проблемы, и это неизбежно, но важно не обходить их вниманием, а решить их. Увидеть проблему – значит сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение проблем, Вы просто усугубляете ситуацию.

Психолог: Вот и подошла к концу наша встреча. Я считаю, что каждый понял, что Любовь является наилучшим средством воспитания. Мудрость родительской любви – залог нравственного воспитания в семье!


Упражнение «Свеча по кругу»

Психолог: Мы все разные и наши дети тоже разные, которые входят в состав разных возрастных групп, но все же мы одна большая, дружеская семья, потому что входим в состав одного большого детского коллектива. Я предлагаю вам всем объединиться и сделать дружбу. (все присутствующие становятся в круг).

Огонь, который дает свеча, является символом мира, благополучия и семейного счастья. Огонь отгоняет все злое и нехорошее. Я предлагаю, передавая свечу по кругу сказать пожелания всем собравшимся.




Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – СПб.: Питер, 2011 –

400 с.

2. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания - Издание 3-е, переработанное. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 192 с. - (Дошкольное образование).

3. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: «Просвещение», 1987. - 144

4. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2020. - 160 c.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от

19.12.2022).

6. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007.-339 с.




Приложение

АНКЕТА

по теме «Моральные ценности»


Вопросы к детям:

1. Каким ты хочешь быть человеком?

2. Кем ты хочешь быть?

3. Что нужно, чтобы дома все было хорошо?

4. Без чего нельзя прожить человеку?

5. Если бы ты нашел сокровище, то чтобы ты сделал?

6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?


Вопросы для взрослых

1.Какие качества необходимы Вашему ребенку как человеку?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Хочу , чтобы мой ребенок в будущем стал…?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. В хорошей семье всегда…-----------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Нельзя прожить без…--------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------

5. Если бы я нашел ( нашла) клад… --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Если бы я все мог ( могла), то--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


10


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров