Где зимуют птицы
Используемые технологии:
РКМЧП
ИКТ
Групповая технология
Игровая технология
Проектная технология
Где зимуют птицы?
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс:
2
Тема урока: Где
зимуют птицы?
Тип
урока: «Открытие»
новых знаний
Цель
урока:
познакомить
детей с зимующими и перелетными птицами;
условиями их проживания в зимний
период.
Оборудование: экран,
компьютер, презентация, ватман, маркер,
стикеры на каждого ученика, полоски
бумаги для игры «Кольцевание птиц»,
фотографии птиц, цифры 1, 2, 3, 4.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получать возможность выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: принятие и освоение социальной речи обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему: «Где зимуют птицы?»
Этап урока, цель этапа |
Ход урока |
ИКТ |
Образовательные технологии и методы обучения |
Формируемые УУД |
||||||
Организационный момент |
- Долгожданный дан звонок, Начинается урок. - Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке. |
Слайд 2. Слайд 3. |
Приём «Рифмованное начало урока» |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
||||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик тоже рады провести с нами этот урок. Муравей хочет вам, ребята, загадать загадку (читает учитель): Воробьи,
стрижи, пингвины, Дети: - … птицы. |
Игровая технология. ИКТ Приём «Театрализация». |
||||||||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
- Мудрая Черепаха решила узнать, что Муравей Вопросик знает о птицах, но он немного запутался. - Помогите ему: если Муравей Вопросик правильно утверждает, то хлопаем в ладоши, если нет, то качаем головой.
|
Слайд 4. |
РКМЧП Приём «Верные и неверные утверждения» |
|||||||
Этап выявления места и причины затруднения. Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Я заметила, что вы хлопали, и когда говорилось, что птицы улетают, и когда говорилось, что птицы зимуют с нами. Этим противоречием вы вместе с муравьём Вопросиком и открыли тему нашего урока: - Где зимуют птицы?
- Высказывайте все свои предположения, а я буду их записывать в кластер. Первоначальный вывод: - Получается, что птицы зимуют в разных местах. |
Слайд 5. |
РКМЧП Приём «Кластер». Приём «Мозговой штурм»:
|
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: |
||||||
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
- Давайте (решим проблему) выяснять, какие высказывания верны: одно, несколько или все. А может случиться так, что мы и дополним наш кластер. - Где найти нам ответы? (В учебнике) |
|
Приём «Разрешение парадоксов». |
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
||||||
Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его. |
Текст в учебнике читает учитель. Информация в учебнике сопровождается работой со слайдом. Учитель читает стихотворение. |
Слайд 6. |
Приём «Группировка» |
|||||||
Распределение картинок по группам. - Рассмотрите птиц на с. 16. - Перелётных птиц отмечаем красным цветом. - Зимующих птиц отмечаем синим цветом. |
Презентация выключается. |
Приём «Группировка» |
||||||||
- Проверьте свою работу сами на стр. 84-85. |
|
|||||||||
|
- Рассмотрите рисунок и фотографии на странице17. Вопросы по картинкам: - Как учёные узнали, где зимуют птицы? (Птицам надевали на лапку кольцо) - Почему многие птицы улетают в тёплые края? (Раньше думали из-за холода, но теперь точно известно, что птицам не хватает корма). |
|
||||||||
Перелётные птицы |
- Откройте с. 85. Мы сейчас будем работать с этим текстом. - Перед вами таблица:
- Ребята, вы должны, читая текст, делать на полях карандашом такие отметки, как в этой таблице.
Вопрос: - Как называется способ научного исследования, когда на лапки птицам надевают? (Кольцевание птиц)
- Сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Кольцевание птиц». Для этого давайте разделимся на три группы:
Дети играют (изготавливают кольцо из бумаги, подписывают, «улетают», фотографируются) |
- |
РКМЧП: Приём «Инсерт». Приём «Чтение с остановками». Игровая технология. |
|||||||
|
- Давайте прочитаем текст дальше и узнаем, где зимуют птицы. Вопросы: - Где зимуют ласточки? (В Африке, Индии, Малайзии). - Где зимуют журавли? (В Испании, в Индии, в Китае). |
|
|
|||||||
|
Вопрос: - Какой способ вам показался наиболее удобным для птиц? - Как вы думаете, какой способ удобен для орнитологов? |
Включить презентацию. Слайд 7. |
|
|||||||
Перелётные птицы |
Учитель читает задание. Дети соединяют стрелками картинку с названием птицы. - Закрасьте кружок перелётных птиц красным цветом, а зимующих синим. Проверьте самостоятельно по образцу на экране.
|
Слайд 8. |
Работа в группах по 4 человека. |
|||||||
Этап первичного закрепления. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Перелётные птицы |
Учитель читает задание. Дети, советуясь с соседом по парте, чертят стрелки. Проверка по слайду 8.
- Куда же летят птицы? Что такое тёплые края? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки, цапли в Испанию в Египет. Когда у нас зима, в теплых краях цветут цветы. Корма в таких жарких странах много. А самые длинные перелёты делают полярные крачки. Они летят через весь мир.
- Что поправим в кластере? - Что надо дописать? |
Слайд 9. Слайд 10. |
Работа в парах. РКМЧП |
Личностные:
Регулятивные: |
|||||
Зимующие пицы |
Муравей спрашивает: - А что же зимующие птицы? Где зимуют они? У нас на тёплых печках? Улетают на север? А где? Как птицам живётся зимой на Родине, где много снега и холодно? (Птицам в наших краях тяжело.) Где зимующим птицам полегче найти пропитание: в лесу или в городе? Почему? - Поэтому в начале зимы мы начали такой долгий проект «Помоги птицам зимой». |
|
|
|||||||
|
Выходят дети к доске.
1 ученик. Актуальность проекта.Птицы в природе имеют огромное значение. К сожалению, с лица земли полностью уже исчезло много видов птиц. Люди должны беречь птиц, охранять. 2 ученик. Проблема. Зимой птицам бывает очень трудно. Им не хватает корма. Очень важно подкармливать птиц зимой. Как же мы можем помочь птицам? 3 ученик. ГипотезаЕсли сделать кормушки, подкармливать птиц зимой, то мы поможем птицам пережить зимние холода. 4 ученик. Нашему классу кормушки помогли сделать родители. Кормушки получились очень симпатичные. 5 ученик. Маленькая кормушка удобна синичкам. Эти юркие птички корм достанут легко, не смотря на то, что она раскачивается. 6 ученик. Воробьям, снегирям трудно в ней добывать корм, поэтому им подойдёт белая кормушка с узкими лётками. 7 ученик. А вот третья – большая кормушка подойдёт всем птицам. 8 ученик. Существуют правила подкормки птиц. Птицы любят пшено, рис, овёс, семечки. 9 ученик. Синички любят несолёное сало. Снегири и свиристели – рябину. 10 ученик. Нельзя давать птицам солёные, сладкие или жареные продукты, чипсы, чёрный хлеб. 11 ученик. Мы стараемся регулярно чистить кормушки, приносим пернатым друзьям корм. 12 ученик. Мы подготовили выставку рисунков «птицы – наши друзья». 13 ученик. Все должны знать, что одна кормушка может спасти 50 синиц за зиму. А ведь каждая синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. 14
ученик. Покормите
птиц зимой. 15
ученик. Приучите
птиц в мороз |
Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. Слайд 17. Слайд 18. |
Проектная технология. |
|||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
Работа с тестами по предмету «Окружающий мир». Стр. 15-16. Учитель читает задание Дети отмечают правильный ответ самостоятельно. После выполнения всех (5) заданий, обучающиеся выполняют самопроверку по стр. 60. |
- |
|
Регулятивные:
Познавательные: |
||||||
Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: использование нового знания в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний |
- Собрались птицы около кормушки, но налетела злая вьюга, заморозила всех. Если вы угадаете загадку, разморозите птичку.
Загадки про зимующих птиц:
|
Слайды 24-34 |
Игровая технология. |
Регулятивные:
Познавательные: |
||||||
Муравью Вопросику так понравилось, как наши ребята кормят птиц, что ему тоже захотелось сделать кормушку и покормить птиц. Поэтому он собирает фотографии зимующих птиц. Мудрая Черепаха собирает фотоальбом с перелётными птицами. Давайте поможем нашим друзьям. - У вас на столах есть фотографии птиц. Вы должны со своим соседом по парте фотографию, которая перед вами, расположить в нужный фотоальбом. Даже если вы никогда не видели эту птицу, вы сможете догадаться по признакам на фотографии. |
|
|
||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Урок подходит к концу. Давайте посмотрим, можем ли мы что-то исправить в кластере, убрать или добавить…
Сегодня я узнал… Меня удивило… Мне понравилось… Мне захотелось…
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться. |
Слайд 35 Слайд 36 |
РКМЧП |
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные: |
Используемая
литература:
-
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях. Москва. Просвещение. 2015.
-
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях. Москва. Просвещение. 2016.
-
Плешаков А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. В 2 частях. Москва. Просвещение. 2016.
Интернет ресурсы:
Слайд 7 – https://ic.pics.livejournal.com/terranova2017/56708048/887316/887316_original.jpg
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=eabd6d4c33e3f3af3752e73e750e47da-l&n=13
https://raptors.org.ua/img/migrkob/csalan1.jpg
Слайд 9 - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=889cd61e188da0dd04c98fc49cdae443-l&n=13
https://img-fotki.yandex.ru/get/6203/132352990.99/0_7b289_9f36da5_L.jpg
Слайд 10 - http://www.membrana.ru/particle/14528
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/777813/31b859d9-0128-4f14-ba65-c7a3ffba3b08/s1200?webp=false
Слайд 12 – https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e28825431f5f72cfb1a0b9e94d653521-l&n=13
Слайд 17 – пшено - https://infoeda.com/wp-content/uploads/2017/04/Skolko_pshena_v_stakane_Сколько-пшена-в-стакане.jpg
Овёс - https://bolvkishkah.com/wp-content/uploads/5d1146f487c665d1146f487cb3.jpg
арбуз - https://arbuz.ucoz.com/Dynya/DSCN8540.gif
рябина - http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/07/17703024.png
сало - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=619a885ee5a672332a4dee083b34bd16-l&n=13
Слайд18 – сало - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=309cc67f1f49d8505ff9ea8334af16ae-l&n=13
Конфеты - https://mtdata.ru/u1/photo057B/20452889617-0/original.jpeg
Жареное - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8a4976f193ccbbc7ce37408d914acf78-l&n=13
Кислое - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6dd5ed3050977916ef1900f8fbe08e5b-l&n=13
Копчёное - https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626505/fb0f4fd6-1f41-4cdc-bcaa-9028ed63f00c/s1200?webp=false
Чёрный хлеб - https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7ceb4b9758bdc652e98949aefdfb3cdf-l&n=13
Слайд 22 - https://media73.ru/upload/iblock/2f6/2f64583938c427b22b84c0e7cc96ddcd.jpg
https://multiurok.ru/img/182813/image_5a9905bfabcd9.jpg
Зима - http://ineska.com/wordpress/wp-content/gallery/art-dlya-detejj/snow_quen.jpg
Загадки - http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii.html
Снегирь - http://www.lookmi.ru/birds/narisovat-snegirja-5.jpg
http://www.lookmi.ru/birds/narisovat-snegirja.jpg
Галка - http://www.avibirds.com/platen/Kauwm.jpg
Воробей - http://irkipedia.ru/sites/default/files/270polevoy_vorobey.jpg
Ворона - http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/Biology/Animals/Birds/2/Vorona1.jpg
Поползень - https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B7%
Свиристель - http://oscines.narod.ru/ptichi/Sviristelevye/Sviristel-1.gif
Синица - http://www.images.lesyadraw.ru/2014/09/kak_narisovat_sinicu_karandashom_poetapno.jpg
Сорока - https://woman02.ru/images/stories/kak-risovat-ptitsu15.jpg
https://woman02.ru/images/stories/kak-risovat-ptitsu11.jpg
Дятел - http://denzabot.byton.net/images/dyatel.gif
Клёст - http://www.rspb.org.uk/Images/cross_tcm9-18259.jpg?width=530&crop=(580,924,2104,1780)
Пингвин - http://static.skaip.su/img/emoticons/180x180/f6fcff/penguin.gif
Пингвин - https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/f9/80/0a/f9800a7a94a432bb05eb07842c7b6d9a.png
Пингвин – http://yoursmileys.ru/img/penguin.png
Пингвин – https://st.kp.yandex.net/im/kadr/1/2/9/kinopoisk.ru-The-Penguins-of-Madagascar-1295314.jpg
Пингвин – http://file.mobilmusic.ru/e3/15/a2/786608.gif
Пингвин – http://animashki.info/uploads/posts/2016-06/1465898303_2162.gif
Пингвины -http://www.zooclub.ru/attach/fotogal/anima/482.gif
Слайды 11, 13, 14, 15, 20, 21 - Фотографии из личного архива.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»