Проект «Творческие малыши»
Проект
«Творческие малыши»
(1-я младшая группа)
Воспитатель: Григорьева А.Ю.
Г.Каменск - Уральский
2014г.-2015г.
Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев … Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума...
В.А. Сухомлинский
В возрасте 1-3-х лет любой малыш - это индивид, готовый к собственному пути развития. Малыши этого возраста воспринимают художественные занятия как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного или интересного. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не конечный результат. Рисуя и лепя, конструируя дети ощущают себя независимыми, познают таинство выбора композиции, радость исследования, творческое возбуждение - все то, что составляет загадку обучения. Что бы ни являлось результатом художественного творчества, для малышей до 3-х лет это всего лишь результат художественного занятия, а не его повод. Когда малыш рисует, он приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете, форме, знакомится со свойствами многих материалов. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство: вот краска желтая, вот синяя - откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.
Данная программа направлена на развитие разносторонних творческих способностей детей:
-
Тестопластика - так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Во время работы с цветным соленым тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
-
Игры с песком знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
-
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование является одним из вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка.
-
Конструирование одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент разнообразного развития ребенка.
Следует помнить, что творческие способности детей необходимо целенаправленно и разносторонне развивать, иначе они просто угаснут. Работа начинается постепенно, как и принято - «от простого к сложному», по подсказке китайской пословицы: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму». Я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность сделать малышам то, что они хотят и любят делать, то есть рисовать, лепить, конструировать.
Занятия проходят с детьми с 2 до 3 лет. Каждый месяц по одному занятию. Первая неделя соленое тесто, вторая неделя игры с песком, третья неделя рисование, и четвертая неделя конструирование. Занятия будут производиться каждую среду во второй половине дня.
Вид: Творческий.
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатель.
Цель: Создавать условия для формирования творческой личности, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды творческой деятельности.
Задачи:
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи - предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности, умственных способностей и речи.
Познавательные задачи - реализуются через поиск детьми новых знаний в области творческого искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с творческими материалами.
Методы:
-
Создание эмоционального настроя. На занятиях используются музыкальные произведения. Музыкальные образы и музыкальный язык соответствуют возрасту детей, а также теме занятий. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: смиряет возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание.
-
Творчества. Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-
Использование художественного слова. Художественное слово и изобразительное искусство имеют множество точек соприкосновения, они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, которые помогают малышам осмыслить свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
-
Использование педагогической драматургии. На занятиях дети часто «путешествуют». Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
-
Игра. Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В. А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.
-
«Рисование» в воздухе — изображение линий в воздухе при помощи движений прямого указательном пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
-
Совместное творчества — совместные действия взрослом и ребенка в процессе творчества.
Этапы реализации проекта в группе раннего возраста.
Подготовительный этап
Вид деятельности |
Срок |
Участники |
Анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта |
Сентябрь-октябрь 2014 года |
Воспитатель Григорьева А.Ю. |
Составление картотеки игр с тестом и песком, направленных на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки |
Сентябрь- декабрь 2014 года |
Воспитатель Григорьева А.Ю. , |
Консультация для родителей «Польза игр с солёным тестом» Наглядный материал для родителей «Солёное тесто – экологически чистый материал» |
Октябрь- ноябрь 2014 года |
Воспитатель Григорьева А.Ю. Родители воспитанников |
Основной этап
Вид деятельности |
Срок |
Участники |
Проведение занятий по рисованию, лепке и изготовлению поделок из солёного теста и конструированию в совместной деятельности |
На протяжении всего проекта |
Воспитатель, дети |
Беседы на тему «Играем с тестом и песком» |
Декабрь 2015 года |
Григорьева А.Ю., дети |
Консультации для родителей «Виды нетрадиционного рисования». Выставка детских работ совместно с родителями. |
Январь 2015 года |
Григорьева А.Ю. |
Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей |
Январь – апрель 2015 года |
Воспитатель, родители |
Проведение открытого занятия для педагогического сообщества « » |
Февраль 2015 года |
Григорьева А.Ю. |
Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!» |
В течение реализации проекта |
Родители, воспитатель, гости |
Выполнение коллективных детских творческих работ |
Декабрь – май |
Григорьева А.Ю., дети |
Заключительный этап
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственный |
Анализ реализации проекта, полученных результатов. |
Май 2015 года |
Григорьева А.Ю., родители |
Презентация проекта в детском саду педагогическому сообществу |
Май 2015 года |
Григорьева А.Ю. |
Предполагаемые результаты проекта
В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность нашей группы мы ожидаем:
-
Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
-
Стремление ребенка проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
-
Ребенок владеет простейшими терминами в творчестве.
-
Активно подражает взрослому в движении и действии.
-
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
-
Учить играть, не мешая сверстникам.
-
Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятии.
-
Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением
-
Получение возможности фантазировать, изобретать;
-
Дети ознакомлены с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр).
-
Знакомы со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием.
-
Совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Перспективный план.
Месяц |
№ Недели |
Тема |
Занятие |
Содержание |
Результат |
октябрь |
1 |
Стряпаем лепешки |
тесто |
Познакомить детей со свойствами слоеного теста. Учимся понимать слова: отщипываем, пришлепываем Развивать навык определения большого и маленького комка теста Воспитывать бережное отношение к тесту |
лепешки |
2 |
«Здравствуй песок» |
Песок |
Знакомимся со свойствами песка. Сухой песок сыплется на нем можно рисовать, но из него нельзя лепить. А если намочить песок, что с ним будет происходить? Воспитатель обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. С мокрым песком вы сможете поиграть в удивительные игры превратившись в волшебников строителей. |
Узнали свойства песка |
|
3 |
«Спрячь зайку от лисы!» |
Рисование |
Учить детей пальчиками самостоятельно(с помощи воспитателя) рисовать (заштриховывать). Воспитывать интерес к рисованию. |
Заштриховали, спрятали зайку. |
|
4 |
Дом из кубиков двух размеров двух цветов |
Констру-ие |
продолжать учить различать кубики по величине, не отвлекаясь на цвет, учить понимать слова: большой, маленький, строить дом из двух разных по величине кубиков двух цветов. Выполнять речевые инструкции, произносить звукоподражания, обыгрывать игрушки. |
Домик для котенка |
|
Ноябрь |
1 |
Дорожка для собачки |
тесто |
Учить расплющивать комок теста Развивать умение выкладывать мелкие предметы на поверхности. Побуждать испытывать чувство удовольствия при работе с тестом. |
Поверхность из теста украшенная дорожкой для собачки. |
2 |
Булочки для бабушки |
Песок |
Учить отщипывать, расплющивать комок песка. Развивать умение выкладывать мелкие предметы на поверхности. Воспитывать отзывчивость на призыв взрослого помочь на кухне. |
Булочки |
|
3 |
«Каляки-маляки» |
Рисование |
1. Учить детей правильно держать карандаш (фломастер), учить видеть в линиях и пересечениях предметы, отвечать на вопросы воспитателя. 2. Воспитывать интерес к рисованию. |
Рисунок с рассказом что нарисовал |
|
4 |
«Башенка для птички». |
Констру-ие |
Учить знакомить детей с кирпичиком. Учить действовать по показу, акцентировать внимание детей на зеленом цвете, способствовать речевому общению. |
Зеленая башенка для птички |
|
декабрь |
1 |
Украшения на ёлку. |
тесто |
1.Закреплять приём лепки округлой и круглой формы. 2.Продолжать развивать мелкую моторику, творческую активность. 3.Приобщать детей к празднику. |
Украшения на ёлку. |
2 |
“Найди отличие” |
Песок |
развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок (с воспитателем) рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (квадрат, треугольник, солнышко и т.д.) ребенок отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. |
Научились находить некоторые отличия |
|
3 |
«Заборчик для зайки» |
Рисование |
1.Рисовать палочки - прямые вертикальные линии. 2. Воспитывать интерес к рисованию. |
Зайке нарисовали заборчик |
|
4 |
Стол и стул |
Констру-ие |
Учить детей строить две постройки одновременно, используя приемы накладывания и приложения. Активизировать пассивный и активный словарь детей за счет слов: стол, стул, поставь, наложи, посади, тарелка, ложечка, покорми. Развивать умение обыгрывать ситуацию. |
Стол и стул для куклы Оли |
|
январь |
1 |
«Блинчики для бабы Оли» |
тесто |
Учить отщипывать шарик и сплющивать его, при помощи всех пальцев руки и ладони. |
Тарелочка с блинчиками |
2 |
Обведи фигурку |
Песок |
научить детей контролировать свои действия. предложить такую игру: обвести на песке силуэт(квадрат, круг …). Затем предложите ему оживить силуэт — выложить (фасолью) им глазки, ротик. После этого можно затеять беседу с силуэтом. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?” Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. |
Обвели кружок и сделали мордочку |
|
3 |
«Дорожки» |
Рисование |
Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер), рисовать «дорожки» - прямые горизонтальные линии. Воспитывать интерес к рисованию. Формировать правильную позу при рисовании. |
Дорожки для машинки |
|
4 |
игра “Угадай, что я построила?” |
Констру-ие |
закрепить навыки, которыми дети овладели на предыдущих занятиях: в умении узнавать и называть постройку, строить по показу, подбирать строительный материал по цвету, обыгрывать постройки. |
Несколько построек |
|
февраль |
1 |
Конфетки на тарелке |
тесто |
Учить отщипывать, скатывать в круглишок и надавливать указательным пальцем на шарик из теста. Прикрепление его к основе, располагать шарики на расстоянии равном друг другу. |
Конфетки на тарелке (приплюснутые, на равном расстоянии) |
2 |
Кто оставил этот след |
Песок |
Взрослый подбирает 5—6 мелких предметов различной фактуры. Все это выкладывается на стол. Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается рассказать какой предмет и какой след оставил. |
Научились находить следы некоторых предметов |
|
3 |
«Салют» |
Рисование |
Учить детей рисовать красками при помощи пальцев, используя разные цвета. Закреплять знание основных цветов. Развивать умение видеть изображаемый образ. Развивать внимание, самостоятельность, воображение, эстетический вкус. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Салют для папы |
|
4 |
«Машина». |
Констру-ие |
учить приему соединение деталей. Активизировать пассивный и активный словарь детей: учить произносить подражание “би-би”, понимать слова “большая, маленькая, едет”. Продолжать учить игровым действиям. |
Машина |
|
март |
1 |
«Яблочки» |
тесто |
Продолжать учить отщипывать, скатывать в круглишок и надавливать указательным пальцем на шарик из теста. Прикрепление его к основе, располагать шарики на расстоянии равном друг другу. |
Яблонька с яблоками |
2 |
«Необыкновенные следы» |
Песок |
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. |
Разнообразные следы рук |
|
3 |
«Цветочная поляна» |
Рисование |
Учить детей рисовать красками при помощи пальцев, используя разные цвета. Закреплять знание основных цветов. Развивать умение видеть изображаемый образ. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Цветочная поляна для мамы |
|
4 |
«Поезд» |
Констру-ие |
продолжать учить детей строить по образцу, используя, разнообразный материал. Закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях. Учить детей называть постройки, играть с ними. |
Поезд для зверей |
|
апрель |
1 |
Украсим пирог и пиццу для куклы. |
тесто |
Продолжать учить расплющивать комок теста. Продолжать развивать умение выкладывать мелкие предметы на поверхности. Воспитывать отзывчивость на призыв взрослого помочь на кухне. |
Разнообразные пироги |
2 |
Что исчезло |
Песок |
развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок (с воспитателем) лепят из кинетического песке любую несложную пирожинку (квадрат, звездочка, солнышко и т.д.) ребенок отворачивается. Взрослый убирает несколько деталей и показывает кпирожинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в пирожинке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. |
Дети находят что исчезло и показывают на пероженке |
|
3 |
«Дождик» на сырой бумаге |
Рисование |
Учить детей правильно держать в руке кисточку, рисовать палочки - прямые отрывистые вертикальные линии, не выходить за пределы ограничительной линии. Учить отличать синий цвет от других цветов. Воспитывать интерес к рисованию. |
Дождик |
|
4 |
«Заборчик». |
Констру-ие |
учить детей строить одноцветный заборчик, чередуя строительные детали по форме. Продолжать учить различать кубик и кирпичик. Активизировать пассивный и активный словарь словами: красивый заборчик, петушок, поет «ку-ка-ре-ку», клюёт зернышки. |
Заборчик для петушка |
|
май |
1 |
«Покормим птиц» |
тесто |
Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами: отщипывать мелкие кусочки теста от большого куска; формировать интерес работы с тестом; |
Скатали зернышек для птиц |
2 |
Рисование формочками Или составление картин |
Песок |
научить детей контролировать свои действия. предложить такую игру: нарисовать на песке формочками (квадрат, круг …), например снеговика составить из больших и маленьких кружков. Затем предложите ему оживить силуэт — выложить (фасолью) им глазки, ротик. После этого можно составить еще кого нибудь и оживить придумать имя, затеять беседу с силуэтом. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?” Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. |
Снеговик |
|
3 |
«Солнечные лучики» |
Рисование |
Учить детей рисовать красками при помощи ладоней. Закреплять знание цветов (желтый, оранжевый), форм (круг). Создать эмоционально положительный настрой. Побуждать детей радоваться рисунку, выражать желание рисовать. |
Летние солнышко и травка |
|
4 |
«Цветные скамейки» |
Констру-ие |
продолжать учить делать перекрытия на устойчивой основе, кладя кирпичики на углы развернутых двух опорных кубиков. Развитие пассивного и активного словаря, умение различать кубики и кирпичики по цвету. |
Цветные скамейки для мишки |
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»