Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей
Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей
Обобщение опыта работы.
Составитель: Бусовикова Оксана Викторовна,
методист
Уральский 2015
Актуальность
Актуальность обусловлена проблемой социокультурного развития подрастающего поколения, решения задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченным дополнительным образованием, в общей численности детей этого возраста до 70-75%. Модернизация системы дополнительного образования осуществляется таким образом, чтобы дополнительное образование детей было привлекательным, удобным, комфортным, максимально удовлетворяющим потребностям детей и их родителей. Оно охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Поэтому необходимо создать условия для применения личностно-ориентированных технологий, социализации и проявления детьми и подростками творческих способностей, организовать культурно-досуговую деятельность таким образом, чтобы привлечь в нее как можно больше учащихся.
Теоретическое обоснование опыта
Коллектив Центра детского творчества старается профессионально организовать педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, осуществляя свободный выбор ребенком направления деятельности, и удовлетворить познавательные интересы детей и их потребности в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии.
Образовательное пространство в ЦДТ представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но не нужно забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития личности, самореализации и самоактуализации.
Сущность и результативность
Специфические особенности ЦДТ, как учреждения дополнительного образования, позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.
Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Таким образом, реализуются личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные личностные качества, а также знания, умения и навыки. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.
Практическая значимость
В Центре детского творчества наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как:
–
технология игрового
обучения;
– технология проектов;
– технология разноуровневого обучения;
–
дифференциация и индивидуализация
обучения.
Технология игрового обучения – чаще применяется на 1-2 ступени развития общих компетенций с учетом психологических особенностей обучающихся младшего школьного и среднего возраста, когда происходит возникновение интереса и мотивации посещения детского объединения, взаимодействие с другими членами коллектива, адаптация.
Технология разноуровневого обучения – для обучающегося отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья или воспитанника, занимающегося по индивидуальной образовательной траектории.
Технология проектов - на 3-4 ступени развития общих компетенций внедряется социальная практика, т.е. реальное включение подростков в различные виды деятельности, участие в различных социальных мероприятиях и проектах. Это повышает активность обучающихся, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга. Технология проектов предполагает не только участие, но и создание воспитанниками собственного проекта, начиная с идеи и заканчивая реализацией проекта.
Дифференциация и индивидуализация обучения
прослеживается на всех ступенях развития
общих компетенций т.к. именно эти подходы
составляют методическую основу многих
личностно-ориентированных технологий
обучения и воспитания. Дифференциация
происходит естественным путем при
выборе ребенком того направления
деятельности, которым он бы хотел
заниматься и осуществляет принцип
доступности и возможности выбора
дополнительной образовательной
программы.
Индивидуализация означает
максимальное раскрытие возможностей
каждого ребенка и создание условий для
его персонифицированного развития.
Объективным фактором, способствующим
индивидуализации обучения и воспитания
в ЦДТ, является относительно небольшое
количество детей, с которыми педагог
занимается одновременно, т.е. использование
такой формы работы учебного занятия,
как работа с подгруппой.
Реализация личностно-ориентированных технологий в ЦДТ заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
Педагогический коллектив Центра детского творчества придерживается в своей работе принципов личностно – ориентированного подхода:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в ЦДТ.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающихся и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки говорит о решительном отказе от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.
Таким образом, можно говорить о том, что в Центре детского творчества имеются объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.
- Проектная деятельность в МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского муниципального района Пермского края. Обобщение опыта работы.
- Процессы интеграции в учреждении дополнительного образования. Обобщение опыта работы
- Социализация и развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Дополнительное образование детей как территория успешности для каждого ребёнка в рамках реализации федерального проекта “Успех каждого ребенка”»