Инструкции для выполнения практических работ по химии для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений по УМК О.С.Габриелян (базовый уровень)
Инструкции
для выполнения практических работ
по химии
для обучающихся 8 классов общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)
УМК О.С.Габриелян
Составила
учитель химии
ГБОУ «Школа № 15 имени М. С. Батраковой
г. о. Енакиево»
Толстолуцкая Елена Ивановна
Практическая работа № 1
«Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием»
Цель работы: изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете, приемы обращения с лабораторным оборудованием, строение пламени.
Реактивы и оборудование: лабораторный штатив с лапкой и кольцом, спиртовка, спички, лабораторная посуда.
Ход работы
1 Инструктаж по ТБ в кабинете химии.
2 Выполнение практической части работы.
Опыт 1 Знакомство с лабораторным оборудованием и его назначением.
Опыт 2 Приемы обращения с лабораторным штативом
Лабораторный штатив служит для закрепления оборудования во время опытов. Измените положение лапки и кольца штатива, ослабив винты и передвинув муфты вдоль стержня. Закрепите в лапке пробирку вертикально, затем горизонтально. Помните, что крепко зажатая пробирка может лопнуть! Сделайте в тетради рисунок лабораторного штатива. Подпишите
Опыт 3 Приемы обращения со спиртовкой и изучение строения пламени.
Зажгите спиртовку. Изучите части, из которых состоит пламя. Отметьте цвет пламени. Потушите спиртовку, накрыв пламя колпачком. Сделайте в тетради рисунок спиртовки. Подпишите ее части. Сделайте рисунок пламени, указав цвет и температуру пламени.
3 Оформление работы. В тетради для практических работ начертите таблицу:
4. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 2
«Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)»
Цель работы: изучить простейшие способы очистки веществ: растворение в воде, фильтрование, выпаривание.
Реактивы и оборудование: спиртовка с поставкой для чаши, спички, смесь поваренной соли с
песком, воронка для фильтрования, два химических стакана, вода, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка для выпаривания, стеклянная палочка.
Ход работы
1 Инструктаж по ТБ в кабинете химии.
2 Выполнение практической части работы.
Опыт 1 Растворение в воде
В стакан со смесью поваренной соли и песка добавьте воды до половины стакана. Содержимое стакана перемешайте стеклянной палочкой. Отметьте изменения, произошедшие в стакане. Сделайте вывод, для разделения каких веществ можно применять операцию растворения в воде.
Опыт 2 Фильтрование
Сложите бумажный фильтр и поместите в воронку для фильтрования, предварительно смочив несколькими каплями воды. Установите воронку с фильтром на горлышко колбы, в которую
будет собираться очищенный раствор (фильтрат). Медленно тонкой струйкой налейте на фильтр немного мутного раствора, полученного в опыте 1. Дождитесь, пока в колбе соберется
фильтрат. Отметьте изменения, происходящие на фильтре. Сделайте вывод, для каких целей можно применять операцию фильтрования.
Опыт 3 Выпаривание
В подставку для спиртовки установите фарфоровую чашку для выпаривания и поместите в нее 1 мл фильтрата. Зажгите спиртовку и продолжайте нагревание до полного испарения жидкости на предметном стекле. Отметьте изменения, происходящие на предметном стекле. Сделайте вывод, для каких целей можно применять операцию выпаривания.
3. Оформление работы
Результаты выполнения работы записывают в таблицу:
№ и название опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Сделайте общий вывод о выполненной работе.
5. Выполните тестовые задания
1. Отличие морской соли от поваренной в том, что первая:
А) не растворяется в воде; Б) не солёная на вкус; В) содержит много примесей; Г) другое химическое вещество.
2. Какими физическими свойствами не обладает соль?
А) солёная; Б) плохо растворяется в воде; В) имеет белый цвет; Г) сыпучий порошок.
3. Какой метод можно использовать для очистки поваренной соли?
А) фильтрование; Б) кристаллизация; В) выпаривание; Г) хроматография.
4. Какую смесь можно разделить методом фильтрования?
А) сахара и песка; Б) соли и сахара; В) железных опилок и древесной стружки; Г) бензина и воды.
5. Что из перечисленного является эмульсией?
А) растительное масло; Б) раствор соли; В) майонез; Г) чай.
Практическая работа № 3
«Получение и собирание кислорода, изучение его свойств»
Цель работы: получить кислород методом вытеснения воздуха и методом вытеснения водой и изучить его свойства.
Реактивы и оборудование: пероксид водорода, оксид марганца, лучина, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спиртовка, спички, химический стакан, вата, пробирка.
Ход работы:
1 Инструктаж по ТБ в кабинете химии.
2 Оформление практической работы:
3. Оформление работы
Результаты выполнения работы записывают в таблицу:
№ и название опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
Выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы:
1 Из каких веществ получают кислород в лаборатории? 2 Как доказать, что полученный газ - кислород? 3 Какие вещества называются катализаторами?
Практическая работа № 4
«Получение и собирание водорода, изучение его свойств»
Цель: получить водород в лаборатории и изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: цинк, соляная кислота, лучина, спички, газоотводная трубка, две пробирки, штатив.
Ход работы:
1 Инструктаж о правилах техники безопасности.
2 Выполнение практической работы.
Опыт № 1 Получение водорода реакцией замещения между цинком и соляной кислотой.
В пробирку опустите 2-3 гранулы цинка.
Налейте соляной кислоты (столько, чтобы кислота лишь покрывала цинк) и закройте пробкой с газоотводной трубкой. Газоотводную трубку накройте чистой пробиркой.
Пронаблюдайте за происходящим в пробирке.
Опыт № 2 Изучение физических свойств водорода.
Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.
Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
Опыт № 3 Проверка водорода на чистоту.
Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если при этом раздается резкий “лающий” звук, с газом (водородом) работать нельзя, так как он содержит примесь воздуха. Необходимо некоторое время подождать, пока из пробирки будет вытеснен весь воздух. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п-пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
3. Оформление в виде таблицы:
№ и название опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Сделайте вывод о проделанной работе.
5. Выполните тестовые задания.
1. Агрегатное состояние водорода при нормальных условиях
а) жидкость б) твердое вещество в) газ
2. Формула простого вещества водорода
а) Н3 б) Н 2 в) Н
3. Водород в лаборатории получают реакцией
а) Zn + HCl б) CH4 + H2O в) H2O + C
4.Группа, в которой находится водород
а) 3 б) 2 в) 1
5. Порядковый номер водорода
а) 1 б) 2 в) 3
Практическая работа № 5
«Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества»
Цель: применение приобретенных навыки по решению задач на приготовление растворов для приготовления раствора с определенной массовой концентрацией; продолжить формировать навыки обращения с лабораторным оборудованием, посудой, химическими реактивами.
Оборудование и реактивы: весы, стаканы, стеклянная палочка, шпатель, мерный цилиндр или мензурка, хлорид натрия.
Ход работы:
1 Инструктаж о правилах техники безопасности.
2 Выполнение практической работы.
Шаг 1. Рассчитайте массу хлорида натрия и объем воды, необходимые для приготовления раствора массой ____________ г, с массовой долей растворенной соли ___________% (данные для задачи указывает учитель).
Дано:
m(раствора) = г Решение:
ω (NaCl) = %
Ответ: m(NaCl) - ? V(H2O) - ?
Шаг 2. При помощи весов взвесьте рассчитанное количество хлорида натрия. Навеску соли аккуратно перенесите в стакан.
Шаг 3. Отмерьте необходимый объем воды при помощи мерного цилиндра или мензурки.
Шаг 4.Прилейте отмеренный объем воды к навеске соли в стакане. Размешайте смесь палочкой до полного растворения соли.
3 Сделайте вывод о проделанной работе.
4. Ответьте на контрольные вопросы:
1). Какое вещество называют растворителем?
2). Как изменится массовая доля приготовленного вами раствора, если его разбавить водой в два раза?
3). Какие растворы называются насыщенными?
Практическая работа № 6.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Цель: закрепить знания об основных классах неорганических соединений, научиться решать экспериментальные задачи.
Оборудование и реактивы: магний, оксид магния, растворы: HCl, NaOH, CuSO4; индикаторы, пипетка, стеклянная палочка.
Ход работы:
1 Инструктаж по правилам ТБ при работе в кабинете химии.
2 Ознакомьтесь с заданием:
Задание 1 В двух пробирках находятся растворы: в 1 – раствор соляной кислоты, во 2- гидроксида натрия. Как опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из веществ?
Задание 2 В вашем распоряжении есть магний, оксид магния и кислоты. Получить хлорид магния.
Задание 3 Осуществите превращения по схеме: CuSO4 → Cu(OH)2.
3 Выполните необходимые опыты.
4 Результаты проведенной работы оформите в виде таблицы:
№ опыта |
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
|
Стеклянной палочкой смачиваем полоску универсального индикатора растворами из обеих пробирок, а затем в обе пробирки приливаем фенолфталеин. |
|
|
|
В две пробирки наливаем раствор соляной кислоты, в одну пробирку опускаем стружку магния, в другую немного порошка оксида магния. |
|
|
|
В чистую пробирку наливаем 2 мл сульфата меди (II), затем по каплям 1 мл гидроксида натрия. |
|
|
5 После проведения практической работы сделайте общий вывод.
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Международный вебинар «Библиотечный урок – пространство для привлечения к чтению и повышения уровня информационной грамотности обучающихся»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»