Игровое конкурсное занятие-обобщение «В гостях у заглавной буквы»
Игровое конкурсное занятие – обобщение «В гостях у Заглавной буквы» (для учащихся 1-2 классов)
педагог дополнительного образования
Чернышева Ольга Анатольевна
МБУ ДО ДТДМ
г.Ростов-на-Дону
Цель: Обобщить имеющиеся у учащихся знания о правилах написания заглавной буквы, формировать умение писать с заглавной буквы имена собственные; развивать внимание, мышление , слуховую память, пространственную ориентацию.
Ведущий:
Сегодня наше занятие мы посвятим большой (заглавной, прописной букве). Ребята, вы уже знаете о том, когда нужно писать большую букву. Вспомним правила. (Большая буква пишется в начале предложения; с большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия )
Ведущий:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг…
Буква расти не сама захотела ,
Букве поручено важное дело…
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Задание: послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить все имена (клички). Вставьте в слова нужную букву. Учитель читает первое стихотворение (вариант 1) – дети вставляют буквы, затем второе (вариант 2).
Вариант 1.
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
Вставьте в слова нужную букву
_аня, _аня, _етя, _аля,
_ена, _ина, _ила, _аля,
_оля, _ра, _лексей,
И _ерёжа, и _ндрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
Вариант 2
Кошка Маришка, котёнок Тишка,
Щенок Дружок, цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка, коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша и бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной
Вставьте в слова нужную букву
Кошка _аришка, котёнок _ишка,
Щенок _ружок, цыплёнок _ушок,
Корова _урёнка, коза _айдёнка,
Поросёнок _рюша и бычок _аврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной
Конкурс «Прятки»
Задание: Разгадай ребусы. Назови имена, напиши грамотно
Ответ: Костя, Галя, Леон , Игорь, Зоя, Луиза, Семён, Маша, Игнат, Света, Тарас
Загадки имён
1. Федя – так зовут Федю Мишкина дома и в школе. Это его неполное имя. Полное имя – Фёдор.
Задание : Соедини стрелками полные имена с неполными.
Емеля Вячеслав
Вова Наталия
Жора Всеволод
Настя Емельян
Сева Анастасия
Слава Георгий
Ната Владимир
(Ответ: Емеля - Емельян, Вова- Владимир, Жора – Георгий, Настя – Анастасия , Сева - Всеволод, Слава- Вячеслав, Ната- Наталия)
2. Задание: Напиши полные имена . Обозначь орфограмму.
Надя – Надежда Вася – Василий
Галя – ________ Петя – _______
Ира - ________ Боря – _______
Оля – ________ Коля – _______
Лена – _______ Митя - _______
Ответ:
Надя – Надежда Вася – Василий
Галя – Галина Петя – Пётр
Ира - Ирина Боря – Борис
Оля – Ольга Коля – Николай
Лена – Елена Митя - Дмитрий
Рассыпанные слова
Задание: Составь из букв имена. Обозначь орфограмму
ь, г, и, о, р - ________________
а, в, е, т, с - ________________
и, н. а, р, м,а - ______________
с, и, н. е. д - _______________
д, л, а, ю - _________________
(Ответ: Игорь , Света , Марина , Денис, Люда)
Чем угощали серенького заиньку в русской народной песенке
Задание: Найдите полное имя для каждой девочки.
Екатерина, Маргарита, Евдокия, Мавра, Джулия.
Катюша-то - блинами ,
А Мавруша пирогам,
А Дуня удала
Кашки с маслицем дала.
(ответ: Катюша – Екатерина , Мавруша – Мавра , Дуня - Евдокия)
Имя по отцу
Отчество это имя по отцу. Если сына зовут Фёдор, а папу Сергей, то имя и отчество сына - Фёдор Сергеевич.
Как зовут пап сказочных героев?
Мороз Иванович _________________
Ёрш Ершович ___________________
Комар Комарович _______________
Кот Котофеевич ________________
Лиса Патрикеевна_________________
( Ответ: Иван , Ёрш, Комар, Котофей, Патрикей)
Кто эти люди?
Задание: Подчеркни отчества. Напиши , кто эти люди.
Пётр Ильич Чайковский - ____________________________________________
Лев Николаевич Толстой -___________________________________________
Юрий Алексеевич Гагарин - _________________________________________
Иван Андреевич Крылов - ___________________________________________
(Ответ:
Пётр Ильич Чайковский - композитор
Лев Николаевич Толстой - писатель
Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт
Иван Андреевич Крылов – писатель, баснописец )
«Ремонт слов»
Задание: Вставьте большую букву
В названия рек: Волга, _ бь, _ нисей, _ ка, _ непр, _ нгара, _ он, _ мур
В названиях городов: _осква, _десса, _иев, _рославль, _овороссийск, _ерчь, _ула, _моленск
В имена знаменитых русских воинов: _митрий _онской, _ихаил _утузов, _лександр _евский, _ёдор _шаков, _лександр _уворов, _авел _ахимов
В мужские имена: _лександр, _лексей, _еоргий, _узьма, _ван, _ладимир, _иколай, _ячеслав
В женские имена: _атьяна, _льга, _юдмила, _ария, _алентина, _арина, _катерина
( ответ
В названия рек: Волга, Обь, Енисей, Ока, Днепр, А нгара, Д он, _Амур
В названиях городов: Москва, Одесса, Киев, Ярославль, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск
В имена знаменитых русских воинов: Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Александр Невский, Фёдор Ушаков, Александр Суворов, Павел Нахимов
В мужские имена: Александр, Алексей, Георгий, Кузьма, Иван, Владимир, Николай, Вячеслав
В женские имена: Татьяна, Ольга, Людмила, Мария, Валентина, Марина, Екатерина
«Весёлые правила»
Игра «ПЛЮС - МИНУС»
Задание: Федя Мишкин учит правила. Около верного ответа Феди ставь знак ПЛЮС +, около неверного – МИНУС –
Названия улиц пиши с большой буквы
Песочная – пишу с большой буквы, потому что я живу на этой улице.
Степная – пишу с маленькой буквы, потому что на этой улице живёт
Катя
Имена пиши с большой буквы
Имя Гулливер пишу с большой буквы, потому что Гулливер был
большой.
Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что Дюймовочка
маленькая.
Имена людей пиши с большой буквы
Федя - пишу с большой буквы, потому что это моё имя и я его люблю.
Вова – пишу с маленькой буквы, потому что это имя вредного
мальчишки.
Фамилии пиши с большой буквы
Матроскин – фамилию кота пишу с большой буквы, мне кот нравится.
Печкин – фамилию почтальона из деревни Простоквашино пишу с
маленькой буквы, мне он не нравится
Фамилии людей пиши с большой буквы
Мишкин – пишу с большой буквы, потому что это моя фамилия.
Мошкина – пишу с маленькой буквы, потому что это фамилия
глупенькой девочки.
Клички животных пиши с большой буквы
Рекс – пишу с большой буквы, потому что Рекс – это большая собака.
Тотошка - пишу с маленькой буквы, потому что это маленькая собачка.
Клички кошек пиши с большой буквы.
Васька - пишу с большой буквы, потому что это кличка моего кота.
Дашка - пишу с маленькой буквы, потому что так зовут кошку
Мошкиной.
.
Названия стран пиши с большой буквы.
Россия – пишу с большой буквы, потому что это моя страна.
Англия – пишу с маленькой буквы, потому что это чужая страна.
Названия городов пиши с большой буквы.
Новосибирск – пишу с большой буквы, потому что это большой город.
Томск – пишу с маленькой буквы, потому что это маленький сибирский
городок.
«Хитрые буквы»
Задание: Вставь букву в пословицу или поговорку
Мели, _меля (Емеля) , - твоя неделя
Хороша _аша (Маша), да не наша.
У каждой _ ашки (Машки)
Свои замашки.
Задание : Вставь букву в небылицах
1. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка _ гор (Егор).
Сам на кобылке,
Жена на коровке.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
2. _обин _ обин _арабек ( Робин Бобин Барабек)
Слушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь,
Скушал дом
И кузницу и кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит.»
Исправь ошибки в дразнилках- смешилках:
1. лиза – подлиза (Лиза -подлиза).
Упала с карниза.
Поделом этой лизе – (Лизе)
Не сиди на карнизе.
2. любопытной варваре (Варваре)
На базаре нос оторвали.
3. –Эй, филя (Филя), зачем ты с ложкой спать ложишься?
- Да вчера видел во сне кисель, авось сегодня ночью похлебаю
4. тарин, барин, пощипай (Тарин, Барин, Пощипай)
Ехали на лодке.
тарин , барин (Тарин, Барин утонули). Кто остался в лодке? пощипай (Пощипай)
(затеявший игру щиплет недогадливого партнёра)
Вставь букву в считалку
Бабка __жка (Ёжка) и __ощей (Кощей)
Наварили в роще щей.
И давай всех угощать.
Ты – ведущий .
Нам – играть.
Вставь букву в скороговорку.
1.Плавал __ёва (Лёва) на плоту
И ловил с плота плотву.
2. Съел (ф/Ф) илимон с улыбкой лимон
3. Подошёл к лотку (л/Л)ука ,
Лук (л/Л)ука купил с лотка.
4. (о/О)сип орёт, (а/А)рхип не отстаёт.
Осип (о/О)сип, (а/А)рхип охрип.
5. (к/К)арл у (к/К)лары украл кораллы,
А (к/ К)лара у (к/К)арла украла кларнет.
6. Рыбу ловят (б/ Б)оря с (л/Л)ёвой,
(л/Л)ёва с (б/Б)орей – рыболовы.
7. Крынку (к/К)ирилл крышкой накрыл.
8.У маленькой (с/С)ани сани едут сами.
9. Шла (с/С)аша по шассе и сосала сушку.
10. У (с/С)ени и (с/С)ани в сетях сом с усами.
11. У (в/ В)асилиски – глаза лиски,
У лиски – глаза (в/В)асилиски.
12. сшила (г/ Г)лаша ( с/С)ашке шапку,
(с/С)ашка шапкой шишку сшиб.
13. (т/Т)имошка (т/ Т)рошке крошит в окрошку крошки.
14 (ж/Ж)ану нужен ножик, (ж/Ж)анне нужен ёжик.
Подведение итогов.
Рефлексия.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»