Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребенка"
Гутникова Наталья Викторовна
Орловская область. г. Орел
МБДОУ №99 г. Орла
Тема «Обобщение опыта»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"
Формирование
речи детей дошкольного возраста - одна
из главных задач воспитания. Общеизвестный
факт, что овладение родным языком тесно
связано с развитием мышления ребенка,
с познанием окружающего мира.
Каждое
слово несет в себе код, информацию о
том, как человеку относиться к тем или
иным явлениям, понимать то или иное
событие.
По словам К. Д.Ушинского: “весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в родном слове”, именно поэтому родной язык – это великий учитель для ребенка.
Владение родным языком как средством общения и познания окружающей действительности является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Этот период традиционно считается самым благоприятным для овладения языком, в связи с рядом психологических особенностей детей: сензитивностью к освоению языка, активной памятью, легкостью формирования положительной мотивации речевой деятельности. Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно и сначала малыш познает ближайшее окружение. Со временем жизненный опыт ребенка обогащается. Важную роль в этом играет ежедневное общение с родителями, в процессе которого формируется речь малыша. Именно оно способствует перестройке психики ребенка, позволяет ему воспринимать явления более сознательно. Поэтому так важно беспокоиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание его чистоте и правильности.
Ведущая
роль принадлежит семье, которая постоянно
контактирует с детьми и от которой дети
перенимают, усваивают культуру речи.
Родители - первые, кто обеспечивает
развитие речи ребенка. Они должны, прежде
всего, хорошо знать уровень развития
малыша в целом и речи в частности.
Знакомство детей с народным фольклором, а также лучшими классическими произведениями для маленьких детей, позволят ввести ребенка в атмосферу живого слова, раскрывают его богатство и красоту. Дети чувствуют ритмичность, благозвучность, образность родного языка, замечают и повторяют образные выражения, удачные и меткие сравнения. Литературные произведения откроют ребенку мир словесного искусства, помогают воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, содействовать и сопереживать героям, сочувствовать им – одним словом, заложить основу литературного воспитания детей, отношения их как будущих слушателей и читателей.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Отображение на рисунке может служить опорой для привлечения внимания, целостного восприятия содержания, обогащение словаря яркими образами, сравнениями.
Родителям необходимо предусматривать прослушивание детьми народных колыбельных песен, потешек, коротких стихов, которые сопровождается соответствующими содержания действиями (качание кукол, хлопанье в ладоши, притопывание, подскоки и т. п.), повторение звукоподражаний, отдельных слов, выражений.
Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворение, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. Очень важно, чтобы ребенок слышал язык правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей и формированию устойчивого интереса и ценностное отношение к языку, желание овладеть и разговаривать на нем.
Развитие речи ребенка, овладение богатствами родного языка, литературы, искусства – основные элементы формирования личности, национального самосознания детей дошкольного возраста, приобщения его к истокам национальной культуры.
Очень
важно выяснить:
1. Умеет ли ребенок
обобщать предметный ряд и выделять в
нем лишний предмет, а также лишнее слово
из семантического ряда.
2. Усвоил ли
малыш грамматическое строение речи
(согласование слов по падежам, числительного
с существительным; использование
предлогов; образование множественного
числа от единственного числа; использование
уменьшительно-ласкательных суффиксов).
З.
Состояние фонематического слуха
(различение звуков, сходных по артикуляции,
но разных по звучанию, например: т - д, с
- з, п - б).
4. Уровень развития фразовой
и связной речи; умение выделять и называть
части предмета, части тела живого
существа.
5. Уровень развития психических
процессов: мышления, внимания, воображения,
памяти. Взрослый задает эти вопросы
себе, чтобы их выяснить. С ребенком же
он играет, подобрав подходящий материал
к каждому из этих вопросов. Родители
должны знать, что недостатки
звукопроизношения в раннем возрасте
(от 1,5 до 2,5 лет) объясняются недостаточным
общим развитием ребенка и не
сформированностью его речевого аппарата.
Уже в 4-5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией. Более развитые дети начинают сами замечать изъяны и нередко очень болезненно переживают это. Они стесняются говорить, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно. Недостатки речи сказываются и на психическом развитии личности. Такие дети, по большей части, пассивны, нервны, неуверены в собственных силах, невнимательны, плохо контактируют с окружающими. Родителям необходимо знать, что причинами нарушений произношения и недостаточного развития фонематического слуха являются не только дефектная речь людей из окружения, но и перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды, заболевание уха, которые приводят к снижению элементарного слуха, поражению мозга, вызванному травмами.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или схожие по артикуляции звуки речи.
Из-за этого его словарь не пополняется словами со звуками, которые ребенку трудно различать, и начинает отставать от нормы. По этой же причине не формируется правильно грамматическое строение языка. Все это вместе приводит к общему недоразвитию речи, а это, в свою очередь, станет причиной нарушения письма и чтения.
Чтобы
недостатки речи у ребенка не закреплялись
и с возрастом не переходили в привычку
говорить неправильно, их необходимо
своевременно определить и ликвидировать.
Наибольшей эффективности эта работа
приобретает с детьми дошкольного
возраста, потому что нервная система у
них только формируется, а условные связи
в коре головного мозга довольно быстро
и легко перестраиваются.
Работая с
ребенком дома, родители должны помнить:
1.
игры-занятия позволяют достичь больших
успехов в устранении языковых недостатков.
2. занятия необходимо проводить в течение 20-30 минут.
3. принуждать ребенка нельзя. Следует выбрать время, когда дошкольнику интересно будет играть.
4.необходимо
четко придерживаться всех рекомендаций
логопеда.
ИТАК, КАК ГРАМОТНО РАЗВИВАТЬ
РЕЧЬ ДЕТЕЙ?
1.общайтесь с ребенком как
можно больше, комментируйте свои
действия, подробно рассказывайте о
предметах которые окружают.
2. говорите медленно, грамотно и четко, ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение. Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь!
3.побуждайте ребенка к речи, задавая ему вопросы, постепенно усложняя их.
4. много читайте малышу, учите пересказывать, вместе изучайте стихи, учите сочинять интересные истории с картинками.
5. каждое непонятное слово объясните ребенку. Приучайте детей к употреблению слов соответственно литературной норме!
6. Не вмешиваться в детские рассказы, сначала выслушайте, а затем исправьте ошибку.
7.Не
забывайте хвалить ребенка после каждого
успеха.
Помните, что "навык правильной
речи, как все добрые навыки, приобретается
в семье"
(Е. И. Тихеева).
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»