Рабочая программа коррекционной работы в детском саду для детей средней группы (4-5 лет) II-года обучения по разделам «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве»
Цель программы – обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в период созревания зрительной системы ребенка.
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Суворовская начальная школа»
Принята на педагогическом совете № _____
протокол от__________
Утверждено приказом от _________ №______
Директор________________С.Д.Осипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ)
II-года обучения
по разделам:
«Социально-бытовая ориентировка»
«Развитие зрительного восприятия»
«Ориентировка в пространстве»
Автор:
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Протасова Анна Геннадьевна
г.Суворов, 2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
Актуальность использования данной программы подтверждена исследованиями ученых-тифлопедагогов Института коррекционной педагогики РАО Л.Солнцевой, Л.Плаксиной, В.Денискиной, Е.Н. Подколзиной, которые показали, что снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства влияет на ориентировочную, познавательную, контролирующую функцию восприятия. У детей возникают трудности в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких, недифференцированных образов-представлений, негативно , влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), затрудняют учебную деятельность.
Направленность – овладение детьми дошкольного возраста с нарушением зрения знаниями и умениями, необходимыми в самостоятельной жизни, в социуме; целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребенка.
Цель программы – обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в период созревания зрительной системы ребенка.
Задачи:
1.Преодоление затруднений детей дошкольного возраста с нарушением зрения в учебной деятельности;
2. Овладение навыками социальной адаптации;
3. Развитие творческого потенциала дошкольников;
4. Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;
5. Повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и ЭВС;
6. Формирование механизмов волевой регуляции; развитие коммуникативных навыков.
Отличительная особенность данной программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 2-го года обучения. Включает в себя программный минимум, предусмотренный базовой коррекционной программой, систему работы по развитию внимания, памяти, мышления. Четкость и систематичность в работе помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и способствует сохранению их здоровья.
Этапы реализации: Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1 этап – (май – сентябрь) – информационно-аналитическая деятельность.
2 этап - (сентябрь-май) – организованно-исполнительская деятельность.
3 этап – ( май, июнь) – контрольно – диагностическая деятельность.
Блоки программы:
- Социально-бытовая ориентировка;
- Ориентировка в пространстве;
- Развитие зрительного восприятия.
Первые две недели сентября отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае - за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана. В неделю проводится 1 занятие по социально-бытовой ориентировке, 2 занятия по развитию зрительного восприятия и 2 занятия по ориентировке в пространстве.
Формы организации занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. На каждое коррекционное занятие отводится 20-25 минут учебного времени на одного воспитанника или подгруппу.
Ожидаемый результат: коррекция и компенсация нарушений развития, преодоление трудностей в воспитательно-образовательном процессе; усвоение детьми учебного материала, адаптация в социуме, формирование социально-адаптивного поведения.
Подведение итогов обучения: в форме сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, диагностических методик, бесед.
I раздел программы: Социально – бытовая ориентировка (СБО)
Краткое содержание
Раздел коррекционной работы по СБО делится на учебно-тематические блоки:
Общее количество часов: 34 ч.
Количество учебных тем: 34. На изучение отдельной темы отводится одно занятие. Пример: в неделю проводится 1 занятие по СБО.
Первые две недели отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае – за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.
Форма организации занятий: фронтальные (групповые) занятия.
Ожидаемые результаты: расширение и обогащение социального опыта, формирование знаний, умений, навыков социально-бытовой ориентированности.
Подведение итогов обучения (формы контроля): Освоение программного материала проверяется в процессе организации сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, в процессе практических упражнений, бесед, рассматривания иллюстраций по теме.
Краткое содержание раздела «Социально-бытовая ориентировка»:
I тематический блок – «Я и мое ближайшее окружение»: развитие представлений о человеке, его семье, ближайшем окружении.
II тематический блок – «Приобщение к труду взрослых»: знакомство с трудом, его назначением, конкретными видами труда в детском саду (няня, прачка, мед.сестра), труд в семье.
III тематический блок – «Предметные представления»: развитие и обобщение знаний и представлений о существенных признаках и особенностях окружающих предметов (продукты питания, мебель, посуда, одежда, обувь, книги, игрушки). «Предметные представления. Ориентировка на улице»: дальнейшее знакомство и закрепление знаний и представлений о явлениях общественной жизни (транспорт, дорожная безопасность).
IV тематический блок «Природа вокруг нас»: обучение основам экологического воспитания (животные родного края, мир насекомых, цветы, богатства леса, деревья.
К концу года дети должны знать:
- о себе и своей семье (знать свое имя, отчество, фамилию, адрес, сведения о родителях, ближайшем окружении);
- различать предметы, которые нас окружают, понимать их назначение, знать правила их использования и назначения;
- о местах расположения помещений в детском саду, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения в зависимости от назначения;
- о видах труда, уважать труд людей разных профессий;
- иметь представления о природе родного края, знать названия домашних, диких животных, насекомых, растений;
- культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
К концу года дети должны уметь:
- свободно общаться, соблюдая правила поведения; знать о себе и своей семье; подбирать, располагать предметы по разным признакам, назначению; находить различия между предметами и свойствами; называть качества и свойства предметов, материалов (различать на вкус, слух, на ощупь); использовать предметы быта, которые окружают, знать их назначение и безопасность в использовании; называть особенности труда няни, прачки, воспитателя и медицинской сестры, знать о безопасности на дорогах.
Блоки программы по СБО:
- Я и мое ближайшее окружение.
- Природа вокруг нас.
- Предметные представления.
- Труд людей.
Я и моё ближайшее окружение
Цель темы: Формирование знаний и представлений о себе, своей семье, ближайшем окружении.
Основное содержание темы, термины и понятия: Я, семья, детский сад, портрет.
Планируемый результаты:
Личностные: Формировать навыки общения и поведения в детском саду, семье, прививать навыки гигиены и ЗОЖ;
Познавательные: Формировать представления о себе, своей семье и о детском саде.
Коммуникативные: Прививать навыки культурного общения, способы взаимодействия в семье и детском саду.
Контроль за усвоением программы: Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».
Природа вокруг нас.
Цель темы: Уточнение и закрепление знаний и представлений о живой природе.
Основное содержание темы, термины и понятия: растительный и животный мир, домашние и дикие животные, птицы перелетные, зимующие, рыбы, пресмыкающиеся. Обобщение понятий.
Планируемые результаты:
Личностные: Развивать личностное отношение к растительному и животному миру;
Познавательные: Формировать знания о жизни в природе, отношение к природному миру.
Коммуникативные: Привить навыки бережного отношения к живой природе.
Контроль за усвоением программы: Беседы по темам, дидактические игры.
Предметы, которые меня окружают.
Цель темы: Расширение представлений о предметах, которые окружают.
Основное содержание темы, термины и понятия: игрушки, книги, транспорт (ориентировка на улице), безопасное движение, посуда, мебель, одежда и обувь, продукты питания.
Планируемые результаты:
Личностные: Развивать интерес к предметам ближайшего окружения, формировать навыки общения при использовании предметов ближайшего окружения.
Познавательные: Формировать знания и представления о предметах, умение различать предметы по назначению, отличительным признакам.
Коммуникативные: Прививать навыки бережного отношения к предметам, которые нас окружают, способы взаимодействия при использовании разных предметов.
Контроль за усвоением программы: практические упражнения, беседы по темам.
Труд людей
Цель темы: Формировать представления о труде людей, которые нас окружают.
Основное содержание темы, термины и понятия: труд няни, прачка, стирка, труд в семье, взаимопомощь, медицинская сестра, врач.
Планируемые результаты:
Личностные: Формировать навыки общения и поведения в детском саду и семье, прививать любовь и уважение к любому труду.
Познавательные: Расширять представления о людях разных профессий, важности каждой профессии.
Коммуникативные: Развивать коммуникативные навыки общения при приобщении к элементарным трудовым операциям.
Контроль за усвоением программы: Беседы, рассматривание иллюстраций по темам, с/р игры «Больница», «Семья», «Стирка».
№ занятия |
Раздел и тема занятия |
Задачи и разделы коррекционной программы (планируемые достижения воспитания) |
Дата |
СБО №1 |
Игрушки. |
Предметы, которые меня окружают Учить узнавать игрушки с помощью зрения и осязания и правильно называть их. Упражнять в обследовании основных частей, признаков и свойств игрушек с помощью зрения и осязания. Учить понимать назначение игрушек и в соответствии с этим пользоваться ими. Закреплять понимание обобщающего понятия «игрушки». Дать образцы описания игрушек, например: «Это кубик. Кубик – деревянный. О желтого цвета». «Это грузовая машина. Она большая. Машина зеленого цвета». и т.д. |
15.09.2022 |
СБО №2 |
Семья. |
Я и моё ближайшее окружение Дать детям представления о семье, как о людях живущих вместе (мама, папа, дети и т.д.) Уметь называть свое фамилию, имя, знать как зовут родителей (имя, отчество), называть имена своих близких ласково. |
22.09.2022 |
СБО №3 |
Я увидел свой портрет. |
Я и моё ближайшее окружение Продолжать знакомить с собственным телом. Учить называть части тела и объяснять их назначение. Познакомить детей с их «умными помощниками»: глазами, ушами, носом, ртом, учить находить и узнавать с помощью зрения и осязания предметы (на самом себе, друг на друге, окружающие предметы). Воспитывать интерес к собственной внешности и внешности окружающих. Продемонстрировать детям функциональные возможности тела человека (что можно делать руками, ногами и т.д.). Показать отличия людей (внешность, лицо, цвет волос, глаз, прическа, походка и др.). |
29.09.2022 |
СБО №4 |
Овощи. |
Природа вокруг нас Учить выделять основные признаки овощей с помощью зрения и осязания, узнавать их по вкусу и запаху. Учить соотносить форму овощей с геометрическими эталонами. Учить описывать свои ощущения. Учить описанию овощей и их признаков по образцу, н-р: «Луковица желтого цвета. Она гладкая.», «Огурец зеленого цвета. У него есть бугорки. Их можно почувствовать, если провести по огурцу пальцами» и т.д. |
06.10.2022 |
СБО №5 |
Фрукты. |
Природа вокруг нас Учить выделять характерные признаки фруктов с помощью зрения, осязания, обоняния, вкуса. Познакомить с приготовлением блюда из фруктов (фруктовый салат). Привлекать к выполнению элементарных трудовых операций. Учить описывать характерные признаки фруктов и трудовые действия. Давать детям образцы описания, н-р: «Яблоко красное, круглое, большое», «Яблоко душистое и сладкое», «Я мою фрукты теплой водой», «Я кладу нарезанные фрукты в тарелку» и т.д. |
13.10.2022 |
СБО №6 |
Ягоды. |
Природа вокруг нас Формировать понятие «ягоды». Учить узнавать и правильно называть с помощью зрительного восприятия конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Уточнить представления о месте их произрастания. |
20.10.2022 |
СБО №7 |
Дары леса. |
Природа вокруг нас Формировать умение выделять с помощью зрительного восприятия характерные признаки предметов (семена, плоды, ягоды, грибы) (используются и натуральные объекты и муляжи). |
27.10.2022 |
СБО №8 |
Труд няни. |
Труд людей Продолжать знакомить детей с трудом помощника воспитателя. Познакомить с названием орудий труда и их назначением. Дать представления об опасных предметах, о безопасном использовании предметов. Дать образцы описания действий взрослого. |
10.11.2022 |
СБО №9 |
Деревья и кустарники осенью. |
Природа вокруг нас Знакомить детей с осенними явлениями природы, с изменениями в жизни растений осенью. Расширять и уточнять знания и представления о растениях ближайшего окружения. Обращать внимание на признаки осени, которые можно выделить с помощью анализаторов. Дать образцы описания осени: «На деревьях почти не осталось листьев. Под ногами листья разного цвета – желтые, красные, оранжевые. Листья все сухие. Они шуршат под ногами. Дует холодный ветер» и т.д. |
17.11.2022 |
СБО №10 |
Домашние животные - наши верные друзья. |
Природа вокруг нас Знакомить детей с домашними животными (кошка, собака),их внешним видом и повадками. Учить узнавать их по характерным признакам (игрушки, картинки). Дать некоторые представления о правилах ухода, содержания и кормления животных. Учить детей рассказывать о своем опыте общения с домашними животными. Дать детям образцы описания внешнего вида и повадок собаки и кошки, например: «Собака машет хвостом, когда радуется». «Кошка мяукает, когда хочет есть или пить».»собака охраняет человека и его дом». «Кошка ловит мышей» и т.д. |
24.11.2022 |
СБО №11 |
Животные леса. |
Природа вокруг нас Дать детям представление о диких животных, их внешнем виде, повадках и образе жизни зимой. Учить узнавать диких животных в дидактических игрушках, на изображениях, отмечать признаки. |
01.12.2022 |
СБО №12 |
Домашние птицы. |
Природа вокруг нас Формировать представления о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Учить узнавать домашних птиц по характерным признакам. |
08.12.2022 |
СБО №13 |
Покормим птиц (наблюдение за птицами, которые прилетают на кормушку). |
Природа вокруг нас Учить наблюдать за зимующими птицами, видеть их характерные и отличительные особенности. Обратить внимание детей на «голоса» птиц, на шум их крыльев, их повадки, образ жизни. Дать детям образцы описания птиц, н-р: «Воробей коричневого цвета. Он маленький, проворный и т.д. |
15.12.2022 |
СБО №14 |
Книги - наши верные друзья. |
Предметы, которые меня окружают Дать детям представление о книге, ее назначении и основных деталях. Дать представление о бумаге, как о материале из которого сделаны книги. Учить определять свойства бумаги с помощью зрения и осязания. Учить описывать свойства бумаги. Дать детям образцы описания: «Бумага разноцветная. Бумага бывает тонкая и толстая. Бумага бывает шершавая (шероховатая) и гладкая. Бумага шуршит, мнется». |
22.12.2022 |
СБО №15 |
Новый год. |
Я и моё ближайшее окружение Формировать представления о новогоднем празднике, о том как его проводят в родном крае. Уточнить и расширить словарь по теме: елка, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, украшать, дарить, получать, петь, танцевать. |
29.12.2022 |
СБО №16 |
Кто стирает нам в детском саду? (Экскурсия в прачечную). |
Труд людей Продолжать знакомить с трудом сотрудников детского сада. Познакомить с трудом прачки, бытовой техникой для стирки, с помещениями, где происходит стирка, сушка и глажка белья. Дать детям образцы обращения к взрослым («Здравствуйте, Татьяна Николаевна!»), выражения своих просьб («Расскажите нам, пожалуйста, что Вы здесь делаете? Какие предметы Вам помогают стирать белье?» и т.д., выражения благодарности (Спасибо, Татьяна Николаевна, за интересный рассказ!» и т.д. |
12.01.2023 |
СБО №17 |
Грузовой транспорт. |
Предметы, которые меня окружают Дать детям представление о грузовом транспорте (его внешнем виде и назначении), о профессии водителя. Закрепить знания об основных частях грузовой машины. Упражнять в описании внешнего вида грузовой машины по вопросам тифлопедагога. |
19.01.2023 |
СБО №18 |
Пассажирский транспорт. |
Предметы, которые меня окружают Ориентировка на улице Дать детям представление о разнообразии пассажирского транспорта, о его назначении. Учить видеть сходство и различие (автобус и троллейбус, автобус или маршрутное такси). Поведение людей на остановке. |
26.01.2023 |
СБО №19 |
Скорая помощь спешит на помощь. |
Предметы, которые меня окружают Ориентировка на улице Закрепить представление детей о машинах. Познакомить с понятием «специальная машина». Учить находить сходство машины скорой помощи с другими машинами и понимать ее отличие от других машин. Дать детям представление о назначении машины скорой помощи. |
02.02.2023 |
СБО №20 |
Дорожная безопасность. |
Предметы, которые меня окружают Ориентировка на улице Дать детям представление об опасностях, которые подстерегают их на улице. Познакомить с компенсаторными способами ориентировки на улице (с помощью слуха, обоняния). Познакомить детей со светофором и правилами поведения пешеходов. |
09.02.2023 |
СБО №21 |
Столовая и кухонная посуда. |
Предметы, которые меня окружают Конкретизировать представления о посуде, ее назначении. Упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов с помощью зрения и осязания. Учить понимание назначение столовой и кухонной посуды, сравнивать ее. Учить понимать обобщающее понятие «посуда». |
16.02.2023 |
СБО №22 |
Труд повара. (Экскурсия на кухню). |
Труд людей Продолжать знакомить с трудом сотрудников детского сада. Обогащать представления о профессии повара, о предметах, необходимых ему для работы, о цели и результатах его труда. Учить внимательно наблюдать за трудом повара, отвечать на вопросы тифлопедагога: «Кто работает на кухне?», «Что делает повар?», «Для чего нужна плита?» и т.д. Обратить внимание детей на запахи и звуки, с которыми они знакомятся на кухне. |
02.03.2023 |
СБО №23 |
Угощаем кукол чаем. (Чайная посуда). |
Предметы, которые меня окружают Упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания. Учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали. Учить понимать обобщающее слово «посуда». |
16.03.2023 |
СБО №24 |
Магазин продуктов (с/р игра). |
Предметы, которые меня окружают Дать представление о магазинах, в том числе о магазине продуктов. Дать представление о том, что можно купить в магазине продуктов. Познакомить с различными видами упаковки продуктов, учить правильно называть их. Дать детям образцы описания продуктов, н-р: «Это пакет молока», «Это коробка сахара», «Это банка сгущенного молока» и т.д. |
23.03.2023 |
СБО №25 |
Кукла Таня одевается на прогулку. |
Предметы, которые меня окружают Учить детей различать существенные детали одежды (воротник, рукава, разные застежки, пуговицы и т.д.) с помощью зрения и осязания, правильно называть их. Упражнять в обследовании основных признаков и свойств одежды с использованием зрения и осязания. Учить детей описывать последовательность одевания куклы (по вопросам тифлопедагога). |
30.03.2023 |
СБО №26 |
Оденем на ножки Танечки сапожки. |
Предметы, которые меня окружают Учить понимать назначение обуви, различать и называть основные детали. Учить группировать обувь по цвету, материалу, назначению, по наличию каких-либо особенностей (н-р, застежка на липучке, на молнии и т.д.). Понимать обобщающее слово «обувь». |
06.04.2023 |
СБО №27 |
Одежда и обувь. |
Предметы, которые меня окружают Иметь представление об одежде и обуви, их назначении, деталях, из которых они состоят. Владеть обобщающими понятиями «одежда», «обувь». Знать предметы одежды и обуви; уметь различать по сезону, размеру, цвету. |
13.04.2023 |
СБО №28 |
Я учусь помогать маме. |
Труд людей Расширять представления о труде родителей дома при рассматривании сюжетных картинок, упражнять в описании труда родителей дома (по вопросам тифлопедагога); прививать трудолюбие, заботу о младших и старших в семье, учить оказывать помощь окружающим людям. |
20.04.2023 |
СБО №29 |
Перелетные птицы. |
Природа вокруг нас Учить наблюдать основные признаки весны: изменения погоды и происходящие явления, связанные с весной. Учить замечать, наблюдать за птицами, которые прилетают весной, видеть их характерные особенности и отличительные черты. Обратить внимание детей на «голоса» разных птиц, на шум их крыльев, повадки, чем питаются. |
27.04.2023 |
СБО №30 |
Поможем мишке купить мебель. |
Предметы, которые меня окружают Расширять представления о мебели и ее назначении. Упражнять в обследовании предметов мебели и их основных деталей с использованием зрения и осязания. Учить называть предметы мебели (стол, стул, шкаф, кровать). Закрепить представления детей о местонахождении отдельных предметов мебели в помещениях группы. Дать детям образцы описания предметов мебели, н-р, «Это стул. На стуле сидят. Стул деревянный. У стула есть сиденье, спинка, ножки» и т.д. |
18.05.2023 |
СБО №31 |
Цветы на подоконнике. |
Природа вокруг нас Закрепить знания детей о комнатных растениях. Учить находить сходство и различия комнатных цветов (2-3 цветка) с помощью зрения, осязания и обоняния. Учить описывать комнатные цветы. Дать детям образцы описания комнатных цветов, н-р: «Это фиалка. Здесь много маленьких цветов. Они синего цвета. Листочки у фиалки круглые. На ощупь они толстые и ворсистые…» и т.д. |
25.05.2023 |
II раздел программы: Развитие зрительного восприятия (РЗВ)
Общее количество часов: 71ч.
Количество учебных тем: 71. На изучение отдельной темы отводится одно занятие. Пример: в неделю проводится 2 занятия по РЗВ.
Первые две недели отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае – за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.
Форма организации занятий: подгрупповые занятия.
Ожидаемые результаты: умение различать основные цвета и оттенки, различать сенсорные эталоны по цвету, форме, величине, соотносить предметы с эталонами формы, цвета, величины, выделять отличительные признаки, сравнивать.
Подведение итогов обучения (формы контроля): Освоение программного материала проверяется в процессе организации специальных практических упражнений по развитию зрительного восприятия, рассматривания иллюстраций, слуховых и зрительных диктантов и т.д.
К концу года дети должны знать и уметь:
- опознавать предметные и реальные изображения в разных модальностях, выделять контурные и силуэтные изображения, зашумленные изображения,
- находить отличия между предметами, изображениями предметов, ориентироваться на сюжетной картинке,
- выкладывать сериационный ряд (по величине, форме, цвету),
- выделять сенсорные эталоны и соотносить по форме, цвету, величине,
- подбирать, располагать предметы по разным признакам, назначению,
- находить различия между предметами и свойствами,
- называть качества и свойства предметов, материалов (различать на вкус, слух, на ощупь).
№ занятия |
Раздел и тема занятия |
Разделы и задачи коррекционной программы |
Дата |
РЗВ №1 |
В магазине игрушек. |
Учить воспринимать сюжетные изображения, отвечать на вопросы «Что нарисовано на картине?» полным ответом, пересказывать текст, составленный из 3-4 предложений. Находить на картине предметы заданного цвета, формы, величины. Развивать зрительное внимание. |
16.09.2022 |
РЗВ №2 |
Путешествие в страну игрушек. |
Учить группировать предметы по форме, цвету, величине. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объемными игрушками. Развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет игрушек в окружающем мире. |
17.09.2022 |
РЗВ №3 |
Наши руки все умеют. |
Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание. Учить находить и выделять предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем пространстве. |
23.09.2022 |
РЗВ №4 |
Семейный альбом. |
Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное. Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение. Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости. Воспитывать любовь и чуткое отношение к окружающим близким. |
24.09.2022 |
РЗВ №5 |
Геометрические фигуры. |
Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Учить правильно определять и называть направления (понятия «спереди» - «сзади»). Формировать способы зрительного восприятия. |
30.09.2022 |
РЗВ №6 |
Подвижные пальцы и руки. |
Уточнять знания детей о значении рук в жизни человека. Уточнить название пальчиков. Развивать мелкую моторику. Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками. Закреплять умение находить и называть правую и левую руки. Закреплять правила ухода за руками. |
01.10.2022 |
РЗВ №7 |
Овощи. |
Расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок. |
07.10.2022 |
РЗВ №8 |
Что лежит у нас в корзине? |
Совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть признаки фруктов по форме, цвету, вкусу, запаху. Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания. |
08.10.2022 |
РЗВ №9 |
Узнай фрукты. |
Продолжать совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть признаки фруктов по форме, цвету, вкусу, запаху. Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания. Учить сличению контурных, силуэтных, цветных изображений, соотносить их с реальными предметами. |
14.10.2022 |
РЗВ №10 |
Зайчик-огородник. |
Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание, осязание, мелкую моторику. Учить воспринимать сюжетные изображения, отвечать на вопросы по содержанию. |
15.10.2022 |
РЗВ №11 |
Ягодная страна. |
Учить различать и соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений ягод. Развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы. Развивать зрительно-моторную координацию. |
21.10.2022 |
РЗВ №12 |
Ягоды и грибы. |
Учить сличению контурных и силуэтных изображений с реальными, узнавать по характерным признакам. Выделять основные признаки ягод и грибов (форму, цвет, величину), группировать по определенному признаку. Развивать целостность восприятия. |
22.10.2022 |
РЗВ №13 |
Лес нас в гости приглашает. |
Учит определять направления, называть местоположение предметов. Развивать слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, прослеживающую функцию глаз. Воспитывать любознательность, желание узнать новое. |
28.10.2022 |
РЗВ №14 |
Путешествие в красную сказку. |
Закреплять знания о красном цвете. Уметь называть и узнавать цвет реальных предметов. Развивать зрительное и слуховое внимание. |
29.10.2022 |
РЗВ №15 |
Цвет, форма, величина предметов. |
Учить отличать геометрические фигуры и объемные фигуры (круг – шар, куб – квадрат), подбирать пары предметов, одинаковых по цвету и размеру, форме. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности. Развивать мелкую моторику. |
05.11.2022 |
РЗВ №16 |
Квадрат и прямоугольник. |
Учить называть и находить предметы названной формы, выделять нужную геометрическую фигуру из множества. Развивать зрительно-моторную координацию, осязание и мелкую моторику. |
11.11.2022 |
РЗВ №17 |
В гости к осени. |
Закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (цвет, форма, величина). Учить различать движущиеся предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия (кружатся, летят, падают, опадают). Развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени. |
12.11.2022 |
РЗВ №18 |
Осенние листочки. |
Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений. Учить группировать предметы по одному из признаков. Разивать цветовосприятие и цветоразличение. |
18.11.2022 |
РЗВ №19 |
За кем ухаживает человек. |
Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений домашних животных, узнавать их по характерным признакам. Развивать умение анализировать признаки домашних животных по величине, используя приемы наложения приложения. Развивать зрительно-двигательную ориентацию, при выполнении характерных движений животных, координацию движений. Поддерживать устойчивый интерес к деятельности на занятии. |
19.11.2022 |
РЗВ №20 |
Кошка с котятами. |
Учить воспринимать сюжетные изображения, развивать целостность зрительного восприятия. Учить повторять короткий рассказ. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис. |
25.11.2022 |
РЗВ №21 |
Лесные жители. |
Лесные жители. Закрепить умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении, назывании частей тела диких животных. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений диких животных. Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать любознательность к природе. |
26.11.2022 |
РЗВ №22 |
Домашние и дикие животные. |
Учить находить животных по описанию, учить оперировать не только зрительно воспринимаемыми, но и воспринимаемыми на слух признаками. Учить зрительному анализу величины домашних животных, упражнять в соотнесении предметов по величине. Развивать зрительно-моторные навыки в предметно-практической деятельности. |
02.12.2022 |
РЗВ №23 |
На птичьем дворе. |
Учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц. Сравнивать их с изображением на картинке. Последовательно выделять основные признаки (цвет, форма, величина). Развивать моторные навыки руки. |
03.12.2022 |
РЗВ №24 |
Цвет предметов. |
Учить различению предметов; закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между». Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. |
09.12.2022 |
РЗВ №25 |
Сделай книжку. |
Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг. Закреплять умение группировать книги по величине. Развивать мелкую моторику посредством специальных упражнений пальчиковой гимнастики. |
10.12.2022 |
РЗВ №26 |
Кто такие птицы? |
Учить сличать контурные, силуэтные изображения с реальными изображениями птиц, развивать умение анализировать признаки птиц (окраска оперения, величина, пространственное положение частей тела птицы). Продолжать учить заботиться о птицах. |
16.12.2022 |
РЗВ №27 |
Зима пришла. |
Продолжать учить сличать, называть и сравнивать величину предметов (толщина веток деревьев, по длине) зрительным способом. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны (слева, справа от середины, вверху - внизу). |
17.12.2022 |
РЗВ №28 |
Путешествие в зеленую сказку. |
Закреплять знания о зеленом цвете. Узнавать и называть цвет реальных предметов. Выделять заданный цвет из множества. Развивать зрительное и слуховое внимание. |
23.12.2022 |
РЗВ №29 |
Новогодний праздник. |
Учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам. Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками по форме, цвету. Развивать моторные навыки в использовании трафаретов для изображения украшения елочки, различных по форме и пространственному положению. |
24.12.2022 |
РЗВ №30 |
Треугольник-призма. |
Учить называть геометрические фигуры, находить предметы заданной формы. Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций. |
30.12.2022 |
РЗВ №31 |
Путешествие в синюю сказку. |
Выделять заданный цвет из множества. Учить сравнивать предметы по величине (длинный - короткий, широкий – узкий). Развивать зрительно-моторное и слуховое внимание, мелкую моторику. |
31.12.2022 |
РЗВ №32 |
Геометрические фигуры. |
Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Закреплять понятия «верх» - «низ», «слева» - «справа». |
13.01.2023 |
РЗВ №33 |
Кто к нам груз привез? |
Последовательно выделять основные признаки (цвет, форму). Развивать моторные навыки руки. Различать движущиеся предметы, понимать, называть скорость движения («быстро» - «медленно»). |
14.01.2023 |
РЗВ №34 |
Путешествие в оранжевую сказку. |
Продолжать зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками. Формировать прием сопоставления предметов по цвету (приложение и наложение на образец). |
20.01.2023 |
РЗВ №35 |
Машины на наших улицах. |
Учить группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина). Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. Развивать зрительное внимание при сличении силуэтных изображений с предметными. |
21.01.2023 |
РЗВ №36 |
Величина предметов. |
Учить находить предметы заданной формы и величины; закреплять понятия «под», «над», «рядом», «навстречу друг другу». |
27.01.2023 |
РЗВ №37 |
Узнай машину. |
Учить детей соотносить контурные, силуэтные изображения с реальными, выделять форму частей предмета. Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания. Развивать целостность восприятия, внимания, память. |
28.01.2023 |
РЗВ №38 |
Геометрическая мозаика. |
Уметь зрительно обследовать образец и анализировать, из каких геометрических фигур он состоит (форма, цвет, размер). Учить воспроизводить картинку по памяти. Развивать цветоразличение, развивать глазомер. |
03.02.2023 |
РЗВ №39 |
Светофор в гостях у ребят. |
Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. Развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет игрушек в окружающем мире. Учить воспринимать сюжетные изображения, отвечать на вопросы по содержанию. |
04.02.2023 |
РЗВ №40 |
Сравнение предметов по высоте. |
Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, обозначать словами результаты измерений (высокий - низкий, нише - выше), развивать глазомер. |
10.02.2023 |
РЗВ №41 |
Посуда. |
Учить группировать предметы по существенным признакам. Учить делать обобщения (посуда), дифференцировать предметы по назначению (кухонная, столовая, чайная). Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания, учиться называть части предметов. Развивать целостность восприятия. |
11.02.2023 |
РЗВ №42 |
Форма предметов (круг, овал). |
Учить детей соотносить геометрические фигуры и их формы с реальными предметами и их изображениями, учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. Находить заданную форму в окружающем. |
17.02.2023 |
РЗВ №43 |
Кто компот нам приготовил? |
Учить различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом фрукт и ягод. Развивать глазомер, учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький. Группировать однородные предметы по признакам (величина, цвет, назначение). Воспитывать уважение к труду повара. |
18.02.2023 |
РЗВ №44 |
Путешествие в фиолетовую сказку. |
Учить отличать фиолетовый цвет от синего цвета, группировать предметы по одному из признаков. Развивать зрительное и речевое внимание, общую и тонкую моторику. |
24.02.2023 |
РЗВ №45 |
Поможем Федоре. |
Учить сличению контурных, силуэтных изображений, соотносить их с реальными изображениями предметов. Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного типа, анализируя основные признаки предметов посуды (пространственное положение, цвет, форма, величина). Учить делать обобщение (посуда), дифференцировать предметы внутри одного рода (чайная, кухонная). |
25.02.2023 |
РЗВ №46 |
В гостях у трех медведей. |
Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками по величине. Учить детей выделять , соотносить по величине (большой, меньший, маленький, высокий, ниже, низенький, толстый, тоненький и т.д.) Учить размещать предметы по словесной инструкции, называть их расположение. |
03.03.2023 |
РЗВ №47 |
Что купили в магазине? |
Учить группировать предметы по существенным признакам. Закреплять умение правильно определять и называть направления. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
04.03.2023 |
РЗВ №48 |
Куб, шар, треугольная призма. |
Учить называть геометрические фигуры, находить предметы заданной формы. Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций. |
10.03.2023 |
РЗВ №49 |
В раздевалке. |
Соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом предметов одежды для кукол. Упражнять детей в предметно-практической деятельности, развивающей мелкую моторику. |
11.03.2023 |
РЗВ №50 |
Слова-противоположности. |
Учить выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой, меньший, маленький; высокий, ниже, низенький; толстый, тоньше, тоненький и т.д. Группировать предметы по существенным признакам. Упражнять в предметно-практической деятельности. |
17.03.2023 |
РЗВ №51 |
Обувь. |
Учить сличению контурных, силуэтных изображений с предметной картинкой, группировать по признакам. Развивать целостное восприятие, мелкую моторику. |
18.03.2023 |
РЗВ №52 |
Цвет. Форма. Величина. |
Закреплять умение различать изученные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал), подбирать пары предметов, одинаковых по цвету, размеру, форме. Учить правильно воспринимать картинки по заданному плану. |
24.03.2023 |
РЗВ №53 |
Мы идем гулять. |
Формировать способы осязательного обследования предметов одежды, обуви по различным признакам (цвет, форма, величина). Развивать зрительное внимание, учить составлять последовательно узоры для одежды из геометрических фигур. Воспитывать опрятность, аккуратность. |
25.03.2023 |
РЗВ №54 |
Одежда. |
Закреплять умение анализировать основные признаки предметов одежды (цвет, величина) (размер). Учить сличению контурных, силуэтных изображений с предметными изображениями методом приложения и наложения. |
31.03.2023 |
РЗВ №55 |
Соберу свои игрушки. |
Продолжать учить группировать игрушки по цвету, форме, величине. Развивать цветовосприятие, зрительно-двигательную координацию. |
01.04.2023 |
РЗВ №56 |
Узнай фигуру. |
Выделять основные признаки (цвет, форма, величина) учить анализировать пространственное расположение геометрических фигур. Выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов. Развивать зрительно-двигательную координацию, память, внимание. |
07.04.2023 |
РЗВ №57 |
Перелетные птицы. |
Расширять, уточнять словарь по теме «Перелетные птицы», развивать связную речь, творческое воображение, тонкую моторику. Учить узнавать, сличать во величине. |
08.04.2023 |
РЗВ №58 |
Скворец. |
Учить составлять рассказ по картине. Развивать наглядно-образное мышление. Развивать зрительно-двигательную координацию, внимание, память. |
14.04.2023 |
РЗВ №59 |
К куклам в гости. |
Закреплять умение зрительно анализировать основные признаки предметов (цвет, форму, величину, пространственное положение), сличать контурное изображение с реальным. Продолжать собирать из частей целое, воспитывать бережное отношение к вещам. |
15.04.2023 |
РЗВ №60 |
Медвежонок-сладкоежка. |
Развивать понимание смысла и содержания картины. Обучать составлению рассказа по картине, отвечать на вопросы по содержанию. Называть местоположение предметов в окружающей обстановке. Развивать связную речь, целостность восприятия, точность движений руки. |
21.04.2023 |
РЗВ №61 |
Комнатные растения. |
Соотносить силуэтные, цветные изображения с реальными предметами. Развивать наглядно-образное мышление, тонкую моторику, целостность восприятия, внимания. |
22.04.2023 |
РЗВ №62 |
Красный, синий, фиолетовый. |
Различать и называть цвета, находить предметы заданного цвета в окружающем пространстве. Развивать зрительно-моторную координацию. |
28.04.2023 |
РЗВ №63 |
Сравнение предметов по величине. |
Закреплять умение детей различать изученные геометрические фигуры; подбирать пары предметов по заданному признаку. Сравнивать по величине, раскладывая в определенной последовательности. Упражнять в ориентировке в пространстве. |
29.04.2023 |
РЗВ №64 |
Дом, в котором ты живешь. |
Закрепить у детей умение анализировать основные признаки предметов: цвет, форму, величину. Учить зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов. Развивать мелкую моторику, используя специальные упражнения. Воспитывать уважение к результатам труда взрослых, желание подражать. |
05.05.2023 |
РЗВ №65 |
К нам пришло письмо. |
Учить детей правильно воспринимать картинки, соотносить изображения с реальными предметами в играх, сличать контурное и силуэтное изображение. Продолжать учить различать предметы по двум признакам: величине, цвету. Развивать умение анализировать основные признаки предметов (их форму, величину). Познакомить с трудом почтальона. Воспитывать уважение к людям данной профессии. |
06.05.2023 |
РЗВ №66 |
К нам весна шагает. |
Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие. Учить узнавать, называть, сличать предметы по величине. Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдении за явлениями природы весной. Продолжать развивать интерес к изучению явлений природы. |
12.05.2023 |
РЗВ №67 |
Путешествие в разноцветную сказку. |
Знать основные цвета спектра, уметь их дифференцировать. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, цветовосприятие. Развивать связную речь, творческое воображение. |
13.05.2023 |
РЗВ №68 |
Незнайка в гостях у рябят. |
Учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях. Развивать зрительно-моторную координацию. Учить выделять и словесно обозначать направления движения. Развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение по указанию педагога размещать дома на фланелеграфе. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, дополнять их. |
19.05.2023 |
РЗВ №69 |
Кого разбудила весна. |
Развивать зрительные функции фиксации, локализации, цветоразличения. Учить группировать насекомых по однородным признакам (цвету, форме, величине). |
20.05.2023 |
РЗВ №70 |
Насекомые. |
Расширять и уточнять словарь по теме «Насекомые». Развивать связную речь, тонкую и общую моторику, зрительный гнозис и конструктивный праксис, воспитывать бережное отношение к природе. |
26.05.2023 |
РЗВ №71 |
Цветочная мозаика. |
Формировать способы зрительного восприятия цветочных растений. Учить различать и называть формы частей растения. Развивать цветовосприятие. Закреплять знание |
27.05.2023 |
III раздел программы: Ориентировка в пространстве (ОП)
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Цель: становление у дошкольников с нарушением зрения навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.
В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке решаются задачи развития:
- умение ориентироваться на собственном теле, т.е. «на себе»;
- ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, фланелеграфе, на поверхности стола и т.п.);
- ориентировки в макропространстве (замкнутом – помещения группы, детского сада, открытом – участок детского сада, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой «от себя»;
- ориентировки во времени (формировать представления о временах года, днях недели, частях суток);
- с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы;
- формировать пространственные термины и умения, самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.
Общее количество часов: 69.
Количество учебных тем: 69. На изучение отдельной темы отводится одно занятие. Пример: в неделю проводится 2 занятия по ОП.
Первые две недели отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае – за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.
Форма организации занятий: подгрупповые занятия.
Ожидаемые результаты: умение ориентироваться на себе, от себя, в микропространстве, и макропространстве, знать пространственную терминологию.
Подведение итогов обучения (формы контроля): Освоение программного материала проверяется в процессе организации практических упражнений по ориентировке в пространстве, подвижных и дидактических игр.
Краткое содержание раздела «Ориентировка в пространстве»
I .Тематический блок – Ориентировка на себе
Цель темы: умение ориентироваться на собственном теле.
Основное содержание, термины и понятия: «справа» - «слева», «правая», «левая», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу».
Планируемый результат:
Коммуникативные: обозначать в речи пространственные направления собственного тела и впереди стоящего ребенка.
Регулятивные: сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка; преодолеть страх пространства и неуверенности в своих силах.
Познавательные: обучать определению парно-противоположных направлений своего тела; формировать потребность в самостоятельной ориентировке.
Личностные: иметь представления о пространственных направлениях собственного тела, приемах и способах ориентировки в микропространстве, в замкнутом и открытом пространстве.
II. Тематический блок - Ориентировка в микропространстве
Цель темы: обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).
Основное содержание темы, термины и понятия: формировать пространственные представления и обозначать в речи пространственное положение предметов (сверху, снизу, посередине, слева, справа).
Планируемый результат:
Коммуникативные: обозначать в речи пространственное расположение игрушек и других предметов в микропространстве.
Регулятивные: формировать навыки точной ориентировки.
Познавательные: располагать предметы слева направо и в названных направлениях.
Личностные: развивать навыки микроориентировки с помощью зрения и осязания.
III. Тематический блок – Ориентировка в макропространстве (замкнутом и открытом пространстве).
Цель темы: обучение ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя», продолжать обучать ориентировке на основе непосредственно чувственного восприятия (расположение помещений всего детского сада: специальные кабинеты, кухня, спортивный и музыкальный залы, коридоры, лестницы, участок детского сада).
Основное содержание темы, термины, понятия: воспринимать характеристики пространства: далеко, близко, здесь, там, глубокий, мелкий, верх, вниз, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне; обозначать в речи пространственное расположение оборудования (справа от меня, впереди, слева от меня и т.д.)
Планируемый результат:
Коммуникативные: формировать необходимые специальные умения и навыки самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировку в нем.
Регулятивные: учить анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке.
Познавательные: дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя».
Личностные: учить усвоению правил передвижения, правила дорожного движения.
IV. Тематический блок - Ориентировка во времени
Цель темы: формировать представления о временах года, днях недели, частях суток.
Основное содержание темы, термины и понятия: утро, день, вечер, ночь, соотносить свои действия со временем суток, иметь представления о смене временной последовательности, о днях недели, временные понятия «раньше», «позже».
Планируемый результат:
Коммуникативные: овладение временными понятиями.
Регулятивные: систематизация представлений об отличительных признаках времен года, частей суток.
Познавательные: расширить представления о смене времен года, частях суток, неделе.
Личностные: ориентировка во времени, усвоение временных понятий.
V. Тематический блок – Моделирование пространственных отношений
Цель темы: ориентировка с помощью простейших схем пространства.
Основное содержание темы, термины и понятия: моделировать замкнутое пространство и пространственные отношения между предметами, в нем расположенными – по предметному образцу, по картинке, по словесной инструкции тифлопедагога (кукольная комната, шкаф с игрушками и т.д.).
Планируемый результат:
Коммуникативные: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов по схеме.
Регулятивные: умение ориентироваться в пространстве по картинке- плану.
Познавательные: обучение самостоятельному
Личностные: развитие пространственного мышления.
К концу II года обучения дети должны знать и уметь:
- иметь четкие представления о своем теле, ориентироваться в нем, называть направления в пространстве собственного тела и окружающего ближайшего пространства;
- обозначать в речи направления собственного тела и соотносить их с направлениями тела впереди стоящего ребенка;
- самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам врача, тифлопедагога, к физкультурному и музыкальному залу;
- определять и обозначать в речи пространственное расположение других детей и предметов с точкой отсчета «от себя»;
- устанавливать с помощью зрения и осязания стороны игрушек и других предметов ближайшего окружения;
- использовать сохранные анализаторы в процессе ориентировки в пространстве, соотносить полисенсорную информацию о рпостранстве с конкретными помещениями и деятельностью людей;
- двигаться в заданном направлении, сохранять и менять его (по ориентирам, по словесной инструкции);
- самостоятельно ориентироваться по территории детского сада, обозначать в речи пространственное расположение объектов на участке своей группы;
- ориентироваться в микропространстве; располагать предметы (на листе бумаги, на поверхности стола) в названных направлениях;
- узнавать и обозначать в речи направления микропространства;
- моделировать замкнутое микропространство (кукольная комната, шкаф с игрушками) по представленному образцу, по картинке – плану, по словесной инструкции;
- соотносить реальные предметы с их условными изображениями;
- читать простейшие схемы пространства, располагать предметы в пространстве в соответствии с отметкой на схеме.
№ занятия |
Раздел и тема |
Задачи и разделы коррекционной программы |
Дата |
ОП №1 |
Ориентировка во времени. Начало осени. |
Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). |
18.09.2022 |
ОП №2 |
В гостях у клоуна (игрушки). |
Знакомить с простейшей схемой пространства. Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой, размещать игрушки по предложенной картинке-плану. Учить обозначать в речи пространственное положение игрушек (на столе, под стулом и т.д.). Развивать зрительную память. |
19.09.2022 |
ОП №3 |
Семья. |
Учить определять, показывать левую и правую стороны листа, середину листа. Учить срисовывать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз. Упражнять в соотнесении предметных изображений с их условными изображениями (силуэт). |
25.09.2022 |
ОП №4 |
Ориентировка в пространстве бумаги. |
Учить ориентировке в пространстве листа бумаги. Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (вверху, внизу, посередине). |
26.09.2022 |
ОП №5 |
Кто я? Какой я? |
Учить правильно использовать в речи пространственные термины (справа, слева, впереди и т.д.) Развивать представления о пространственном расположении частей своего тела. Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения и сохранных анализаторов. |
02.10.2022 |
ОП №6 |
Ориентировка в большом пространстве (близко – далеко, ближе, дальше). |
Зрительная оценка расстояний в определении удаленности предметов «от себя». Развивать мелкую моторику рук. |
03.10.2022 |
ОП №7 |
Для чего нужны глаза. |
Учить обозначать в речи направление своего движения. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха. Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, расположенных на листе бумаги. |
09.10.2022 |
ОП №8 |
Ориентировка во времени. Середина осени. |
Учить узнавать и называть времена года по характерным признакам. Учить располагать предметы на плоскости листа сверху – вниз, снизу- вверх. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз. |
10.10.2022 |
ОП №9 |
Игрушки пришли к нам в гости. |
Учить приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению их по словесным инструкциям в различных направлениях «от себя» (впереди, сзади, слева, справа), обозначению направлений соответствующими терминами. |
16.10.2022 |
ОП №10 |
Овощи, фрукты. |
Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания. Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами. Развивать мелкую моторику. |
17.10.2022 |
ОП №11 |
Части суток. |
Учить выделять временные пространственные отношения в последовательности частей суток. Учить различать, понимать временные понятия «сегодня», «вчера», «завтра». |
23.10.2022 |
ОП №12 |
Картинка – план. Найди игрушку. |
Обучать ориентировке в пространстве по картинке- плану. Определять и обозначать в речи расположение изображенных игрушек. Учить соотношению игрушек с их условным изображением. |
24.10.2022 |
ОП №13 |
Лесная школа. |
Обучение элементарным приемам ориентировки на столе. Учить располагать предметы на плоскости листа слева, справа, посередине. Развивать мелкую моторику. |
30.10.2022 |
ОП №14 |
Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя». Дифференциация правой и левой рук. |
Уметь показывать рукой, флажком направления пространства с точкой отсчета «от себя»: направо -налево, вверх – вниз, вперед – назад. Обозначать в речи расположение других детей, различных предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». |
31.10.2022 |
ОП №15 |
Картинка – план. Знакомство с условными (схематическими) изображениями. Угадай кто на картинке? |
Обучать ориентировке пространстве по картинке- плану. Учить нахождению реального предмета по памяти, соотносить игрушки и реальные предметы с их наглядными и условными изображениями, обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: «справа», «слева», «посередине». |
06.11.2022 |
ОП №16 |
Картинка – план. Знакомство с условными (схематическими) изображениями. |
Обучать ориентировке пространстве по картинке- плану. Учить размещать игрушки в реальном пространстве по предложенной картинке – плану. |
07.11.2022 |
ОП №17 |
Ориентировка во времени. Ноябрь. Конец осени. Дни недели. |
Развивать навыки микроориентировки. Учить располагать и находить предметы в названных направлениях. Учить словесно обозначать местоположение предметов. Знать признаки времен года. Развивать мыслительные операции, внимание. |
13.11.2022 |
ОП №18 |
Здравствуй, деревце! |
Развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух. Учить ориентироваться на участке детского сада, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев. Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям. |
14.11.2022 |
ОП №19 |
Геометрические фигуры. |
Учить ориентироваться на реальной поверхности стола. Определять и обозначать в речи местоположение геометрических фигур. |
20.11.2022 |
ОП №20 |
Домашние животные. |
Учить располагать предметы в реальном пространстве по словесной инструкции педагога, обозначать в речи пространственное положение животных соответствующими терминами. Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха. Учить понимать простейшую схему пространства. |
21.11.2022 |
ОП №21 |
Дикие животные. |
Учить детей ориентироваться в микропространстве. Обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами (впереди, сзади, между и т.д.) Развивать зрительно-моторную координацию. |
27.11.2022 |
ОП №22 |
Ориентировка относительно себя. Дифференциация правой и левой рук. |
Закреплять умение показывать рукой, флажком направления пространства с точкой отсчтета 2от себя»: направо – налево, вверх – вниз, вперед- назад. Закреплять и уточнять знание детьми значения слов: «далеко», «близко», «дальше», «ближе». |
28.11.2022 |
ОП №23 |
Ориентировка во времени. Декабрь. Начало зимы. |
Учить называть и узнавать времена года по характерным признакам. Учить детей описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закреплять представления о способах зимовки зверей и лесных птиц. Определять и обозначать в речи местоположение зверей и птиц на картинке. |
04.12.2022 |
ОП №24 |
Лабиринты. |
Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь на схемы пути. Учить ориентироваться в запутанном лабиринте. |
05.12.2022 |
ОП №25 |
Знакомство со схемой. |
Соотносить реальное пространство со схемой (Найди на схеме изображение окон, двери). |
11.12.2022 |
ОП №26 |
Ориентировка на участке. |
Закреплять умение ориентироваться в большом пространстве. Закреплять и уточнять знание детьми значений слов: «далеко», «близко», «дальше», «ближе». |
12.12.2022 |
ОП №27 |
Зима. |
Учить обозначать в речи расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами. Учить располагать предметы на плоскости листа сверху – вниз, снизу – вверх. Развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающую функцию глаз. |
18.12.2022 |
ОП №28 |
План пространства. |
Соотносить расположение предметов в реальном пространстве с планом. Располагать предметы по плану. |
19.12.2022 |
ОП №29 |
Дикие животные зимой. |
Учить понимать заслоненность одного предмета другим, употребляя при этом пространственный предлог «за». Учить определять и словесно обозначать расположение игрушек диких животных в малом пространстве. Учить располагать предметы на доске сверху – вниз. Развивать умение детей ориентироваться в микропространстве. |
25.12.2022 |
ОП №30 |
Нарядим елочку. |
Учить располагать предметы по словесным инструкциям педагога. Упражнять в микроориентировке, на листе бумаги. Развивать зрительно-моторную координацию. |
26.12.2022 |
ОП №31 |
Ориентировка в процессе передвижения. |
Продолжать учить передвигаться в названном направлении; сохранять и менять направление движения (в соответствии с инструкцией тифлопедагога). Обозначать в речи направление движения. |
15.01.2023 |
ОП №32 |
Воспитание культурно-гигиенических навыков. |
Учить обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами. Учить ориентироваться в микропространстве. Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях. |
16.01.2023 |
ОП №33 |
Зимние забавы. |
Учить понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия. Учить определять расположение объектов на сюжетном изображении, употребляя слова «далеко», «близко».. Упражнять в расположении предметов в групповой комнате по словесным инструкциям педагога. |
22.01.2023 |
ОП№34 |
Ах, эти звуки. |
Различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки. Уметь ориентироваться с помощью слухового анализатора. |
23.01.2023 |
ОП№35 |
Наш любимый детский сад. |
Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада, находить их самостоятельно (соседняя группа, музыкальный зал, кабинет заведующей, кабинет врача, кухня). Учить ходить по лестнице, держась за перила, обходить с правой стороны. Дать представление о правилах поведения в различных помещениях детского сада в соответствии с их назначением. Продемонстрировать такое поведение (например, в спальне говорят тихо, шепотом и т.д.). |
29.01.2023 |
ОП№36 |
Транспорт. |
Учить обозначать в речи пространственное расположение предметов (далеко – близко, ближе-дальше). Закреплять левую и правую стороны. Упражнять в заданном передвижении по групповой комнате и остановке по цветовому сигналу. |
30.01.2023 |
ОП №37 |
Путешествие в сказку. |
Учить анализировать взаимоположение предметов на плоскости листа. Учить соотносить с помощью осязания объемные формы. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз. |
05.02.2023 |
ОП №38 |
Февраль - последний месяц зимы. |
Обобщать наблюдения детей, систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, лежат большие сугробы, дует холодный ветер, ветер поднимает снег с земли, поземка, метель); закреплять названия зимних месяцев. |
06.02.2023 |
ОП №39 |
Ориентировка на участке. |
Закреплять умение ориентироваться в большом пространстве. Показать двигательные приемы (способы) измерения расстояния до предметов, расположенных на разной удаленности от детей, учить соотносить зрительное восприятие пространства с двигательными ощущениями при передвижении. |
12.02.2023 |
ОП№40 |
Микроориентировка. |
Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими терминами. Учить располагать предметы на плоскости листа вверху, внизу, слева, справа, посередине. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз. |
13.02.2023 |
ОП№41 |
Деревья зимой. |
Формировать пространственные представления (впереди, сзади, за, перед). Развивать умение сравнивать величину предметов и обозначать в речи (толстый – тонкий, высокий – низкий). Учить обозначать в речи пространственное расположение предметов (далеко - близко, ближе – дальше). |
19.02.2023 |
ОП №42 |
Ориентировка по отношению к себе и другому. |
Обозначать расположение других детей, предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». (Н-р, Саша стоит справа (слева) от Димы. А Даня стоит впереди меня). |
20.02.2023 |
ОП №43 |
Что мы знаем о зимующих птицах. |
Учить различать разных птиц с помощью слуха. Развивать умение оперировать в микропространстве. Развивать мелкую моторику рук и прослеживающую функцию глаза. |
26.02.2023 |
ОП №44 |
Ориентировка в большом пространстве. |
Ориентироваться с помощью простейших схем. Располагать игрушки и другие предметы в реальном пространстве по отметке, указанной в схеме. Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами. |
27.02.2023 |
ОП №45 |
Профессия – повар. |
Продолжать учить ориентироваться в микропространстве. Развивать умение определять на ощупь предметы. |
05.03.2023 |
ОП №46 |
Посуда. |
Учить ориентироваться в микропространстве в названных направлениях (вправо, влево, вниз, вверх). Учить соблюдать последовательность при составлении целого из частей. Развивать умение располагать условные изображения предметов на листе бумаги в соответствии с расположением реальных объектов на столе. |
06.03.2023 |
ОП №47 |
Ориентировка во времени. Дни недели. Части суток. |
Различать временные понятия «утро». «день», «вечер», «ночь», уметь соотносить свои действия со временем суток, иметь представления о смене временной последовательности, о днях недели, временных понятиях «раньше» - «позже». |
12.03.2023 |
ОП №48 |
В цирке. |
Закрепить умение детей ориентироваться в микропространстве, активно использовать в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади». Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры. Учить читать простейшую схему пространства. |
13.03.2023 |
ОП №49 |
Весна. |
Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направления своего движения. Учить моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец. Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в микропространстве. |
19.03.2023 |
ОП №50 |
Ориентировка в процессе передвижения. |
Учить обозначать в речи направления своего движения. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха. Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, расположенных на листе бумаги. |
20.03.2023 |
ОП №51 |
Март – первый весенний месяц. |
Расширять представления о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал , ярче светит солнце, звонче поют птицы); учить составлять рассказ-описание. |
26.03.2023 |
ОП №52 |
Микроориентировка. |
Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами. Учить располагать предметы на плоскости листа вверху, внизу, слева, справа, посередине. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз. |
27.03.2023 |
ОП №53 |
Моя бабушка. |
Учить определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе). Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами. |
02.04.2023 |
ОП №54 |
Помоги котятам. |
Закреплять понятия «верхняя», «нижняя», «верх», «низ». Учить способам зрительно-осязательного обследования предметов. Развивать внимание, память. |
03.04.2023 |
ОП №55 |
Ориентировка в большом пространстве. |
Ориентироваться с помощью простейших схем. Располагать игрушки и другие предметыв реальном пространстве по отметке, указанной в схеме. Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами. |
09.04.2023 |
ОП №56 |
Характерные признаки весны. |
Учить детей сравнивать признаки весны и осени в природе; составлять рассказ- сравнение осенних и весенних признаков. |
10.04.2023 |
ОП №57 |
Птицы. |
Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к). Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать зрительно-моторную координацию. |
16.04.2023 |
ОП №58 |
Цветная мозаика. |
Развивать навыки микроориентировки на листе бумаги, активно использовать в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади». |
17.04.2023 |
ОП №59 |
Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя». |
Закреплять и уточнять знание детьми значений слов «далеко», «близко», «дальше», «ближе». Находить и располагать игрушки и другие предметы в названных направлениях окружающего пространства. |
23.04.2023 |
ОП №60 |
Мой дом. |
Учить моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек (кукольная мебель). Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном пространстве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами. Развивать умение располагать игрушки по словесным инструкциям педагога. |
24.04.2023 |
ОП №61 |
Ориентировка в большом пространстве. |
Ориентироваться с помощью простейших схем. Располагать предметы в реальном пространстве по отметке, указанной в схеме. Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами. |
30.04.2023 |
ОП №62 |
Мебель. |
Учить соотношению игрушек с их условными обозначениями. Знакомить с простейшей схемой пространства. Упражнять в ориентировке в групповом помещении. |
07.05.2023 |
ОП №63 |
Моя улица. |
Воспитывать любовь к родным местам, познакомить с ними. Учить названия улиц города. Определять, словесно обозначать расположение предметов в микропространстве. Развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление. |
08.05.2023 |
ОП №64 |
Ориентировка на участке. |
Закреплять умение самостоятельно ориентироваться на территории детского сада. Обозначать в речи пространственное расположение объектов на участке своей группы. Двигаться в заданном направлении, сохранять менять его (по словесной инструкции). |
14.05.2023 |
ОП №65 |
Май – последний месяц весны. |
Обобщать знания детей о весне на оснеове наблюдений в природе (изменения в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). |
15.05.2023 |
ОП №66 |
В цирке. |
Закрепить умение ориентироваться в микропространстве, активно использовать пространственную терминологию (слева, справа, впереди, сзади). Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры. Учить читать простейшую схему пространства. |
21.05.2023 |
ОП №67 |
Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя». |
Обозначать в речи направления собственного тела. Определять и обозначать в речи пространственное расположение других детей и предметов с точкой отсчета «от себя». |
22.05.2023 |
ОП №68 |
Ориентировка во времени (закрепление пройденного). |
Закреплять знания детей о последовательности частей суток, времен года, дней недели. Продолжать учить различать и понимать временные понимать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра». |
28.05.2023 |
ОП №69 |
Ориентировка в большом пространстве. |
Продолжать учит детей передвигаться в пространстве, ориентируясь на схемы пути. Учить ориентироваться в запутанном лабиринте. |
29.05.2023 |
Учебно-методическое обеспечение
Зрительные тренажёры:
-видеоазимут (для индивидуальных и фронтальных занятий);
-«прыгающий» взгляд;
-тренажер Базарова;
-зрительные траектории (лабиринты с разнообразными траекториями);
-стрелоплан;
-тренажер для развития прослеживающей функции глаза с объемными и плоскостными фигурами;
- тематические прослеживающие стрелки (элементы на липучках).
Аудиологическое обеспечение:
-записи бытовых шумов;
-записи шумов природы;
-записи голосов птиц, насекомых, животных;
-набор музыкальных инструментов и звучащих игрушек.
Компьютерное оснащение:
-программа «Луч» (Социально-адаптивная программа по развитию зрительного восприятия у детей с офтальмолопатологией);
-развивающие игры «В гостях у зебры», «Интеллектика» и т.д.;
-кинопроекционные методики (Уроки Кирилла и Мефодия. Занятия с диска «Окружающий мир»);
-«Зрительная гимнастика по Аветисову Э.С: профилактика зрительных расстройств, и восстановление утраченного зрения, укрепление глазодвигательных мышц» (комп.программа);
-электронные физминутки для глаз.
Методические пособия:
-игры и пособия на развитие целостности восприятия: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Головоломки со счетными палочками»;
-игры на закрепление способов микроориентировки на плоскости листа, фланелеграфе, столе: «Муха», «Паук», «Лабиринт», таблицы Панкова «Найди букву»;
-зрительные и слуховые диктанты;
-упражнения на развитие зрительно-пространственной ориентировки, на развитие способности фигуры-фонового различения;
-альбом по развитию зрительно-вербальных функций Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой;
-книга-тренажер по сохранению детского зрения Г.Г.Демирчоглян;
-таблицы для исследования цветоощущений;
-игры и пособия на закрепление способов ориентировки в закрытом и открытом макропространстве: дидактические карточки с условными обозначениями, схемы передвижения, схемы класса, картины для развития художественного восприятия;
-упражнения на модальность восприятия (контур, силуэт, помехоустойчивость восприятия).
Список использованной литературы:
-
О.В. Акулова, Т.И.Бабаева. Программа «Детство». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.С-Пб.,2011.
-
Л.Н.Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
-
В.А. Бельшер, Л.П.Григорьева. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. 1997.
-
Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., 2003.
-
М.В.Корепанова. Диагностика развития и воспитания дошкольников.
-
Пальцы помогают говорить/ под ред. Г.Г.Галкиной, Т.И. Дубининой.
-
И.Я. Семаго. Программа «Формирование пространственных представлений у детей.
-
Л.И. Плаксина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003.
-
Е.Н. Подколзина. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М., 2007.
-
Л.Г.Селихова. Ознакомление с природой и развитие речи. М., 2008.
-
Л.Н.Смирнова. Логопедия. М.,2003.
- Рабочая программа коррекционной работы в детском саду для детей старшей группы (5-6 лет) III-года обучения по разделам «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве»
- Диагностика младших школьников по СБО
- Протокол обследования зрительного восприятия младших школьников
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»