В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа коррекционной работы в детском саду для детей средней группы (4-5 лет) II-года обучения по разделам «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве»

Рабочая программа коррекционной работы в детском саду для детей средней группы (4-5 лет) II-года обучения по разделам «Социально-бытовая ориентировка», «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве»

Анна Протасова
Тип материала: Программа
просмотров: 122
Краткое описание
Направленность – овладение детьми дошкольного возраста с нарушением зрения знаниями и умениями, необходимыми в самостоятельной жизни, в социуме; целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребенка.
Цель программы – обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в период созревания зрительной системы ребенка.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа средняя по зрению 2022-2023.docx Скачать

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Суворовская начальная школа»





Принята на педагогическом совете № _____

протокол от__________



Утверждено приказом от _________ №______

Директор________________С.Д.Осипова





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ)

II-года обучения

по разделам:

«Социально-бытовая ориентировка»

«Развитие зрительного восприятия»

«Ориентировка в пространстве»





Автор:

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Протасова Анна Геннадьевна







г.Суворов, 2018-2019 уч.год

Пояснительная записка

Актуальность использования данной программы подтверждена исследованиями ученых-тифлопедагогов Института коррекционной педагогики РАО Л.Солнцевой, Л.Плаксиной, В.Денискиной, Е.Н. Подколзиной, которые показали, что снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства влияет на ориентировочную, познавательную, контролирующую функцию восприятия. У детей возникают трудности в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких, недифференцированных образов-представлений, негативно , влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), затрудняют учебную деятельность.

Направленность – овладение детьми дошкольного возраста с нарушением зрения знаниями и умениями, необходимыми в самостоятельной жизни, в социуме; целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребенка.

Цель программы – обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в период созревания зрительной системы ребенка.

Задачи:

1.Преодоление затруднений детей дошкольного возраста с нарушением зрения в учебной деятельности;

2. Овладение навыками социальной адаптации;

3. Развитие творческого потенциала дошкольников;

4. Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;

5. Повышение уровня общего развития; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и ЭВС;

6. Формирование механизмов волевой регуляции; развитие коммуникативных навыков.

Отличительная особенность данной программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 2-го года обучения. Включает в себя программный минимум, предусмотренный базовой коррекционной программой, систему работы по развитию внимания, памяти, мышления. Четкость и систематичность в работе помогает исключить лишнюю физическую, эмоциональную и психическую нагрузку на детей и способствует сохранению их здоровья.

Этапы реализации: Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1 этап – (май – сентябрь) – информационно-аналитическая деятельность.

2 этап - (сентябрь-май) – организованно-исполнительская деятельность.

3 этап – ( май, июнь) – контрольно – диагностическая деятельность.

Блоки программы:

- Социально-бытовая ориентировка;

- Ориентировка в пространстве;

- Развитие зрительного восприятия.

Первые две недели сентября отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае - за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана. В неделю проводится 1 занятие по социально-бытовой ориентировке, 2 занятия по развитию зрительного восприятия и 2 занятия по ориентировке в пространстве.

Формы организации занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. На каждое коррекционное занятие отводится 20-25 минут учебного времени на одного воспитанника или подгруппу.

Ожидаемый результат: коррекция и компенсация нарушений развития, преодоление трудностей в воспитательно-образовательном процессе; усвоение детьми учебного материала, адаптация в социуме, формирование социально-адаптивного поведения.

Подведение итогов обучения: в форме сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, диагностических методик, бесед.





























I раздел программы: Социально – бытовая ориентировка (СБО)

Краткое содержание

Раздел коррекционной работы по СБО делится на учебно-тематические блоки:

Общее количество часов: 34 ч.

Количество учебных тем: 34. На изучение отдельной темы отводится одно занятие. Пример: в неделю проводится 1 занятие по СБО.

Первые две недели отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае – за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.

Форма организации занятий: фронтальные (групповые) занятия.

Ожидаемые результаты: расширение и обогащение социального опыта, формирование знаний, умений, навыков социально-бытовой ориентированности.

Подведение итогов обучения (формы контроля): Освоение программного материала проверяется в процессе организации сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, в процессе практических упражнений, бесед, рассматривания иллюстраций по теме.

Краткое содержание раздела «Социально-бытовая ориентировка»:

I тематический блок – «Я и мое ближайшее окружение»: развитие представлений о человеке, его семье, ближайшем окружении.

II тематический блок – «Приобщение к труду взрослых»: знакомство с трудом, его назначением, конкретными видами труда в детском саду (няня, прачка, мед.сестра), труд в семье.

III тематический блок – «Предметные представления»: развитие и обобщение знаний и представлений о существенных признаках и особенностях окружающих предметов (продукты питания, мебель, посуда, одежда, обувь, книги, игрушки). «Предметные представления. Ориентировка на улице»: дальнейшее знакомство и закрепление знаний и представлений о явлениях общественной жизни (транспорт, дорожная безопасность).

IV тематический блок «Природа вокруг нас»: обучение основам экологического воспитания (животные родного края, мир насекомых, цветы, богатства леса, деревья.

К концу года дети должны знать:

- о себе и своей семье (знать свое имя, отчество, фамилию, адрес, сведения о родителях, ближайшем окружении);

- различать предметы, которые нас окружают, понимать их назначение, знать правила их использования и назначения;

- о местах расположения помещений в детском саду, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения в зависимости от назначения;

- о видах труда, уважать труд людей разных профессий;

- иметь представления о природе родного края, знать названия домашних, диких животных, насекомых, растений;

- культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

К концу года дети должны уметь:

- свободно общаться, соблюдая правила поведения; знать о себе и своей семье; подбирать, располагать предметы по разным признакам, назначению; находить различия между предметами и свойствами; называть качества и свойства предметов, материалов (различать на вкус, слух, на ощупь); использовать предметы быта, которые окружают, знать их назначение и безопасность в использовании; называть особенности труда няни, прачки, воспитателя и медицинской сестры, знать о безопасности на дорогах.

Блоки программы по СБО:

- Я и мое ближайшее окружение.

- Природа вокруг нас.

- Предметные представления.

- Труд людей.

Я и моё ближайшее окружение

Цель темы: Формирование знаний и представлений о себе, своей семье, ближайшем окружении.

Основное содержание темы, термины и понятия: Я, семья, детский сад, портрет.

Планируемый результаты:

Личностные: Формировать навыки общения и поведения в детском саду, семье, прививать навыки гигиены и ЗОЖ;

Познавательные: Формировать представления о себе, своей семье и о детском саде.

Коммуникативные: Прививать навыки культурного общения, способы взаимодействия в семье и детском саду.

Контроль за усвоением программы: Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».

Природа вокруг нас.

Цель темы: Уточнение и закрепление знаний и представлений о живой природе.

Основное содержание темы, термины и понятия: растительный и животный мир, домашние и дикие животные, птицы перелетные, зимующие, рыбы, пресмыкающиеся. Обобщение понятий.

Планируемые результаты:

Личностные: Развивать личностное отношение к растительному и животному миру;

Познавательные: Формировать знания о жизни в природе, отношение к природному миру.

Коммуникативные: Привить навыки бережного отношения к живой природе.

Контроль за усвоением программы: Беседы по темам, дидактические игры.

Предметы, которые меня окружают.

Цель темы: Расширение представлений о предметах, которые окружают.

Основное содержание темы, термины и понятия: игрушки, книги, транспорт (ориентировка на улице), безопасное движение, посуда, мебель, одежда и обувь, продукты питания.

Планируемые результаты:

Личностные: Развивать интерес к предметам ближайшего окружения, формировать навыки общения при использовании предметов ближайшего окружения.

Познавательные: Формировать знания и представления о предметах, умение различать предметы по назначению, отличительным признакам.

Коммуникативные: Прививать навыки бережного отношения к предметам, которые нас окружают, способы взаимодействия при использовании разных предметов.

Контроль за усвоением программы: практические упражнения, беседы по темам.

Труд людей

Цель темы: Формировать представления о труде людей, которые нас окружают.

Основное содержание темы, термины и понятия: труд няни, прачка, стирка, труд в семье, взаимопомощь, медицинская сестра, врач.

Планируемые результаты:

Личностные: Формировать навыки общения и поведения в детском саду и семье, прививать любовь и уважение к любому труду.

Познавательные: Расширять представления о людях разных профессий, важности каждой профессии.

Коммуникативные: Развивать коммуникативные навыки общения при приобщении к элементарным трудовым операциям.

Контроль за усвоением программы: Беседы, рассматривание иллюстраций по темам, с/р игры «Больница», «Семья», «Стирка».






занятия

Раздел и тема занятия

Задачи и разделы коррекционной программы (планируемые достижения воспитания)

Дата

СБО №1

Игрушки.

Предметы, которые меня окружают

Учить узнавать игрушки с помощью зрения и осязания и правильно называть их.

Упражнять в обследовании основных частей, признаков и свойств игрушек с помощью зрения и осязания.

Учить понимать назначение игрушек и в соответствии с этим пользоваться ими.

Закреплять понимание обобщающего понятия «игрушки». Дать образцы описания игрушек, например: «Это кубик. Кубик – деревянный. О желтого цвета». «Это грузовая машина. Она большая. Машина зеленого цвета». и т.д.

15.09.2022

СБО №2

Семья.

Я и моё ближайшее окружение

Дать детям представления о семье, как о людях живущих вместе (мама, папа, дети и т.д.)

Уметь называть свое фамилию, имя, знать как зовут родителей (имя, отчество), называть имена своих близких ласково.

22.09.2022

СБО №3

Я увидел свой портрет.

Я и моё ближайшее окружение

Продолжать знакомить с собственным телом.

Учить называть части тела и объяснять их назначение. Познакомить детей с их «умными помощниками»: глазами, ушами, носом, ртом, учить находить и узнавать с помощью зрения и осязания предметы (на самом себе, друг на друге, окружающие предметы). Воспитывать интерес к собственной внешности и внешности окружающих. Продемонстрировать детям функциональные возможности тела человека (что можно делать руками, ногами и т.д.). Показать отличия людей (внешность, лицо, цвет волос, глаз, прическа, походка и др.).

29.09.2022

СБО №4

Овощи.

Природа вокруг нас

Учить выделять основные признаки овощей с помощью зрения и осязания, узнавать их по вкусу и запаху. Учить соотносить форму овощей с геометрическими эталонами. Учить описывать свои ощущения. Учить описанию овощей и их признаков по образцу, н-р: «Луковица желтого цвета. Она гладкая.», «Огурец зеленого цвета. У него есть бугорки. Их можно почувствовать, если провести по огурцу пальцами» и т.д.

06.10.2022

СБО №5

Фрукты.

Природа вокруг нас

Учить выделять характерные признаки фруктов с помощью зрения, осязания, обоняния, вкуса. Познакомить с приготовлением блюда из фруктов (фруктовый салат). Привлекать к выполнению элементарных трудовых операций. Учить описывать характерные признаки фруктов и трудовые действия. Давать детям образцы описания, н-р: «Яблоко красное, круглое, большое», «Яблоко душистое и сладкое», «Я мою фрукты теплой водой», «Я кладу нарезанные фрукты в тарелку» и т.д.

13.10.2022

СБО №6

Ягоды.

Природа вокруг нас

Формировать понятие «ягоды». Учить узнавать и правильно называть с помощью зрительного восприятия конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Уточнить представления о месте их произрастания.

20.10.2022

СБО №7

Дары леса.

Природа вокруг нас

Формировать умение выделять с помощью зрительного восприятия характерные признаки предметов (семена, плоды, ягоды, грибы) (используются и натуральные объекты и муляжи).

27.10.2022

СБО №8

Труд няни.

Труд людей

Продолжать знакомить детей с трудом помощника воспитателя. Познакомить с названием орудий труда и их назначением. Дать представления об опасных предметах, о безопасном использовании предметов. Дать образцы описания действий взрослого.

10.11.2022

СБО №9

Деревья и кустарники осенью.

Природа вокруг нас

Знакомить детей с осенними явлениями природы, с изменениями в жизни растений осенью. Расширять и уточнять знания и представления о растениях ближайшего окружения. Обращать внимание на признаки осени, которые можно выделить с помощью анализаторов. Дать образцы описания осени: «На деревьях почти не осталось листьев. Под ногами листья разного цвета – желтые, красные, оранжевые. Листья все сухие. Они шуршат под ногами. Дует холодный ветер» и т.д.

17.11.2022

СБО №10

Домашние животные - наши верные друзья.

Природа вокруг нас

Знакомить детей с домашними животными (кошка, собака),их внешним видом и повадками. Учить узнавать их по характерным признакам (игрушки, картинки). Дать некоторые представления о правилах ухода, содержания и кормления животных. Учить детей рассказывать о своем опыте общения с домашними животными. Дать детям образцы описания внешнего вида и повадок собаки и кошки, например: «Собака машет хвостом, когда радуется». «Кошка мяукает, когда хочет есть или пить».»собака охраняет человека и его дом». «Кошка ловит мышей» и т.д.

24.11.2022

СБО №11

Животные леса.

Природа вокруг нас

Дать детям представление о диких животных, их внешнем виде, повадках и образе жизни зимой. Учить узнавать диких животных в дидактических игрушках, на изображениях, отмечать признаки.

01.12.2022

СБО №12

Домашние птицы.

Природа вокруг нас

Формировать представления о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Учить узнавать домашних птиц по характерным признакам.

08.12.2022

СБО №13

Покормим птиц (наблюдение за птицами, которые прилетают на кормушку).

Природа вокруг нас

Учить наблюдать за зимующими птицами, видеть их характерные и отличительные особенности. Обратить внимание детей на «голоса» птиц, на шум их крыльев, их повадки, образ жизни. Дать детям образцы описания птиц, н-р: «Воробей коричневого цвета. Он маленький, проворный и т.д.

15.12.2022

СБО №14

Книги - наши верные друзья.

Предметы, которые меня окружают

Дать детям представление о книге, ее назначении и основных деталях. Дать представление о бумаге, как о материале из которого сделаны книги. Учить определять свойства бумаги с помощью зрения и осязания. Учить описывать свойства бумаги. Дать детям образцы описания: «Бумага разноцветная. Бумага бывает тонкая и толстая. Бумага бывает шершавая (шероховатая) и гладкая. Бумага шуршит, мнется».

22.12.2022

СБО №15

Новый год.

Я и моё ближайшее окружение

Формировать представления о новогоднем празднике, о том как его проводят в родном крае. Уточнить и расширить словарь по теме: елка, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, украшать, дарить, получать, петь, танцевать.

29.12.2022

СБО №16

Кто стирает нам в детском саду? (Экскурсия в прачечную).

Труд людей

Продолжать знакомить с трудом сотрудников детского сада. Познакомить с трудом прачки, бытовой техникой для стирки, с помещениями, где происходит стирка, сушка и глажка белья. Дать детям образцы обращения к взрослым («Здравствуйте, Татьяна Николаевна!»), выражения своих просьб («Расскажите нам, пожалуйста, что Вы здесь делаете? Какие предметы Вам помогают стирать белье?» и т.д., выражения благодарности (Спасибо, Татьяна Николаевна, за интересный рассказ!» и т.д.

12.01.2023

СБО №17

Грузовой транспорт.

Предметы, которые меня окружают

Дать детям представление о грузовом транспорте (его внешнем виде и назначении), о профессии водителя. Закрепить знания об основных частях грузовой машины. Упражнять в описании внешнего вида грузовой машины по вопросам тифлопедагога.

19.01.2023

СБО №18

Пассажирский транспорт.

Предметы, которые меня окружают Ориентировка на улице

Дать детям представление о разнообразии пассажирского транспорта, о его назначении. Учить видеть сходство и различие (автобус и троллейбус, автобус или маршрутное такси). Поведение людей на остановке.

26.01.2023

СБО №19

Скорая помощь спешит на помощь.

Предметы, которые меня окружают

Ориентировка на улице

Закрепить представление детей о машинах. Познакомить с понятием «специальная машина». Учить находить сходство машины скорой помощи с другими машинами и понимать ее отличие от других машин. Дать детям представление о назначении машины скорой помощи.

02.02.2023

СБО №20

Дорожная безопасность.

Предметы, которые меня окружают

Ориентировка на улице

Дать детям представление об опасностях, которые подстерегают их на улице. Познакомить с компенсаторными способами ориентировки на улице (с помощью слуха, обоняния). Познакомить детей со светофором и правилами поведения пешеходов.

09.02.2023

СБО №21

Столовая и кухонная посуда.

Предметы, которые меня окружают

Конкретизировать представления о посуде, ее назначении. Упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов с помощью зрения и осязания. Учить понимание назначение столовой и кухонной посуды, сравнивать ее. Учить понимать обобщающее понятие «посуда».

16.02.2023

СБО №22

Труд повара. (Экскурсия на кухню).

Труд людей

Продолжать знакомить с трудом сотрудников детского сада. Обогащать представления о профессии повара, о предметах, необходимых ему для работы, о цели и результатах его труда. Учить внимательно наблюдать за трудом повара, отвечать на вопросы тифлопедагога: «Кто работает на кухне?», «Что делает повар?», «Для чего нужна плита?» и т.д. Обратить внимание детей на запахи и звуки, с которыми они знакомятся на кухне.

02.03.2023

СБО №23

Угощаем кукол чаем. (Чайная посуда).

Предметы, которые меня окружают

Упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания. Учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали. Учить понимать обобщающее слово «посуда».

16.03.2023

СБО №24

Магазин продуктов (с/р игра).

Предметы, которые меня окружают

Дать представление о магазинах, в том числе о магазине продуктов. Дать представление о том, что можно купить в магазине продуктов. Познакомить с различными видами упаковки продуктов, учить правильно называть их. Дать детям образцы описания продуктов, н-р: «Это пакет молока», «Это коробка сахара», «Это банка сгущенного молока» и т.д.

23.03.2023

СБО №25

Кукла Таня одевается на прогулку.

Предметы, которые меня окружают

Учить детей различать существенные детали одежды (воротник, рукава, разные застежки, пуговицы и т.д.) с помощью зрения и осязания, правильно называть их. Упражнять в обследовании основных признаков и свойств одежды с использованием зрения и осязания. Учить детей описывать последовательность одевания куклы (по вопросам тифлопедагога).

30.03.2023

СБО №26

Оденем на ножки Танечки сапожки.

Предметы, которые меня окружают

Учить понимать назначение обуви, различать и называть основные детали. Учить группировать обувь по цвету, материалу, назначению, по наличию каких-либо особенностей (н-р, застежка на липучке, на молнии и т.д.). Понимать обобщающее слово «обувь».

06.04.2023

СБО №27

Одежда и обувь.

Предметы, которые меня окружают Иметь представление об одежде и обуви, их назначении, деталях, из которых они состоят. Владеть обобщающими понятиями «одежда», «обувь». Знать предметы одежды и обуви; уметь различать по сезону, размеру, цвету.

13.04.2023

СБО №28

Я учусь помогать маме.

Труд людей Расширять представления о труде родителей дома при рассматривании сюжетных картинок, упражнять в описании труда родителей дома (по вопросам тифлопедагога); прививать трудолюбие, заботу о младших и старших в семье, учить оказывать помощь окружающим людям.

20.04.2023

СБО №29

Перелетные птицы.

Природа вокруг нас

Учить наблюдать основные признаки весны: изменения погоды и происходящие явления, связанные с весной. Учить замечать, наблюдать за птицами, которые прилетают весной, видеть их характерные особенности и отличительные черты. Обратить внимание детей на «голоса» разных птиц, на шум их крыльев, повадки, чем питаются.

27.04.2023

СБО №30

Поможем мишке купить мебель.

Предметы, которые меня окружают

Расширять представления о мебели и ее назначении. Упражнять в обследовании предметов мебели и их основных деталей с использованием зрения и осязания. Учить называть предметы мебели (стол, стул, шкаф, кровать). Закрепить представления детей о местонахождении отдельных предметов мебели в помещениях группы. Дать детям образцы описания предметов мебели, н-р, «Это стул. На стуле сидят. Стул деревянный. У стула есть сиденье, спинка, ножки» и т.д.

18.05.2023

СБО №31

Цветы на подоконнике.

Природа вокруг нас

Закрепить знания детей о комнатных растениях. Учить находить сходство и различия комнатных цветов (2-3 цветка) с помощью зрения, осязания и обоняния. Учить описывать комнатные цветы. Дать детям образцы описания комнатных цветов, н-р: «Это фиалка. Здесь много маленьких цветов. Они синего цвета. Листочки у фиалки круглые. На ощупь они толстые и ворсистые…» и т.д.

25.05.2023


II раздел программы: Развитие зрительного восприятия (РЗВ)

Общее количество часов: 71ч.

Количество учебных тем: 71. На изучение отдельной темы отводится одно занятие. Пример: в неделю проводится 2 занятия по РЗВ.

Первые две недели отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае – за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.

Форма организации занятий: подгрупповые занятия.

Ожидаемые результаты: умение различать основные цвета и оттенки, различать сенсорные эталоны по цвету, форме, величине, соотносить предметы с эталонами формы, цвета, величины, выделять отличительные признаки, сравнивать.

Подведение итогов обучения (формы контроля): Освоение программного материала проверяется в процессе организации специальных практических упражнений по развитию зрительного восприятия, рассматривания иллюстраций, слуховых и зрительных диктантов и т.д.

К концу года дети должны знать и уметь:

- опознавать предметные и реальные изображения в разных модальностях, выделять контурные и силуэтные изображения, зашумленные изображения,

- находить отличия между предметами, изображениями предметов, ориентироваться на сюжетной картинке,

- выкладывать сериационный ряд (по величине, форме, цвету),

- выделять сенсорные эталоны и соотносить по форме, цвету, величине,

- подбирать, располагать предметы по разным признакам, назначению,

- находить различия между предметами и свойствами,

- называть качества и свойства предметов, материалов (различать на вкус, слух, на ощупь).


занятия

Раздел и тема занятия

Разделы и задачи коррекционной программы

Дата


РЗВ №1

В магазине игрушек.

Учить воспринимать сюжетные изображения, отвечать на вопросы «Что нарисовано на картине?» полным ответом, пересказывать текст, составленный из 3-4 предложений. Находить на картине предметы заданного цвета, формы, величины. Развивать зрительное внимание.

16.09.2022

РЗВ №2

Путешествие в страну игрушек.

Учить группировать предметы по форме, цвету, величине. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с объемными игрушками. Развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет игрушек в окружающем мире.

17.09.2022

РЗВ №3

Наши руки все умеют.

Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание. Учить находить и выделять предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем пространстве.

23.09.2022

РЗВ №4

Семейный альбом.

Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное. Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение. Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости. Воспитывать любовь и чуткое отношение к окружающим близким.

24.09.2022

РЗВ №5

Геометрические фигуры.

Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Учить правильно определять и называть направления (понятия «спереди» - «сзади»). Формировать способы зрительного восприятия.

30.09.2022

РЗВ №6

Подвижные пальцы и руки.

Уточнять знания детей о значении рук в жизни человека. Уточнить название пальчиков. Развивать мелкую моторику. Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками. Закреплять умение находить и называть правую и левую руки. Закреплять правила ухода за руками.

01.10.2022

РЗВ №7

Овощи.

Расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок.

07.10.2022

РЗВ №8

Что лежит у нас в корзине?

Совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть признаки фруктов по форме, цвету, вкусу, запаху. Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания.

08.10.2022

РЗВ №9

Узнай фрукты.

Продолжать совершенствовать способы зрительного восприятия, закреплять умение различать и называть признаки фруктов по форме, цвету, вкусу, запаху. Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания. Учить сличению контурных, силуэтных, цветных изображений, соотносить их с реальными предметами.

14.10.2022

РЗВ №10

Зайчик-огородник.

Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие и внимание, осязание, мелкую моторику. Учить воспринимать сюжетные изображения, отвечать на вопросы по содержанию.

15.10.2022

РЗВ №11

Ягодная страна.

Учить различать и соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений ягод. Развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы. Развивать зрительно-моторную координацию.

21.10.2022

РЗВ №12

Ягоды и грибы.

Учить сличению контурных и силуэтных изображений с реальными, узнавать по характерным признакам. Выделять основные признаки ягод и грибов (форму, цвет, величину), группировать по определенному признаку. Развивать целостность восприятия.

22.10.2022

РЗВ №13

Лес нас в гости приглашает.

Учит определять направления, называть местоположение предметов. Развивать слуховое восприятие, зрительно-моторную координацию, прослеживающую функцию глаз. Воспитывать любознательность, желание узнать новое.

28.10.2022

РЗВ №14

Путешествие в красную сказку.

Закреплять знания о красном цвете. Уметь называть и узнавать цвет реальных предметов. Развивать зрительное и слуховое внимание.

29.10.2022

РЗВ №15

Цвет, форма, величина предметов.

Учить отличать геометрические фигуры и объемные фигуры (круг – шар, куб – квадрат), подбирать пары предметов, одинаковых по цвету и размеру, форме. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности. Развивать мелкую моторику.

05.11.2022

РЗВ №16

Квадрат и прямоугольник.

Учить называть и находить предметы названной формы, выделять нужную геометрическую фигуру из множества. Развивать зрительно-моторную координацию, осязание и мелкую моторику.

11.11.2022

РЗВ №17

В гости к осени.

Закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (цвет, форма, величина). Учить различать движущиеся предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия (кружатся, летят, падают, опадают). Развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени.

12.11.2022

РЗВ №18

Осенние листочки.

Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений. Учить группировать предметы по одному из признаков. Разивать цветовосприятие и цветоразличение.

18.11.2022

РЗВ №19

За кем ухаживает человек.

Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений домашних животных, узнавать их по характерным признакам. Развивать умение анализировать признаки домашних животных по величине, используя приемы наложения приложения. Развивать зрительно-двигательную ориентацию, при выполнении характерных движений животных, координацию движений. Поддерживать устойчивый интерес к деятельности на занятии.

19.11.2022

РЗВ №20

Кошка с котятами.

Учить воспринимать сюжетные изображения, развивать целостность зрительного восприятия. Учить повторять короткий рассказ. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

25.11.2022

РЗВ №21

Лесные жители.

Лесные жители. Закрепить умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении, назывании частей тела диких животных. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений диких животных. Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать любознательность к природе.

26.11.2022

РЗВ №22

Домашние и дикие животные.

Учить находить животных по описанию, учить оперировать не только зрительно воспринимаемыми, но и воспринимаемыми на слух признаками. Учить зрительному анализу величины домашних животных, упражнять в соотнесении предметов по величине. Развивать зрительно-моторные навыки в предметно-практической деятельности.

02.12.2022

РЗВ №23

На птичьем дворе.

Учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц. Сравнивать их с изображением на картинке. Последовательно выделять основные признаки (цвет, форма, величина). Развивать моторные навыки руки.

03.12.2022

РЗВ №24

Цвет предметов.

Учить различению предметов; закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между». Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы.

09.12.2022

РЗВ №25

Сделай книжку.

Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг. Закреплять умение группировать книги по величине. Развивать мелкую моторику посредством специальных упражнений пальчиковой гимнастики.

10.12.2022

РЗВ №26

Кто такие птицы?

Учить сличать контурные, силуэтные изображения с реальными изображениями птиц, развивать умение анализировать признаки птиц (окраска оперения, величина, пространственное положение частей тела птицы). Продолжать учить заботиться о птицах.

16.12.2022

РЗВ №27

Зима пришла.

Продолжать учить сличать, называть и сравнивать величину предметов (толщина веток деревьев, по длине) зрительным способом. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны (слева, справа от середины, вверху - внизу).

17.12.2022

РЗВ №28

Путешествие в зеленую сказку.

Закреплять знания о зеленом цвете. Узнавать и называть цвет реальных предметов. Выделять заданный цвет из множества. Развивать зрительное и слуховое внимание.

23.12.2022

РЗВ №29

Новогодний праздник.

Учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам. Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками по форме, цвету. Развивать моторные навыки в использовании трафаретов для изображения украшения елочки, различных по форме и пространственному положению.

24.12.2022

РЗВ №30

Треугольник-призма.

Учить называть геометрические фигуры, находить предметы заданной формы. Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.

30.12.2022

РЗВ №31

Путешествие в синюю сказку.

Выделять заданный цвет из множества. Учить сравнивать предметы по величине (длинный - короткий, широкий – узкий). Развивать зрительно-моторное и слуховое внимание, мелкую моторику.

31.12.2022

РЗВ №32

Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Закреплять понятия «верх» - «низ», «слева» - «справа».

13.01.2023

РЗВ №33

Кто к нам груз привез?

Последовательно выделять основные признаки (цвет, форму). Развивать моторные навыки руки. Различать движущиеся предметы, понимать, называть скорость движения («быстро» - «медленно»).

14.01.2023

РЗВ №34

Путешествие в оранжевую сказку.

Продолжать зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками. Формировать прием сопоставления предметов по цвету (приложение и наложение на образец).

20.01.2023

РЗВ №35

Машины на наших улицах.

Учить группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина). Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. Развивать зрительное внимание при сличении силуэтных изображений с предметными.

21.01.2023

РЗВ №36

Величина предметов.

Учить находить предметы заданной формы и величины; закреплять понятия «под», «над», «рядом», «навстречу друг другу».

27.01.2023

РЗВ №37

Узнай машину.

Учить детей соотносить контурные, силуэтные изображения с реальными, выделять форму частей предмета. Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания. Развивать целостность восприятия, внимания, память.

28.01.2023

РЗВ №38

Геометрическая мозаика.

Уметь зрительно обследовать образец и анализировать, из каких геометрических фигур он состоит (форма, цвет, размер). Учить воспроизводить картинку по памяти. Развивать цветоразличение, развивать глазомер.

03.02.2023

РЗВ №39

Светофор в гостях у ребят.

Учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. Развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет игрушек в окружающем мире. Учить воспринимать сюжетные изображения, отвечать на вопросы по содержанию.

04.02.2023

РЗВ №40

Сравнение предметов по высоте.

Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, обозначать словами результаты измерений (высокий - низкий, нише - выше), развивать глазомер.

10.02.2023

РЗВ №41

Посуда.

Учить группировать предметы по существенным признакам. Учить делать обобщения (посуда), дифференцировать предметы по назначению (кухонная, столовая, чайная). Развивать умение обследовать предметы с помощью осязания, учиться называть части предметов. Развивать целостность восприятия.

11.02.2023

РЗВ №42

Форма предметов (круг, овал).

Учить детей соотносить геометрические фигуры и их формы с реальными предметами и их изображениями, учить зрительно-осязательным способом обследовать предметы. Находить заданную форму в окружающем.

17.02.2023

РЗВ №43

Кто компот нам приготовил?

Учить различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом фрукт и ягод. Развивать глазомер, учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький. Группировать однородные предметы по признакам (величина, цвет, назначение). Воспитывать уважение к труду повара.

18.02.2023

РЗВ №44

Путешествие в фиолетовую сказку.

Учить отличать фиолетовый цвет от синего цвета, группировать предметы по одному из признаков. Развивать зрительное и речевое внимание, общую и тонкую моторику.

24.02.2023

РЗВ №45

Поможем Федоре.

Учить сличению контурных, силуэтных изображений, соотносить их с реальными изображениями предметов. Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного типа, анализируя основные признаки предметов посуды (пространственное положение, цвет, форма, величина). Учить делать обобщение (посуда), дифференцировать предметы внутри одного рода (чайная, кухонная).

25.02.2023

РЗВ №46

В гостях у трех медведей.

Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками по величине. Учить детей выделять , соотносить по величине (большой, меньший, маленький, высокий, ниже, низенький, толстый, тоненький и т.д.) Учить размещать предметы по словесной инструкции, называть их расположение.

03.03.2023

РЗВ №47

Что купили в магазине?

Учить группировать предметы по существенным признакам. Закреплять умение правильно определять и называть направления. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

04.03.2023

РЗВ №48

Куб, шар, треугольная призма.

Учить называть геометрические фигуры, находить предметы заданной формы. Учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.

10.03.2023

РЗВ №49

В раздевалке.

Соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом предметов одежды для кукол. Упражнять детей в предметно-практической деятельности, развивающей мелкую моторику.

11.03.2023

РЗВ №50

Слова-противоположности.

Учить выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой, меньший, маленький; высокий, ниже, низенький; толстый, тоньше, тоненький и т.д. Группировать предметы по существенным признакам. Упражнять в предметно-практической деятельности.

17.03.2023

РЗВ №51

Обувь.

Учить сличению контурных, силуэтных изображений с предметной картинкой, группировать по признакам. Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.

18.03.2023

РЗВ №52

Цвет. Форма. Величина.

Закреплять умение различать изученные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал), подбирать пары предметов, одинаковых по цвету, размеру, форме. Учить правильно воспринимать картинки по заданному плану.

24.03.2023

РЗВ №53

Мы идем гулять.

Формировать способы осязательного обследования предметов одежды, обуви по различным признакам (цвет, форма, величина). Развивать зрительное внимание, учить составлять последовательно узоры для одежды из геометрических фигур. Воспитывать опрятность, аккуратность.

25.03.2023

РЗВ №54

Одежда.

Закреплять умение анализировать основные признаки предметов одежды (цвет, величина) (размер). Учить сличению контурных, силуэтных изображений с предметными изображениями методом приложения и наложения.

31.03.2023

РЗВ №55

Соберу свои игрушки.

Продолжать учить группировать игрушки по цвету, форме, величине. Развивать цветовосприятие, зрительно-двигательную координацию.

01.04.2023

РЗВ №56

Узнай фигуру.

Выделять основные признаки (цвет, форма, величина) учить анализировать пространственное расположение геометрических фигур. Выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов. Развивать зрительно-двигательную координацию, память, внимание.

07.04.2023

РЗВ №57

Перелетные птицы.

Расширять, уточнять словарь по теме «Перелетные птицы», развивать связную речь, творческое воображение, тонкую моторику. Учить узнавать, сличать во величине.

08.04.2023

РЗВ №58

Скворец.

Учить составлять рассказ по картине. Развивать наглядно-образное мышление. Развивать зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

14.04.2023

РЗВ №59

К куклам в гости.

Закреплять умение зрительно анализировать основные признаки предметов (цвет, форму, величину, пространственное положение), сличать контурное изображение с реальным. Продолжать собирать из частей целое, воспитывать бережное отношение к вещам.

15.04.2023

РЗВ №60

Медвежонок-сладкоежка.

Развивать понимание смысла и содержания картины. Обучать составлению рассказа по картине, отвечать на вопросы по содержанию. Называть местоположение предметов в окружающей обстановке. Развивать связную речь, целостность восприятия, точность движений руки.

21.04.2023

РЗВ №61

Комнатные растения.

Соотносить силуэтные, цветные изображения с реальными предметами. Развивать наглядно-образное мышление, тонкую моторику, целостность восприятия, внимания.

22.04.2023

РЗВ №62

Красный, синий, фиолетовый.

Различать и называть цвета, находить предметы заданного цвета в окружающем пространстве. Развивать зрительно-моторную координацию.

28.04.2023

РЗВ №63

Сравнение предметов по величине.

Закреплять умение детей различать изученные геометрические фигуры; подбирать пары предметов по заданному признаку. Сравнивать по величине, раскладывая в определенной последовательности. Упражнять в ориентировке в пространстве.

29.04.2023

РЗВ №64

Дом, в котором ты живешь.

Закрепить у детей умение анализировать основные признаки предметов: цвет, форму, величину. Учить зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов. Развивать мелкую моторику, используя специальные упражнения. Воспитывать уважение к результатам труда взрослых, желание подражать.

05.05.2023

РЗВ №65

К нам пришло письмо.

Учить детей правильно воспринимать картинки, соотносить изображения с реальными предметами в играх, сличать контурное и силуэтное изображение. Продолжать учить различать предметы по двум признакам: величине, цвету. Развивать умение анализировать основные признаки предметов (их форму, величину). Познакомить с трудом почтальона. Воспитывать уважение к людям данной профессии.

06.05.2023

РЗВ №66

К нам весна шагает.

Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие. Учить узнавать, называть, сличать предметы по величине. Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдении за явлениями природы весной. Продолжать развивать интерес к изучению явлений природы.

12.05.2023

РЗВ №67

Путешествие в разноцветную сказку.

Знать основные цвета спектра, уметь их дифференцировать. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, цветовосприятие. Развивать связную речь, творческое воображение.

13.05.2023

РЗВ №68

Незнайка в гостях у рябят.

Учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях. Развивать зрительно-моторную координацию. Учить выделять и словесно обозначать направления движения. Развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение по указанию педагога размещать дома на фланелеграфе. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, дополнять их.

19.05.2023

РЗВ №69

Кого разбудила весна.

Развивать зрительные функции фиксации, локализации, цветоразличения. Учить группировать насекомых по однородным признакам (цвету, форме, величине).

20.05.2023

РЗВ №70

Насекомые.

Расширять и уточнять словарь по теме «Насекомые». Развивать связную речь, тонкую и общую моторику, зрительный гнозис и конструктивный праксис, воспитывать бережное отношение к природе.

26.05.2023

РЗВ №71

Цветочная мозаика.

Формировать способы зрительного восприятия цветочных растений. Учить различать и называть формы частей растения. Развивать цветовосприятие. Закреплять знание

27.05.2023



























III раздел программы: Ориентировка в пространстве (ОП)

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.

Цель: становление у дошкольников с нарушением зрения навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.

В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке решаются задачи развития:

- умение ориентироваться на собственном теле, т.е. «на себе»;

- ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, фланелеграфе, на поверхности стола и т.п.);

- ориентировки в макропространстве (замкнутом – помещения группы, детского сада, открытом – участок детского сада, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой «от себя»;

- ориентировки во времени (формировать представления о временах года, днях недели, частях суток);

- с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы;

- формировать пространственные термины и умения, самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Общее количество часов: 69.

Количество учебных тем: 69. На изучение отдельной темы отводится одно занятие. Пример: в неделю проводится 2 занятия по ОП.

Первые две недели отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану, в мае – за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.

Форма организации занятий: подгрупповые занятия.

Ожидаемые результаты: умение ориентироваться на себе, от себя, в микропространстве, и макропространстве, знать пространственную терминологию.

Подведение итогов обучения (формы контроля): Освоение программного материала проверяется в процессе организации практических упражнений по ориентировке в пространстве, подвижных и дидактических игр.

Краткое содержание раздела «Ориентировка в пространстве»

I .Тематический блок – Ориентировка на себе

Цель темы: умение ориентироваться на собственном теле.

Основное содержание, термины и понятия: «справа» - «слева», «правая», «левая», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу».

Планируемый результат:

Коммуникативные: обозначать в речи пространственные направления собственного тела и впереди стоящего ребенка.

Регулятивные: сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка; преодолеть страх пространства и неуверенности в своих силах.

Познавательные: обучать определению парно-противоположных направлений своего тела; формировать потребность в самостоятельной ориентировке.

Личностные: иметь представления о пространственных направлениях собственного тела, приемах и способах ориентировки в микропространстве, в замкнутом и открытом пространстве.

II. Тематический блок - Ориентировка в микропространстве

Цель темы: обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге).

Основное содержание темы, термины и понятия: формировать пространственные представления и обозначать в речи пространственное положение предметов (сверху, снизу, посередине, слева, справа).

Планируемый результат:

Коммуникативные: обозначать в речи пространственное расположение игрушек и других предметов в микропространстве.

Регулятивные: формировать навыки точной ориентировки.

Познавательные: располагать предметы слева направо и в названных направлениях.

Личностные: развивать навыки микроориентировки с помощью зрения и осязания.

III. Тематический блок – Ориентировка в макропространстве (замкнутом и открытом пространстве).

Цель темы: обучение ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя», продолжать обучать ориентировке на основе непосредственно чувственного восприятия (расположение помещений всего детского сада: специальные кабинеты, кухня, спортивный и музыкальный залы, коридоры, лестницы, участок детского сада).

Основное содержание темы, термины, понятия: воспринимать характеристики пространства: далеко, близко, здесь, там, глубокий, мелкий, верх, вниз, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне; обозначать в речи пространственное расположение оборудования (справа от меня, впереди, слева от меня и т.д.)

Планируемый результат:

Коммуникативные: формировать необходимые специальные умения и навыки самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировку в нем.

Регулятивные: учить анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке.

Познавательные: дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя».

Личностные: учить усвоению правил передвижения, правила дорожного движения.

IV. Тематический блок - Ориентировка во времени

Цель темы: формировать представления о временах года, днях недели, частях суток.

Основное содержание темы, термины и понятия: утро, день, вечер, ночь, соотносить свои действия со временем суток, иметь представления о смене временной последовательности, о днях недели, временные понятия «раньше», «позже».

Планируемый результат:

Коммуникативные: овладение временными понятиями.

Регулятивные: систематизация представлений об отличительных признаках времен года, частей суток.

Познавательные: расширить представления о смене времен года, частях суток, неделе.

Личностные: ориентировка во времени, усвоение временных понятий.

V. Тематический блок – Моделирование пространственных отношений

Цель темы: ориентировка с помощью простейших схем пространства.

Основное содержание темы, термины и понятия: моделировать замкнутое пространство и пространственные отношения между предметами, в нем расположенными – по предметному образцу, по картинке, по словесной инструкции тифлопедагога (кукольная комната, шкаф с игрушками и т.д.).

Планируемый результат:

Коммуникативные: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов по схеме.

Регулятивные: умение ориентироваться в пространстве по картинке- плану.

Познавательные: обучение самостоятельному

Личностные: развитие пространственного мышления.


К концу II года обучения дети должны знать и уметь:

- иметь четкие представления о своем теле, ориентироваться в нем, называть направления в пространстве собственного тела и окружающего ближайшего пространства;

- обозначать в речи направления собственного тела и соотносить их с направлениями тела впереди стоящего ребенка;

- самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам врача, тифлопедагога, к физкультурному и музыкальному залу;

- определять и обозначать в речи пространственное расположение других детей и предметов с точкой отсчета «от себя»;

- устанавливать с помощью зрения и осязания стороны игрушек и других предметов ближайшего окружения;

- использовать сохранные анализаторы в процессе ориентировки в пространстве, соотносить полисенсорную информацию о рпостранстве с конкретными помещениями и деятельностью людей;

- двигаться в заданном направлении, сохранять и менять его (по ориентирам, по словесной инструкции);

- самостоятельно ориентироваться по территории детского сада, обозначать в речи пространственное расположение объектов на участке своей группы;

- ориентироваться в микропространстве; располагать предметы (на листе бумаги, на поверхности стола) в названных направлениях;

- узнавать и обозначать в речи направления микропространства;

- моделировать замкнутое микропространство (кукольная комната, шкаф с игрушками) по представленному образцу, по картинке – плану, по словесной инструкции;

- соотносить реальные предметы с их условными изображениями;

- читать простейшие схемы пространства, располагать предметы в пространстве в соответствии с отметкой на схеме.

















занятия

Раздел и тема

Задачи и разделы коррекционной программы

Дата

ОП №1

Ориентировка во времени. Начало осени.

Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди).

18.09.2022

ОП №2

В гостях у клоуна (игрушки).

Знакомить с простейшей схемой пространства. Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой, размещать игрушки по предложенной картинке-плану. Учить обозначать в речи пространственное положение игрушек (на столе, под стулом и т.д.). Развивать зрительную память.

19.09.2022

ОП №3

Семья.

Учить определять, показывать левую и правую стороны листа, середину листа. Учить срисовывать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз. Упражнять в соотнесении предметных изображений с их условными изображениями (силуэт).

25.09.2022

ОП №4

Ориентировка в пространстве бумаги.

Учить ориентировке в пространстве листа бумаги. Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (вверху, внизу, посередине).

26.09.2022

ОП №5

Кто я? Какой я?

Учить правильно использовать в речи пространственные термины (справа, слева, впереди и т.д.) Развивать представления о пространственном расположении частей своего тела. Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения и сохранных анализаторов.

02.10.2022

ОП №6

Ориентировка в большом пространстве (близко – далеко, ближе, дальше).

Зрительная оценка расстояний в определении удаленности предметов «от себя». Развивать мелкую моторику рук.

03.10.2022

ОП №7

Для чего нужны глаза.

Учить обозначать в речи направление своего движения. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха. Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, расположенных на листе бумаги.

09.10.2022

ОП №8

Ориентировка во времени. Середина осени.

Учить узнавать и называть времена года по характерным признакам. Учить располагать предметы на плоскости листа сверху – вниз, снизу- вверх. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз.

10.10.2022

ОП №9

Игрушки пришли к нам в гости.

Учить приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению их по словесным инструкциям в различных направлениях «от себя» (впереди, сзади, слева, справа), обозначению направлений соответствующими терминами.

16.10.2022

ОП №10

Овощи, фрукты.

Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания. Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространственными терминами. Развивать мелкую моторику.

17.10.2022

ОП №11

Части суток.

Учить выделять временные пространственные отношения в последовательности частей суток. Учить различать, понимать временные понятия «сегодня», «вчера», «завтра».

23.10.2022

ОП №12

Картинка – план. Найди игрушку.

Обучать ориентировке в пространстве по картинке- плану. Определять и обозначать в речи расположение изображенных игрушек. Учить соотношению игрушек с их условным изображением.

24.10.2022

ОП №13

Лесная школа.

Обучение элементарным приемам ориентировки на столе. Учить располагать предметы на плоскости листа слева, справа, посередине. Развивать мелкую моторику.

30.10.2022

ОП №14

Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя». Дифференциация правой и левой рук.

Уметь показывать рукой, флажком направления пространства с точкой отсчета «от себя»: направо -налево, вверх – вниз, вперед – назад. Обозначать в речи расположение других детей, различных предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя».

31.10.2022

ОП №15

Картинка – план. Знакомство с условными (схематическими) изображениями. Угадай кто на картинке?

Обучать ориентировке пространстве по картинке- плану. Учить нахождению реального предмета по памяти, соотносить игрушки и реальные предметы с их наглядными и условными изображениями, обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: «справа», «слева», «посередине».

06.11.2022

ОП №16

Картинка – план. Знакомство с условными (схематическими) изображениями.

Обучать ориентировке пространстве по картинке- плану. Учить размещать игрушки в реальном пространстве по предложенной картинке – плану.

07.11.2022

ОП №17

Ориентировка во времени. Ноябрь. Конец осени. Дни недели.

Развивать навыки микроориентировки. Учить располагать и находить предметы в названных направлениях. Учить словесно обозначать местоположение предметов. Знать признаки времен года. Развивать мыслительные операции, внимание.

13.11.2022

ОП №18

Здравствуй, деревце!

Развивать зрительное, слуховое внимание, учить ориентироваться на слух. Учить ориентироваться на участке детского сада, различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев. Продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.

14.11.2022

ОП №19

Геометрические фигуры.

Учить ориентироваться на реальной поверхности стола. Определять и обозначать в речи местоположение геометрических фигур.

20.11.2022

ОП №20

Домашние животные.

Учить располагать предметы в реальном пространстве по словесной инструкции педагога, обозначать в речи пространственное положение животных соответствующими терминами. Упражнять в ориентировке с помощью зрения и слуха. Учить понимать простейшую схему пространства.

21.11.2022

ОП №21

Дикие животные.

Учить детей ориентироваться в микропространстве. Обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами (впереди, сзади, между и т.д.) Развивать зрительно-моторную координацию.

27.11.2022

ОП №22

Ориентировка относительно себя. Дифференциация правой и левой рук.

Закреплять умение показывать рукой, флажком направления пространства с точкой отсчтета 2от себя»: направо – налево, вверх – вниз, вперед- назад. Закреплять и уточнять знание детьми значения слов: «далеко», «близко», «дальше», «ближе».

28.11.2022

ОП №23

Ориентировка во времени. Декабрь. Начало зимы.

Учить называть и узнавать времена года по характерным признакам. Учить детей описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закреплять представления о способах зимовки зверей и лесных птиц. Определять и обозначать в речи местоположение зверей и птиц на картинке.

04.12.2022

ОП №24

Лабиринты.

Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь на схемы пути. Учить ориентироваться в запутанном лабиринте.

05.12.2022

ОП №25

Знакомство со схемой.

Соотносить реальное пространство со схемой (Найди на схеме изображение окон, двери).

11.12.2022

ОП №26

Ориентировка на участке.

Закреплять умение ориентироваться в большом пространстве. Закреплять и уточнять знание детьми значений слов: «далеко», «близко», «дальше», «ближе».

12.12.2022

ОП №27

Зима.

Учить обозначать в речи расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами. Учить располагать предметы на плоскости листа сверху – вниз, снизу – вверх. Развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающую функцию глаз.

18.12.2022

ОП №28

План пространства.

Соотносить расположение предметов в реальном пространстве с планом. Располагать предметы по плану.

19.12.2022

ОП №29

Дикие животные зимой.

Учить понимать заслоненность одного предмета другим, употребляя при этом пространственный предлог «за». Учить определять и словесно обозначать расположение игрушек диких животных в малом пространстве. Учить располагать предметы на доске сверху – вниз. Развивать умение детей ориентироваться в микропространстве.

25.12.2022

ОП №30

Нарядим елочку.

Учить располагать предметы по словесным инструкциям педагога. Упражнять в микроориентировке, на листе бумаги. Развивать зрительно-моторную координацию.

26.12.2022

ОП №31

Ориентировка в процессе передвижения.

Продолжать учить передвигаться в названном направлении; сохранять и менять направление движения (в соответствии с инструкцией тифлопедагога). Обозначать в речи направление движения.

15.01.2023

ОП №32

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Учить обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами. Учить ориентироваться в микропространстве. Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях.

16.01.2023

ОП №33

Зимние забавы.

Учить понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия. Учить определять расположение объектов на сюжетном изображении, употребляя слова «далеко», «близко».. Упражнять в расположении предметов в групповой комнате по словесным инструкциям педагога.

22.01.2023

ОП№34

Ах, эти звуки.

Различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки. Уметь ориентироваться с помощью слухового анализатора.

23.01.2023

ОП№35

Наш любимый детский сад.

Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада, находить их самостоятельно (соседняя группа, музыкальный зал, кабинет заведующей, кабинет врача, кухня). Учить ходить по лестнице, держась за перила, обходить с правой стороны. Дать представление о правилах поведения в различных помещениях детского сада в соответствии с их назначением. Продемонстрировать такое поведение (например, в спальне говорят тихо, шепотом и т.д.).

29.01.2023

ОП№36

Транспорт.

Учить обозначать в речи пространственное расположение предметов (далеко – близко, ближе-дальше). Закреплять левую и правую стороны. Упражнять в заданном передвижении по групповой комнате и остановке по цветовому сигналу.

30.01.2023

ОП №37

Путешествие в сказку.

Учить анализировать взаимоположение предметов на плоскости листа. Учить соотносить с помощью осязания объемные формы. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз.

05.02.2023

ОП №38

Февраль - последний месяц зимы.

Обобщать наблюдения детей, систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, лежат большие сугробы, дует холодный ветер, ветер поднимает снег с земли, поземка, метель); закреплять названия зимних месяцев.

06.02.2023

ОП №39

Ориентировка на участке.

Закреплять умение ориентироваться в большом пространстве. Показать двигательные приемы (способы) измерения расстояния до предметов, расположенных на разной удаленности от детей, учить соотносить зрительное восприятие пространства с двигательными ощущениями при передвижении.

12.02.2023

ОП№40

Микроориентировка.

Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими терминами. Учить располагать предметы на плоскости листа вверху, внизу, слева, справа, посередине. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз.

13.02.2023

ОП№41

Деревья зимой.

Формировать пространственные представления (впереди, сзади, за, перед). Развивать умение сравнивать величину предметов и обозначать в речи (толстый – тонкий, высокий – низкий). Учить обозначать в речи пространственное расположение предметов (далеко - близко, ближе – дальше).

19.02.2023

ОП №42

Ориентировка по отношению к себе и другому.

Обозначать расположение других детей, предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». (Н-р, Саша стоит справа (слева) от Димы. А Даня стоит впереди меня).

20.02.2023

ОП №43

Что мы знаем о зимующих птицах.

Учить различать разных птиц с помощью слуха. Развивать умение оперировать в микропространстве. Развивать мелкую моторику рук и прослеживающую функцию глаза.

26.02.2023

ОП №44

Ориентировка в большом пространстве.

Ориентироваться с помощью простейших схем. Располагать игрушки и другие предметы в реальном пространстве по отметке, указанной в схеме. Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.

27.02.2023

ОП №45

Профессия – повар.

Продолжать учить ориентироваться в микропространстве. Развивать умение определять на ощупь предметы.

05.03.2023

ОП №46

Посуда.

Учить ориентироваться в микропространстве в названных направлениях (вправо, влево, вниз, вверх). Учить соблюдать последовательность при составлении целого из частей. Развивать умение располагать условные изображения предметов на листе бумаги в соответствии с расположением реальных объектов на столе.

06.03.2023

ОП №47

Ориентировка во времени. Дни недели. Части суток.

Различать временные понятия «утро». «день», «вечер», «ночь», уметь соотносить свои действия со временем суток, иметь представления о смене временной последовательности, о днях недели, временных понятиях «раньше» - «позже».

12.03.2023

ОП №48

В цирке.

Закрепить умение детей ориентироваться в микропространстве, активно использовать в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади». Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры. Учить читать простейшую схему пространства.

13.03.2023

ОП №49

Весна.

Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направления своего движения. Учить моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец. Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в микропространстве.

19.03.2023

ОП №50

Ориентировка в процессе передвижения.

Учить обозначать в речи направления своего движения. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха. Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения предметов, расположенных на листе бумаги.

20.03.2023

ОП №51

Март – первый весенний месяц.

Расширять представления о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (капель, снег стал , ярче светит солнце, звонче поют птицы); учить составлять рассказ-описание.

26.03.2023

ОП №52

Микроориентировка.

Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами. Учить располагать предметы на плоскости листа вверху, внизу, слева, справа, посередине. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаз.

27.03.2023

ОП №53

Моя бабушка.

Учить определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе). Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами.

02.04.2023

ОП №54

Помоги котятам.

Закреплять понятия «верхняя», «нижняя», «верх», «низ». Учить способам зрительно-осязательного обследования предметов. Развивать внимание, память.

03.04.2023

ОП №55

Ориентировка в большом пространстве.

Ориентироваться с помощью простейших схем. Располагать игрушки и другие предметыв реальном пространстве по отметке, указанной в схеме. Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.

09.04.2023

ОП №56

Характерные признаки весны.

Учить детей сравнивать признаки весны и осени в природе; составлять рассказ- сравнение осенних и весенних признаков.

10.04.2023

ОП №57

Птицы.

Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к). Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать зрительно-моторную координацию.

16.04.2023

ОП №58

Цветная мозаика.

Развивать навыки микроориентировки на листе бумаги, активно использовать в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади».

17.04.2023

ОП №59

Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Закреплять и уточнять знание детьми значений слов «далеко», «близко», «дальше», «ближе». Находить и располагать игрушки и другие предметы в названных направлениях окружающего пространства.

23.04.2023

ОП №60

Мой дом.

Учить моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек (кукольная мебель). Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном пространстве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами. Развивать умение располагать игрушки по словесным инструкциям педагога.

24.04.2023

ОП №61

Ориентировка в большом пространстве.

Ориентироваться с помощью простейших схем. Располагать предметы в реальном пространстве по отметке, указанной в схеме. Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.

30.04.2023

ОП №62

Мебель.

Учить соотношению игрушек с их условными обозначениями. Знакомить с простейшей схемой пространства. Упражнять в ориентировке в групповом помещении.

07.05.2023

ОП №63

Моя улица.

Воспитывать любовь к родным местам, познакомить с ними. Учить названия улиц города. Определять, словесно обозначать расположение предметов в микропространстве. Развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление.

08.05.2023

ОП №64

Ориентировка на участке.

Закреплять умение самостоятельно ориентироваться на территории детского сада. Обозначать в речи пространственное расположение объектов на участке своей группы. Двигаться в заданном направлении, сохранять менять его (по словесной инструкции).

14.05.2023

ОП №65

Май – последний месяц весны.

Обобщать знания детей о весне на оснеове наблюдений в природе (изменения в жизни животных, распускание листьев, цветение растений).

15.05.2023

ОП №66

В цирке.

Закрепить умение ориентироваться в микропространстве, активно использовать пространственную терминологию (слева, справа, впереди, сзади). Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры. Учить читать простейшую схему пространства.

21.05.2023

ОП №67

Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Обозначать в речи направления собственного тела. Определять и обозначать в речи пространственное расположение других детей и предметов с точкой отсчета «от себя».

22.05.2023

ОП №68

Ориентировка во времени (закрепление пройденного).

Закреплять знания детей о последовательности частей суток, времен года, дней недели. Продолжать учить различать и понимать временные понимать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

28.05.2023

ОП №69

Ориентировка в большом пространстве.

Продолжать учит детей передвигаться в пространстве, ориентируясь на схемы пути. Учить ориентироваться в запутанном лабиринте.

29.05.2023






















Учебно-методическое обеспечение

Зрительные тренажёры:

-видеоазимут (для индивидуальных и фронтальных занятий);

-«прыгающий» взгляд;

-тренажер Базарова;

-зрительные траектории (лабиринты с разнообразными траекториями);

-стрелоплан;

-тренажер для развития прослеживающей функции глаза с объемными и плоскостными фигурами;

- тематические прослеживающие стрелки (элементы на липучках).

Аудиологическое обеспечение:

-записи бытовых шумов;

-записи шумов природы;

-записи голосов птиц, насекомых, животных;

-набор музыкальных инструментов и звучащих игрушек.

Компьютерное оснащение:

-программа «Луч» (Социально-адаптивная программа по развитию зрительного восприятия у детей с офтальмолопатологией);

-развивающие игры «В гостях у зебры», «Интеллектика» и т.д.;

-кинопроекционные методики (Уроки Кирилла и Мефодия. Занятия с диска «Окружающий мир»);

-«Зрительная гимнастика по Аветисову Э.С: профилактика зрительных расстройств, и восстановление утраченного зрения, укрепление глазодвигательных мышц» (комп.программа);

-электронные физминутки для глаз.

Методические пособия:

-игры и пособия на развитие целостности восприятия: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Головоломки со счетными палочками»;

-игры на закрепление способов микроориентировки на плоскости листа, фланелеграфе, столе: «Муха», «Паук», «Лабиринт», таблицы Панкова «Найди букву»;

-зрительные и слуховые диктанты;

-упражнения на развитие зрительно-пространственной ориентировки, на развитие способности фигуры-фонового различения;

-альбом по развитию зрительно-вербальных функций Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой;

-книга-тренажер по сохранению детского зрения Г.Г.Демирчоглян;

-таблицы для исследования цветоощущений;

-игры и пособия на закрепление способов ориентировки в закрытом и открытом макропространстве: дидактические карточки с условными обозначениями, схемы передвижения, схемы класса, картины для развития художественного восприятия;

-упражнения на модальность восприятия (контур, силуэт, помехоустойчивость восприятия).











Список использованной литературы:

  1. О.В. Акулова, Т.И.Бабаева. Программа «Детство». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.С-Пб.,2011.

  2. Л.Н.Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

  3. В.А. Бельшер, Л.П.Григорьева. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. 1997.

  4. Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., 2003.

  5. М.В.Корепанова. Диагностика развития и воспитания дошкольников.

  6. Пальцы помогают говорить/ под ред. Г.Г.Галкиной, Т.И. Дубининой.

  7. И.Я. Семаго. Программа «Формирование пространственных представлений у детей.

  8. Л.И. Плаксина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.: «Экзамен», 2003.

  9. Е.Н. Подколзина. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М., 2007.

  10. Л.Г.Селихова. Ознакомление с природой и развитие речи. М., 2008.

  11. Л.Н.Смирнова. Логопедия. М.,2003.



































Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров