Мастер- класс для воспитателей "Нетрадиционная техника рисования - цветной граттаж"
Мастер-класс для воспитателей
«Нетрадиционная техника рисования - цветной граттаж»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Васильева Лариса Владиславовна
.
Цель:
Повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - техникой цветного граттажа.
Программные задачи:
-
Познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования – цветной граттаж, для последующего использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста.
-
Способствовать созданию творческой атмосферы.
-
Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Оборудование и материалы:
Готовые детские работы, выполненные в данной технике, музыкальное произведение А.Вивальди «Времена года» для сопровождения работы в творческих группах.
Инструменты для работы (на каждого участника мастер - класса):чистые листы белого картона для заготовок, восковые мелки разных цветов, черная гуашь, жидкое мыло,
поролоновые губки, палочки с заостренным концом, готовые заготовки (закрашенные цветными восковыми мелками, тонированные гуашью), перчатки резиновые,
влажные салфетки, индивидуальные салфетки на рабочий стол.
Ожидаемые результаты:
-
Практическое освоение участниками важнейших навыков в процессе работы;
-
Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
Ход:
1. Вступительная часть.
-
Организационный момент. Размещение участников.
-
Целевые установки. Содержание мастер-класса.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Граттаж - это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. Далеким предком граттажа считается сграфито (итальян. Graffito — царапать). Появилось ещё в XIII веке. Но применялось не на бумаге, а на стенах, путём соскабливания штукатурки резцами и скребками для получения желаемого узора. Граттография получила своё распространение в начале XX века. Начинатель в России — М.В. Добужинский (работы 1920-х). Многие люди искусства того времени стремились всё делать наоборот, не так, как раньше, по-особенному, необычно, авангардно. Граттаж — это что-то вроде рисунка наоборот: изображение появляется благодаря удалению краски, а не нанесению. Нижний слой обязательно нужен гладкий: это может быть картон. Второй слой — воск. Последний — тушь, гуашь. Затем — выцарапывание нужного изображения.
Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами». Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования. Представленная нетрадиционная для отечественного дошкольного образования художественная техника изучена и апробирована в работе с детьми Московского региона, описана Р.Г.Казаковой.
Экспериментально проверена эффективность ее применения для создания выразительных образов. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии, черно – белого и цветного граттажа и т.п.
Авторы рекомендуют использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Данная техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дошкольники раскрывают свои способности, свою уникальность в изобразительной деятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети испытывают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Даже если ребенок затрудняется с выбором сюжета, ему предлагаются разнообразные шаблоны. Например, по шаблону нарисовали рыбку, а дети затем начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни.
Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все. Работы, выполненные в этой технике оригинальны. В них есть какая-то загадка, объем, каждая неповторимая.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Этапы выполнения:
ШАГ 1: Лист плотной белой бумаги или картона полностью закрашиваем цветными восковыми мелками – создаем основу будущего изображения. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Штриховку выполняем в одном направлении (сверху вниз, наискосок), направления при этом можно менять в зависимости от цветового решения. Закрашиваем лист восковыми мелками.
ШАГ 2: В черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла, чтобы лист не прилипал к рукам, а слой черной краски плотно покрыл цветное изображение.
ШАГ 3: Покрываем лист гуашью в одном направлении с помощью паролоновой губки. Ждем, пока лист высохнет.
ШАГ 4: Берем палочку с заостренным концом и процарапываем рисунок по черному фону.
3.Практическая часть.
Участникам мастер-класса предлагается отразить в рисунке свое настроение, любимых сказочных героев, рассказать о золотой осени или красоте природы в любое время года, создать оригинальный сюжет или изобразить животное, насекомое, посуду, цветы, космос.
Создание индивидуальных работ.
Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Мы постарались рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования цветной граттаж.
Рефлексия деятельности участников мастер- класса. Подведение итогов.
Обмен мнениями с коллегами, пожелания о применении полученных знаний и практических навыков в своей профессиональной деятельности.
Литература
1.Казакова Т.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Творческий центр Сфера, Москва 2006.
2. Казакова Т.Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности». Москва Просвещение, 1996.
3.Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
4.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
6.Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
7.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
8.Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». Москва Владос, 2008.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»