В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Мастер- класс для воспитателей "Нетрадиционная техника рисования - цветной граттаж"

Мастер- класс для воспитателей "Нетрадиционная техника рисования - цветной граттаж"

Лариса Васильева
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 40
Краткое описание
Данный мастер - класс поможет воспитателям овладеть нетрадиционной техникой рисования - цветной граттаж.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Мастер - класс Васильева Л.В. техника Граттаж.doc Скачать
















Мастер-класс для воспитателей

«Нетрадиционная техника рисования - цветной граттаж»










Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Васильева Лариса Владиславовна







.











Цель:

Повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - техникой цветного граттажа.


Программные задачи:

  • Познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования – цветной граттаж, для последующего использования данной техники в работе с детьми дошкольного возраста.

  • Способствовать созданию творческой атмосферы.

  • Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.


Оборудование и материалы:

Готовые детские работы, выполненные в данной технике, музыкальное произведение А.Вивальди «Времена года» для сопровождения работы в творческих группах.

Инструменты для работы (на каждого участника мастер - класса):чистые листы белого картона для заготовок, восковые мелки разных цветов, черная гуашь, жидкое мыло,

поролоновые губки, палочки с заостренным концом, готовые заготовки (закрашенные цветными восковыми мелками, тонированные гуашью), перчатки резиновые,

влажные салфетки, индивидуальные салфетки на рабочий стол.


Ожидаемые результаты:

  • Практическое освоение участниками важнейших навыков в процессе работы;

  • Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.



Ход:

1. Вступительная часть.

  • Организационный момент. Размещение участников.

  • Целевые установки. Содержание мастер-класса.


2. Теоретически - демонстрационная часть.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Граттаж - это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. Далеким предком граттажа считается сграфито (итальян. Graffito — царапать). Появилось ещё в XIII веке. Но применялось не на бумаге, а на стенах, путём соскабливания штукатурки резцами и скребками для получения желаемого узора. Граттография получила своё распространение в начале XX века. Начинатель в России — М.В. Добужинский (работы 1920-х). Многие люди искусства того времени стремились всё делать наоборот, не так, как раньше, по-особенному, необычно, авангардно. Граттаж — это что-то вроде рисунка наоборот: изображение появляется благодаря удалению краски, а не нанесению. Нижний слой обязательно нужен гладкий: это может быть картон. Второй слой — воск. Последний — тушь, гуашь. Затем — выцарапывание нужного изображения.

Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами». Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования. Представленная нетрадиционная для отечественного дошкольного образования художественная техника изучена и апробирована в работе с детьми Московского региона, описана Р.Г.Казаковой.

Экспериментально проверена эффективность ее применения для создания выразительных образов. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии, черно – белого и цветного граттажа и т.п.

Авторы рекомендуют использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Данная техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дошкольники раскрывают свои способности, свою уникальность в изобразительной деятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети испытывают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Даже если ребенок затрудняется с выбором сюжета, ему предлагаются разнообразные шаблоны. Например, по шаблону нарисовали рыбку, а дети затем начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни. 

            Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все. Работы, выполненные в этой технике оригинальны. В них есть какая-то загадка, объем, каждая неповторимая.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.


Этапы выполнения:

ШАГ 1: Лист плотной белой бумаги или картона полностью закрашиваем цветными восковыми мелками – создаем основу будущего изображения. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Штриховку выполняем в одном направлении (сверху вниз, наискосок), направления при этом можно менять в зависимости от цветового решения. Закрашиваем лист восковыми мелками.

ШАГ 2: В черную гуашь, добавляем  немного жидкого мыла, чтобы лист не прилипал к рукам, а слой черной краски плотно покрыл цветное изображение.

ШАГ 3: Покрываем лист гуашью в одном направлении  с помощью паролоновой губки. Ждем, пока лист высохнет.

ШАГ 4: Берем палочку с заостренным концом и процарапываем рисунок по черному фону.


3.Практическая часть.

Участникам мастер-класса предлагается отразить в рисунке свое настроение, любимых сказочных героев, рассказать о золотой осени или красоте природы в любое время года, создать оригинальный сюжет или изобразить животное, насекомое, посуду, цветы, космос.


Создание индивидуальных работ.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Мы постарались рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования цветной граттаж.


Рефлексия деятельности участников мастер- класса. Подведение итогов.

Обмен мнениями с коллегами, пожелания о применении полученных знаний и практических навыков в своей профессиональной деятельности.


Литература

1.Казакова Т.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Творческий центр Сфера, Москва 2006.

2. Казакова Т.Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности». Москва Просвещение, 1996.

3.Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009

4.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

6.Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009

7.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.

8.Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». Москва Владос, 2008.




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос