Социальный проект посвященный 80-летию Великой Победы, «Юные экскурсоводы - наследники героев войны».
- изучить историю города-героя Царицына-Сталинграда-Волгограда, историю Мамаева кургана, создание памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы;
-стать юными экскурсоводами и принимать участие в социально значимой деятельности.
Департамент по образованию администрации Волгограда
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Волгограда»
Социальный проект,
посвященный 80-летию Великой Победы,
«Юные экскурсоводы - наследники героев войны».
Автор:
: Мельник Зоя Борисовна,
педагог дополнительного
образования высшей категории
Волгоград -2024
Идея «Юные экскурсоводы - наследники героев войны» возникла в 2022 -2023 учебном году, изучая краеведение по программе «Юный экскурсовод». Изучая краеведение, мы узнаем историю города, Сталинградской битвы, боев за Мамаев курган, историю Великой Отечественной войны.
Во время войны, в годы Сталинградской битвы, в 1942 году на площади Ленина, бывшей площади Обороны, находился Дом Павлова, 58 дней и ночей шли бои за этот жилой дом № 61 по ул. Пензенской. Во время Сталинградской битвы Дом Павлова был разрушен как и здание мельницы, но после Сталинградской битвы приняли решение: Дом Павлова восстановить, а разрушенное здание мельницы оставить как памятник войны. Дом Павлова сегодня известен всей России. Мы знаем, что визитной карточкой города является Мамаев курган со скульптурой «Родина-мать зовет!».
2 февраля 2022 - 2023 г.г. учащиеся детского объединения «Юный экскурсовод» МОУ Центр «Истоки» выступили с инициативой в канун празднования 80-й годовщины разгрома фашистских войск под Сталинградом, и Победы в Великой Отечественной войне, провести акцию «Символ победы». В ходе акции были проведены экскурсии на Мамаев курган, в храм «Всех святых», в котором служатся 2 февраля, 9 мая панихиды по убиенным защитникам нашей Родины. В Зале Воинской славы на Мамаевом кургане была оставлена книга памяти, в которой учащиеся МОУ ДЮЦ Волгограда оставили благодарственные записи. Мы подготовили презентации «Герои Сталинграда», «Вспомним всех поименно» и экскурсии для школьников «Подвиг героев Царицына-Сталинграда-Волгограда в памяти народной», «Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы», «Улица Мира». Воспитанники МОУ ДЮЦ Волгограда подготовили поздравительные открытки для ветеранов Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны.
Обучающиеся МОУ ДЮЦ Волгограда - настоящие патриоты. Сегодня мы продолжаем героические традиции героев войны; проводим экскурсии по историческим местам родного города, принимаем участие в проведении тематических классных часов, в митингах с ветеранами Великой Отечественной Войны, с участниками Сталинградской битвы.
Наши перспективные планы направлены на умножение героических традиций ветеранов войны. Мы, учащиеся МОУ СШ № 78, хотим стать экскурсоводами и проводить экскурсии не только по Мамаеву кургану, но и по городу-герою. Для того чтобы раскрыть актуальность, важность проблемы,
мы провели анкету в 8-10 классах МОУ СШ № 78 и узнали, что только 50% учащихся знают историю нашего города, о памятнике-ансамбле героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Но многие из ребят не были в храме «Всех святых на Мамаевом кургане», немногие могут рассказать об этом православном храме «Всех святых», рядом с храмом есть малая братская могила, никто из ребят не назвал количество захороненных в ней солдат и офицеров, никто не ответил на вопрос «сколько погибло наших бойцов за Мамаев курган».
Реализуя данный проект, мы планируем проводить экскурсии на Мамаев курган, в храм «Всех святых», по городу-герою, рассказывать о героях Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны школьникам города, показывать видеофильмы, презентации о нашем городе-герое.
Данная проблема важна и актуальна для всех нас поскольку;
во-первых, МОУ СШ № 78, находится в историческом месте города: на нижнем поселке «Баррикады» есть «остров Людникова», где сражались бойцы 138 сд под командованием полковника И.И. Людникова, на пересечении улиц Богунской и Таращанцев установлен памятник на могиле воинам 45сд им. Щорса, которой командовал подполковник Соколов, недалеко от могилы- памятник Михаилу Паникахе, здесь, в 3-х км. от Мамаева кургана, он совершил свой бессмертный подвиг.
Легендарный Мамаев курган - здесь бывают гости из различных уголков нашей страны, со всех стран мира.
Во- вторых, проводить экскурсии - это прекрасная возможность проявить себя, научиться грамотно, выразительно говорить, это возможность реализовать свои способности.
В- третьих, проводя экскурсии, мы вносим свой вклад в патриотическое воспитание сверстников.
Это можно решить усилиями учащихся МОУ СШ № 78, МОУ ДЮЦ Волгограда, школьниками города, начиная с малого: с создания зеленых зон, благоустройства исторических памятников города Волгограда, где требуется уход за захоронениями, реконструкции памятников, принимая участие в акциях «Символ Победы», «Наследники героев войны». Мы надеемся на то, что нашему примеру последуют учащиеся школ города.
Введение.
Проект «Юные экскурсоводы - наследники героев войны» - это воспитание юношества на идеях духовности, добра и патриотизма.
Наш город имеет славные героические традиции. Жить на земле Царицына-Сталинграда-Волгограда - значит приумножать славные традиции города-героя на Волге, города-солдата, города-труженика.
Актуальность проекта.
Выбор данного направления обусловлен тем, что в городе нет образовательных учреждений, которые готовят экскурсоводов-школьников.
Поэтому важно готовить в нашей школе юных экскурсоводов, знающих историю родного города, умеющих грамотно преподнести свой рассказ детям младшего, среднего, старшего возраста.
Проект актуален и востребован.
ЦЕЛЬ проекта:
- изучить историю города-героя Царицына-Сталинграда-Волгограда, историю Мамаева кургана, создание памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы;
-стать юными экскурсоводами и принимать участие в социально значимой деятельности.
Задачи проекта:
-объединение усилий по патриотическому воспитанию учащихся школы и МОУ ДЮЦ Волгограда;
-расширение культурно-исторического кругозора учащихся;
- развитие мотивации к общественно-полезной деятельности;
-воспитание гражданственности;
-привлечение учащихся к исследовательской работе по истории и краеведению;
-развитие творческих способностей учащихся;
-формирование чувства Родины;
Навыки решения социально значимых проблем подростки осваивают в ходе реальной деятельности, когда участвуют в различных социальных проектах. В ходе проектной деятельности мы учимся применять на практике знания ведения экскурсий.
Данный проект ориентирован на развитие у детей и подростков мотивации к познанию, творческой деятельности.
Одной из задач проекта является изучение и сохранение исторического и культурного наследия малой Родины.
Главная цель проекта - освоение навыков пользования информацией, знаниями об истории города, Сталинградской битвы, истории Великой Отечественной войны и применения этих знаний при ведении экскурсий.
Нормативные документы, использованные при создании проекта:
-
Конституция РФ.
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Закон РФ «Об общественных объединениях».
-
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
-
«Новая школа».
Содержание и механизм реализации проекта. Мы, подростки получаем огромный поток информации с экранов телевизоров, компьютеров, из газет и журналов, порой проповедующих насилие и жестокость, что ведет к росту агрессивности. Поэтому необходимо формировать гуманистические жизнеутверждающие ценности: доброты к людям, чуткости, сострадания, заботы о природе и животных, любви к родному краю и т. д.
Направление проекта предполагает использование определенных форм и методов деятельности, подбор системы действий, направленных на решение поставленных задач.
Деятельность в рамках проекта.
Основные этапы реализации проекта.
Этап 1 (подготовительный) (сентябрь):
распространение информации среди группы учащихся о начале проекта и его целях и задачах, проведение экскурсий по реализации проекта.
Проведение организационного собрания, анкетирования по выявлению творческого потенциала у будущих экскурсоводов - школьников. Составление расписания занятий – экскурсий для всех участников проекта.
Информация в школьной газете о начале работы по проекту.
Этап 2 (основной) (октябрь-май):
1. Проведение экскурсий «Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы», «Улица Мира», «Город-герой Волгоград», «Центральная набережная Волгограда», «Площадь Гвардейская».
2. Проведение занятий по программе «Фотографии Сталинграда, героев Великой Отечественной войны».
3. Проведение занятий по программе «Верстка газеты».
4. Издание школьной газеты «Юные экскурсоводы - наследники героев войны».
Этап 3 (завершающий) (май): подведение итогов. Торжественное закрытие проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта и способы оценки.
Результативность данного проекта можно оценить с помощью следующих показателей:
-
количественного (охват, количество участников проекта, количество проведенных экскурсий, акций, социально значимых дел);
-
изменение социального развития личности, участвующей
в реализации проекта (чему научились, что узнали нового и т. п.,
качество продуктов социально-творческой деятельности и др.);
-
повышение уровня социальной активности, успешности участников проекта;
-
изменение общественного мнения:
-
заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации;
-
технологичность (уровень организации, четкость):
-
эффективность управления, организационная культура участников.
Формы и методы отслеживания результата:
-
Статистические данные.
-
Анкетирование.
-
Отзывы МОУ СШ № 78 об эффективности социально-образовательной деятельности в рамках проекта.
Возрастные особенности участников игры
К участию в проекте приглашаются дети в возрасте 13-16 лет (8-11 кл.), так как именно в этом возрасте подростком приобретается способность к рассуждениям, в умении выделять и изучать отдельные свойства сложного предмета, выдвигая и проверяя гипотезы относительно их качеств, свойств и отношений.
Подростковый возраст - это период активного формирования мировоззрения человека, которое связано с развитием мышления, познания, мотивации.
Программа действий.
Традиционно ежегодные:
-экскурсии по историческим местам к памятным датам нашего города,
-уроки мужества (ноябрь, февраль, май), с показом презентаций,
-игра «Памятники Сталинграда-Волгограда»,
- акции «Символ Победы», «Наследники героев войны»,
-видеолектории для учащихся и родителей»: показ фильмов «Сталинград 1942-1943гг.», «Битва за Москву», «Битва за Ленинград», «Курская дуга» и др.,
-посещение музеев: «Дети войны», музея-заповедника «Сталинградская битва», экскурсии на Мамаев курган.
Реализация проекта.
-
Анализ условий для создания проекта, социальный опрос.
-
Выбор участников проекта.
-
Выбор проекта и составление проектных основ, пути реализации.
-
Оценка проекта.
Ожидаемые результаты.
-проведение экскурсий для школьников Краснооктябрьского и других районов Волгограда»,
-проведение акции «Символ Победы»,
-выпуск краеведческой газеты «Юный экскурсовод»;
-облагораживание территории с памятниками героям войны на «Острове Людникова», на пересечении улиц Таращанцев и Богунской.
- вовлечение в реализацию проекта учащихся школ, общественных организаций, представителей родительской общественности, спонсоров, жителей микро-социума, классных руководителей, учителей.
-поступление финансовой поддержки из благотворительного фонда родителей, администрации района.
- привлечение СМИ.
В целом наша проектная деятельность свидетельствует о том, что мы являемся гражданами и патриотами России, поэтому наш проект существует не только на бумаге, в дискуссиях, но и в реальности. Данная деятельность интересна и важна, целенаправленна, плодотворна, и результаты своего труда мы видим.
Петиция.
“Юные экскурсоводы -наследники героев войны”.
От: обучающихся МОУ СШ № 78, родителей.
Отправлена адресатам:
-
Адресована в администрацию Краснооктябрьского района
г. Волгограда.
Мы,нижеподписавшиеся, обращаемся к вам с просьбой оказать посильную помощь:
-
в облагораживании территории и реконструкции памятников на братских могилах на “острове Людникова”.
Согласно правилам благоустройства городских территорий утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. №55/1402 просим оказать посильную помощь в благоустройстве территории на “Острове Людникова”.
Рассчитываем на Ваше понимание и поддержку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьякова С.А., Емельянов Б.В., Пасечный П. Основы экскурсоведения. М. 1989
-
Емельянов Б. Профессиональное мастерство экскурсовода. М., 1980
-
Краеведение – основа патриотического воспитания молодежи. В., 2004
-
Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на Волгоградской земле. Храмы Царицына – Сталинграда - Волгограда. В., 2003
-
Материкин А.В Волгоград в названиях улиц. В. 1989
-
Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1989
-
Х.Шретер. Сталинград. М., 2008
-
Мы родом из войны. В.,2004
-
Национальности и национальные общественные объединения Волгограда. В. 2008
-
Шелеметьев А.С. Великая Сталинградская битва. В.,2005
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»