Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве.
Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве.
Степанюк А.Е.,
Студентка 4-го
курса
ГБПОУ «Курганский технологический
колледж имени Героя советского союза
Н.Я.Анфиногенова»
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие духовно-нравственных ценностей в образовании. Духовно-нравственные ценности в образовании способствуют формированию у учащихся моральных принципов, духовных ориентиров и этических норм, которые определяют их поведение и отношение к окружающим.
Усиление внимания к духовно-нравственным ценностям в образовании обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Поэтому в своей учебной деятельности по формированию нравственных ценностей, чувств сострадания и ответственности перед обществом, проявления уважения к старшим и заботу о младших стараюсь использовать современные образовательные технологии – проектно-исследовательскую, информационно-коммуникативную, коллективно-творческие дела, технологию сотрудничества.
Одна из форм активной деятельности во время учебы - проектная деятельность или метод проектов. Метод проектов – это система учебно-познавательных и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В рамках духовно – нравственного воспитания могут использоваться следующие виды проектов:
1. Практико-ориентированный проект;
2. Исследовательский проект;
3. Информационный проект;
4. Творческий проект.
Применяя идею духовно-нравственного воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса напрямую зависит от моей организованности, дисциплины и ответственности. Чтобы мне достичь успеха нужно быть образованным человеком, творческой личностью, обладать креативным мышлением, и стремиться к достижению своих целей.
В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:
- любовь к Родине;
- развитие уважения к истории и традиции своего народа;
- формирование чувства уважения к другим народам и их традициям.
Возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией. Методика коллективной организаторской деятельности дает мне возможность построить коллектив на принципах совместного планирования и оценки результатов нашей совместной работы. Основное средство моего духовного и нравственного роста является социальная активность и участие в различных коллективных творческих мероприятиях. Это может включать в себя различные формы деятельности, такие как благотворительные акции, посещение мероприятий на тему «Духовно - нравственные ценности», спортивные соревнования и конкурсы на тему духовно-нравственной культуры.
Информационно-коммуникационные технологии. Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Как показывает мой опыт, современная молодежь лучше воспринимает информацию в форме развлекательных программ, видеороликов, шоу с различными эффектами. Поэтому я, как студентка, считаю, что на парах и различных мероприятиях лучше всего для удовлетворения запросов, учащихся следует использовать мультимедийные средства, компьютерные технологии и тому подобное. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено.
Таким образом, применение ИКТ стало неотъемлемым атрибутом учебно-воспитательного процесса.
«Музейная педагогика» - является важным инструментом моего духовно – нравственного воспитания как студента. При проведении музейных уроков и поисковой работы формируется гражданское мышление.
В нашем учебном заведении активно действует студенческий музей, который укомплектован собранием памятников истории и культуры. Проводится работа по изучению и сохранению историко-культурного наследия.
Наиболее эффективным средством достижения цели и задач уроков духовно-нравственных ценностей, на мой взгляд, являются инновационные технологии обучения. Положительная мотивация получения знаний, активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер обеспечиваются использованием новых технологий. Также это способствует развитию креативной личности. Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого ребенка являются основной целью, лежащей в основе инновационных технологий обучения. Преподаватель, стремящийся дать качественный уровень знаний, сделать урок интересным, достичь максимального взаимопонимания и сотрудничества между собой и студентами использует такие технологии в своей работе
Метод «Свободные» тексты - это совсем новый метод обучения, который я начала изучать совсем недавно. Это обобщенное название таких творческих задач, как сочинение по метафоре, стихотворение «Я», эссе и другие виды работы над созданием мини-сочинений. Такие творческие задания не только развивают наши творческие способности и воображение, но и учит нас нестандартно мыслить.
В процессе своего обучения я стараюсь найти более эффективные пути и средства глубокого усвоения программного материала и формирования духовно-нравственных ценностей. Во время своей работы я не мало времени уделяю краеведению, которое играет одну из важных ролей в воспитании патриотизма в нашем мире. Я считаю, что уже давно известно, что патриотизм начинается с любви к родительскому дому, к колыбельной, которую пела мама, семьи. Именно это формирует понятие «малой родины», что в дальнейшем дает возможности для подробного изучения истории своего региона и родного края, понимая всю важность этого для духовно – нравственного воспитания.
Таким образом, использование современных подходов духовно-нравственного образования предполагает познание студентами не только окружающей среды, но и себя, своего сознания. Духовно – нравственное образование формирует у будущих граждан мышление, сознание, интеллект личности для активного участия в учебно-познавательной деятельности, воспитывает активную гражданскую позицию, учит реализовывать ее на практике и проявлять уважение к духовно – нравственным ценностям.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Я считаю, что духовно – нравственное воспитание детей должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение людей, уважающих духовные и нравственные ценности. Духовно – нравственные ценности помогут создать условия для развития национальной культуры и улучшения качества жизни. Поэтому работа с детьми в области формирования духовно – нравственных ценностей в образовании является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что духовно – нравственное воспитание занимало и будет занимать центральное место в системе образования. И благодаря разнообразию форм и методов работы, мы можем сформировать будущее поколение людей, которые будут уважать духовные и нравственные ценности, и станут достойными гражданами нашей страны.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»