Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении устной и письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами.
Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил), стойкие ошибки на письме.
Дислексия-это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит.
Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Раннее начало коррекционной работы имеет большое значение в преодолении имеющихся нарушений развития. В тоже время важно отметить, что проведение профилактической работы на этапе подготовки к школе детей с нарушениями речи играет большую роль в предупреждении возможных нарушений письма у детей. Следовательно, очень важно уже в дошкольном возрасте проводить систематическую коррекционную работу с включением комплекса игр и упражнений, способствующих профилактике разнообразных по проявлениям и степени выраженности различных видах дисграфии.
С целью коррекции и профилактики дисграфии и дислексии у детей, используются дидактические игры. Они способствуют снятию напряжения и страха письма и чтения у детей и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует познавательную деятельность и правильную речь ученика, как устную, так и письменную.
Упражнения:
-
Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
-
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
«ЛОТО»
Детям раздаются карточки со схемами слов. Учитель показывает картинки. Дети закрывают картинкой соответствующую схему. Выигрывает тот, у кого быстрее закроются картинками все схемы.
«Мяч передавай – слово называй».
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).
"Лабиринты".
Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты в зависимости от его уровня.
"Телесные буквы" – придумать, каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев.
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам.
"Письмо в воздухе"
Логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
"Что за буква?".
Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву".
Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.
"Домик для звука".
Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия".
Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове.
Например: мишка-мышка.
"Шифровка".
Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
"Звонкое слово".
Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.
Тексты с пропусками гласных.
Вставь гласные, запиши (разные уровни сложности).
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_.
Тексты без границ слов.
Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.
Душистойсмолойпахнетбор.
Тексты без заглавных букв и точек.
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
Зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге
Восстанови предложение и рассказ.
в, сидят, гнезде, птенцы
громко, они, пищат есть, хотят, малыши,
к, летит , ним, мама
червяка, она, несет, маленького
птичка, детей, спешит, своих, покормить
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»