Открытый урок биологии в 6 классе «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека» с участием учащихся 7 класса
Урок биологии 6-7 классы
Тема урока: «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека»
Цель: изучение роли бактерий в природе и жизни человека, их среды и места обитания посредством решения ситуационных задач с опорой на формирование функциональной естественно-научной грамотности.
Личностные:
-
гражданского воспитания:
– готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
-
трудового воспитания:
– активное участие в решении практических задач биологической направленности;
-
ценности научного познания:
– ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
– понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
– развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
Метапредметные:
-
базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
2) базовые исследовательские действия:
– оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе познания;
– публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
Предметные:
– создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;
– соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
– владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
– выявлять взаимосвязь объектов природы бактерий с другими компонентами природных систем;
– определять роль бактерий в природе;
– определять роль бактерий в жизни человека.
Задачи:
Воспитывающая:
– формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,
– формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.
Развивающая:
– развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
– формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы,
– формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Обучающая:
– углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека;
– формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле,
– изучение сред и мест обитания бактерий.
Основные понятия, изучаемые на уроке Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии.
Вид используемых на уроке оборудования, средств, ИКТ мультимедиа:
-
микроскопы 2 шт,
-
ранее приготовленные микропрепараты азотофиксирующих бактерий,
-
компьютер,
-
колонки
-
пазл «Роль бактерий в природе»,
-
слова на разноцветной бумаге «Бактерии», «их», «роль», «в», «природе» «в», «жизни», «человека»;
-
имитационные среды: воздушная среда – колба с воздухом, наземно-воздушная среда – колба с землей и воздухом, водная среда – колба с водой, организменная среда – клетка с животным и комнатное растение,
-
разноцветные меловые маркеры,
-
разноцветные стикеры,
-
медицинский халат,
-
органайзер для документов.
-
Учебное видео «Роль бактерий в природе и в жизни человека» https://www.youtube.com/watch?v=WV0stVmr4f0
ОЦЕНКА команд: стиками
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок биологии. Мы с вами сегодня изучаем очень интересную тему, а помогать нам будут в этом ученики 7 класса. И поэтому сейчас вы разбились на команды: 1 команда и 2 команда. И попробуем начать изучение нашей темы.
1 ситуационная задача
Составление темы урока
(отработка навыков конструктивной совместной деятельности в команде, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, умений логического мышления, читательской грамотности и применения биологического понятийного аппарата)
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что его буду вести я Кузьмина Анна Игоревна. Вы разделились на две команды. Ваша задача внимательно слушать меня и решать интересные ситуационные задачи. А сейчас вам предстоит узнать тему урока, для этого вашим командам дается 30 секунд, чтобы из выданных вам слов составить тему урока, которую мы будем изучать. Запускаем таймер.
2 КОМАНДАМ ВЫДАНЫ ОДИНАКОВЫЕ НАДПИСИ СЛОВ НА РАЗНОЦВЕТНЫХ ЛИСТАХ БУМАГИ
«Бактерии»,
«их»,
«роль»,
«в»,
«природе»
«в»,
«жизни»,
«человека»
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Проверяем, какая тема урока получалась у вас.
Оценивание: 1 БАЛЛ – ВЕРНАЯ ТРАКТОВКА ТЕМЫ УРОКА.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда «Роль и жизнь человека в природе».
Вторая команда «Бактерии в природе, их роль в жизни человека».
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): итак, правильно тема урока звучит так «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека». Поэтому вторая команда получает 1 балл – желтый стикер, первая команда – не получает ничего. Записываем тему урока в рабочую тетрадь.
Учитель: Вы постарались, почти правильно назвали тему урока, соответственно цель нашего урока изучить роль бактерий в природе и в жизни человека. Мы с вами узнаем, зачем нужны в природе бактерии, зачем они нужны человеку, в каких средах обитания и местах обитания они живут, какую роль они там выполняют: положительную или отрицательную, как влияют на жизнедеятельность человека.
Актуализация знаний.
2 ситуационная задача
Среды обитания бактерий
(отработка навыков оценивания на применимость и достоверность информации, полученную в ходе познания; выявление взаимосвязей объектов природы бактерий с другими компонентами природных систем; изучение сред и мест обитания бактерий)
(Показываем слайд на экране «Среды обитания бактерий»,
озвучивает слайд учитель)
Учитель: Бактерии встречаются везде: в воде, в почве, в воздухе, в тканях растений, в телах животных и человека. Они живут там, где находят достаточно пищи, влаги и благоприятную температуру от 1- до 40 градусов.
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): итак, решая вторую ситуационную задачу, вы сможете узнать, где обитают бактерии, в какой среде. Для этого я вам прочитаю описание сред обитания, а вам нужно выбрать из полученных карточек названий сред ту среду, которой это описание соответствует, и положить карточку напротив имитации данной среды.
2 КОМАНДАМ ВЫДАНЫ ОДИНАКОВЫЕ НАДПИСИ СЛОВ – КАРТОЧЕК С НАЗВАНИЯМИ СРЕД ОБИТАНИЯ:
-
наземно-воздушная
-
водная
-
организменная
-
почвенная
Оценивание: 1 БАЛЛ – каждый правильно положенный ответ у соответствующей имитационной среды обитания:
-
наземно-воздушная среда – колба с воздухом,
-
почвенная среда – колба с землей,
-
водная среда – колба с водой,
-
организменная среда – клетка с животным и комнатное растение
Кузьмина Анна (ученица 7 класса):
первое описание среды обитания – это пространство, включающее поверхность земного шара и нижние слои атмосферы.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Ульянов Дима – это воздух, около колбы с воздухом.
второе описание среды обитания – это организмы, которые живут в различных географических оболочках Земли и различных местах обитания: в лесу, в поле, в реках и озерах.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Непомнящих Богдан – организменная среда, около клетки с животным
Вторая команда Гайдаржи Николай – организменная среда, около клетки с животным
третье описание среды обитания – это плотная, прозрачная, бесцветная жидкость, может быть газообразной и твердой.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Ульянов Дмитрий – водная среда, около колбы с водой
Вторая команда Гайдаржи Николай – водная среда, около колбы с водой
четвертое описание среды обитания – это плотная или рыхлая часть литосферы, в которой есть воздух и вода.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Непомнящих Богдан – почвенная среда, около колбы с почвой
Вторая команда Сковородин Роман – почвенная среда, около колбы с почвой
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): каждая команда получает по одному баллу за каждый верный ответ
ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Непомнящих Богдан задает вопрос «А у нас, еще один листочек остался с названием среды. Почему?»
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Это тоже организменная среда обитания, как и животные. Принято считать, что существует 4 среды обитания бактерий – это почвенная, водная, организменная и наземно-воздушная. Составляем схему на доске и записываем ее в рабочую тетрадь.
Открытие новых знаний.
3 ситуационная задача
(ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека)
(на экране слайд «Болезни грязных рук»)
Учитель: Ребята обратите внимание на слайд, он называется «Болезни грязных рук». Здесь изображены бактерии, которые вызывают различные заболевания, дизентерию, лямблиоз, брюшной тиф и другие. Эти болезни называют болезнями грязных рук. Почему? Это мы узнаем и сейчас мы решаем с вами третью ситуационную задачу, которая связана с влиянием бактерий на жизнедеятельность человека. В этом мне помогут ученики 7 класса Губаренко Карина и Алумбаев Кирилл.
Дети из 7 класса разыгрывают сценку
«Пациент пришел к врачу после длительного похода»
Пациент (Кирилл): Здравствуйте, доктор!
Доктор (Карина): Здравствуйте! Имя, фамилия?
Пациент (Кирилл): Алумбаев Кирилл
Доктор (Карина): На что жалуетесь?
Пациент (Кирилл): Да, вот, в поход ходил. Голова болит, живот болит.
Доктор (Карина): Сейчас я вам выпишу направление. После этого с анализами сразу ко мне.
Пациент (Кирилл): Хорошо, доктор.
Пациент (Кирилл): Здравствуйте, опят я. Анализы сдал. Принес вам результаты.
Доктор (Карина): Садитесь. У вас серьезная болезнь – дизентерия. Нужен срочно постельный режим в больнице.
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): итак, сейчас мы видели ситуационную задачу «врач и пациент». Как вы думаете почему турист заболел дизентерией?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Ульянов Дмитрий: он не посмотрел сроки годности продуктов и употребил, несмотря на них.
Вторая команда Гайдаржи Николай: без маски ходил.
Сковородин Роман: пил неочищенную воду.
Оценивание: 1 БАЛЛ – за дополнение
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): доктор ответит нам.
Доктор (Карина): потому что он пил некипяченую воду.
Учитель: Ребята, вы, наверное, поняли что такое «болезни грязных рук». Турист заболел дизентерией потому, что пил некипяченую воду, в которой были болезнетворные бактерии и, к сожалению, заболел тяжёлой болезнью, при которой у человека поднимается температура, сильно болит живот, наступает рвота и обезвоживание организма. Бактрии кишечной палочки вызвали это заболевание, а обитали они в реке, из которой турист попил воды. Значит, в природе существуют болезнетворные бактерии, приносящие вред человеку и вызывающие заболевания людей. Это отрицательное влияние бактерий на жизнь человека. Давайте убедимся в этом и в том, где еще живут бактерии и какое влияние на человека и природу они имеют. Смотрим видеофильм.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА
«Роль бактерий в природе и в жизни человека»
Учитель: Ребята, вы, посмотрели видеофильм. Вспомните о чем был фильм? И теперь попробуйте придумать по 3 вопроса от каждой команды по увиденному из сюжета. Команды задают друг другу вопросы по фильму и отвечают на них. Если противоположная команда не знает ответа на поставленный вопрос, то команда задавшая вопрос сама на него отвечает.
Оценивание: 1 БАЛЛ – за каждый вопрос
2 БАЛЛА – за каждый ответ
Повторение и закрепление полученных знаний, их реконструкция через решение ситуационных задач с рефлексией в формате естественно-научной грамотности
(в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения)
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Какие среды создали бактерии на Земле?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Первая команда Ульянов Дмитрий: они создали почву, природные ископаемые нефть и газ.
Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Какую роль в создании почвы, воздуха и полезных ископаемых сыграли бактерии?
Первая команда Ульянов Дмитрий: они создали почву перарабатывания разных природных организмов, воздух при фотосинтезе, а и природные ископаемые путем переработки животных и растений.
Оценивание:1 БАЛЛ – за каждый ответ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учитель: наступил момент решать задачи на практике. Сейчас ребята каждой команды получают свое практическое задание и выполняют его в течении 6 минут. Затем меняются местами и снова выполняют задания. После каждая команда рассказывает, как были выполнены эти два задания и получают баллы.
Задание №1 Команда настраивает микроскоп для работы и изучает готовый микропрепарат азотофиксирующих бактерий, которые были обнаружены нашими ребятами во время проекта и выделены из почвы нашей местности. Команде необходимо описать внешний вид азотофиксирующих бактерий и их отличие от других форм бактерий, которые представлены на слайде компьютера.
Задание №2 Команде необходимо собрать пазл, который показывает, какова роль бактерий в природе и в жизни человека и рассказать, о чем они узнали и как эти знания помогают им в своей повседневной жизни.
(пока идет подсчет баллов команд у нас поэтическая страничка)
Рефлексия по уроку беседа о роли бактерий
(поэтическая)
Учитель: поэма азотофиксирующие бактерии
Оковами ласково ты нас назвал.
Мы азот освобождаем воздуха,
Без устали без воздуха
И превращаем в аммиак.
поэма болезнетворные бактерии
Мы тоже живем в кишечнике
И с нами болеет он
И палочка дизентерийная
Холерный я вибрион
Попробуй, не вымой руки
Мы сразу тебя найдем
И уже не умрем от скуки
И живо тебя изведем.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОМАНД и
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»