В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Открытый урок биологии в 6 классе «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека» с участием учащихся 7 класса

Открытый урок биологии в 6 классе «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека» с участием учащихся 7 класса

Ирина Стрельникова
Тип материала: Урок
просмотров: 321
Краткое описание
Цель: изучение роли бактерий в природе и жизни человека, их среды и места обитания посредством решения ситуационных задач с опорой на формирование функциональной естественно-научной грамотности.
Ссылка на материал: перейти
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок_бологии_6_класс.docx Скачать

Урок биологии 6-7 классы

Тема урока: «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека»

Цель: изучение роли бактерий в природе и жизни человека, их среды и места обитания посредством решения ситуационных задач с опорой на формирование функциональной естественно-научной грамотности.

Личностные:

  1. гражданского воспитания:

готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

  1. трудового воспитания:

активное участие в решении практических задач биологической направленности;

  1. ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;

Метапредметные:

  1. базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

2) базовые исследовательские действия:

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе познания;

публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

Предметные:

создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;

соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;

владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

выявлять взаимосвязь объектов природы бактерий с другими компонентами природных систем;

определять роль бактерий в природе;

определять роль бактерий в жизни человека.

Задачи:

Воспитывающая:

формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,

формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.

Развивающая:

развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы,

формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Обучающая:

углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека;

формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле,

изучение сред и мест обитания бактерий.



Основные понятия, изучаемые на уроке Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии.



Вид используемых на уроке оборудования, средств, ИКТ мультимедиа:

  • микроскопы 2 шт,

  • ранее приготовленные микропрепараты азотофиксирующих бактерий,

  • компьютер,

  • колонки

  • пазл «Роль бактерий в природе»,

  • слова на разноцветной бумаге «Бактерии», «их», «роль», «в», «природе» «в», «жизни», «человека»;

  • имитационные среды: воздушная среда – колба с воздухом, наземно-воздушная среда – колба с землей и воздухом, водная среда – колба с водой, организменная среда – клетка с животным и комнатное растение,

  • разноцветные меловые маркеры,

  • разноцветные стикеры,

  • медицинский халат,

  • органайзер для документов.

  • Учебное видео «Роль бактерий в природе и в жизни человека» https://www.youtube.com/watch?v=WV0stVmr4f0

ОЦЕНКА команд: стиками

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок биологии. Мы с вами сегодня изучаем очень интересную тему, а помогать нам будут в этом ученики 7 класса. И поэтому сейчас вы разбились на команды: 1 команда и 2 команда. И попробуем начать изучение нашей темы.

1 ситуационная задача

Составление темы урока

(отработка навыков конструктивной совместной деятельности в команде, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, умений логического мышления, читательской грамотности и применения биологического понятийного аппарата)

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что его буду вести я Кузьмина Анна Игоревна. Вы разделились на две команды. Ваша задача внимательно слушать меня и решать интересные ситуационные задачи. А сейчас вам предстоит узнать тему урока, для этого вашим командам дается 30 секунд, чтобы из выданных вам слов составить тему урока, которую мы будем изучать. Запускаем таймер.

2 КОМАНДАМ ВЫДАНЫ ОДИНАКОВЫЕ НАДПИСИ СЛОВ НА РАЗНОЦВЕТНЫХ ЛИСТАХ БУМАГИ

«Бактерии»,

«их»,

«роль»,

«в»,

«природе»

«в»,

«жизни»,

«человека»

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Проверяем, какая тема урока получалась у вас.

Оценивание: 1 БАЛЛ – ВЕРНАЯ ТРАКТОВКА ТЕМЫ УРОКА.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда «Роль и жизнь человека в природе».

Вторая команда «Бактерии в природе, их роль в жизни человека».

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): итак, правильно тема урока звучит так «Бактерии, их роль в природе и в жизни человека». Поэтому вторая команда получает 1 балл – желтый стикер, первая команда – не получает ничего. Записываем тему урока в рабочую тетрадь.

Учитель: Вы постарались, почти правильно назвали тему урока, соответственно цель нашего урока изучить роль бактерий в природе и в жизни человека. Мы с вами узнаем, зачем нужны в природе бактерии, зачем они нужны человеку, в каких средах обитания и местах обитания они живут, какую роль они там выполняют: положительную или отрицательную, как влияют на жизнедеятельность человека.

Актуализация знаний.

2 ситуационная задача

Среды обитания бактерий

(отработка навыков оценивания на применимость и достоверность информации, полученную в ходе познания; выявление взаимосвязей объектов природы бактерий с другими компонентами природных систем; изучение сред и мест обитания бактерий)

(Показываем слайд на экране «Среды обитания бактерий»,

озвучивает слайд учитель)

Учитель: Бактерии встречаются везде: в воде, в почве, в воздухе, в тканях растений, в телах животных и человека. Они живут там, где находят достаточно пищи, влаги и благоприятную температуру от 1- до 40 градусов.



Кузьмина Анна (ученица 7 класса): итак, решая вторую ситуационную задачу, вы сможете узнать, где обитают бактерии, в какой среде. Для этого я вам прочитаю описание сред обитания, а вам нужно выбрать из полученных карточек названий сред ту среду, которой это описание соответствует, и положить карточку напротив имитации данной среды.

2 КОМАНДАМ ВЫДАНЫ ОДИНАКОВЫЕ НАДПИСИ СЛОВ – КАРТОЧЕК С НАЗВАНИЯМИ СРЕД ОБИТАНИЯ:

  • наземно-воздушная

  • водная

  • организменная

  • почвенная

Оценивание: 1 БАЛЛ – каждый правильно положенный ответ у соответствующей имитационной среды обитания:

  • наземно-воздушная среда – колба с воздухом,

  • почвенная среда – колба с землей,

  • водная среда – колба с водой,

  • организменная среда – клетка с животным и комнатное растение

Кузьмина Анна (ученица 7 класса):

первое описание среды обитания – это пространство, включающее поверхность земного шара и нижние слои атмосферы.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Ульянов Дима – это воздух, около колбы с воздухом.

второе описание среды обитания – это организмы, которые живут в различных географических оболочках Земли и различных местах обитания: в лесу, в поле, в реках и озерах.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Непомнящих Богдан – организменная среда, около клетки с животным

Вторая команда Гайдаржи Николай – организменная среда, около клетки с животным

третье описание среды обитания – это плотная, прозрачная, бесцветная жидкость, может быть газообразной и твердой.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Ульянов Дмитрий – водная среда, около колбы с водой

Вторая команда Гайдаржи Николай – водная среда, около колбы с водой

четвертое описание среды обитания – это плотная или рыхлая часть литосферы, в которой есть воздух и вода.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Непомнящих Богдан – почвенная среда, около колбы с почвой

Вторая команда Сковородин Роман – почвенная среда, около колбы с почвой

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): каждая команда получает по одному баллу за каждый верный ответ

ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Непомнящих Богдан задает вопрос «А у нас, еще один листочек остался с названием среды. Почему?»

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Это тоже организменная среда обитания, как и животные. Принято считать, что существует 4 среды обитания бактерий – это почвенная, водная, организменная и наземно-воздушная. Составляем схему на доске и записываем ее в рабочую тетрадь.



Открытие новых знаний.

3 ситуационная задача

(ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека)

(на экране слайд «Болезни грязных рук»)

Учитель: Ребята обратите внимание на слайд, он называется «Болезни грязных рук». Здесь изображены бактерии, которые вызывают различные заболевания, дизентерию, лямблиоз, брюшной тиф и другие. Эти болезни называют болезнями грязных рук. Почему? Это мы узнаем и сейчас мы решаем с вами третью ситуационную задачу, которая связана с влиянием бактерий на жизнедеятельность человека. В этом мне помогут ученики 7 класса Губаренко Карина и Алумбаев Кирилл.

Дети из 7 класса разыгрывают сценку

«Пациент пришел к врачу после длительного похода»

Пациент (Кирилл): Здравствуйте, доктор!

Доктор (Карина): Здравствуйте! Имя, фамилия?

Пациент (Кирилл): Алумбаев Кирилл

Доктор (Карина): На что жалуетесь?

Пациент (Кирилл): Да, вот, в поход ходил. Голова болит, живот болит.

Доктор (Карина): Сейчас я вам выпишу направление. После этого с анализами сразу ко мне.

Пациент (Кирилл): Хорошо, доктор.

Пациент (Кирилл): Здравствуйте, опят я. Анализы сдал. Принес вам результаты.

Доктор (Карина): Садитесь. У вас серьезная болезнь – дизентерия. Нужен срочно постельный режим в больнице.

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): итак, сейчас мы видели ситуационную задачу «врач и пациент». Как вы думаете почему турист заболел дизентерией?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Ульянов Дмитрий: он не посмотрел сроки годности продуктов и употребил, несмотря на них.

Вторая команда Гайдаржи Николай: без маски ходил.

Сковородин Роман: пил неочищенную воду.

Оценивание: 1 БАЛЛ – за дополнение

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): доктор ответит нам.

Доктор (Карина): потому что он пил некипяченую воду.

Учитель: Ребята, вы, наверное, поняли что такое «болезни грязных рук». Турист заболел дизентерией потому, что пил некипяченую воду, в которой были болезнетворные бактерии и, к сожалению, заболел тяжёлой болезнью, при которой у человека поднимается температура, сильно болит живот, наступает рвота и обезвоживание организма. Бактрии кишечной палочки вызвали это заболевание, а обитали они в реке, из которой турист попил воды. Значит, в природе существуют болезнетворные бактерии, приносящие вред человеку и вызывающие заболевания людей. Это отрицательное влияние бактерий на жизнь человека. Давайте убедимся в этом и в том, где еще живут бактерии и какое влияние на человека и природу они имеют. Смотрим видеофильм.

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА

«Роль бактерий в природе и в жизни человека»

Учитель: Ребята, вы, посмотрели видеофильм. Вспомните о чем был фильм? И теперь попробуйте придумать по 3 вопроса от каждой команды по увиденному из сюжета. Команды задают друг другу вопросы по фильму и отвечают на них. Если противоположная команда не знает ответа на поставленный вопрос, то команда задавшая вопрос сама на него отвечает.

Оценивание: 1 БАЛЛ – за каждый вопрос

2 БАЛЛА – за каждый ответ



Повторение и закрепление полученных знаний, их реконструкция через решение ситуационных задач с рефлексией в формате естественно-научной грамотности

(в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения)

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Какие среды создали бактерии на Земле?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

Первая команда Ульянов Дмитрий: они создали почву, природные ископаемые нефть и газ.

Кузьмина Анна (ученица 7 класса): Какую роль в создании почвы, воздуха и полезных ископаемых сыграли бактерии?

Первая команда Ульянов Дмитрий: они создали почву перарабатывания разных природных организмов, воздух при фотосинтезе, а и природные ископаемые путем переработки животных и растений.

Оценивание:1 БАЛЛ – за каждый ответ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: наступил момент решать задачи на практике. Сейчас ребята каждой команды получают свое практическое задание и выполняют его в течении 6 минут. Затем меняются местами и снова выполняют задания. После каждая команда рассказывает, как были выполнены эти два задания и получают баллы.

Задание №1 Команда настраивает микроскоп для работы и изучает готовый микропрепарат азотофиксирующих бактерий, которые были обнаружены нашими ребятами во время проекта и выделены из почвы нашей местности. Команде необходимо описать внешний вид азотофиксирующих бактерий и их отличие от других форм бактерий, которые представлены на слайде компьютера.

Задание №2 Команде необходимо собрать пазл, который показывает, какова роль бактерий в природе и в жизни человека и рассказать, о чем они узнали и как эти знания помогают им в своей повседневной жизни.

(пока идет подсчет баллов команд у нас поэтическая страничка)

Рефлексия по уроку беседа о роли бактерий

(поэтическая)

Учитель: поэма азотофиксирующие бактерии

Оковами ласково ты нас назвал.

Мы азот освобождаем воздуха,

Без устали без воздуха

И превращаем в аммиак.

поэма болезнетворные бактерии

Мы тоже живем в кишечнике

И с нами болеет он

И палочка дизентерийная

Холерный я вибрион

Попробуй, не вымой руки

Мы сразу тебя найдем

И уже не умрем от скуки

И живо тебя изведем.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОМАНД и

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос