В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Транспорт веществ в организме 6 класс

Транспорт веществ в организме 6 класс

Жанна Абакумова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 31378 комментариев: 1
Краткое описание
В ходе лабораторной работы учащимся следует решить следующие задачи:1.    Раскрыть значение проводящей функции стебля;
2.    Конкретизировать функции с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Цель - формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Транспорт веществ в организме. 6 класс.doc Скачать












Конспект урока

по биологии

6 класс

(УМК «Биология. 6 касс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко)

45 минут












Учитель биологии и географии:

Абакумова Жанна Борисовна,

МАОУ «Ляторская СОШ №7»










г. Лянтор

Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

2015


Тема: Транспорт веществ в организме

Цель: формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам

Задачи:

  1. Раскрыть значение проводящей функции стебля;

  2. Конкретизировать функции с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;

  3. Формировать естественнонаучное мировоззрение.

Оборудование: побеги ивы и колеуса в баночках с водой, подкрашенной чернилами, лупа, таблицы «Корень и его зоны», «Клеточное строение листа», «Строение стебля».

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь.

Рассадить детей по группам (4 группы)

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

  1. - Какие функции выполняет корень? (главная функция – поглощение воды и минеральных веществ)

  2. Что такое корневой волосок? (многочисленные тонкие выросты, которые выглядят как белый пушок вокруг корня)

  3. Какую функцию он выполняет? (функция – корневого давления)

  4. Какую функцию выполняет лист? (фотосинтезирующая, а в процессе фотосинтеза идет создание органических веществ)

  5. Что такое стебель и какова его роль? (стебель – осевая часть побега, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету)

  6. Каково строение стебля?

III. Актуализация знаний

Постановка проблемного вопроса

  1. А что важнее для растения: корень, стебель или лист?

  2. Как сообщаются эти части? Зачем это необходимо?

(Ответы детей по группам)

Целеполагание

Тема сегодняшнего урока: Транспорт веществ у растений

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

IV. Изучение нового материала

-Вам мои юные, исследователи, предстоит выяснить по какому именно проводящему пути (по сосудам древесины или ситовидным трубкам луба) транспортируются (передвигаются) минеральные вещества и вода.

-Для этого, исследуем ветки березы находившиеся в окрашенных минеральных веществах (чернила разбавленные водой).

-План исследования перед вами на рабочих листах.

Работу проводим в группах, а отчеты выполняем индивидуально.


Лабораторная работа:
«Передвижение воды и питательных веществ в растении»

Цель: изучить передвижение воды и питательных веществ по стеблю

Оборудование: побеги ивы и колеуса в баночках с водой, подкрашенной чернилами, лупа

Ход работы

План для 1 и 3 группы:

1. Задание

  1. Возьмите поперечный срез ветки ивы.

  2. Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Что окрасилось древесина или луб?»

  3. Сделайте рисунок.

  4. На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу

Наблюдения 1 и 3 группы

Вывод

1) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек

1) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .

2) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды.


2) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .


План для 2 и 4 группы:

  1. Возьмите продольный срез ветки ивы.

  2. Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Где больше красителя – снизу или

  3. сверху?»

  4. Сделайте рисунок.

  5. На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу

Наблюдения 2 и 4 группы

Вывод

1) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды.


1) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .

2) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек

2) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .


Вывод: Вода и минеральные вещества перемещаются по сосудам древесины снизу вверх.

Участники разных групп обмениваются информацией.

2. Задание

Исследование листа колеуса (побег с придаточными корнями)

  1. Рассмотрите побег колеуса.

  2. Ответьте на вопрос: «Откуда выросли придаточные корни?» (из какой части стебля или древесины (центральной части) или луба (от поверхности стебля))

  3. Сделайте вывод и заполните таблицу

Наблюдение

Вывод

Корни появились

Для роста корней нужны_____________ вещества. Эти вещества образуются в ___________________. Корни образовались на _______________ стебля, значит _______________ вещества двигаются от ___________ к______________ по ______________________

(древесине или лубу)


  1. Итак, вывод: Перемещению воды способствует корневое давление и испарение, минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам.

В лупу хорошо видны на тонком поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек, расположенных кружком.

На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды.


V. Закрепление изученного материала в виде заполнения схемы с использованием ИКТ


Транспорт веществ в растении



Вода и минеральные вещества Органические вещества



По сосудам древесины По ситовидным трубкам



От корня к листьям От листьев к корню





Все части растения взаимосвязаны между собой



V. РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Вам понравился урок

  2. Было трудно

  3. Есть ли вопросы по уроку


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        Страницы в учебнике 74 – 79

VII. Итог урока: Мы изучили транспорт веществ в организме растений. Результаты достигнуты

Литература:

  • Учебник «Биология 6 класс». И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко. М., «Вентана-Граф» 2012г.

  • Рабочая тетрадь (№1) Биология: 6 касс

  • Поурочные планы по учебнику Понамаревой И.Н. «Биоогия. 6 касс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». – М.: «Вентана-Граф» 2012г.



Обсуждение материала
Наталья Дулатова
22.11.2015 16:40
Уважаемая  Жанна! Пожалуйста, оформите материал согласно критериям Требований. (Титульный лист, логотип портала, список литературы, ссылки на источники). Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка» http://www.uchmet.ru/library/rules/types/).  
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос