Транспорт веществ в организме 6 класс
2. Конкретизировать функции с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Цель - формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам.
Конспект урока
по биологии
6 класс
(УМК «Биология. 6 касс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко)
45 минут
Учитель биологии и географии:
Абакумова Жанна Борисовна,
МАОУ «Ляторская СОШ №7»
г. Лянтор
Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-Югра
2015
Тема: Транспорт веществ в организме
Цель: формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам
Задачи:
-
Раскрыть значение проводящей функции стебля;
-
Конкретизировать функции с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;
-
Формировать естественнонаучное мировоззрение.
Оборудование: побеги ивы и колеуса в баночках с водой, подкрашенной чернилами, лупа, таблицы «Корень и его зоны», «Клеточное строение листа», «Строение стебля».
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, присаживайтесь.
Рассадить детей по группам (4 группы)
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
-
- Какие функции выполняет корень? (главная функция – поглощение воды и минеральных веществ)
-
– Что такое корневой волосок? (многочисленные тонкие выросты, которые выглядят как белый пушок вокруг корня)
-
– Какую функцию он выполняет? (функция – корневого давления)
-
– Какую функцию выполняет лист? (фотосинтезирующая, а в процессе фотосинтеза идет создание органических веществ)
-
– Что такое стебель и какова его роль? (стебель – осевая часть побега, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету)
-
Каково строение стебля?
III. Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса
-
А что важнее для растения: корень, стебель или лист?
-
Как сообщаются эти части? Зачем это необходимо?
(Ответы детей по группам)
Целеполагание
Тема сегодняшнего урока: Транспорт веществ у растений
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
IV. Изучение нового материала
-Вам мои юные, исследователи, предстоит выяснить по какому именно проводящему пути (по сосудам древесины или ситовидным трубкам луба) транспортируются (передвигаются) минеральные вещества и вода.
-Для этого, исследуем ветки березы находившиеся в окрашенных минеральных веществах (чернила разбавленные водой).
-План исследования перед вами на рабочих листах.
Работу проводим в группах, а отчеты выполняем индивидуально.
Лабораторная
работа:
«Передвижение воды и питательных
веществ в растении»
Цель: изучить передвижение воды и питательных веществ по стеблю
Оборудование: побеги ивы и колеуса в баночках с водой, подкрашенной чернилами, лупа
Ход работы
План для 1 и 3 группы:
1. Задание
-
Возьмите поперечный срез ветки ивы.
-
Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Что окрасилось древесина или луб?»
-
Сделайте рисунок.
-
На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу
-
Наблюдения 1 и 3 группы
Вывод
1) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек
1) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .
2) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды.
2) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .
План для 2 и 4 группы:
-
Возьмите продольный срез ветки ивы.
-
Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Где больше красителя – снизу или
-
сверху?»
-
Сделайте рисунок.
-
На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу
-
Наблюдения 2 и 4 группы
Вывод
1) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды.
1) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .
2) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек
2) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .
Вывод: Вода и минеральные вещества перемещаются по сосудам древесины снизу вверх.
Участники разных групп обмениваются информацией.
2. Задание
Исследование листа колеуса (побег с придаточными корнями)
-
Рассмотрите побег колеуса.
-
Ответьте на вопрос: «Откуда выросли придаточные корни?» (из какой части стебля или древесины (центральной части) или луба (от поверхности стебля))
-
Сделайте вывод и заполните таблицу
-
Наблюдение
Вывод
Корни появились
Для роста корней нужны_____________ вещества. Эти вещества образуются в ___________________. Корни образовались на _______________ стебля, значит _______________ вещества двигаются от ___________ к______________ по ______________________
(древесине или лубу)
-
Итак, вывод: Перемещению воды способствует корневое давление и испарение, минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам.
В лупу хорошо видны на тонком поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек, расположенных кружком.
На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды.
V. Закрепление изученного материала в виде заполнения схемы с использованием ИКТ
Транспорт веществ в растении
Вода и минеральные вещества Органические вещества
По сосудам древесины По ситовидным трубкам
От корня к листьям От листьев к корню
Все части растения взаимосвязаны между собой
V. РЕФЛЕКСИЯ.
-
Вам понравился урок
-
Было трудно
-
Есть ли вопросы по уроку
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Страницы в учебнике 74 – 79
VII. Итог урока: Мы изучили транспорт веществ в организме растений. Результаты достигнуты
Литература:
-
Учебник «Биология 6 класс». И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко. М., «Вентана-Граф» 2012г.
-
Рабочая тетрадь (№1) Биология: 6 касс
-
Поурочные планы по учебнику Понамаревой И.Н. «Биоогия. 6 касс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». – М.: «Вентана-Граф» 2012г.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»