Консультация для родителей "Цифровая реальность: влияние на развитие ребенка дошкольного возраста"
Цифровая
реальность: влияние на развитие ребенка
дошкольного возраста и рекомендации
для родителей
Консультация
для родителей
Любовь
Минаева 2024
Современный мир немыслим без цифровых технологий. Дети с ранних лет сталкиваются с гаджетами, интернетом, видеоиграми. И это неизбежно. Но как сделать так, чтобы цифровой мир не стал препятствием для гармоничного развития ребенка, а помог ему расти и учиться?
Влияние цифровых технологий на развитие ребенка не однозначно. С одной стороны, интернет открывает беспрецедентные возможности для учения и познания мира. Благодаря специальным приложениям и сайтам ребенок может изучать языки, решать задачи, узнавать интересные факты о животных, растениях и многом другом. Онлайн-ресурсы позволяют погрузиться в мир искусства, музыки, литературы, что расширяет кругозор и развивает творческие способности.
Важно, чтобы родители не просто позволяли ребенку пользоваться гаджетами, а активно включались в этот процесс. Подбирайте развивающие игры, приложения и сайты, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Используйте интернет для совместного творчества: создавайте презентации, рисуйте онлайн, сочиняйте музыку. Помните, что онлайн-образование может быть дополнением, но не заменой живого общения и реального мира.
Виртуальные игры и приложения также стимулируют творческое мышление, решение проблем и логику. Ребенок учится планировать свои действия, придумывать стратегии, координировать свои движения, что требует концентрации внимания и развивает когнитивные способности.
Но здесь тоже важно контролировать время, проводимое за играми. Рекомендуется установить ограничения по времени, проводимому за экранами. Старайтесь включать в игру элементы реального мира: например, проводите конкурсы по результатам игры или реализовывайте сценарии игр в реальной жизни. Помните, что игра должна быть разнообразной и не заменять общение с друзьями, чтение книг или прогулки на свежем воздухе.
С другой стороны, чрезмерное использование гаджетов может привести к зависимости и снижению интереса к реальному миру. Дети могут проводить часы за играми и видеороликами, забывая о других важных вещах: общении с друзьями, прогулках на свежем воздухе, чтении книг, игре в реальные игры. Частая переключаемость между разными задачами на экране может привести к снижению концентрации внимания и трудностям с обучением и воспитанием. Дети могут стать раздражительными, импульсивными, терять интерес к занятиям, требующим усидчивости и сосредоточения.
Чтобы этого избежать, создайте сбалансированную среду, в которой технологии не доминируют над жизнью ребенка. Ограничьте время, проводимое ребенком за экранами устройств. Включайте ребенка в жизнь вне экранов: организовывайте прогулки, игры на свежем воздухе, занятия творчеством. Будьте примерном: дети учатся на примере взрослых. Ограничьте собственное использование гаджетов, когда Вы с ребенком. Проводите время с ребенком вне цифрового мира: читайте книги, играйте в настольные игры, гуляйте в парке.
Отсутствие живого общения может привести к проблемам в построении социальных связей. Дети могут испытывать трудности с выражением эмоций, установлением контакта с другими людьми, пониманием невербальных сигналов. Также существуют риски кибербуллинга: дети могут стать жертвами домогательств и угроз в онлайн-среде.
Чтобы защитить ребенка от этих рисков, объясняйте ему правила безопасности в интернете. Говорите о том, что не стоит делиться личной информацией с незнакомцами, что не следует отвечать на провокационные сообщения и угрозы. Объясните ребенку разницу между реальным миром и виртуальным, что онлайн-общение отличается от живого. Используйте родительский контроль для ограничения доступа ребенка к нежелательному контенту. Создайте в семье правила использования гаджетов: например, запрет на использование гаджетов за столом, во время игры, перед сном.
Важно помнить, что цифровые технологии - не враг. Они могут быть полезным инструментом, если используются с умом. Ключевая роль отводится родителям: Вам необходимо создать сбалансированную среду, в которой технологии не доминируют над жизнью ребенка. Не бойтесь говорить с ребенком: откровенно обсуждайте с ним вопросы безопасности в интернете, важности живого общения и сбалансированного использования гаджетов.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»