В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Механизмы и практики формирования читательской грамотности на уроке литературного чтения 4 класс

Механизмы и практики формирования читательской грамотности на уроке литературного чтения 4 класс

Ольга Банникова
Тип материала: Урок
просмотров: 259
Краткое описание
Обучение осмысленному восприятию текста с помощью механизмов и практик читательской грамотности.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конструкт урока литературного чтения.docx Скачать

«Формирование читательской грамотности обучающихся в контексте реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО и освоения ФОП НОО и ФОП ООО»

Конструкт урока литературного чтения 4 класс

о применении в практической деятельности приемов и стратегий формирования читательской грамотности.


Учитель:Банникова Ольга Борисовна МБОУ СОШ №84 г.Екатеринбург

Предмет _Литературное чтение

Класс _4класс


Механизмы и практики формирования читательской грамотности

на уроке литературного чтения 4 класс

Тема урока :

Урок литературного чтения по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»



Цель урока: обучение осмысленному восприятию текста с помощью механизмов и практик читательской грамотности.

________________________


1. Описание применения приемов ССЧ на различных этапах урока (не менее 2 приемов на разных этапах):


Этап урока

Прием / стратегия

Деят-ть учителя

Деят-ть обуч-ся

Достигнутый результат

Что получилось / вызвало затруднение и т.д.

I. Ассоциации

Подготовка к изучению новой темы.

Мотивационный этап.(Мотивационный якорь)



Приём



«Кластер»




 Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.

Скажите, дети, при упоминании о подснежнике , о чем вы подумали? Что вам представилось?

Вы знаете, что такое подснежник?

Видели вы этот цветок? Какого он цвета?

На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?

Знаете ли вы, где растет подснежник?


Отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы оформляют в виде кластера.

Результат достигнут.Ребята знакомы с таким приемом.

Затруднений не было.





























Ребята–эмоционально отвечали на поставленные вопросы.

Тема природы всем интересна.

Составили кластер.




Мотивационный якорь











2. Работа над содержанием рассказаАктивное целеполагание.







Приём

«Мозговой штурм»













Приём

«Шапка вопросов»



Учитель помогает интерпретировать текст и











Учитель организует работу .















Учитель организует работу с вопросами из третьей шапки.




Учащиеся высказывают оценочные суждения

Идет формирование процесса восприятия и понимания









Работают с простыми вопросами.

Работают с уточняющими вопросами.

Работают с вопросами интерпретации.

Работают с оценивающими вопросами.

Работают с творческими вопросами. Работают с практическими вопросами.







1.Знакомяться с текстом.

2.Формулируют вопросы по прочитанному тексту.

В первую шапку складывают вопросы, проверяющие знание текста.

Во вторую-выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах.

В третью шапку кладут вопросы, на которые затрудняются ответить.



















Ребята познакомились

с текстом.

Проработали вопросы.

Сложно было создавать творческие вопросы.











3.Участники по-очереди подходят к первой шапке и отвечают на репродуктивные вопросы.

4.Участники высказывают свои оценочные суждения, отвечая на вопросы из второй шапки.


Самым трудным было определиться с впечатленими о персонажах.

Мнений было мгого.






1шапка

Вопросы требующие репродукции знаний

Когда? Сколько? Кто? Что?

2 шапка

Вопросы способствуют выражению оценочного суждения

Я считаю, что…

А ты как думаешь(считаешь)?

3 шапка

Вопросы, на которые ученики затрудняются ответить

Я не знаю…

Что именно оказалось неожиданным?


Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?


Я не знаю,что чувствовал Саша, прощаясь с отцом.


Кто герои рассказа?

Я считаю, что день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина.


Я не знаю было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?
































4.Составление Синквейна

Целенаправленная деятельность













































Приём

«Синквейн»







Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.

Почему не оправдались ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?

Всегда ли можнопонять тему рассказа по его заглавию?

Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ «Подснежник»?





Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Способствует усвоению коммуникативных навыков.
































Творческая работа учащихся (работа в группах по 6 человек)

Составление синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

.












































Было очень интересно работать, так как командная работа развивает коммуникативные навыки.

Ребята вспомнили правила общения в группе.Высказали свое мнение.



5.Критериальное оценивание

Приём «Путешествуем по тексту» (работа с таблицей)








Учитель оценивает работу в группах

Озаглавливают части текста, заполняюткак можно больше пустых клеток в таблице.





Ребята оценивают свою работу. Делают выводы.Защищают работу своей команды.

Работа была новой. С большим интересом выполняли задание. Особенно понравилось работать со словарными ориентирами.





Ребята оценивают свою работу. Критерии

оценивания на столе у детей и на доске. Затруднений не было.


6.Рефлексия


Приём

«Инсёрт» Таблица поможет глубже понять произведение.


Понравился ли вам рассказ? Поняли вы его? Что хотел донести автор?


Чтение текста рассказа и составление таблицы с помощью приема« Инсёрт»


Ребята высказывали свои мнения, активно пользовались таблицей с записями.


Приём

«Кубик Блума»



(работа в команде)

Учитель организует работу

Ребята бросают кубик и выполняют рефлексию

на которую указывает число.

Рефлексия

помогла глубже понять идею автора.




Выводы:

С помощью стратегии смыслового чтения учащиеся активно работают.Ребята участвуют в поиске и отборе информации. Используют содержание текста для достижения собственных целей, развития, полученных знаний.   Определяют   основную и второстепенную информацию. Определяют проблемы и выявляют авторскую позицию. Наполняют свой мир и делают его интересным.


С помощью 6 вопросов «Ромашка Блума»

учащиеся выходят на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции.


С помощью приема «Мозговой штурм», «Кластер» происходит актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.



С помощью приема «Инсёрт» происходит критическое осмысливание новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.

На этапе критериального оценивания подойдёт приём «Путешествуем по тексту» (работа с таблицей)

Творческая работа учащихся выполняется с помощью приема «Синквейн»(работа в группах по 6 человек)

С помощью приема «Кубик Блума»(работа в группе)учащиеся выполняют рефлексию.
Спомощью приема «Шапка вопросов»учащиеся обмениваются мнениями и ведут живую дискуссию.

Рекомендации по применению использованных приемов и стратегий ССЧ

Рекомендую использовать данные приемы на внеурочной деятельности, классных часах, родительских собраниях.

Рекомендую адаптировать эти приемы на других предметах.




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров