Использование инновационной методики "Детский туризм"
Использование инновационной методики – детский туризм
Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью.
В настоящее время образовательный детский туризм в России приобретает особую актуальность.
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. Поход позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.
В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности, совершенствуется выносливость, сила, быстрота, ловкость, координация, ориентировка в пространстве. Элементарный туризм позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада. Полюбив движение, ребёнок приобщается к спорту, к здоровому образу жизни. В этом и заключается оздоровительная ценность туристской деятельности в детском саду.
Познавательная ценность туристской деятельности в том, что дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей об экологии, они учатся беречь и охранять природу.
Походы на экскурсию в лесополосу позволяют педагогам проводить и экологические акции, которые учат детей делать выводы о закономерностях в природе и взаимосвязи с жизнью и деятельностью человека.
На экскурсиях проявляется воспитательная ценность туристической деятельности. У детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы, аккуратности, наблюдательности.
На туристических экскурсиях и прогулках дети знакомятся с растительным миром, с достопримечательностями родного города.
Спортивная ценность туризма в ДОО состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. К ним относятся:
-
естественные препятствия (длина переходов, общий километраж похода),
-
ориентировка на местности,
-
туристско-краеведческая работа.
Наши маршруты:
«Осень зовёт в поход»
Мир природы удивителен и прекрасен. Осень – очень красивое время года. Все вокруг яркое, разноцветное. Деревья стоят в праздничном наряде. На нашем участке растут разные деревья: карагач, береза, рябина, клен. И мы с детьми наблюдаем за этими деревьями в разное время года. На одной из осенних прогулок наблюдали листопад. Дети брали в руки осенние листья, называли цвет листьев, подбрасывали вверх, изображая листопад. Дети усвоили осенние изменения в жизни деревьев. Прогулка для детей была интересной, принесла много положительных эмоций.
«Мы мороза не боимся»,
Зимой во время прогулки дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
«Чьи следы на лыжне?»,
Туристические прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо больше насыщен кислородом, чем летний. Дети получают заряд бодрости и хорошего настроения. К тому же совместная деятельность развивает социальные навыки и воспитывает дружелюбие.
Названия маршрутов говорят сами за себя:
«По тропинкам с рюкзаком»,
«Экологическая экспедиция дошколят в мир природы»,
«По дорожке босиком»,
«Шагаем по лесной опушке»,
«Куда покажет компас».
В весеннее – летний период также проводятся туристские экскурсии, прогулки и походы по территории детского сада. Во время походов вся детская деятельность проходит на открытом воздухе: наблюдения, подвижные игры, игры-эксперименты и, конечно, посадка и уход за деревьями и цветами.
Образовательный туризм внутри ДОО включает в себя: беседы о туристах и туризме, игры – путешествия на ориентирование в пространстве, рассматривание туристских принадлежностей, отрабатывают умение работать с компасом
Результатом использования инновационной методики – детский туризм, является значительное снижение случаев простудных заболеваний, формирует значимые личностно-общественные и морально-волевые качества детей.
Материал подготовила:
старший воспитатель
О.В.Ефимушкина,
СП Детский сад №31 «Сказка»
ГБОУ СОШ№3
г.о. Чапаевск Самарской области
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»