В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной логопедической группы "Гуси-лебеди".

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной логопедической группы "Гуси-лебеди".

Екатерина Макаренко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 5317
Краткое описание
Конспект  занятия  по развитию связной речи  у  детей подготовительной логопедической  группы составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением элементов технологии ТРИЗ.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект Гуси-лебеди-2.docx Скачать

uchmet_120_60









Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной логопедической группы по теме «Русские народные сказки» . Авторская разработка.


Возраст: 6-7 лет

Продолжительность: 30 минут









Разработала учитель – логопед

первой квалификационной категории

Макаренко Екатерина Юрьевна






г. Комсомольск-на-Амуре

2015 г.

Цели:

- продолжать развивать умение пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

- закреплять умение синтаксически верно строить предложение;

- способствовать развитию умения у детей составлять творческий рассказ на основе знакомого произведения.

- воспитывать у детей самоконтроль за речью ;

- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;

- воспитывать у детей умение выслушивать до конца ответы друг друга, готовность прийти на помощь.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», словарная работа по тексту (пряжа, прясть, печка).

Оборудование: набор графических моделей: графическое изображение символами- беда ( туча с молнией), дорога, помощь (рука), огонь, дерево, вода, зло(тёмная туча), радость (салют); адаптированный текст русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Дети, какие русские народные сказки вы знаете? Назовите их!

Дети: «Колобок»,»Теремок», «Гуси-лебеди», и т.д.

1. Логопед: Сегодня мы будем пересказывать сказку «Гуси-лебеди», а помогут нам в этом наши помощники-картинки. Дети, давайте вспомним значение всех картинок.

2. Выстраивание линейного плана сказки «Гуси-лебеди» с использованием символов:

Логопед: Как получилось, что Гуси-лебеди унесли братца девочки? (символ-беда).

Дети: Сестра забыла, что ей родители говорили присматривать за братцем, и оставила его одного без присмотра, а сама гулять убежала.

Логопед: Куда отправилась девочка?(символ-дорога).

Дети: Девочка увидела, что братца нет, и отправилась его искать.

Логопед: Кого девочка встретила по дороге?(символы- огонь, вода,

дерево, добро).

Дети: Сначала она встретила печку, и спросила, где ей искать гусей-лебедей? Тогда печка попросила её съесть пирожок, но девочка не захотела и пошла дальше(символ-огонь).

Затем девочка встретила яблоню, и спросила, где ей искать гусей-лебедей? Тогда яблоня попросила её съесть яблочко, но девочка не захотела и пошла дальше (символ-дерево).

Пошла девочка дальше. И увидела молочную реку в кисельных берегах. Спросила у неё девочка, не видела ли она братца и гусей-лебедей? Река попросила её съесть киселька и запить молочком, но девочка не захотела, и пошла дальше (символ-вода).

Логопед: Что под конец дня увидела девочка?

Дети: Под конец дня девочка увидела избушку.

Логопед: Кто был в избушке?

Дети: В избушке была Баба-Яга (символ-зло).

Логопед: Что Баба-Яга сказала девочке?

Дети: Баба-Яга спросила, зачем девочка пришла? Девочка ей ответила, что заблудилась и зашла погреться. Тогда Баба-Яга сказала девочке , чтоб она садилась пряжу прясть, а сама ушла.

Логопед: Кто помог девочке и братцу убежать?

Дети: когда Баба-Яга ушла, прибежала мышка, и сказала, чтоб дети убегали, а она за девочку будет пряжу прясть и Бабе-Яге отвечать. Девочка схватила братца и убежала. Тогда Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей.

Логопед: Как получилось, что Гуси-лебеди не догнали девочку с братцем?

Дети: Побежала девочка, а гуси-лебеди за ней. Добежала она до речки, и попросила её спрятать. А речка попросила девочку съесть киселек и запить молочком. Девочка согласилась, и тогда река укрыла её под бережком. Гуси-лебеди их не заметили (символ-вода).

Побежала девочка дальше, а гуси-лебеди её увидел и стали догонять. Добежала девочка до яблоньки и попросила их спрятать. Тогда яблонька попросила девочку съесть её яблочко. Девочка согласилась и сказала спасибо. Тогда яблонька укрыла её своими веточками, и гуси-лебеди не заметили их с братцем (символ-дерево).

Побежала девочка дальше, и снова гуси-лебеди её догонять стали. Добежала девочка до печки и попросила спрятать их от погони. Печка попросила съесть пирожок, девочка согласилась. Тогда печка разрешила девочке с братцем внутри себя спрятаться. Не нашли в этот раз девочку гуси-лебеди, и она добежала до дому (символ-огонь).

3. Логопед: А сейчас давайте и мы с вами немного полетаем!

Физ. минутка «Гуси-лебеди».

Гуси-лебеди летали (изображая лебедей, дети передвигаются по группе),

И добычу всё искали.

Ну а мы не растерялись,(приседают на корточки, пряча голову руками)

От злодеев спрятались!


4. Образец пересказа логопедом .

Логопед: Ребята, а сейчас я вам расскажу сказку «Гуси-лебеди». И помогут в этом мне наши помощники-картинки! Вы внимательно слушайте, и запоминайте! Потом и вы мне расскажете эту интересную сказку!

Жили- были старичок со старушкою. И была у них дочка, да сынок маленький. Ушли они как-то раз на работу, а девочке велели за братцем присматривать. Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась (символ-беда). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках (символ-зло).
Пришла девочка, глядь — братца нету! Выбежала она в чисто поле. Видит: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Бросилась девочка их догонять (символ-дорога). Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка (символ-огонь). Девочка говорит печке:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.
— Не хочу я твоего пирожка!
Печь ничего не сказала девочке. Побежала девочка дальше, стоит яблоня на пригорке (символ-дерево).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего лесного яблока, — скажу.
— Не хочу я твоего яблока кушать!
Яблоня ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.

Видит, течет молочная река с кисельными берегами (символ-вода). Девочка говорит речке:
— Речка, р
ечка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего киселька, да запей молочком
, — скажу.
— Не хочу я твоего киселька
!
Речка ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.
Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девочка ,зачем пришла?

- Я заблудилась, замёрзла, зашла погреться.

–  Садись пряжу прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка (символ-помощь) и говорит ей:

– Девочка , дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки.

Мышка ей сказала:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя пряжу попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

Сестра с братцем добежала до молочной речки (символ-вода, помощь).

Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала.

Река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда!

Стоит яблонька на пригорке (символы –дерево, помощь).
— Яблоня, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь мое лесное яблочко!
Девочка поскорее яблочко съела. Яблоня заслонила ее веточками, прикрыла листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.
Вышла девочка и опять с братцем бежит, а гуси-лебеди увидали — да за ней снова полетели, совсем налетают, уже крыльями бьют, вот-вот братца из рук вырвут! А тут на дороге печка показалась (символ-огонь, помощь).
— Печка, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь моего ржаного пирожка!
Девочка поскорее пирожок в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
А девочка с братцем домой побежала. Добежала, а тут и папа с мамой вернулись (символ-радость).

5. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по линейной схеме по частям (5 детей).

Логопед: Ребята, а сейчас вы попробуйте пересказать эту сказку. Кто хочет начать?

Первый ребёнок: Жили- были старичок со старушкою. И была у них дочка, да сынок маленький. Ушли они как-то раз на работу, а девочке велели за братцем присматривать. Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась (символ-беда). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках (символ-зло).
Пришла девочка, глядь — братца нету! Выбежала она в чисто поле. Видит: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Бросилась девочка их догонять (символ-дорога). Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка (символ-печка). Девочка говорит печке:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка, — скажу.
— Не хочу я твоего пирожка!
Печь ничего не сказала девочке.

Второй ребёнок: Побежала девочка дальше, стоит яблоня на пригорке (символ-дерево).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего лесного яблока, — скажу.
— Не хочу я твоего яблока кушать!
Яблоня ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.

Видит, течет молочная река с кисельными берегами (символ-река). Девочка говорит речке:
— Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего киселька, да запей молочком, — скажу.
— Не хочу я твоего киселька!
Речка ей ничего не ответила, а девочка дальше по лесу побежала.

Третий ребёнок: Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девочка ,зачем пришла?

- Я заблудилась, замёрзла, зашла погреться.

–  Садись пряжу прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка (символ-помощь) и говорит ей:

– Девочка , дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки.

Мышка ей сказала:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя пряжу попряду.

Девочка взяла братца и побежала.


Четвёртый ребёнок: Сестра с братцем добежала до молочной речки (символ-помощь).

Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала.

Река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда!

Стоит яблонька на пригорке (символ-помощь).
— Яблоня, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь мое лесное яблочко!
Девочка поскорее яблочко съела. Яблоня заслонила ее веточками, прикрыла листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.

Пятый ребёнок: Вышла девочка и опять с братцем бежит, а гуси-лебеди увидали — да за ней снова полетели, совсем налетают, уже крыльями бьют, вот-вот братца из рук вырвут! А тут на дороге печка показалась (символ-помощь).
— Печка, спрячь меня, пожалуйста!
— Съешь моего ржаного пирожка!
Девочка поскорее пирожок в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
А девочка с братцем домой побежала. Добежала, а тут и папа с мамой вернулись (символ-радость).


6. Д/и «Фантазеры»:

Логопед: Дети, а что было бы, если бы братец был постарше?

Дети: Он мог бы прогнать гусей-лебедей.

Логопед: Что было бы, если бы мышка не помогла девочке с братцем?

Дети: Баба-Яга бы съела детей.

Логопед: Что было бы, если бы по дороге девочка встретила петуха из сказки «Заюшкина избушка»?

Дети: Петух мог бы косой зарубить злодеев.

Логопед: Что было бы, если бы вместо речки был бы медведь?

Дети: Он мог бы громко зареветь и испугать гусей-лебедей.

Логопед: Что было бы, если бы Гуси-лебеди были бы добрые?

Дети: они не стали бы воровать братца.

6. Итог:

Логопед: Каждая русская народная сказка нас чему-то учит. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Дети: Она учит тому, что нельзя маленьких детей оставлять одних без присмотра.













































Приложение (символы):







































Список литературы:

1.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

    1. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

    2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985

    3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115

    4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997

    5. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999

    6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.

    7. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008









Список литературы:

  1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005

  2. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985

  4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.  Логопед 2008 №4 с. 102-115

  5. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.

  6. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос