Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной логопедической группы "Гуси-лебеди".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной логопедической группы по теме «Русские народные сказки» . Авторская разработка.
Возраст: 6-7 лет
Продолжительность: 30 минут
Разработала учитель – логопед
первой квалификационной категории
Макаренко Екатерина Юрьевна
г. Комсомольск-на-Амуре
2015 г.
Цели:
- продолжать развивать умение пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
- закреплять умение синтаксически верно строить предложение;
- способствовать развитию умения у детей составлять творческий рассказ на основе знакомого произведения.
- воспитывать у детей самоконтроль за речью ;
- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
- воспитывать у детей умение выслушивать до конца ответы друг друга, готовность прийти на помощь.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», словарная работа по тексту (пряжа, прясть, печка).
Оборудование: набор графических моделей: графическое изображение символами- беда ( туча с молнией), дорога, помощь (рука), огонь, дерево, вода, зло(тёмная туча), радость (салют); адаптированный текст русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Дети, какие русские народные сказки вы знаете? Назовите их!
Дети: «Колобок»,»Теремок», «Гуси-лебеди», и т.д.
1. Логопед: Сегодня мы будем пересказывать сказку «Гуси-лебеди», а помогут нам в этом наши помощники-картинки. Дети, давайте вспомним значение всех картинок.
2. Выстраивание линейного плана сказки «Гуси-лебеди» с использованием символов:
Логопед: Как получилось, что Гуси-лебеди унесли братца девочки? (символ-беда).
Дети: Сестра забыла, что ей родители говорили присматривать за братцем, и оставила его одного без присмотра, а сама гулять убежала.
Логопед: Куда отправилась девочка?(символ-дорога).
Дети: Девочка увидела, что братца нет, и отправилась его искать.
Логопед: Кого девочка встретила по дороге?(символы- огонь, вода,
дерево, добро).
Дети: Сначала она встретила печку, и спросила, где ей искать гусей-лебедей? Тогда печка попросила её съесть пирожок, но девочка не захотела и пошла дальше(символ-огонь).
Затем девочка встретила яблоню, и спросила, где ей искать гусей-лебедей? Тогда яблоня попросила её съесть яблочко, но девочка не захотела и пошла дальше (символ-дерево).
Пошла девочка дальше. И увидела молочную реку в кисельных берегах. Спросила у неё девочка, не видела ли она братца и гусей-лебедей? Река попросила её съесть киселька и запить молочком, но девочка не захотела, и пошла дальше (символ-вода).
Логопед: Что под конец дня увидела девочка?
Дети: Под конец дня девочка увидела избушку.
Логопед: Кто был в избушке?
Дети: В избушке была Баба-Яга (символ-зло).
Логопед: Что Баба-Яга сказала девочке?
Дети: Баба-Яга спросила, зачем девочка пришла? Девочка ей ответила, что заблудилась и зашла погреться. Тогда Баба-Яга сказала девочке , чтоб она садилась пряжу прясть, а сама ушла.
Логопед: Кто помог девочке и братцу убежать?
Дети: когда Баба-Яга ушла, прибежала мышка, и сказала, чтоб дети убегали, а она за девочку будет пряжу прясть и Бабе-Яге отвечать. Девочка схватила братца и убежала. Тогда Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей.
Логопед: Как получилось, что Гуси-лебеди не догнали девочку с братцем?
Дети: Побежала девочка, а гуси-лебеди за ней. Добежала она до речки, и попросила её спрятать. А речка попросила девочку съесть киселек и запить молочком. Девочка согласилась, и тогда река укрыла её под бережком. Гуси-лебеди их не заметили (символ-вода).
Побежала девочка дальше, а гуси-лебеди её увидел и стали догонять. Добежала девочка до яблоньки и попросила их спрятать. Тогда яблонька попросила девочку съесть её яблочко. Девочка согласилась и сказала спасибо. Тогда яблонька укрыла её своими веточками, и гуси-лебеди не заметили их с братцем (символ-дерево).
Побежала девочка дальше, и снова гуси-лебеди её догонять стали. Добежала девочка до печки и попросила спрятать их от погони. Печка попросила съесть пирожок, девочка согласилась. Тогда печка разрешила девочке с братцем внутри себя спрятаться. Не нашли в этот раз девочку гуси-лебеди, и она добежала до дому (символ-огонь).
3. Логопед: А сейчас давайте и мы с вами немного полетаем!
Физ. минутка «Гуси-лебеди».
Гуси-лебеди летали (изображая лебедей, дети передвигаются по группе),
И добычу всё искали.
Ну а мы не растерялись,(приседают на корточки, пряча голову руками)
От злодеев спрятались!
4. Образец пересказа логопедом .
Логопед: Ребята, а сейчас я вам расскажу сказку «Гуси-лебеди». И помогут в этом мне наши помощники-картинки! Вы внимательно слушайте, и запоминайте! Потом и вы мне расскажете эту интересную сказку!
Жили-
были старичок со старушкою. И была у них
дочка, да сынок маленький. Ушли они
как-то раз на работу, а девочке велели
за братцем присматривать. Позабыла
дочка, что ей родители наказывали,
посадила братца на травку под окошком,
а сама на улицу побежала, заигралась,
загулялась (символ-беда). Налетели
гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли
на крылышках (символ-зло).
Пришла
девочка, глядь — братца нету! Выбежала
она в чисто поле. Видит: метнулись
вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным
лесом.
Бросилась девочка их догонять
(символ-дорога). Бежала, бежала по лесу,
видит, стоит печка (символ-огонь). Девочка
говорит печке:
— Печка, печка, скажи,
куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь
моего ржаного пирожка, — скажу.
— Не
хочу я твоего пирожка!
Печь ничего
не сказала девочке. Побежала девочка
дальше, стоит яблоня на пригорке
(символ-дерево).
— Яблоня, яблоня,
скажи, куда гуси-лебеди полетели?
—
Съешь моего лесного яблока, — скажу.
—
Не хочу я твоего яблока кушать!
Яблоня ей ничего не ответила, а девочка
дальше по лесу побежала.
Видит,
течет молочная река с кисельными берегами
(символ-вода). Девочка говорит речке:
—
Речка, речка,
скажи, куда гуси-лебеди полетели?
—
Съешь моего киселька, да запей молочком,
— скажу.
—
Не хочу я твоего киселька!
Речка
ей ничего не ответила, а девочка дальше
по лесу побежала.
Долго
она бегала по полям, по лесам. Вдруг
видит — стоит избушка на курьих ножках.
В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке
братец
играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девочка ,зачем пришла?
- Я заблудилась, замёрзла, зашла погреться.
– Садись пряжу прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка (символ-помощь) и говорит ей:
– Девочка , дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки.
Мышка ей сказала:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя пряжу попряду.
Девочка взяла братца и побежала.
Сестра с братцем добежала до молочной речки (символ-вода, помощь).
Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала.
Река укрыла её под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
А гуси-лебеди за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда!
Стоит
яблонька на пригорке (символы –дерево,
помощь).
— Яблоня, спрячь меня,
пожалуйста!
— Съешь мое лесное яблочко!
Девочка поскорее яблочко съела. Яблоня
заслонила ее веточками, прикрыла
листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.
Вышла девочка и опять с братцем бежит,
а гуси-лебеди увидали — да за ней снова
полетели, совсем налетают, уже крыльями
бьют, вот-вот братца из рук вырвут! А
тут на дороге печка показалась
(символ-огонь, помощь).
— Печка, спрячь
меня, пожалуйста!
— Съешь моего ржаного
пирожка!
Девочка поскорее пирожок
в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси-лебеди
полетали-полетали, покричали-покричали
и ни с чем улетели.
А девочка с братцем
домой побежала. Добежала, а тут и папа
с мамой вернулись (символ-радость).
5. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по линейной схеме по частям (5 детей).
Логопед: Ребята, а сейчас вы попробуйте пересказать эту сказку. Кто хочет начать?
Первый
ребёнок:
Жили- были старичок со старушкою. И
была у них дочка, да сынок маленький.
Ушли они как-то раз на работу, а девочке
велели за братцем присматривать. Позабыла
дочка, что ей родители наказывали,
посадила братца на травку под окошком,
а сама на улицу побежала, заигралась,
загулялась (символ-беда). Налетели
гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли
на крылышках (символ-зло).
Пришла
девочка, глядь — братца нету! Выбежала
она в чисто поле. Видит: метнулись
вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным
лесом.
Бросилась девочка их догонять
(символ-дорога). Бежала, бежала по лесу,
видит, стоит печка (символ-печка). Девочка
говорит печке:
— Печка, печка, скажи,
куда гуси-лебеди полетели?
— Съешь
моего ржаного пирожка, — скажу.
— Не
хочу я твоего пирожка!
Печь ничего
не сказала девочке.
Второй
ребёнок:
Побежала девочка дальше, стоит яблоня
на пригорке (символ-дерево).
— Яблоня,
яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
—
Съешь моего лесного яблока, — скажу.
—
Не хочу я твоего яблока кушать!
Яблоня ей ничего не ответила, а девочка
дальше по лесу побежала.
Видит,
течет молочная река с кисельными берегами
(символ-река). Девочка говорит речке:
—
Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди
полетели?
— Съешь моего киселька, да
запей молочком, — скажу.
— Не хочу я
твоего киселька!
Речка ей ничего
не ответила, а девочка дальше по лесу
побежала.
Третий ребёнок: Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девочка ,зачем пришла?
- Я заблудилась, замёрзла, зашла погреться.
– Садись пряжу прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка (символ-помощь) и говорит ей:
– Девочка , дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки.
Мышка ей сказала:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя пряжу попряду.
Девочка взяла братца и побежала.
Четвёртый ребёнок: Сестра с братцем добежала до молочной речки (символ-помощь).
Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала.
Река укрыла её под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
А гуси-лебеди за нею в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда!
Стоит
яблонька на пригорке (символ-помощь).
—
Яблоня, спрячь меня, пожалуйста!
—
Съешь мое лесное яблочко!
Девочка
поскорее яблочко съела. Яблоня заслонила
ее веточками, прикрыла листиками,
гуси-лебеди мимо пролетели.
Пятый
ребёнок:
Вышла девочка и опять с братцем бежит,
а гуси-лебеди увидали — да за ней снова
полетели, совсем налетают, уже крыльями
бьют, вот-вот братца из рук вырвут! А
тут на дороге печка показалась
(символ-помощь).
— Печка, спрячь меня,
пожалуйста!
— Съешь моего ржаного
пирожка!
Девочка поскорее пирожок
в рот, а сама в печь прыгнула. Гуси-лебеди
полетали-полетали, покричали-покричали
и ни с чем улетели.
А девочка с братцем
домой побежала. Добежала, а тут и папа
с мамой вернулись (символ-радость).
6. Д/и «Фантазеры»:
Логопед: Дети, а что было бы, если бы братец был постарше?
Дети: Он мог бы прогнать гусей-лебедей.
Логопед: Что было бы, если бы мышка не помогла девочке с братцем?
Дети: Баба-Яга бы съела детей.
Логопед: Что было бы, если бы по дороге девочка встретила петуха из сказки «Заюшкина избушка»?
Дети: Петух мог бы косой зарубить злодеев.
Логопед: Что было бы, если бы вместо речки был бы медведь?
Дети: Он мог бы громко зареветь и испугать гусей-лебедей.
Логопед: Что было бы, если бы Гуси-лебеди были бы добрые?
Дети: они не стали бы воровать братца.
6. Итог:
Логопед: Каждая русская народная сказка нас чему-то учит. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Дети: Она учит тому, что нельзя маленьких детей оставлять одних без присмотра.
Приложение (символы):
Список
литературы:
1.Воробьёва В.К.
Методика развития связной речи у детей
с системным недоразвитием речи. -М.,2005
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М.
Использование опорных схем в работе
с детьми. Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения
2008 №1
Ефименкова Л.Н. Формирование
речи у дошкольников. - М., 1985
Омельченко Л.В. Использование
приемов мнемотехники в развитии
связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
Ткаченко Т. А. Если дошкольник
плохо говорит - СПб., 1997
Ткаченко Т.А. В первый класс
без дефектов речи - СПб., 1999
Ткаченко Т.А. Схемы для составления
описательных рассказов, Издательство
« АРКТИ», 2009г.
Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н.,
Организация полноценной речевой
деятельности в детском саду - СПб, 2008
Список литературы:
-
Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
-
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
-
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
-
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
-
Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.
-
Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»