Влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста
вОСПИТАТЕЛЬ
мИНГАЛИМОВА
оЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
доу №16 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК
Консультация на тему :
Влияние подвижных игр на формирование быстроты у детей старшего дошкольного возраста В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих».
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
На протяжении всего дошкольного периода формирование физических качеств находится в прямой зависимости от умственной деятельности. Для развития быстроты необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений. Развитие движений детей 5-6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. В старшей группе уровень физического развития детей становится значительно выше. Движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Дети могут представить и описать упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками. Важным средством развития быстроты у детей старшего возраста являются физические упражнения. В дошкольном возрасте необходимо уделить особое внимание подвижным играм, так как они являются средством развития физических качеств, в частности быстроты.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозайка – Синтез. 2010. С. 167.
Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на расширение соответствующих учебно-воспитательных задач. Не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Регламентирует выбор игры ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристики игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней, Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. В старших группах приемы создания интереса используется, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др1.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей, вида игры. Предварительное объяснение игры для старших дошкольников учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты1.
Игры, направленные на развитие быстроты:
-
Платочек
Цель: Развивать быстроту, упражнять в беге.
Описание: Игроки становятся в круг, водящий с платком в руке за кругом бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кругу. Тот, кому бросили платок, догоняет, пока тот не встал на его место. Если он не встал на его место, то остается водить. Если догоняющий не догнал, то сам становится водящим.
-
Космонавты.
Цель: Развивать сообразительность, быстроту, смекалку.
Описание: По краям площадки раскладываются обручи – ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают округ и берутся за руки, идут по кругу и приговаривают текст:
Ждут нас быстрые ракеты.
Для полета на планеты
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет.
Только после этих слов, дети разбегаются и занимают ракеты, приняв красивую позу; с правильной осанкой.
Вариант: занимать ракеты по двое2.
-
Мячик кверху.
Цель: Развивать быстроту и ловкость.
Описание: Дети встают в круг, водящий идет в его середину, и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!». В се должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.
-
Шлепанки.
Цель: Развивать быстроту реакции.
Описание: Дети встают в круг лицом к центру на расстояние шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5: пятый – водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении: Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью), стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих.
-
Пустое место.
Цель: Развивать быстроту, упражнять в беге.
Описание: Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного место в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
-
Кошка и мышка.
Цель: Развитие быстроты.
Описание: Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка – в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пропускают ее в круг. Когда, наконец, кошка проберется в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.
-
Хитрая лиса.
Цель: Развитие двигательной активности детей, развитие быстроты.
Описание: Дети по кругу приставным шагом, руки за спиной, произносятся:
Ходит бродит вдоль села
Плутовка рыжая лиса
Как ее нам увидать?
Лап плутовки избежать?
Воспитатель незаметно кладет в руки кого-нибудь ребенка маленький шарик, и после этого ребенка становится лисой. Дети хором произносят:
Хитрая лиса где ты?
Хитрая лиса выбегает в центр, показывает шарик и говорит: «Я здесь». Играющие разбегаются по площадке, лиса их ловит, дотрагивается до убегающих рукой. Тех кого лиса задела превращаются в лисят и становятся в середину зала. Победителем считается лиса, которая больше поймала детей1.
Краткие выводы
Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых является быстрота. Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных предметов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею..
С помощью подвижных игр, мы можем развивать такое физическое качество как быстрота. Игры на развитие быстроты целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки. Нами были подобраны подвижные игры способствующие развитию быстроты: «Платочек», «Космонавты», «Мячик кверху», «Шлепанки», «Пустое место», «Кошка и мышка», «Хитрая лиса».
Диагностика уровня сформированности быстроты у детей 5-6 лет
Для того, чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста, нами было организовано и проведено исследование на базе МБДОУ №16 "Аленький цветочек" города Южно-Сахалинска.
Для проведения опытно-экспериментальной части исследования были выбраны две старших группы: (20 детей) - экспериментальная, и (20 детей) - контрольная.
С целью выявления уровня сформированности быстроты было проведено тестирование, которое включало бег на 30м со старта.
Тестирование проводилось на улице на специально отведенной беговой дорожке, она была за ранее подготовлена. Была обеспеченна страховка детей при выполнении двигательного задания. К выполнению двигательного теста дети допускались в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий. Четко соблюдалась методика тестирования. Дети перед выполнением двигательного действия были проинструктированы о соблюдении технике безопасности во время тестирования. Дети бегали парами, каждый по своей дорожке. На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются три попытки, отдых между ними 5 мин.
Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.
В протокол фиксировался лучший результат из трех попыток.
При проведении тестирования присутствовало два педагога (один регистрировал результаты, другой – объяснял двигательное задание).
проведение тестирования на констатирующем этапе показало что уровень сформированности быстроты у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне. В экспериментальной группе 2 (10%) ребенка показали низкий уровень развития быстроты, 18 (90%) детей показали средний уровень. В контрольной группе 3 (15%) ребенка с низким уровнем сформированности быстроты и 17 (85%) детей со средним уровнем, высокий уровень не отмечен (табл. 1 и 2). При определении уровня сформированности быстроты руководствовались нормативами физической подготовленности М.А. Руновой (Приложение 2).
Таблица 1
Показатели быстроты у детей старшего дошкольного
возраста на констатирующем этапе (экспериментальная группа)
дети |
Пол |
Бег 30 м, со старта (сек) |
Уровень развития |
1. |
Д |
8,0 |
средний |
2. |
Д |
7,4 |
средний |
3. |
Д |
8,6 |
низкий |
4. |
М |
7,1 |
средний |
5. |
М |
7,7 |
средний |
6. |
Д |
7,2 |
средний |
7. |
Д |
7,7 |
средний |
8. |
Д |
7,7 |
средний |
9. |
М |
7,5 |
средний |
10. |
Д |
8,0 |
средний |
11. |
Д |
7,8 |
средний |
12. |
Д |
7,7 |
средний |
13. |
М |
7,2 |
средний |
14. |
М |
7,1 |
средний |
15. |
Д |
7,8 |
средний |
16. |
Д |
8,5 |
низкий |
17. |
Д |
7,4 |
средний |
18. |
Д |
7,7 |
средний |
19. |
Д |
7,2 |
средний |
20. |
Д |
7,3 |
средний |
низкий уровень - 2 ребенка (10%)
средний уровень - 18 детей (90%)
высокий уровень - нет (0%)
Таблица 2
Показатели быстроты у детей старшего дошкольного
возраста на констатирующем этапе (контрольная группа)
дети |
Пол |
Бег 30 м, со старта (сек) |
Уровень развития |
1. |
М |
7,7 |
средний |
2. |
М |
7,4 |
средний |
3. |
Д |
7,9 |
средний |
4. |
Д |
7,1 |
средний |
5. |
Д |
8,5 |
низкий |
6. |
Д |
8,5 |
низкий |
7. |
Д |
7,7 |
средний |
8. |
М |
7,1 |
средний |
9. |
Д |
8,0 |
средний |
10. |
М |
7,2 |
средний |
11. |
Д |
7,7 |
средний |
12. |
Д |
7,6 |
средний |
13. |
Д |
7,8 |
средний |
14. |
М |
7,4 |
средний |
15. |
Д |
7,7 |
средний |
16. |
Д |
8,6 |
низкий |
17. |
Д |
7,5 |
средний |
18. |
Д |
7,7 |
средний |
19. |
М |
7,1 |
средний |
20. |
Д |
7,5 |
средний |
низкий уровень - 3 ребенка (15%)
средний уровень - 17 детей (75%)
высокий уровень - нет (0%)
Разработка и апробирование системы подвижных игр по развитию быстроты у детей 5-6 лет
Цель формирующего этапа, который проводился с 01 октября 2014 года по апрель 2015 года, была разработка и апробирование перспективного плана подвижных игр с бегом.
Нами был разработан перспективный план использования подвижных игр на физкультурных занятиях и в режимных моментах. Подвижные игры всегда разучивали на прогулке в первую половину дня. В занятия включали знакомые детям игры, кроме прогулок и занятий подвижные игры с бегом включали в содержание физкультурных досугов , которые проводились 2 раза в месяц, а так же при проведении мероприятий совместно с родителями такие как: "Веселые старты", "Папа, мама, я спортивная семья".
Кроме подвижных игр в содержание проводимых мероприятий включались игры - эстафеты с бегом.
Для развития быстроты использовали такие игры, как: «Птица без гнезда!», «Бабочки и стрекозы», «Кошки мышки», «Утка, утка, гусь»и др.
Игры с детьми проводились ежедневно. До обеда, на улице проводились например такие игры как: «Ловишки», «Кошки мышки », «Третий лишний», и т.п. После сна в помещении группы проводились такие игры, как: «Бегом в обруч», «Пчелки», «Конь огонь и т.д.
Незнакомые, новые для детей игры вначале всегда вызывали интерес, но при повторении игр у детей стали появляться предпочтения к той или иной игре. В последствии дети уже самостоятельно, без нашего вмешательства, организовывали подвижные игры, объединялись в группы. Некоторые дети - не умеют объединять вокруг себя других детей , так как не являлись лидерами, не могли настоять на своём желании поиграть именно в эту игру. Поэтому мы помогали им в организации игр. Такие игры, как: «Ловишки», «Третий лишний», «Игры-эстафеты», «Лабиринты» нравятся многим детям.
Дети, которые проявляли малую заинтересованность в участии в играх мы целенаправленно вводили их в игру как ведущего игры для того чтобы пробудить интерес к игре.
Перспективный план использования подвижных игр для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.
Период и место игры в режиме дня |
Игры с бегом |
Задачи |
Сентябрь 1 неделя На прогулке; На физкультурном занятии |
1. "Птица без гнезда."
2." Ловишки с малым мячом." |
Развитие быстроты реакции по сигнал, совершенствование навыка быстрота.
Развитие быстроты и внимания. |
Сентябрь 2 неделя На прогулке; На физкультурном занятии; |
1. "Пятнашки."
2."Не опоздай в обруч." |
Развитие быстроты и скорости движения. Развитие быстроты и внимания. |
Сентябрь 3неделя На прогулке; На физкультурном занятии; |
1. "Ловишки."
2. "Успей поймать" |
Развитие быстроты реакции, умение ориентироваться в пространстве. Развитие быстроты и ловкости, чувство коллективизма. |
Сентябрь 4 неделя Спортивный досуг; |
1. "Веселые старты" с использование игр-эстфет. |
Закрепить навыки быстроты по средствам игр несущих соревновательный характер. |
Октябрь 1 неделя Физкультурное занятие; Прогулка; |
1. "Гуси - лебеди."
2. "Кот проснулся." 3." Бабочки и стрекозы". |
Совершенствование навыков быстроты и ловкости. Развитие быстроты, воспитание творческого воображения. Развитие быстроты. |
Октябрь 2 неделя Прогулка; |
1. "Кошки мышки." 2. "Бегом в обруч." 3. "Ловишки с лентами" |
Развитие быстроты реакции и ловкости. Развитие быстроты.
Развитие быстроты. |
Октябрь 3 неделя Спортивный досуг;
Прогулка; |
1."Игры-эстаффеты."
2. "Утка,утка -гусь" |
Развитие быстроты и быстроты реакции, воспитать чувство коллективизма. Развитие быстроты и внимательности |
Октябрь 4 неделя Прогулка; Спортивные состязания; |
1. "Игры-эсвффеты."
2. "Третий лишний." |
Развитие быстроты и быстроты реакции, воспитать чувство коллективизма. Развитие быстроты и ловкости. |
Ноябрь 1 неделя Прогулка; |
1. "Зима-лето."
2. "Ловишки с обручем." |
Совершенствование быстроты, двигательной реакции, развитие скорости. Совершенствование быстроты. |
Ноябрь 2 неделя Прогулка |
1."Пчелки." 2. "Кошки мышки." |
Развитие скорости и ловкости. Развитие быстроты реакции и ловкости. |
Ноябрь 3 неделя Физкультурное занятие; Спортивные состязания; |
"Игры этафеты."
2. "Бабочки и стрекозы" |
Развитие быстроты и быстроты реакции, воспитать чувство коллективизма. Развитие быстроты. |
Ноябрь 4 неделя Спортивный досуг; Прогулка; |
1. "Осенняя сказка", используемые игры: -"Пчелки." - "Кошки мышки." |
Закрепить навыки быстроты по средствам ранее изученных игр с бегом. |
Декабрь 1 неделя Спортивные состязания; Прогулка; |
1. "Снежки."
2. "Успей первым." игра носит соревновательный характер. |
Совершенствование быстроты и быстроты реакции. Развитие быстро, воспитание внимательности. |
Декабрь 2 неделя Прогулка; Физкультурное занятие |
1. "Зима - лето."
2. "Пустое место" |
Совершенствование быстроты, двигательной реакции, развитие скорости. Развитие быстроты и ловкости. |
Декабрь 3 неделя Спортивные состязания; Прогулка; |
1. "Игры эстафеты" с использованием зимнего инвентаря лыжи и санки. 2. "Снежки." |
Развитие быстроты и ловкости, дух соперничества.
Совершенствование быстроты и быстроты реакции. |
Декабрь 4 неделя Физкультурное занятие; |
1. "Игры эстафеты" с использованием зимнего инвентаря лыжи и санки. 2. "Утка,утка -гусь" |
Развитие быстроты и ловкости, дух соперничества.
Развитие быстроты, воспитание внимательности. |
Январь 2 неделя Спортивное развлечение; Прогулка; |
Проведение зимнего развлечения "Снежный ком", эстафеты с использованием зимнего инвентаря. 2. "Снежки." |
Закрепить навыки быстроты по средствам игр-этафет.
Совершенствование быстроты и быстроты реакции. |
Январь 3 неделя Прогулка; |
1. "Пустое место." 2. "Конь огонь." 3. "Кто быстрей на лыжах." |
Развитие быстроты и ловкости. Развитие быстроты. Совершенствование быстроты и ловкости. |
Январь 4 неделя Прогулка; Физкультурное занятие; |
1. "Догони"
2." Ловишки со снежками."
|
Развитие скорости, совершенствование быстроты. Совершенствование быстроты |
Февраль 1 неделя Спортивные состязания; Прогулка; |
1."Фронтовой почтальон." игра носит соревновательный характер. 2. "Догони на санках." |
Развитие быстроты воспитание внимательности.
Развитие скорости, совершенствование быстроты. |
Февраль 2 неделя Спортивные состязания; Прогулка; |
1. "Игры-эстафеты."
2. "Ловишки с мячом среднего диаметра" |
Развитие скоростных способностей, совершенствование быстроты. Развитие быстроты и быстроты реакции. |
Февраль 3 неделя Прогулка; |
1. "Ловишки с малым мячом." 2. "Ловишки с лентами." "Птица без гнезда." |
Развитие быстроты.
Развитие быстроты и ловкости.
Развитие быстроты реакции на сигнал. |
Февраль 4 неделя Прогулка; Физкультурное занятие; |
1. "Третий лишний." 2. "Утка, утка -гусь." |
Развитие быстроты и ловкости.
Развитие быстроты и внимательности. |
Март 1 неделя Спортивные состязания; |
1. "Дети и медведи." 2. "Игры-эстафеты"с использование различного инвентаря |
Развитие быстроты реакции.
Развитие быстроты и ловкости, воспитать дух соперничества. |
Март 2 неделя Прогулка; |
1. "Ловишки с лентами." 2. "Третий лишний." |
Развитие быстроты и ловкости.
Развитие быстроты и ловкости. |
Март 3 неделя Прогулка; Физкультурное занятие; |
1. "Дети и медведи." 2. "Догони" |
Развитие быстроты реакции.
Развитие скорости, совершенствование быстроты. |
Март 4 неделя Спортивный досуг; |
1. "Игры-эстафеты" с разными видами бега. |
Совершенствование быстроты. |
Апрель 1 неделя Спортивный досуг; |
1. "Цирк" С использованием различных игр в том числе и игры с бегом на основе цирковых персонажей. |
Совершенствование быстроты и ловкости, воспитывать чувство коллективизма. |
Апрель 2 неделя Интегрированное занятие; Физкультурное занятие; |
1. "Космонавты."
2. "Космическое путешествие" с использованием игр-эстафет. |
Развитие быстроты и быстроты реакции. Развитие быстроты и ловкости. |
Апрель 3 неделя Прогулка; |
1. "Успей поймать." 2. "Догони." 3. "Кто быстрей." |
Развитие быстро, воспитание внимательности. Развитие быстроты. Развитие быстроты, воспитать дух соперничества. |
Апрель 4 неделя Прогулка; Физкультурное занятие; |
1. "Игры-эстафеты" 2. "Ловишки с малым мячом." |
Развитие быстроты и скорости.
Развитие быстроты. |
Май 1 неделя Прогулка; |
1. "Бабочки и стрекозы." 2. "Ловишки с обручем." 3. "Ловишки в разных и.п." -как пауки -как лягушки -как гусенецы -как гуси |
Развитие быстроты.
Развитие быстроты и ловкости.
Развитие быстроты и ловкости. |
Май 2 неделя Физкультурное занятие; Прогулка; |
1. "Третий лишний." 2. "Игры-эстафеты." |
Развитие быстроты и ловкости.
Развитие быстроты. |
Май 3 неделя Прогулка; |
1. "Утка, утка -гусь." 2. "Игры-эстафеты." |
Развитие быстроты и внимательности. |
Май 4 неделя Спортивный досуг; |
1. "Папа, Мама, Я спортивная семья" с использованием игр-эстафет. |
Совершенствование быстроты и ловкости, привить любовь к занятиям по физической культуре. |
Конкретные виды подвижных игр мы отобрали и сгруппировали по преимущественному воздействию на развитие быстроты. Перспективное планирование расчитанно на весь учебный год в соответствии с сезонами. В случаи необходимости мы вносили изменения во время занятия или до его начала если это того требовало. В теплое время года занятия проводились преимущественно на улице, усчитывая погодные условия. Во время поредения занятий направленных на развитие быстроты по средствам подвижных игр у детей формировалось не только физическое качество быстрота, а так же и другие не мало важные качества такие как нравственные, психологические и др. Дети во время занятий проявляют активность и желание участвовать в подвижных играх. Большое желание проявляют в участии в играх с соревновательным характером у детей стал проявляется дух соперничества и сопереживания товарищам. Дети после таких игровых занятий всегда уходят с хорошим настроением, делятся эмоциями друг с другом и с нетерпением ожидают следующего занятия. Ко всем нами проведенным играм предлагаются описание и методика проведения подвижных игр, которые мы применяли при проведении занятий с детьми 5-6 лет в экспериментальной группе (Приложение 3).
Сравнительный анализ результатов использования подвижных игр по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного этапа выявление влияния подвижных игр на развитие быстроты. Для достижения цели нами было проведено контрольное тестирование. После проведенной опытно-экспериментальной работы направленной на формирование быстроты у детей наблюдаются изменения. По итогам диагностики выявились различия. В экспериментальной группе 9 (45%) детей показали высокий уровень развития быстроты и 11 (55%) детей показали средний уровень, детей с низким уровнем развития быстроты нет. В контрольной группе все дети показали средний уровень развития быстроты, что составляет 100%. Данные диагностики мы представили в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Показатели диагностики быстроты у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе (экспериментальная группа)
дети |
Пол |
Бег 30 м, со старта (сек) |
Уровень развития |
1. |
Д |
6,9 |
средний |
2. |
Д |
6,5 |
высокий |
3. |
Д |
7,2 |
средний |
4. |
М |
6,5 |
высокий |
5. |
М |
7,0 |
средний |
6. |
Д |
6,5 |
высокий |
7. |
Д |
7,0 |
средний |
8. |
Д |
7,1 |
средний |
9. |
М |
6,4 |
высокий |
10. |
Д |
7,1 |
средний |
11. |
Д |
6,8 |
средний |
12. |
Д |
6,5 |
высокий |
13. |
М |
6,5 |
высокий |
14. |
М |
6,4 |
высокий |
15. |
Д |
7,0 |
средний |
16 |
Д |
7,5 |
средний |
17. |
Д |
6,7 |
средний |
18. |
Д |
6,9 |
средний |
19. |
Д |
6,5 |
высокий |
20. |
Д |
6,5 |
высокий |
низкий уровень - нет (0%)
средний уровень - 11 детей (55%)
высокий уровень - 9 детей (45%)
Таблица 4
Показатели диагностики быстроты у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе (контрольная группа)
дети |
Пол |
Бег 30 м, со старта (сек) |
Уровень развития |
1. |
М |
7,4 |
средний |
2. |
М |
7,3 |
средний |
3. |
Д |
7,6 |
средний |
4. |
Д |
6,9 |
средний |
5. |
Д |
8,1 |
средний |
6. |
Д |
8,0 |
средний |
7. |
Д |
7,2 |
средний |
8. |
М |
7,0 |
средний |
9. |
Д |
7,4 |
средний |
10. |
М |
6,8 |
средний |
11. |
Д |
7,1 |
средний |
12. |
Д |
7,0 |
средний |
13. |
Д |
7,3 |
средний |
14. |
М |
6,6 |
средний |
15. |
Д |
6,9 |
средний |
16. |
Д |
8,0 |
средний |
17. |
Д |
7,0 |
средний |
18. |
Д |
6,6 |
средний |
19. |
М |
6,9 |
средний |
20. |
Д |
7,1 |
средний |
низкий уровень - нет (0%)
средний уровень - 20 детей (100%)
высокий уровень - нет (0%)
Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 5-6 лет было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост. Анализ показателей быстроты дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей. (Приложение 1).
За время эксперимента уровень быстроты движений возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.
Однако анализ результатов эксперимента свидетельствует о более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием быстроты с применением подвижных игр.
Сравнительный анализ результатов обследуемых групп показал, что темпы прироста в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной (табл.5).
Таблица 5
Сравнительный анализ темпов прироста показателей уровня сформированности быстроты в экспериментальной
и контрольной группах.
Бег 30 м, со старта (сек) |
|||||||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||||
№п/п |
Пол |
I этап |
II этап |
Прирост в % |
№п/п |
Пол |
I этап |
II этап |
Прирост в % |
1 |
Д |
8,0 |
6,9 |
13,75 |
1 |
М |
7,7 |
7,4 |
3,90 |
2 |
Д |
7,4 |
6,5 |
12,16 |
2 |
М |
7,4 |
7,3 |
1,35 |
3 |
Д |
8,6 |
7,2 |
10,00 |
3 |
Д |
7,9 |
7,6 |
3,80 |
4 |
М |
7,1 |
6,5 |
8,45 |
4 |
Д |
7,1 |
6,9 |
2,82 |
5 |
М |
7,7 |
7,0 |
9,09 |
5 |
Д |
8,5 |
8,1 |
4,71 |
6 |
Д |
7,2 |
6,5 |
9,73 |
6 |
Д |
8,5 |
8,0 |
5,88 |
7 |
Д |
7,7 |
7,0 |
9,1 |
7 |
Д |
7,7 |
7,2 |
6,49 |
8 |
Д |
7,7 |
7,1 |
7,80 |
8 |
М |
7,1 |
7,0 |
1,40 |
9 |
М |
7,5 |
6,4 |
14,60 |
9 |
Д |
8,0 |
7,4 |
7,50 |
10 |
Д |
8,0 |
7,1 |
11,25 |
10 |
М |
7,2 |
6,8 |
5,55 |
11 |
Д |
7,8 |
6,8 |
12,82 |
11 |
Д |
7,7 |
7,1 |
7,79 |
12 |
Д |
7,7 |
6,5 |
15,58 |
12 |
Д |
7,6 |
7,0 |
7,89 |
13 |
М |
7,2 |
6,5 |
13,33 |
13 |
Д |
7,8 |
7,3 |
6,41 |
14 |
М |
7,1 |
6,4 |
9,85 |
14 |
М |
7,4 |
6,6 |
10,81 |
15 |
Д |
7,8 |
7,0 |
10,25 |
15 |
Д |
7,7 |
6,9 |
10,38 |
16 |
Д |
8,5 |
7,5 |
11,76 |
16 |
Д |
8,6 |
8,0 |
6,97 |
17 |
Д |
7,4 |
6,7 |
9,45 |
17 |
Д |
7,5 |
7,0 |
6,66 |
18 |
Д |
7,7 |
6,9 |
10,38 |
18 |
Д |
7,7 |
6,6 |
14,28 |
19 |
Д |
7,2 |
6,5 |
9,72 |
19 |
М |
7,1 |
6,9 |
2,81 |
20 |
Д |
7,3 |
6,5 |
10,9 |
20 |
Д |
7,5 |
7,1 |
5,33 |
Сделав сравнительный анализ результатов было выявлено, что в экспериментальной группе у 1 ребенка оценка по шкале прироста физических качеств отлично, у 1 ребенка оценка - неудовлетворительно, у 8 детей - удовлетворительно и у 10 детей оценка - хорошо. В то время как у контрольной группы только 3 ребенка с оценкой хорошо, а остальные дети с удовлетворительной оценкой прироста физических качеств. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр.
Подтвердилась выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста. При планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный эффект, тренирующий физические качества.
Краткие выводы по третьей главе
Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 5-6 лет было выявлено, что по проведенному измерению к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост уровня быстроты. Разработанный нами перспективный план подвижных игр с бегом был апробирован в системе с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и по итогам контрольного тестирование мы могли пронаблюдать , что уровень быстроты у детей экспериментальной группы стал выше, чем у детей контрольной группы. Следовательно мы можем сделать вывод, что подвижные игры благотворно влияют на формирование быстроты.
Заключение
1. Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств и быстрота является одним их них. Важным средством развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста являются физические упражнения. В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание подвижным играм, так как они являются средством развития физических качеств, в частности быстроты.
2. Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
3. Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств, одним из которых является быстрота. Методика провидения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.
4. В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе в МБДОУ №16 «Аленький цветочек» г.Южно-Сахалинска. Сформировали две группы контрольную и экспериментальную в каждой по 20 человек. Провели диагностику на первом этапе с помощью которой мы определили уровень сформированности быстроты у детей 5-6 лет.
5. На формирующем этапе разработали перспективный план использования подвижных игр для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста. По разработанному плану в течение всего учебного года с детьми проводились дополнительные физкультурные занятия которые строились преимущественно на содержании подвижных игр, спортивные досуги, которые включали в себя помимо подвижных игр, игры - эстафеты и конечно же во время прогулки и в режиме всего дня дети играли в пож\движнве игры с бегом
6. Затем на контрольном этапе были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли определить темп прироста показателей уровня сформированности быстроты в экспериментальной и контрольной группах. По итогам тестирования было выявлено, что темп прироста в экспериментальной группе выше чем в контрольной, анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие быстроты
7. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов показал, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста быстроты. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Список использованной литературы
-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва (Консультант плюс). (дата обращения 27.01.14)
-
Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие / И.А. Гуревич. Мн.: Высшая школа, 2000. 319с.
-
Детские народные подвижные игры/ под ред. Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, 1995. 224с.
-
Кенеман А.В Физическая подготовка детей 5-6 лет к обучению к школе/ под ред. Кенеман А.В., Осокиной Т.И. М.: Просвещение 2010. 239с.
-
Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду/ М.А Рунова. М.: Мозайка – Синтез, 2000. 256с.
-
Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду/ А.И. Фомина. М.: Просвещение, 2013. 154с.
-
Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н Шебеко, Н.Н. Ермак. М.: Академия, 2011. 176с.
-
Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в ДОУ / В.Н. Шебеко. М.: Академия, 2008. 184с.
1 Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.: Просвещение 2007. С. 76.
1Шебеко В.Н Методика физического воспитания в ДОУ. М.: Академия 2011 С. 146.
2 Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры / под ред. Кенеман А.В. – Просвещение 2012. С. 164.
1 Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие. Мн.: Высшая школа. 2000 С. 112.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
прошу Вас изменить название разработки. Нужно написать его строчными буквами, оставив прописную только первую.
Заранее Вам благодарен.
Сразу после внесения исправлений свяжитесь со мной.
С уважением, С.А. Колодин.
Изменения внесены.
Оформите заявку на получение Сертификата.
С уважением, С.А. Колодин.