Рабочая программа по учебному курсу «Предпрофильная подготовка» 8, 9 классы
• актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей полученные знания о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
• развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Рабочая программа
по учебному курсу
«Предпрофильная подготовка»
8, 9 классы
-
Автор – составитель:
Саютина Ольга Яковлевна,
учитель биологии
Сорудейкина Елена Анатольевна
педагог-психолог
2015-2016 учебный год
Содержание
1 |
Пояснительная записка |
2 |
1.1 |
Общее положения |
3 |
1.2 |
Общая характеристика учебного курса «Предпрофильная подготовка»,8 – 9 классы |
3 |
1.3 |
Цели, задачи изучения учебного курса «Предпрофильная подготовка»,8–9 классы |
3 |
1.4 |
Формируемые знания и умения по учебному курсу (предмету) «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы |
4 |
1.5 |
Содержание учебного курса (предмета) Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы 8 класс (35 часов на учебный год) |
4 |
1.6 |
Учебно-тематический план учебного курса Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы |
11 |
1.7 |
Требования к уровню подготовки по учебному курсу (предмета) Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы |
15 |
1.8 |
Форма промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по учебному курсу(предмету) «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы |
15 |
2 |
Календарно-тематическое планирование |
15 |
3 |
Материально- техническое обеспечение |
15 |
4 |
Список литературы |
17 |
5 |
Мониторинг образовательного маршрута обучающихся |
19 |
6 |
Диагностические материалы |
20 |
7 |
Приложение |
21 |
1.Пояснительная записка
1.1Общее положения
Рабочая программа курса «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы, М. «Просвещение», 2006 год (авторский коллектив: С.Н.Чистякова, М.А.Холодная, В.А. Власов и др.), образовательной программы основного общего, среднего общего образования
Место учебного курса «Предпрофильная подготовка», 8-9 классы в учебном плане
Количество учебных часов:
8 класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час
9класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час
1.2.Общая характеристика учебного курса «Предпрофильная подготовка»,8 – 9 классы
Концепция модернизации российского образования определяет социальные требования к системе образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-9 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Важнейшая задача школы — это грамотно построенная профориентационная работа позволяющая решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
Курс «Предпрофильная подготовка» способствует формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Развивает его личность, познавательные и созидательные способности; информирует о путях получения различных профессий; дает знания о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии.
Практическая часть состоит из различных методик: тестовых заданий, упражнений, профессиональных проб, сюжетно-ролевых игр, а также заданий творческого характера, позволяющих на практике самим учащимся применять полученные знания и осознать важность и значимость их для дальнейшей жизни, развить свои потенциальные возможности и способности.
1.3.Цели, задачи изучения учебного курса «Предпрофильная подготовка»,8–9 классы
Цели курса:
-
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей полученные знания о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
-
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
-
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
-
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
-
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему профессиональных проб.
1.4.Формируемые знания и умения по учебному курсу (предмету) «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
Должны знать:
-
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
-
правила выбора профессии;
-
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
-
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
-
значение творческого потенциала человека, карьеры.
Иметь представления:
-
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
-
о современных формах и методах организации труда;
-
о рынке труда, предпринимательстве.
Должны уметь:
-
составление личностного профессионального плана;
-
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
-
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
-
использовать приемы самосовершенствования в учебной трудовой деятельности;
-
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
-
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
1.5.Содержание учебного курса (предмета) Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
-
класс (35 часов на учебный год)
«Самопознание»
1.Вводное занятие – 1 час
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера». Знакомство с дневником выбора профессии.
2.Внутренний мир человека и возможности его познания – 2часа
Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Прояснение «Я — концепции». Анализ и определение психологических характеристик — своих и окружающих людей. Роль индивидуальных особенностей в выборе профессий. Притча «Искать своё я» (Приложение 3.1).Опросник типа мышления (Приложение 5).Упражнение «Кто Я?», «Имена прилагательные», «Моя Вселенная» (Приложение 4.2; 4.3)
3.Составление «дерева» психологических качеств личности – 2часа
Понятие личности. Уникальности личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
Притча «Доверие». (Приложение 3). Упражнения: «Представление», «Покажи, кто он?» (Приложение 4, 4.1)
4.Многообразие мира профессий – 3 часа
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Составление словаря профессий. Планирование профессионального пути. Возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. Личные жизненные и профессиональные планы. Притча «Возможности и результат» (Приложение 3.2).Анкета «Ориентация» (приложение 5.1).Упражнения: «Угадай профессию», «Контраргументы», «Мои добрые дела», «Мечты» (Приложение 4.5, 4.6, 4.7).Ролевая игра «Убеди «предков»» (Приложение 4.8, 4.9).
5.Представление о себе и проблема выбора профессии. «Образ «Я» как система представлений о себе – 3часа
Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методики: «Кто я?», Самооценка (соотношение «реального» и «идеального «Я»» в глазах другого).
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого).Притча «Почему не все?» (Приложение 3.4)Методика полярных профилей, «Профиль» (Приложение 5.2; 5.3)Упражнения: «Я в лучах солнца», «Профессия – необходимое качество» (Приложение 4.10; 4.11)
6.«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») – 3 часа
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности. «Могу»- человеческие возможности (физиологические и психологические возможности личности). «Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). Информационная карта профессионального старта. (Приложение 2).Притча «Благодарность» (Приложение 3.5).Игра в профессии (Приложение 4.12).
7.Склонности и интересы в профессиональном выборе – 5часов
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности. «Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности). «Надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек – Человек». Возможности личности в профессиональной деятельности («хочу», «могу», «надо»). Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову (Приложение 5.4).
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. Игра «Классификация профессий по типам».Упражнение «Формула» моей профессии» (Приложение 4.13; 4.14).
8.Основные признаки профессиональной деятельности – 5 часов
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация, классификация. Социально-психологический портрет современного профессионала. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально - профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?»
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен городу?». Деловая игра «Мэрия «идеального «Я»».
9.Профессиональные пробы по профессиям – 7 часов
Предмет труда. Цели труда, Средства труда. Трудовые ситуации. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Классификация профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа» «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий. Конкурс «Угадай профессию».
Притча «Узелок на память «(Приложение 3.6).
Упражнения: «Факторы, влияющие на выбор профессии», «Формула моей профессии» (Приложение 4.13; 4.14, 4.15).
Игра «Классификация профессий по типам».
10. Здоровье и выбор профессии – 3часа
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «Неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
11. Составление карты образовательного маршрута – 1 час
Твои перспективы. Самоанализ готовности к профессиональному старту. Подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической и практической информации полученных на занятиях. Составление школьниками психологических рекомендаций. Проективный рисунок «Я через 10 лет».
-
класс (35 часов на учебный год)
Раздел I Мир профессий
1.Вводное занятие. Способность к запоминанию - 2часа
Знакомство с содержанием курса. Принятие правил работы на занятиях. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение).
Диагностические процедуры. Исследование памяти с помощью методики 10 слов Р.А.Лурия.
Развивающие процедуры. Составление памятки «Правила организации умственной деятельности во времени». Упражнение «Мои достоинства» (Приложение 4.17). Притча «Ад и Рай» (Приложение 3.8).Организация мониторинга.
2.Способность быть внимательным - 1час
Общее представление о внимании. Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Взаимосвязь свойств внимания с различными профессиями.
Диагностические процедуры. Исследование внимания с помощью методики корректирующей пробы.
Развивающие процедуры. Рекомендации по выработке умения сосредотачиваться. Упражнения «Как себя оценивать», «Диалог о профессиях – «Да, но…»» (Приложение 4.18).Притча «Простое решение» (Приложение 3.9).
3.Способность изменять способы интеллектуальной деятельности, устанавливать связи и закономерности между понятиями - 2часа
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Слагаемые правильного выбора профессии. Основные типы профессий по Е.А.Климову.
Диагностические процедуры. Исследование лингвистических и математических способностей по методике Айзенка.
Развивающие процедуры. Упражнения: «Я - индивидуальный», «Пересадка по общим интересам», «Самопрезентация». Игра «Советчик» (Приложение 4.19; 4.20; 4.21). Притча «Воробей-павлин» (Приложение 3.10).
4.Индивидуальные стили кодирования информации - 1час
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно - сенсорной. Роль чувственно – сенсорного опыта в активизации творческой профессиональной активности. Классы, отделы, группы профессий. Подтипы профессий: а) управление, б) обучение и воспитание, в) обслуживание: торговое, информационное, медицинское и так далее.
Диагностические процедуры. Тест коммуникабельности «Можете ли вы работать с людьми?». (Приложение 5.5)
Развивающие процедуры. Упражнение «Родовое древо», притча «А ларчик просто открывался» (Приложение 3.11).
5.Индивидуальные стили переработки информации – 1час
Индивидуальность восприятия («Зрители», «Слушатели», «Деятели»). Исполнительность, дисциплинированность в будущей профессии.
Диагностические процедуры. Тест технического мышления Беннета. (Приложение 5.6)
Развивающие процедуры. Упражнение-тест «Умеете ли вы учиться?».
6.Профессиональны способности в сфере Человек — Техника - 1час
Перечень профессий данного типа, их разновидности и подтипы. Особенности профессий данной группы — умение глубокой концентрации, сосредоточенности, контроля, изобретение новых знаков.
Диагностические процедуры. Методика «Мир профессий и профессиональные требования». Тест «Границы вашей решительности». (Приложение 5.11; 5.12).
Развивающие процедуры. Притча «В надежде на исправление» (Приложение 3.13).
7.Профессиональны способности в сфере Человек — Художественный образ - 1час
Перечень профессий данной группы, их требования к человеку. Особенности этих профессий: скрытность результатов для других, специальные усилия, воображение.
Диагностические процедуры. Тест «Ваш творческий потенциал», «Как развита ваша фантазия?» (Приложение 5.9; 5.10)
Развивающие процедуры. Притча «Мастер гончарного дела» (Приложение 3.12)
8.Способность оперировать пространственными представлениями - 1час
Роль образов в процессе переработки информации. Способность строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Диагностические процедуры. Методика «Мир профессий и профессиональные требования». Тест «Границы вашей решительности». (Приложение 5.11; 5.12)
Развивающие процедуры. Упражнение «Индивидуальность восприятия». Карта развития трудовых психофизиологических качеств. Ситуация-проба «Полоса препятствий». Притча «В надежде на исправление» (Приложение 3.13).
9.Профессиональные предпочтения: определение типа будущей профессии - 1час
Новое время – новые профессии. Редкие профессии их особенности (изменчивые условия, инициатива, самостоятельность). Какие профессии отмирают, а какие появляются в наши дни. Как ориентироваться в мире профессий.
Диагностические процедуры. Личностный опросник, методика полярных профилей (Приложение 5.13; 5.14).
10. Современные и редкие профессии – 1ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Подробное представление о мире профессий. Точка зрения, взгляды и отношение к профессии подростков.
Диагностические процедуры. Методика «Определение предпочтительного типа будущей профессии» (Е.А.Климов) (Приложение 5.15)
Развивающие процедуры. Упражнение «Барьер» (Приложение 4.22). Притча «Знание дорого стоит» (Приложение 3.14)
Раздел II Личностные особенности и выбор профессии
11.Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий – 2часа
Что такое интерес и как он возникает? Воспитание интереса, связь интересов с волевой сферой человека. Что такое профессиональные наклонности. Способности и профессиональная пригодность. Анализ способностей как одного из факторов выбора профессии. Алгоритм анализа сильных и слабых сторон. Самоанализ при принятии серьезных решений.
Диагностические процедуры. Техника «Оценка особенностей личности и черт характера», опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (Приложение 5.16; 5.17).
Развивающие процедуры. Притча «Парадокс маркетинга» (Приложение 3.15). Упражнение «Хвастовство» (Приложение 4.23)
12.Мотив и целеполагание в выборе профессии – 2часа
Мотивы и цели выбора профессии. Ориентация на успех. Оплата труда, надежность заработка, связь доходов с уровнем мастерства, опытом, образованием. Определение профессиональной цели. Понятие «жизненный успех».
Диагностические процедуры. Методика «Цель-Средство-Результат» (ЦСР), мини-тест «Мои ценности», опросник по выявлению структуры мотивов (Приложение 5.18; 5.19; 5.20)
Развивающие процедуры. Притча «Познание причины», «Две лягушки» (Приложение 3.16; 3.17)
Упражнение «Человек – профессия» (Приложение 4.24)
13.Темперамент и выбор профессии – 2часа
Темперамент и профессия. Психологические состояния (монотонность, утомление). Характер и личностные особенности. Типы характера. Что, значит, быть профессионально пригодным.
Диагностические процедуры. Тест определения типа темперамента Г.Айзенка, подростковый вариант, анкета «Типы интеллекта» (Приложение 5.21; 5.22)
Развивающие процедуры. Упражнение «Индивидуальность личности» (Приложение 4.25). Притча «Пропасть» (Приложение 3.18)
14.Профессиональная направленность личности - 1час
Направленность выбора. Что влияет на ход профессионального самоопределения? На что ориентироваться при выборе профессии. Нравственно - волевые качества в труде.
Диагностические процедуры. Опросник профессиональных предпочтений Дж.Голланда (Приложение 5.23).
Развивающие процедуры. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами». (Приложение 4.26). Притча «Чем занимаются люди» (Приложение 3.19).
15.Здоровье и выбор профессии - 1час
Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Медицинские ограничения профессиональной пригодности.
Диагностические процедуры. Опросник «Вегетативная лабильность» (Приложение 5.24).
Развивающие процедуры. Упражнение «Профессия — медицинские противопоказания» (Приложение 4.27).
16.Планирование профессионального будущего - 1час
Планирование профессионального пути. Возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. Поиск оптимальных путей достижения поставленной цели. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.
Диагностические процедуры. Проективный рисунок «Я через 10 лет»
Развивающие процедуры. Притча «Гордиев узел» (Приложение 3.20). Игра «Ценностные ориентации» (Приложение 4.28)
Раздел III Выбор сделан, что дальше?
17. Мир профессионального образования - 2часа
Знакомство учеников с различными вариантами образовательного маршрута. Информация о видах образовательных учреждений. Школа. Училище. Техникум. Система профессионально – технического образования. Выбор пути получения профессии. Основной и запасной выбор.
Развивающие процедуры. Упражнение «Выступление у микрофона», «Выбор» (Приложение 4.2).
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
18. Возможности получения образования в ХМАО – Югра 1час
Структурная перестройка экономики. Экологические проблемы и их решение. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Информация о лучших и известных учебных заведениях нашего края. Индивидуальные консультации.
Развивающие процедуры. Притча «О плевелах» (Приложение 3.21).Упражнение «Профессия — учебное заведение» (Приложение 4.31).
19. Современный рынок труда - 2часа
Что ты должен знать о рынке труда? Как устроен и как работает рынок труда? Цена труда. Спрос на рабочую силу. Количество специалистов. Информационные источники о рынке труда.
Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Развитие предпринимательства.
Развивающие процедуры. Притча «Почему он смотрит в окно» (Приложение 3.22). Игра «Отдел кадров», упражнение "Кто есть кто?", "Призвание" (Приложение 4.32; 4.33; 4.34)
20.Устраиваемся на работу по правилам - 2часа
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Правила поиска работы. Самопрезентация при приеме на работу. Что такое резюме.
Развивающие процедуры. Упражнения «Футболка с надписью», «Самореклама», ролевая игра «Приемная комиссия» (Приложение 4.35; 4.36; 4.37).
21.Экономическая ситуация ХМАО - Югра - 1час
Что происходит в экономике Югорского края. Основные направления экономического развития. Промышленность. Востребованность профессий на рынке труда Ханты – Мансийского автономного округа.
Индивидуальные консультации.
22.Востребованные профессии района - 1час
Основные направления экономического развития Сургутского района. Востребованность профессий на рынке труда.
Развивающие процедуры. Упражнение «Если бы..., я стал бы...» (Приложение 4.38)
Раздел IV Планирование профессионального маршрута
23.Формула успеха - 2часа
Как достичь успеха в профессии. Формирование информационного пространства. Компромисс трех «Я». Развитие навыков рефлексии.
Развивающие процедуры. Притча «Кирпичи в портфеле» (Приложение 3.23).Упражнение «Мои личные и профессиональные планы», «5 шагов» (Приложение 4.39; 4.40)
24.Анализ и корректировка принятого решения о профильном обучении и профессиональном выборе - 2часа
Алгоритм принятия решения. Применение полученных знаний в выборе направлений предпрофильного обучения и профессионального выбора. Соответствие результатов диагностики профилям обучения.
Развивающие процедуры. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу», « Встреча через 10 лет» (Приложение 4.41; 4.42).
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
25. Итоговое занятие. Маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее - 1час
Обобщенный анализ полученных данных на основе мониторинга. Завершение проектно – исследовательской деятельности учащихся: «Создание личного маршрута жизненного успеха на ближайшее будущее». Развивающие процедуры. Притча «Книга» (Приложение 3.24). Упражнение «Письма в чемодан»
1.6.Учебно-тематический план учебного курса Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
8 класс «Самопознание»
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во час. |
Тип урока |
Организация работы над проектом |
Формы контроля |
|
Со стороны учащихся |
Со стороны учителя |
|||||
1 |
Введение в курс |
1 |
Вводная лекция |
Диагностический этап. Анкетирование. Составление перспективного плана проектно-исследовательской деятельности по теме: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на тему: «Карта образовательного маршрута». |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
2-3 |
Внутренний мир человека и возможности его познания |
2 |
Комбинированная лекция |
Прогностический этап. Разработка перспектив ной программы проектной деятельности. |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
4-5 |
Составление «дерева» психологических качеств личности |
2 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
6 |
Многообразие мира профессий |
1 |
Комбинированная лекция |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
7 |
Составление словаря профессий |
1 |
Практическое занятие |
Практический этап. Анкетирование, тестирование, обработка результатов. (Занят. 1-11) |
Самоконтроль |
Текущий контроль (тестирование) |
8 |
Представление о себе и проблема выбора профессии |
1 |
Практическое занятие |
|
Самоконтроль |
Текущий контроль |
9 |
Образ «Я» как система представлений о себе |
1 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Рубежный контроль |
|
10 |
Секреты выбора профессии |
1 |
Лекция-беседа |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
11 |
«Хочу», «Могу», «Надо» |
1 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Рубежный контроль |
|
12 |
Сложности и интересы в профессиональном выборе («хочу») |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Рефлексивный контроль |
Результаты мониторинга рекомендации |
|
13 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- человек» |
1 |
Практическое занятие |
Прогностическо - практический этап. Анкетирование. Тестирование, обработка результатов. Разработка перспективной программы образовательной траектории. |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
14 |
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») |
1 |
Лекция-беседа |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
15 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – человек» |
1 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
16 |
Социальные проблемы труда «надо» |
1 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
17 |
Разделение труда |
1 |
Лекция-беседа |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
18 |
Содержание и характер труда |
1 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
19 |
Процесс и условия труда |
1 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
20 |
Социально - психологический портрет современного профессионала |
1 |
Лекция-беседа |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
21 |
Анализ профессий |
1 |
Лекция-беседа |
|
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
22 |
Основные признаки профессиональной деятельности |
1 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
23-25 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – природа» |
3 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
26-27 |
Классификация профессий |
2 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
28-30 |
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек- знаковая система» |
3 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
31 |
Здоровье и выбор профессии |
1 |
Лекция-беседа |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
32 -33 |
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности |
2 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
34-35 |
Итоговое занятие Составление карты образовательного маршрута |
2 |
Практическое занятие |
Обобщающий этап. Обработка данных, соотнесение результатов, их анализ, внесение корректив в проф. выбор. Составление карты образовательного маршрута. |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
ИТОГО 35 часов |
9 класс
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во час. |
Тип урока |
Организация работы над проектом |
Формы контроля |
|
Со стороны учащихся |
Со стороны учителя |
|||||
|
Раздел 1. Мир профессий (12 часов) |
|||||
1-2 |
Введение в курс. Способность к запоминанию. |
2 |
Вводная лекция |
Диагностический этап. Анализ личностных особенностей, интересов, склонностей. Составление перспективного плана проектно-исследовательской деятельности по теме: «Личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее». |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
3 |
Способность быть внимательным. |
1 |
Комбинированная лекция |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
4-5 |
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности, устанавливать связи и закономерности. |
2 |
Комбинированная лекция |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
6 |
Индивидуальные стили кодирования информации. |
1 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
7 |
Индивидуальные стили переработки информации. |
1 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
8 |
Профессиональные способности в сфере «Человек - техника». |
1 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
9 |
Профессиональные способности в сфере «Человек - художественный образ». |
1 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
10 |
Способность оперировать пространственными представлениями. |
1 |
Практическое занятие |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
11 |
Профессиональные предпочтения: определение типа будущей профессии. |
1 |
Лекция - беседа |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
12 |
Современные и редкие профессии. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Рефлексивный контроль |
Рубежный тестовый контроль |
|
|
Раздел 2. Личностные особенности и выбор профессии (9 часов) |
|||||
13-14 |
Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. |
2 |
Комбинированная лекция |
Прогностический этап. Разработка перспектив ной программы проектной деятельности. |
Самоконтроль |
Текущий контроль (тестирование) |
15-16 |
Мотив и целеполагание в выборе профессий. |
2 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
17-18 |
Темперамент и выбор профессии. |
2 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
19 |
Профессиональная направленность личности. |
1 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Текущий контроль (тестирование) |
|
20 |
Здоровье и выбор профессии. |
1 |
Лекция - дискуссия |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
21 |
Планирование профессионального будущего. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Рефлексивный контроль |
Рубежный контроль |
|
|
Раздел 3. Выбор сделан, что дальше? (9 часов) |
|||||
22-23 |
Мир профессионального образования. |
2 |
Комбинированная лекция |
Практический этап. Анкетирование, тестирование, обработка результатов. (Занят. 1-33)
|
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
24 |
Возможности получения образования в ХМАО-Югра. |
1 |
Семинарское занятие |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
25-26 |
Современный рынок труда. |
2 |
Комбинированная лекция |
Рефлексивный контроль |
Текущий контроль |
|
27-28 |
Устраиваемся на работу по правилам. |
2 |
Комбинированная лекция |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
29 |
Экономическая ситуация на рынке труда в ХМАО-Югра. |
1 |
Семинарское занятие |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
|
30 |
Востребованные профессии района. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Рефлексивный контроль |
Рубежный (рекомендации, консультации) |
|
|
Раздел 4. Планирование профессионального маршрута (5 часов) |
|||||
31-32 |
Формула профессионального успеха. |
2 |
Практическое занятие |
Обобщающий этап. Обработка данных, соотнесение результатов, их анализ, внесение корректив в проф. выбор. Составление личного маршрута жизненного успеха на ближайшее будущее (Зан.34). |
Самоконтроль |
Текущий контроль |
33-34 |
Анализ и корректировка принятого решения о профильном обучении и профессиональном выборе. |
2 |
Практическое занятие |
Самоконтроль |
Рубежный (рекомендации, консультации) |
|
35 |
Итоговое занятие. Маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Рефлексивный контроль |
Результаты мониторинга, рекомендации |
|
ИТОГО 35 часов |
1.7.Требования к уровню подготовки по учебному курсу (предмета)
Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
знать/понимать:
-
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
-
мир профессий, содержание деятельности различных типов профессий;
-
формулу профессии;
-
типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе;
-
свои интересы, склонности и способности.
уметь:
-
выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности;
-
определить ближайшие профессиональные цели;
-
составить личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее;
-
проектировать профессиональную карьеру на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности;
-
владеть навыками самооценки, навыками рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
-
определится в приоритете учебных предметов, в выборе факультативных занятий и курсов по выбору, экзаменов по выбору;
-
соотносить свои возможности и выбор с требованиями конкретных профессий;
-
добывать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-
работать с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации.
1.8.Форма промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по учебному курсу(предмету) «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
Безотметочная система с записью в зачетном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)
2.Календарно-тематическое планирование по учебному курсу (предмету) «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
Представлено в приложении к рабочей программе «Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
3. Материально-техническое обеспечение по учебному курсу (предмету)
Предпрофильная подготовка», 8 – 9 классы
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Дидактическое описание |
1 |
Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point. |
Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и обучающихся |
2 |
Информационные источники |
http://vdohnovlennye@yandex.ru http://olimp@future.org.ru http://www.abiturcenter.ru http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html http://anstars.ru/load/28 |
|
Электронный предметно-методический журнал «Школьный психолог», «Управление школой»с приложением (презентации, раздаточные материалы, образовательное видео). |
Адрес сайта: http://digital.1september.ru/ |
3 |
Учебно-наглядные пособия |
|
3.1 |
Таблицы: |
Как эффективно действовать в процессе собеседования Матрица профессионального выбора Местонахождение крупнейших предприятий на территории ХМАО-Югра (по отраслям) Психологическая карта характера Соответствие результатов диагностики профилям обучения |
3.2 |
Схемы: |
Десять шагов к уверенности в себе Мир профессионального образования Мотивы выбора профессии Порядок действий при проектировании профессионального пути Слагаемые успеха-«Хочу», «Могу», «Надо» Формула профессии Требование к резюме Формы профессионального образования |
3.3 |
Индивидуальный дидактический, раздаточный материал: |
Описание профессий Медицинские ограничения профессиональной пригодности Схема анализа профессий Различные типы интеллекта Акцентуация характера и профессия |
3.4 |
Диагностические материалы |
Анкета «Ориентация» Методика «Профиль» Опросник профессиональных предпочтений Дж.Голланда Методика «Кто я?» Анкета «Здоровье» Методика 10 слов Р.А.Лурия Лингвистический и математический субтест Айзенка Тест коммуникабельности «Можете ли вы работать с людьми?» Тест технического мышления Беннета Методика «Мир профессий и профессиональные требования» Тест «Границы вашей решительности» Тест «Ваш творческий потенциал» Личностный опросник, методика полярных профилей Методика «Определение предпочтительного типа будущей профессии» (Е.А.Климов) Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши Методика «Цель-Средство-Результат» (ЦСР) Мини-тест «Мои ценности» Тест определения типа темперамента Г.Айзенка Анкета «Типы интеллекта» Опросник «Вегетативная лабильность» Методика уровня профессиональной готовности Чернявская А.П. Опросник статуса профессиональной идентичности А. А. Азбель Опросник «Тип мышления» Г. В. Резапкина. |
Электронные образовательные и информационные ресурсы |
||
1 |
СD |
Занятия, тренинги, разработка уроков. Издательство Учитель. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Диагностика умственных способностей школьника. Версия 1.0. Амалтея. |
2 |
|
Программа «Психологический мониторинг» |
4.Список литературы
Литература для учителя:
1.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога М.,2002
2.Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - С.-Петербург, 2005.
3.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.,2005.
4.Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1984.
5.Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
6.Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2005.
7.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
8.Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. – М., 1994.
9.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. - М, 1993.
10.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11). – М., 2005.
11.Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А.Реана. – М., 2003.
12.Пшенцова И.Л. Раннее профессиональное самоопределение школьников. Учебно-методическое пособие. – Сургут, 2003.
13.Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М, 2005.
14.Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М., 2005.
15.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М., 2000.
16.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11классы). - М., 2005.
17.Самоукина Н. В.Активизация школьников в профессиональном самоопределении // - Вопросы психологии – 1990 - № 1.
18.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. –М, 1995.
19.Скрипюк И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. - С.-Петербург, 2005.
20.Технология. Профориентация: Тесты / Авт.-сост. И.П.Арефьев. – М,2005.
21.Технология. Профориентация: Экономика России в опорных схемах и таблицах / Авт.-сост. И.П.Арефьев. – М,2005.
22.Худик В.А. Изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – К., 1992.
33.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М, 2001.
Литература для учащихся, родителей:
1.Абитуриент //Журнал для поступающих в вузы. – М.
2.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – С.-Петербург, 2000.
3.Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков.СПб.,2004.
4.Ди Снайдер. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.,2001.
5.Еникеева Д.Д. Практическая психология для мальчиков, или Как стать мужчиной. – М., 2003.
6.Карьера в информационных технологиях / Вед.ред. Элиович. – М.,2003.
7.Карьера в медицине / Вед.ред. Элиович. – М.,2003.
8.Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.,1990.
9.Климов Е. А. Психология: Учебник для средней школы. - М., 1997.
10.Куда пойти учиться? Информационный справочник для поступающих в образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования города Сургута на 2013/2014 учебный год / Авт. сост. Н.Я.Стрельцова, Н.П.Кормилкина, Л.П.Левицкая. – Сургут, 2012.
11.Меттус Е.В.,Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения /для учащихся 7-11 классов/ - С.-Петербург, 2006.
12.Мир профессий: Человек – знаковая система /Сост. С.Н.Левиева. – М.,1988.
13.Мир профессий: Человек – художественный образ /Сост. А.Смирнов. – М.,1987.
14.Мир профессий: Человек – природа / Сост. С.Н.Левиева. – М.,1985.
15.Мир профессий: Человек – техника /Сост. Р.Д.Каверина. – М.,1988.
16.Пауэрс П., Рассел Д. Найди свое дело. - М,1994.
17.Приходите к нам учиться . Справочник для выпускников школ. – М
18.Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. – М., 2003.
19.Среднее профессиональное образование // Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. – М.
20.Твоя профессиональная карьера: Учебник /Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – М., 2000.
21.Энциклопедия для детей. Выбор профессии /Глав. ред. Е.Ананьева. - М,2003.
Интернет-ресурсы для ученика
1.http://www.hmao.wsnet.ru . Официальный сайт администрации ХМАО-Югра. www.ht.ru/prof Сайт Центра тестирования МГУ «Гуманитарные технологии». Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного заведения. Информация о школах и вузах.
2.www.abiturcenter.ru Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. On-line тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению. Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования.
3.www.ege.edu.ru Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.
4.www.informika.ru Сервер НИИ информационных технологий и телекоммуникаций. Новости образования, информация о конференциях, выставках, семинарах.
5.www.educom.ru Официальный сервер Департамента образования Москвы.
6.www.5balIov.ru Образование в России и за рубежом. Информация о вузах, книжный магазин, образовательные тесты, репетиционные версии вариантов ЕГЭ.
7.www.schools.techno.ru Образовательный сервер «Школы в Интернет». Интернет-сайты школ Москвы. Электронная библиотека. www.institutes.ru Справочник по вузам Москвы.
8.www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для учителей, учеников и их родителей. Газета «Первое сентября» и ее приложения. Правовая база.
9.www.auditorium.ru Портал «Гуманитарные науки». Система федеральных образовательных порталов.
10.www.moschool.ru Подробная информация о школах, лицеях и колледжах Москвы.
11.www.obrazovanievmoskve.ru Информационно-поисковая система. Поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направлениям, методам обучения и т. д.
12.www.ed.vseved.ru Справочно-поисковая система «Образование в России». Рейтинг учебных заведений.
13.Сайт департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу. Информация о рынке труда, советы психолога и юриста, возможность записаться па консультацию, банк вакансии и много другой полезной информации. www.rabota.ru
14.Обширная база вакансий по всем областям профессиональной деятельности во всех регионах России, удобная система поиска информации, возможность разместить свое резюме, различные справочные материалы. www. rabota. mail, ru
15.База вакансий, возможность для размещения собственного резюме, статьи по проблемам трудоустройства, возможность подписаться на интернет-рассылку новостей для желающих найти работу. www.students.ru
5.Мониторинг образовательного маршрута обучающихся
Школа __________________________Класс _________________
Фамилия, имя ученика __________________________________________
Учебный год |
Состояние здоровья
|
Склонности (Йовайши) |
Интересы (Профиль) |
Тип интеллекта
|
Мотивация |
Варианты выбора |
|||
Основной вариант |
Запасной вариант |
||||||||
Уч. заведение (дополнительное образование) |
Профессия |
Уч. заведения. (дополнительного образования) |
Профессионального пути |
||||||
На начало изучения курса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце изучения курса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации |
|
Информационная карта профессионального старта
Фамилия, имя ученика __________________________________________класс____________
№ |
Что мне интересно знать или делать? |
В какой профессии смогу я это достичь?
|
Что нужно для получения этой профессии? |
||
Я люблю |
Мне интересно |
Я могу |
|||
1 |
|
|
|
|
|
Мой выбор |
|
Результаты анкетирования обучающихся 9 классов по выбору профиля
Выбор профильных курсов (будущие 10 классы) |
Классы |
ИТОГО |
||
9а |
9б |
9в |
||
Социально- экономический |
|
|
|
|
Информационно - технологически |
|
|
|
|
Физико - математический |
|
|
|
|
Социально – гуманитарный |
|
|
|
|
Химико - биологический |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Выбор профиля обучения |
Классы |
ИТОГО |
||
|
|
|
|
|
Социально - экономический |
|
|
|
|
Универсальный |
|
|
|
|
Ухожу в ССУЗ |
|
|
|
|
Перехожу в другую школу |
|
|
|
|
Меняю место жительства |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Результаты мониторинга представлены в проблемно-ориентированном анализе работы школы.
6.Диагностические материалы представлены в методической папке «Программа профильное обучение».
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»