В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа.

Елена Комова
Тип материала: Урок
просмотров: 274
Краткое описание
Цель урока: прояснить характер отношений между Машей и Дубровским, мотивировку их поступков, подвести итоги романа. В ходе урока дети должны прийти к выводу, что Владимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником справедливости, человеком чести, отважным человеком, способным глубоко чувствовать. Идея произведения в том, что главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову.Носителями этой идеи являются Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Владимир Дубровский и Маша.docx Скачать

Тема урока: Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа.


Цель урока: прояснить характер отношений и мотивировку поступков героев.

Методические приемы: аналитическое чтение, беседа по вопросам

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя

- Мы продолжаем разговор о незаконченном романе А.С.Пушкина «Дубровский». С этим жанром мы встретились впервые. Спецификой жанра является сложность, разветвленность сюжета, повествование о жизни многих действующих лиц, а судьбы героев переплетаются.

Докажите, что произведение, которое мы изучаем, - роман.

- В 11 главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова, то есть хронологическая (временная) последовательность событий нарушена.

Зачем Пушкин переставил события?

- А части повествования автор расположил в определенном порядке, который носит название композиция. (Записываем определение в тетрадь, читаем в учебнике).

- Но кого же сам Пушкин называет истинными героями произведения? Найдите строчки, подтверждающие это. (3 гл – «Но пора читателя познакомить с настоящим героем повести» - о В.Дубровском, 8 гл – «…дочь Кирила Петровича…есть героиня нашей повести» - о Маше).

- Итак, сегодня в центре нашего урока одна из интереснейших сюжетных линий романа – любовная – и ее главные герои Владимир и Маша. Нам предстоит очень интересная работа: проанализируем главы романа, чтобы раскрыть характер отношений между главными героями, прояснить мотивировку поступков.

Обратимся к тексту произведения.



  1. Работа по теме урока.

- Как вы думаете, что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? Почему он не стал мстить своему врагу?

( 12 гл : «…я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию. Что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме»)

- По этому поступку определите характер отношения Дубровского к Маше.

- Как Маша отнеслась к появлении. Нового человека в доме? Подтвердите текстом.

- Отчего вдруг Маша обратила внимание на молодого француза? Какое событие обратило заставило ее изменить свое отношение к учителю?

- Да, это эпизод с медведем. Сейчас посмотрим фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский ( обратите внимание на название, которое обсудим позже). Подумайте, какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей комнате».

- «Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь». Как вы думаете, почему Пушкин выбирает глагол «влюбилась», а не «полюбила», не усиливает словами «пылко, страстно»? Зачем Дефорж назначает Маше свидание в лесу? Что рассчитывала услышать Маша? А что услышала? Обратимся к тексту и найдем ответ на вопрос:»Почему Владимир Дубровский отказался от мести?» (12 гл)

- Развивая сюжетную линию именно так. К какому выводу приводит своих читателей Пушкин? (Любовь рождает самые лучшие чувства)

- Нам ясны чувства Владимира ? Какие слова передают его состояние?

- Но «Марья Кириловна стояла неподвижно» о чем это говорит?

- как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Владимиру?

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев?

- Зная , что отец насильно выдает любимую замуж, испытывает ли Владимир к нему ненависть?

- А что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? Как эти поступки характеризуют Машу?

- Кто еще обязан жизнью Маше?

- При каком условии она соглашается на побег с Дубровским?

- Обратим внимание на конец 14 гл. О чем рассуждает Маша? Любит ли Маша Дубровского?

- Как по-вашему, почему, когда Маша все же решилась обратиться за помощью к Дубровскому, Владимир в такой судьбоносный момент опаздывает к любимой и венчание Маши и Верейского состоялось?

- Смотрим эпизод художественного фильма и думаем над вопросом:

«Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?»

- Почему же Пушкин не оставил своего героя вот главе взбунтовавшихся крестьян? (отношение Пушкина к бунту)

- Какие качества характера на протяжении всего романа проявляет Владимир?

- Каково отношение автора к своему герою-разбойнику?(вспомните название фильма)

- Какова главная мысль произведения?



  1. Подведение итога урока:

- Итак, мы проделали большую работу, и вы с нею справились . Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Мы узнали. Что лучшие герои Пушкина человечны и благородны. Как бы ни складывались обстоятельства, понятия чести и благородства остаются превыше всего.



  1. Домашнее задание: составить план ответа по теме «Взаимоотношения главных героев»; выделить главные эпизоды, озаглавить их

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров