Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа.
Тема урока: Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа.
Цель урока: прояснить характер отношений и мотивировку поступков героев.
Методические приемы: аналитическое чтение, беседа по вопросам
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Слово учителя
- Мы продолжаем разговор о незаконченном романе А.С.Пушкина «Дубровский». С этим жанром мы встретились впервые. Спецификой жанра является сложность, разветвленность сюжета, повествование о жизни многих действующих лиц, а судьбы героев переплетаются.
Докажите, что произведение, которое мы изучаем, - роман.
- В 11 главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова, то есть хронологическая (временная) последовательность событий нарушена.
Зачем Пушкин переставил события?
- А части повествования автор расположил в определенном порядке, который носит название композиция. (Записываем определение в тетрадь, читаем в учебнике).
- Но кого же сам Пушкин называет истинными героями произведения? Найдите строчки, подтверждающие это. (3 гл – «Но пора читателя познакомить с настоящим героем повести» - о В.Дубровском, 8 гл – «…дочь Кирила Петровича…есть героиня нашей повести» - о Маше).
- Итак, сегодня в центре нашего урока одна из интереснейших сюжетных линий романа – любовная – и ее главные герои Владимир и Маша. Нам предстоит очень интересная работа: проанализируем главы романа, чтобы раскрыть характер отношений между главными героями, прояснить мотивировку поступков.
Обратимся к тексту произведения.
-
Работа по теме урока.
- Как вы думаете, что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? Почему он не стал мстить своему врагу?
( 12 гл : «…я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию. Что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме»)
- По этому поступку определите характер отношения Дубровского к Маше.
- Как Маша отнеслась к появлении. Нового человека в доме? Подтвердите текстом.
- Отчего вдруг Маша обратила внимание на молодого француза? Какое событие обратило заставило ее изменить свое отношение к учителю?
- Да, это эпизод с медведем. Сейчас посмотрим фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский ( обратите внимание на название, которое обсудим позже). Подумайте, какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей комнате».
- «Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь». Как вы думаете, почему Пушкин выбирает глагол «влюбилась», а не «полюбила», не усиливает словами «пылко, страстно»? Зачем Дефорж назначает Маше свидание в лесу? Что рассчитывала услышать Маша? А что услышала? Обратимся к тексту и найдем ответ на вопрос:»Почему Владимир Дубровский отказался от мести?» (12 гл)
- Развивая сюжетную линию именно так. К какому выводу приводит своих читателей Пушкин? (Любовь рождает самые лучшие чувства)
- Нам ясны чувства Владимира ? Какие слова передают его состояние?
- Но «Марья Кириловна стояла неподвижно» о чем это говорит?
- как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Владимиру?
- Какое событие послужило причиной второго свидания героев?
- Зная , что отец насильно выдает любимую замуж, испытывает ли Владимир к нему ненависть?
- А что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? Как эти поступки характеризуют Машу?
- Кто еще обязан жизнью Маше?
- При каком условии она соглашается на побег с Дубровским?
- Обратим внимание на конец 14 гл. О чем рассуждает Маша? Любит ли Маша Дубровского?
- Как по-вашему, почему, когда Маша все же решилась обратиться за помощью к Дубровскому, Владимир в такой судьбоносный момент опаздывает к любимой и венчание Маши и Верейского состоялось?
- Смотрим эпизод художественного фильма и думаем над вопросом:
«Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?»
- Почему же Пушкин не оставил своего героя вот главе взбунтовавшихся крестьян? (отношение Пушкина к бунту)
- Какие качества характера на протяжении всего романа проявляет Владимир?
- Каково отношение автора к своему герою-разбойнику?(вспомните название фильма)
- Какова главная мысль произведения?
-
Подведение итога урока:
- Итак, мы проделали большую работу, и вы с нею справились . Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Мы узнали. Что лучшие герои Пушкина человечны и благородны. Как бы ни складывались обстоятельства, понятия чести и благородства остаются превыше всего.
-
Домашнее задание: составить план ответа по теме «Взаимоотношения главных героев»; выделить главные эпизоды, озаглавить их
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»