Олимпиада по русскому языку для старшеклассников (школьный этап)
Носова Юлия Александровна
I квалификационная категория
Город Курск
ОБОУ ЦДО «Новые технологии»
Русский язык
УМК Т.А.Ладыженской
9-11 класс
Пояснительная записка
В данной разработке предлагаются задания школьного этапа олимпиады по русскому языку для старшеклассников. Количество заданий -15. Среди них преобладают задания с выбором ответа, так как разрабатывались для детей -инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Время выполнения заданий — 45 минут.
Олимпиада по русскому языку
для старшеклассников(школьный этап)
1.Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:
Договор
сливовый
звонит
баловать
кашлянуть
уведомить
перчить
форзац
ремень
2.В каком из этих слов нет корня -вар-?
1.Сталевар
2.Архивариус
3. Кашевар
4.Сварщик
3.В русском языке есть слова, которые имеют латинские корни. Например, патриот, патриотизм от patria (лат.) – «родина, отечество». Запишите русские слова, имеющие латинские корни:
terra(лат.) – «земля» -
gress (лат.) – «движение» -
memor (лат.) – «память» -
4. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или его корень обозначается значком ~ (тильдой). Например, лес - ~ ок (лесок), ~ ной(лесной), ~ ничий(лесничий) и т.д. Попытайтесь прочесть следующие слова, в которых корень заменён тильдой. Найденный корень запишите:
-
~ чик, ~ оваться, по ~ овать, следовать ~ у.
-
~ ник, ~ ные экзамены, ~ ная дочь, оказать тёплый ~.
5. Восстановите словообразовательную цепочку:
родной -->_________→ ______________-->___________--> родственница.
6. Подберите определения к существительным:
бандероль
мозоль
кольраби
авеню
тюль
рефери
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку:
1.Участник конкурса заворожил зрителей ПЕВУЧИМ голосом
2. В промозглые осенние дни сестра НАДЕВАЕТ новый плащ.
3. Наш новый одноклассник оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве.
4.Город оказался в настоящей ДЫМОВОЙ завесе, стало трудно дышать.
8.Каких разрядов местоимений в русском языке не существует:
1.Определительные
2.Притяжательные
3.Относительные
4.Качественные
9. Какой это случай? Вставьте пропущенные гласные и расставьте цифры соответственно— 1, 2, 3
-
слово с проверяемой безударной гласной в корне слова (1),
-
слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова (2),
-
слово с чередующейся гласной в корне слова (3).
Предв_щать
подж_гать
ф_номен,
экспер_мент
бл_стательный
обн_жать
пок_янный
подск_чить.
10.В каком слове пропущена буква? Допишите:
прод_юсер
мас_он
попур_и
фаль_старт
юрис_консульт
11. Название какого способа передвижения пишется раздельно:
1.Идти (в)двоём, (в)ногу, (в)слепую.
2.Бежать (на)перегонки, (бес)прерывно, (без)оглядки.
12. Отметьте слова, в которых после шипящей нужно написать О:
1.Трещ_тка
2. Туш_нка
3.Трущ_ба
4. Обж_гся
5.Ретуш_р
6.Нож_вка
13. Прочитайте слова: аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний? Почему?
1.Собака
2.Телёнок
3.Кошка
4.Курица
5.Волк
14.Даны характеристики трех простых предложений. Найдите среди них вариант, в котором некоторые грамматические признаки несовместимы, противоречат друг другу. Обоснуйте свою точку зрения.
1. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленнымобстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2. Предложение повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, нераспространенное.
3. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными подлежащими.
15. Прочитайте стихотворение Всеволода Рождественского. Есть ли у вас такие друзья? Напишите об этом миниатюру (эссе).
Всеволод Рождественский
Друзья мои! С высоких книжных полок
Приходите ко мне вы по ночам,
И разговор наш – краток или долог, –
Всегда бывает нужен мне и вам…
Через века ко мне дошел ваш голос,
Рассеявшийся некогда, как дым,
И то, что в вас страдало и боролось,
Вдруг стало чудодейственно моим.
ОТВЕТЫ:
1. За правильно отмеченное слово — 0,5 балов. (Всего 2 балла)
сливовый
кашлянуть
перчить
форзац
2. Архивариус — 1 балл
3.За каждый пример — 1 балл (0,5 балла снимается за слово, написанное с ошибкой). (Максимально — 12 баллов).
terra -территория, терраса, террариум.
gress — прогресс, регресс, конгресс, агрессия
memor- мемориал, мемориал, мемориальный, мемуары, мемуарист.
4. Совет, приём. - по 1 баллу(2 балла)
5.Родной, родство, родственный, родственник, родственница (2 балла)
6. Правильными являются определения, согласующиеся с существительными в роде. За правильный ответ -0,5 балла (Всего 3 балла)
бандероль- ж.р.
мозоль — ж.р.
кольраби- ж.р.
авеню - ж.р.
тюль-м.р.
рефери- м.р.
7. 3 - 1 балл. (НЕВЕЖА – Грубый, невоспитанный, невежливый человек.
НЕВЕЖДА – малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан)
8. 4 — 1 балл
9. За правильный ответ— 0,5 балла (Максимально — 4 балла). (0,5 балла снимается за слово, написанное с ошибкой).
Предвещать 1
поджигать3
феномен2
эксперимент2
блистательный3
обнажать1
покаянный1
подскочить3
10. Попурри (1 балл)
11. В ногу, без оглядки — по 1 баллу(2 балла)
12. Трещотка, трущоба, ножовка.(3 балла)
13. Кошка(собачий холод, телячьи нежности, куриные мозги, волчий аппетит).- 2 балла +2 балла за объяснение (4 балла)
14. 3- неопределенно-личное предложение не может иметь подлежащее.
(2 балла)
15. Эссе — 10 баллов (5содержание/5 грамотность)
Максимальное количество баллов за 15 заданий — 50
Использованная литература
1.Е.С.Симакова «Самостоятельная работа над словарными словами», «Экзамен» Москва, 2006
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»