В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ на дому для обучающейся 1 класса

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ на дому для обучающейся 1 класса

Ирина Иванова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 1234 голосов:4просмотров: 18971 комментариев: 7
Краткое описание
Цель программы:
коррекция и развитие ВПФ (эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи), развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук обучающегося.
В приложении: календарно-тематическое планирование и индивидуальная карта развития и обучения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
индивидуальная программа.doc Скачать

государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнечирская школа – интернат»









ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

на дому для обучающейся 1 класса



8 занятий в неделю (272 занятия в год)








Составила:

учитель-дефектолог

И.А.Иванова






2015год

Ст. Нижний Чир

Индивидуальная программа для ребёнка с ДЦП

и тяжёлой умственной отсталостью

для обучающейся в 1 классе.



Пояснительная записка.

Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами:

а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств;

в) нарушение сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены.

2. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функции является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия ( спереди, сзади, между, вверху, внизу ) усваиваются с трудом. Дети не могут определить пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения ( под, над, около). Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятие величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы – круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое – собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек, строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений). У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

3. Выраженность астенических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленное восприятия, снижение объема механической памяти.

Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность от части связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения (25%), слуха (20-25%), мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.

Таким образом, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.


Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи данной программы.

Цель программы:

коррекция и развитие ВПФ (эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи), развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук обучающегося.

Задачи программы:

- определить индивидуальные особенности психического развития ребёнка;

- развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, ощущения;

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов;

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- Снижение эмоционального и мышечного напряжения, исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий, обучение навыкам произвольного поведения;

- формирование положительного эмоционального настроя на индивидуальных занятиях, способствующего освоению детьми образовательного пространства.

Формы работы:

- дидактические игры и упражнения;

- изобразительная деятельность;

- конструирование;

- лепка;

- работа с бумагой;

- физические упражнения, пальчиковая гимнастика.

Принципы реализации программы:

Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики развития ребёнка проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении программы являются диагностическим показателем продвижения развития ребенка.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с нарушениями слуха. На занятиях педагог ориентируется на индивидуальные способности и особенности ребенка.

Принцип единства коррекционных, развивающих и профилактических задач. Занятия коррегируют нарушения в психическом развитии ребенка с нарушениями слуха и помогают в профилактике в сфере развития личности ребёнка с нарушением слуха.

Принцип комплексности методов педагогического воздействия. На занятии в комплексе используются методы коррекционного воздействия, влияя таким образом на все сферы личности (познавательную, личностную, социальную) ребенка с ДЦП.

Принцип системности. Занятия проводятся два раза в неделю.

Содержание программы.

Программа включает в себя несколько этапов:

  1. Диагностический этап–проведение работы поуточнениюзапроса (взаимодействие со всеми участниками дети, родители, педагоги); углубленное исследование познавательных процессовс использованием диагностических методов.

  2. Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы.

  3. Коррекционный этап – работа, направленная на коррекцию и развитие ВПФ.

  4. Аналитический этап – проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы; анализ проведенной работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу.

Диагностический этап.

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго выделяют три основных направления диагностической работы.

Первичная диагностика - предваряет коррекционную работу.

Динамическая диагностика – отслеживается динамика развития и эффективность коррекции, осуществляется в ходе проведения коррекционной работы. В качестве диагностики являются сами игры и упражнения, а то, как выполняет их ребенок – есть результаты диагностики.

Итоговая диагностика – проводится по окончании коррекционной работы, оценивается состояние ребенка «на выходе».

Первичная диагностика.

Задачи, решаемые на этом этапе:

- получение запроса;

- уточнение запроса;

- подбор диагностических методик для обследования;

- проведение диагностического обследования.

Работа педагога включает:

- первичное интервью с родителем;

- изучение личного и медицинского дела ребенка;

- наблюдение за ребенком в естественной ситуации (в разных видах деятельности).

Таким образом, педагог планирует дальнейшую диагностическую работу.

Подготовительный этап.

Информация, полученная педагогом в ходе диагностического этапа, поможет при подготовке на этом этапе в решении нескольких задач.

  1. Проведение предварительной работы по организации коррекционно- развивающих занятий. Как уже указывалось ранее, в период адаптации была проведена работа, в задачи которой входила:

- сбор первичной информации о ребенке;

- отслеживание периода адаптации;

- знакомство с ребенком, установление с ним доброжелательных отношений. Сюда входит предварительное изучение всей информации о ребенке.

  1. Подготовка коррекционной программы. С учетом индивидуальных особенностей ребенка можно заменить либо удалить некоторые упражнения (усложнить или упростить), расширив важные для ребенка разделы.

  2. Подготовка материалов для проведения занятий. Для качественной реализации программы, работа этого этапа включает несколько компонентов.

Подготовка материала. Различные игровые пособия, наглядный и раздаточный печатный материал, средства для рисования (ватные палочки, краска пальчиковая, акварель, кисточки, карандаш простой и цветные) и т.д.

Подготовка помещения и согласование времени занятий. Необходимо согласовать с администрацией и родителями время проведения занятий.

Коррекционный этап.

Проведение непосредственно коррекционной работы по программе. Структура программы:

Предположительная частота проведения – 2 раза в неделю по 4 занятия. Продолжительность занятий 25 - 30 минут, зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Программа рассчитана на 1 год работы с ребенком.

Программа делится на 4 основных направления. Каждое направление включает последовательные уровни сложности, каждое из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии ребёнка. Данные направления в программе выделены условно, потому что каждое упражнение или игра может иметь несколько целей. Так, задания по развитию мелкой моторики корригируют и развивают мышление и внимание.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

- игрушки и пособия для развития мелкой и крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

- оборудование для занятий изобразительной деятельностью, конструирования (пластилин, изобразительные материалы, мозаика, строительный материал и др.);

- разнообразный арсенал для развития предметно –игровой деятельности (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности, машинки, самолётики и т.д.).

Основные направления:

  1. Коррекция и развитие ВПФ

  2. Физическое развитие и физическое воспитание.

  3. Формирование предметно-игровой деятельности.

  4. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.


Первое направление (68 часов)

Коррекция и развитие ВПФ - это одно из основных направлений, включающих в себя познавательное развитие, развитие речи и развитие эмоционально-волевой сферы.

Познавательное развитие представлено играми и упражнениями по развитию ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, при этом взрослый подчеркивает действия интонацией: «Держи обе ручки это большая матрешка!», «Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, по величине), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонацию голосом, «большой – маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки; заглядывать в коробки «Что там спрятали?"», доставать предметы и снова прятать; разлаживать предметы в две коробки: в одну – кубики, в другую – шарики; разлаживать большие шарики в большие коробки, маленькие – в маленькие.

Учить сосредоточивать внимание на конкретных тактильных раздражителях (щекотание, пошлепывание); контрастных тактильных раздражителях (горячий — холодный, мягкий — твердый).

Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы (яркие игрушки; мерцающие предметы: фонарик, лампа периодически зажигающиеся, гаснущие; пламя свечи; смена цвета у цветовых фонарей). Содействовать зрительному сосредоточению на предмете при его перемещении в поле зрения ребенка, встряхивании погремушки, прикладывании ее к губам и т. п.; распределению внимания между взрослым и предметом при передаче предмета от взрослого к ребенку; распределению внимания между предметами; поиску внезапно спрятавшегося на глазах у ребенка взрослого, частично или полностью спрятанного предмета (заглядывать, сдергивать платочек).

Игры учитывают овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенной, наглядно-образной и элементами логического мышления. Цель таких игр: научить анализировать предметы и явления окружающего мира. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи. Игры также направлены на развитие творческих способностей детей.

Развитие речи включает в себя:

  1. Развитие понимания речи.

а) Умение показывать части тела:

  • покажи, где глазки,

  • покажи, где носик,

  • покажи, где ушки,

  • покажи, где ротик,

  • покажи, где ручки,

  • покажи, где ножки.

б) Умение показывать действия:

  • покажи, как Ариша спит (ребенок закрывает глаза),

  • покажи, где Ариша спит (ребенок указывает на кроватку),

  • покажи, где зайка (мишка),

  • топни ножкой,

- возьми игрушку.

  1. Формирование активной речи:

а) выработка воздушной струи:

  • умение дуть в дудочку,

  • умение дуть на воздушный шарик,

  • умение дуть на лодочку, плавающую по воде.

б) Умение выполнять движения губами:

слогов: па, ба, да, ма.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Настраивать ребенка на восприятие взрослого, содействовать возникновению сосредоточения на лице и коммуникативной улыбке взрослого в ответ на длительное и интенсивное «сложное обращение» (улыбка + речь + поглаживание) в рамках эмоционального ситуативно-личностного общения. Содействовать установлению и удержанию зрительного контакта с говорящим и (или) жестикулирующим взрослым, наблюдению за его ртом (губами), глазами, руками. Стремиться установить более прочный эмоциональный контакт ребенка с близкими взрослыми. Заражать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта; укреплять положительные эмоциональные связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми, при прощании махать рукой); закрепить эмоциональную реакцию на появление родителей, близких взрослых, радоваться, улыбаться; учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где мама», и т.п.

Прививать интерес к слушанию музыки, сказок.

  1. Второе направление (68 часов)

Физическое развитие и физическое воспитание.

Представлено упражнениями и играми, направленными на развитие основных двигательных навыков и мелкой моторики рук, которые играют огромную роль при ориентировке в пространстве, в познании свойств и признаков предметов.

Третье направление (68 часов)

Формирование предметно- игровой деятельности.

Представлено играми и упражнениями, направленными на формирование умений выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию, а затем самостоятельно; интереса и желания самостоятельно играть с игрушками и предметами; приучение детей к совместным играм. Развитие общих движений: продолжать учить ходить, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования; развивать движения рук , совершенствуя ручную и мелкую моторику: учить удерживать (3-4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу, размеру, весу, форме (мячи, кубики, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камнями, горохом, крупой, резиновые шарики, коробочки и т.д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над головой, впереди – дотягиваться до них рукой, схватывать и удерживать их в руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями; бросать различные предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.); выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчиками; учить ударять по мячу ногой из положения стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки.

Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, подошвы ног.

  1. Четвертое направление(68 часов)

Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Представлено упражнениями и играми, направленными на создание положительного отношения к конструктивной и изобразительной деятельности и её результату, активизацию самостоятельных действий детей.

Формировать интерес к рисованию. Взрослый рисует на глазах у ребенка красками (можно сначала краску брать рукой, затем кисточкой: дождик, дорожку, снежинки, следы зайчика и т.д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого; давать пробовать ребенку рисовать; делать красками следы на бумаге, рисовать мелом, красками на полу.

Формировать интерес к лепке – лепить из теста лепешки (конфеты) для кукол, брать руки ребенка в свои руки и выполнять лепку совместно; учить отщипывать, отрывать от большого куска теста маленькие кусочки, мять тесто, вдавливать одним пальцем (поочередно) в тесто; обыгрывать поделки из теста.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку, заборчик из строительного материала, привлекает ребенка к совместной деятельности, обыгрывает постройки.


Уровни сложности:

Совместное выполнение действия по наглядной инструкции.

Самостоятельное выполнение действия по наглядной инструкции.

Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого.


Занятия строятся так, чтобы на каждом из них было 2-3 серьезных упражнения или игры. И несколько упражнений, цель которых – обеспечение психологического включения в виде ритуала (в начале занятия); формирование основных двигательных навыков и развитие мелкой моторики рук (в середине занятия); и расслабления в виде ритуала (в конце занятия)

Структура занятия:

Вступительная - разминка. Этот этап обеспечивает психологическое включение ребенка в деятельность. Представляет собой «ритуал» приветствия, что будем делать и некоторых других элементов, по желанию педагога.

Основная часть. Этот этап занимает наибольшее время занятия, включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие ВПФ, основных двигательных навыков и мелкой моторики рук.

Заключительная часть - разрядка. Этап носит эмоционально положительную окраску для закрепления желания заниматься с педагогом. Проводится в виде отчета, чем занимались и поощрение педагогом результатов достигнутых ребенком.

Примерное распределение времени на этапы занятия:

- вступительная часть – 2- 5 минут;

- основная часть – 15- 20 минут;

- заключительная часть – 2- 5 минут.

Поощрения. В качестве поощрения используются аплодисменты, поглаживания по голове, сопровождающие успешное выполнение упражнения. Так же могут использоваться «смайлики». За каждое выполненное выдается «смайлик», в конце занятия ведется подсчет заработанных «смайликов».

Аналитический этап.

Этот этап необходим для определения эффективности коррекционной работы. Закончив индивидуальные занятия с ребенком, педагог проводит итоговую диагностическую работу.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при исследовании в начале года.

Полученные результаты помогают разработать рекомендации для участников образовательного процесса, родителям с учетом индивидуальных особенностей ребенка.






















Литература

1. Выготский Л.С.. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).

2. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер,2006. – 80 с. – (Серия «Детскому психологу»).

3. Немов Р.С. Психология: Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

3. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007

4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.: ил.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. – 477 с.:ил.

6.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005. – 336 с. (Библиотека психолога - практика)

7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с: ил. – (Коррекционная педагогика).

8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Художники Долбишева А.Ю., Душин М.В., Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.: ил. – (Развивающее обучение.Практические задания).

9 Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.

  1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.

  2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

  6. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.

  7. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.







Учебно- тематический план


1 класс

8 часов в неделю. Всего272 часа


п/п

Название раздела

Всего часов по разделу

1.

Коррекция и развитие ВПФ


68

2.

Физическое развитие


68

3.

Формирование предметно-игровой деятельности


68

4.

Продуктивные виды деятельности

68

Всего часов:

272






Календарно-тематическое планирование

МЕСЯЦ

ДАТА

1 ЗАНЯТИЕ

Познавательное развитие

2 ЗАНЯТИЕ

Физическое развитие

3 ЗАНЯТИЕ

Формирование предметной деятельности

4 ЗАНЯТИЕ

Продуктивные виды деятельности

СЕНТЯБРЬ

02.09.

Диагностика.

Дифференциация предметов по величине, форме, цвету.

Диагностика мелкой моторики.

Диагностика. Выполнение действий с кубиками: умение строить дорожку.

Диагностика уровня развития графических навыков.

03.09.

Диагностика.

Тактильная дифференциация.

Диагностика общей моторики.

Диагностика.

Выполнение действий с кубиками: умение строить заборчик.

Диагностика.

Выполнение действий с пластилином.

08.09.

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»

«Здравствуй, малыш!»

«Мы играем»

«Наши помощники - карандаш и кисточка»

10.09.

«Чудесный мешочек»


«На прогулку мы пойдём зонтики возьмём»

«Любимая игрушка»

«По ровненькой дорожке» (рисование)

15.09.

«Что нам осень принесла»

«Пойдем в гости»

«Мы корзиночки несем»

«Тили-тили тесто»

(знакомство с пластилином)

17.09.

«Мой весёлый звонкий мяч»


«Кидаем мячики»


Игры с водой

«Тонет - не тонет»

«Заборчик для петушка» (лепка)

22.09.

Чтение стихотворения А. Барто «Мишка косолапый»

Утренняя гимнастика «Мишка»

«Мишкин клад»

«Дорожка для Миши» (конструирование)

24.09.

«Где звенит»

«Ладушки»

«Танцуй, моя куколка»

«Раскрась платочек»

(рисование)

29.09.

«Кто в теремочке живёт»

Гимнастика пробуждения «Солнышко просыпается!»

«Сварим Мишке суп»

«Угощение для Мишки»

(лепка)







МЕСЯЦ

ДАТА

1 ЗАНЯТИЕ

Познавательное развитие

2 ЗАНЯТИЕ

Физическое развитие


3 ЗАНЯТИЕ

Формирование предметной деятельности

4 ЗАНЯТИЕ

Продуктивные виды деятельности

ОКТЯБРЬ

06.10.

«Где Иришка?»

«Будем пальчики считать»


«Мамина помощница»

«Дождик, дождик, пуще...» (рисование)


08.10.

«Где у Иришки носик?»

«Помощники»

«Пойдём в гости к Тане»

«Дождик, дождик, кап-кап-кап...» (лепка)


13.10.

«Вот наши глазки»

«Чудо книжка-малышка»


«В гостях у куклы Тани»

«Домики, сарайчики»

(конструирование)


15.10.

«Свет мой зеркальце, скажи»


«Наши ручки хороши!»

«Напоим куклу чаем»

«Листья желтые...» (рисование)

20.10.

«Кто это?»

«Будем мячик мы катать»

«Уложи куклу спать»

«Вышла курочка гулять...» (лепка)


22.10.

«Здравствуй, Таня»

«Мыльные пузыри»

«Собери игрушки»

«Загородки и заборы»

(конструирование)


27.10.

Слушание стихотворения «Водичка, водичка»

«Ловись рыбка большая и маленькая»

«Как мама Таню умывала»

«Рыбка»

(рисование)


29.10.

Слушание стихотворения А. Барто

«Наша Таня»

«Кукла Таня танцевала»

«Уложи куклу спать»

«Падают, падают листья…»

(рвём бумагу)




МЕСЯЦ

ДАТА

1 ЗАНЯТИЕ

Познавательное развитие

2 ЗАНЯТИЕ

Физическое развитие


3 ЗАНЯТИЕ

Формирование предметной деятельности

4 ЗАНЯТИЕ

Продуктивные виды деятельности

НОЯБРЬ

10.11.

«Во саду ли, в огороде»

«Игра с солнышком»

«Соберём урожай»

«Мостик»

(конструирование)


12.11.

«Магазин игрушек»

«Игры с кубиками»

«Наполни ведёрко»

«Яичко не простое, а золотое»

(рисование)

17.11.


Слушание сказки «Колобок»


«На помощь колобку»

«Накормим колобка»

«Колобок»

(лепка)

19.11.


«Кто где спрятался»


«Катится, катится наш колобок»

«В гостях у колобка»

«Колобок»

(мнем бумагу)

24.11.


«Здравствуй, Миша»


«Я пеку, пеку, пеку»

«Мишина стучалочка»

«Угощение для Миши»

(лепка)

26.11.


«Мишины игрушки»


«Поиграй с Мишуткой»

«Соберём игрушки Миши»

«Бочка мёда»

(рисование)











МЕСЯЦ

ДАТА

1 ЗАНЯТИЕ

Познавательное развитие

2 ЗАНЯТИЕ

Физическое развитие


3 ЗАНЯТИЕ

Формирование предметной деятельности

4 ЗАНЯТИЕ

Продуктивные виды деятельности

ДЕКАБРЬ

01.12.


«Здравствуй Зимушка-зима!»

«На прогулке»

«Молоточком стук, да стук»

«Построим поезд, поедем в гости»

03.12.


Чтение стихов А.Барто «Зайка», «Мишка»

«Мы фасоль переберём»

«Покорми зайку»

«Морковка для зайки»

(рисование)

08.12.


«Посуда

«Сорока-ворона кашу варила»

«У мамы на кухне»

«Я пеку, пеку, пеку…»

(лепка)

10.12.


«Посуда»

«Мамина помощница»

«Накроем на стол»


«Стул для зайки»

(конструирование)

15.12.


«Одежда»


«На зарядку становись!»

«Сушим бельё»

«Варежки»

(рисование)

17.12.


«Одежда»


«Как у наших у ворот»

«Гладим платочки»

«Заплатка»

(Лепка)

22.12.


«Игрушки»


«Попади в цель»

«Из кружка в кружок»

«Башня»

(конструирование)

24.12.


«Игрушки»


«Игры с мячом »

«Разложи в коробочки»

«Наша ёлочка нарядная»

(рисование)

29.12.

Промежуточная диагностика



Промежуточная диагностика

Промежуточная диагностика

Промежуточная диагностика







ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ


Программные требования


Отметка о выполнении программных требований


ПРИМЕЧАНИЯ

МЕСЯЦ

09.

10.

11.

12.

01.

02.

03.

04.

05.


ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

  1. Установление эмоционального контакта.

Умение выражать чувство радости по отношению:

  • к родителям,

  • к воспитателям,

  • к близким родственникам.











  1. Формирование форм общения:

  • умение улыбаться,

  • умение смотреть в глаза,

  • умение протягивать руку при встрече,

  • умение махать рукой при прощании.











  1. Формирование умения находить на фото:

  • себя,

  • родителей,

- близких родственников.












  1. формировать умение наблюдать за своим отражение в зеркале.
















Программные требования


Отметка о выполнении программных требований



МЕСЯЦ


09.

10.

11.

12.

01.

02.

03.

04.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


ПРИМЕЧАНИЯ


05.


  1. Развитие общих движений:

  • ходьба с помощью специальных поддержек,

  • ходьба за руку со взрослым.











  1. Умение ударять по мячу ногой из положения стоя.











  1. Развитие моторики рук, мелкой моторики;

а) умение удерживать игрушки:

- двумя руками,

  • одной рукой,

б) умение схватывать игрушки:

- двумя руками,

- одной рукой,

- расположенные над ребенком












  • расположенные перед ребенком,

  • расположенные по сторонам от ребенка.

в) умение хлопать в ладоши:

  • совместно со взрослым,

  • самостоятельно.

г) умение прокатывать шарики между ладонями:

  • совместно со взрослым,

  • самостоятельно.

д) умение бросать предметы:

  • круглые,

  • мелкие.

е) умение выделять каждый пальчик.




































Программные требования


Отметка о выполнении программных требований



МЕСЯЦ


09.

10.

11.

12.

01.

02.

03.

04.

05.





ПРИМЕЧАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Умение выполнять действия с предметами:

а) набирать крупу в ложку, чашку:

- с помощью взрослого.

- самостоятельно.

б) пересыпать крупу в коробку:

- с помощью взрослого,

- самостоятельно.

в) ударять молоточком по коробке.

г) забивать деревянные гвозди.

д) доставать с помощью палки предметы:

е) доставать сачком предметы из воды:

- с помощью взрослого.

- самостоятельно.

ж) тянуть тележку за веревочку.

з) перекладывать предметы ложкой (сачком) из одной коробки в другую:

  • в помощью взрослого,

  • самостоятельно.



  1. Умение выполнять предметно-игровые действия:

а) прокатывать мячики по желобку,

б) прокатывать мячики через ворота,

в) катать игрушки в тележке,

г) играть с воздушными шариками,

д) ловить шарики,

е) кормить куклу,

ж) снимать колечки с пирамидки:

- с помощью взрослого,

- самостоятельно.

з) нанизывать колечки на стержень:

  • с помощью взрослого,

  • самостоятельно.

и) строить башню из кубиков (2-3):

  • с помощью взрослого,

  • самостоятельно.

к) строить лесенку из кубиков:

- с помощью взрослого,

  • самостоятельно.

л) находить предметы под салфеткой (в коробочке),

м) прятать предметы под салфетку (в коробочку).




















Программные требования


Отметка о выполнении программных требований


МЕСЯЦ

09.

10.

11.

12.

01.

02.

03.

04.

05.












ПРИМЕЧАНИЯ



  1. а) Умение брать большие предметы двумя руками,

  2. б) Умение брать маленькие предметы:

  3. - правой рукой,

  4. - левой рукой.

  5. в) Умение закрывать крышками:

  6. - маленькие коробки,

  • большие коробки.

  • г) Умение опускать в коробки предметы в соответствии:

  • с их размерами,

  • с их формой.

  • д) Умение закрывать крышками:

  • круглые коробки,

  • квадратные коробки.

  • е) Умение доставать предметы из коробки.

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия.

  2. а) Умение реагировать на появившийся звук:

  • громкий,

  • тихий,

  • голос родственников,

  • голос незнакомых людей,

  • звук, издающийся игрушкой.

  • б) Умение реагировать на появившийся предмет:

  • игрушки,

  • мерцающий свет,

  • изменений освещения по цвету,

  • выключение освещения,

  • включение освещения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ




Программные требования


Отметка о выполнении программных требований


ПРИМЕЧАНИЯ

МЕСЯЦ

09.

10.

11.

12.

01.

02.

03.

04.

05.


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

  1. Установление эмоционального контакта.

Умение выражать чувство радости по отношению:

  • к родителям,

  • к воспитателям,

  • к близким родственникам.











  1. Формирование форм общения:

  • умение улыбаться,

  • умение смотреть в глаза,

  • умение протягивать руку при встрече,

  • умение махать рукой при прощание.











  1. Формирование умения находить на фото:

  • себя,

  • родителей,

- близких родственников.












  1. формировать умение наблюдать за своим отражение в зеркале.
















Программные требования


Отметка о выполнении программных требований


МЕСЯЦ










РАЗВИТИЕ РЕЧИ


ПРИМЕЧАНИЯ




  1. Развитие понимания речи.

а) Умение показывать части тела:

  • покажи, где глазки,

  • покажи, где носик,

  • покажи, где ушки,

  • покажи, где ротик,

  • покажи, где ручки,

  • покажи, где ножки.

б) Умение показывать действия:

  • покажи, как Ариша спит (ребенок закрывает глаза),

  • покажи, где Ариша спит (ребенок указывает на кроватку),

  • покажи, где зайка (мишка),

  • топни ножкой,

  • возьми игрушку.











  1. Формирование активной речи:

а) выработка воздушной струи:

  • умение дуть в дудочку,

  • умение дуть на воздушный шарик,

  • умение дуть на лодочку, плавающую по воде.

б) Умение выполнять движения губами:

слогов: па, ба, да, ша, ля, ма














Программные требования


Отметка о выполнении программных требований


ПРИМЕЧАНИЯ

МЕСЯЦ



09.

10.

11.

12.

01.

02.

03.

04.

05.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Выполнение действий с красками:

а) руками,

б) кисточкой:

  • с помощью взрослого,

  • самостоятельно.











  1. Выполнение действий с пластилином:

а) умение мять тесто,

б) умение отщипывать тесто,

в) умение вдавливать пальцем в тесто.












  1. Выполнение действий с кубиками:

а) умение строить дорожку.

б) умение строить заборчик.













Обсуждение материала
Сергей Колодин
15.11.2015 14:28
Оформление разработки лишь частично удовлетворяет критериям Требований.
Не  нужно размещать данные об ОУ в "шапке" титульного листа страницы. Название материала, кроме первой буквы, должно быть целиком написано строчными буквами.
Ирина Иванова
15.11.2015 18:39
Если я исправлю все недочеты, смогу ли я вновь загрузить материал, чтобы получить сертификат.
Сергей Колодин
16.11.2015 06:56
Ознакомьтесь с содержанием раздела Справка, там все подробно описано и показано.
Ирина Иванова
19.11.2015 13:06
Размещённый мною материал, оказался востребованным, но комментарии никто не пишет. Количество скачиваний не может повлиять на получение сертификата?
Сергей Колодин
21.11.2015 20:48
Нет.
Тамара Атакуева
28.08.2016 11:16
ИРИНА  ИВАНОВА .СПАСИБО ЗА ПРОГРАММУ. ОНА МНЕ ОЧЕНЬ ПОНАДОБИТЬСЯ В МОЕЙ РАБОТЕ.
Елена Бородаенко
23.12.2016 15:39
Очень пригодиться в работе. Спасибо автору за материал!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос