Авторская программа "Азбука жизни"
Программа «АЗБУКА ЖИЗНИ»
Возраст детей: 9-17 лет
Срок реализации дополнительной
образовательной программы: 5 лет
Программа утверждена решением
педагогического совета № 1
от 10.09.2001 года
Директор ЦРТДиЮ
______________В.А.Бондарь
Программу разработала педагог
дополнительного образования
Климовского Центра развития творчества
детей и юношества
Сусоколова Оксана Валентиновна
п.г.т. Климово Брянская область
2001 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Значение биологии возрастает с каждым годом, и, несомненно, эта отрасль естествознания станет ведущей в ХХI веке. В противном случае невозможно будет решить проблемы здравоохранения, обеспечения растущего населения Земли продовольствием и охраны окружающей среды. Особенно остро стоит в последнее время проблема сохранения здоровья человека, осложняющаяся создавшейся экологической ситуацией в нашем регионе, в стране и в целом на Земле. Здоровье является достоянием не только конкретного человека, но и всего общества в целом, поэтому каждый гражданин должен ответственно относиться к своей деятельности в окружающем мире, так как сложившееся хищническое, потребительское отношение к природным ресурсам приведёт к уничтожению или вырождению человечества.
Чтобы быть здоровым, каждый человек должен иметь хотя бы минимальные представления о том, как устроен, каким образом и в каких условиях функционирует живой организм. В школе учащиеся получают базовые знания по биологии, но вследствие отсутствия целостности содержания школьного курса, эти знания оказываются обеднёнными и незавершёнными.
В соответствии с современными требованиями, биология должна излагаться не в виде отдельных дисциплин – ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии, а в виде цельного курса. После изучения этого курса должно возникнуть понимание того, насколько едина природа всех биологических систем, несмотря на поразительное разнообразие структуры и функции.
Таким образом, сложившаяся ситуация побудила к созданию данной авторской программы, содержание которой, помимо частичного разрешения проблемы с преподаванием биологии в школе, состоит прежде всего в повышении уровня биологического образования и развитии интереса к биологии вообще, к сохранению здоровья в частности.
Общие положения.
Программа рассчитана на пять лет обучения и состоит из четырёх курсов:
- «Живая планета» 1-го года занятий;
- «Познай себя. Здоровье человека» 2-го года занятий;
- «Организм и окружающая среда» 3-го и 4-го года занятий;
- «Общая биология» 5-го года занятий.
Программа адресована учащимся 4-11 классов. Возраст детей: 9-17 лет. Состав группы может быть одновозрастным и разновозрастным, однополым и разнополым. Работа в объединении строится как по группам, так и индивидуально. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Цель программы: формирование у учащихся целостного представления о природе, месте и роли человека в нёй, экологически - целесообразного поведения и ответственного отношения к здоровью.
Задачи программы:
1-й год обучения.
Обучающие:
- изучение уровней организации живого, механизмов, лежащих в основе различных биологических процессов;
- приобретение учащимися знаний о строении и функционировании живых организмов, многообразии живой природы.
Развивающие:
- развитие и укрепление интереса к живому на нашей планете, сохранению и приумножению природных богатств России;
- развитие умения наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления природы, работать со справочной литературой.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе.
II-ой год обучения.
Обучающие:
- приобретение знаний о строении организма человека;
- изучение учащимися методик по определению степени физического и психического развития;
- приобретение навыков проведения исследований.
Развивающие:
- развитие интереса к проблемам охраны здоровья человека;
- развитие умения анализировать, делать выводы на основе наблюдений, усваивать и
применять биологические знания.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся активной гражданской позиции, любви и бережного отношения своему здоровью.
III-й год обучения
Обучающие:
- изучение основ эволюции, экологии, влияния окружающей среды на здоровье человека;
- приобретение учащимися знаний и навыков по ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
- развитие интереса к познанию и исследованию окружающего мира, выявлению роли и места человека в нём;
- развитие потребности в создании комфортных условий для труда и отдыха.
Воспитательные:
- воспитание потребности в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании.
IV-й год обучения.
Обучающие:
- изучение основ генетики, методов изучения генетики человека;
- изучение влияния окружающей среды на наследственность человека;
- формирование навыков проведения и оформления результатов исследовательской работы.
Развивающие:
- развитие интереса к биологическим наукам, медицине;
- развитие интереса к новым, перспективным направлениям в естественных науках;
- развитие потребности ведения здорового образа жизни, как залога нормальной наследственности будущих поколений.
Воспитательные:
- воспитывать чувство долга и ответственности перед обществом и жизнью на Земле.
V-й год обучения.
Обучающие:
- повторение, обобщение, систематизация знаний по общей биологии;
- подготовка к сдаче экзаменов по биологии.
Развивающие:
- обучать самостоятельному изучению учебного материала, анализу и обобщению накопленных знаний и наблюдений;
Воспитательные:
- формирование умения проводить диспуты: отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению других;
- формировать духовную культуру и нравственность.
Формы проведения занятий.
Теоретическая часть занятий проводится в форме лекции, беседы. Практическая часть в форме лабораторной, практической работы, экскурсии. С учащимися первого года обучения некоторые занятия проводятся в форме игры, театрализованного представления.
После изучения курса «Живая планета» учащиеся
должны знать:
- свойства и уровни живого;
- строение клетки;
- основные систематические категории, характеристику царств живых организмов;
- характеристику разных географических зон и сред обитания организмов, их населяющих;
- анатомию и физиологию систем органов живых организмов;
- основы бионики.
должны уметь:
- пользоваться микроскопом, приготавливать микропрепараты клеток и тканей растений, их зарисовывать и анализировать;
- проводить опыты, наблюдать и анализировать результаты наблюдений и опытов;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, схемами, таблицами.
После изучения курса «Познай себя. Здоровье человека» учащиеся
должны знать:
- происхождение и эволюцию человека;
- анатомию и физиологию систем органов организма человека;
- возрастные особенности систем органов человека;
- влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
- принципы ведения здорового образа жизни;
- значение бионики для улучшения состояния больных людей.
должны уметь:
- применять полученные знания и умения в повседневной жизни;
- выполнять упражнения, способствующие физическому и психическому развитию;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- ставить опыты, проводить наблюдения.
После изучения курса «Организм и окружающая среда» учащиеся
должны знать:
- положение теорий о происхождении жизни на Земле;
- основы эволюции, экологии;
- влияние окружающей среды на здоровье человека;
- влияние антропогенных факторов на устойчивость природных сообществ и здоровье
человека;
- клеточный цикл;
- механизм онтогенеза;
- влияние алкоголя, курения, наркотических и психотропных средств на процессы онтогенеза;
- основы закономерности наследования и изменчивости признаков;
- методы изучения генетики человека;
- наследственные заболевания человека и методы их диагностики;
- влияние загрязнения окружающей среды на возникновение наследственных заболеваний человека;
- значение медико-генетического консультирования.
должны уметь:
- проводить наблюдения за состоянием компонентов природы своей местности;
- строить пищевые цепи и пирамиды;
- создавать комфортные условия для работы и отдыха;
- решать генетические задачи, составлять родословные человека и их анализировать;
- работать с научной и научно-популярной литературой;
- выполнять и оформлять реферативную или исследовательскую работу по изучению природы края или по охране здоровья человека.
После изучения курса «Общая биология» учащиеся
должны знать:
- характеристику свойств живых организмов;
- характеристику уровней организации живой природы;
- строение, химический состав, деление клетки;
- характеристику организма как биологической системы;
- размножение и эмбриональное развитие организмов;
- закономерности наследственности;
- закономерности изменчивости;
- классификацию организмов: вирусов, прокариотов, эукариотов;
- характеристику царств;
- строение организма человека;
- основные положения эволюционной теории;
- основные положения экологии.
должны уметь:
- работать с научной и научно-популярной литературой;
- выполнять и оформлять контрольную, реферативную, исследовательскую работу;
- воспроизводить – характеризовать знания;
- сравнивать биологические объекты и их свойства;
- обосновывать ответ;
- делать выводы.
За время обучения в объединении учащиеся приобретают навыки проведения наблюдений, опытов, исследовательских работ, а также знакомятся с правилами оформления результатов. Эта работа приучает их логически мыслить, выявлять причины и следствия, на практике проверять, полученные в школе и в объединении, теоретические знания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. 5.10. 6. 7. |
Введение Свойства и уровни жизни живого. Клетка – основа жизни. Различные уровни организации живого. Усложнение органической жизни. Разнообразие жизни на Земле. Свойства живых организмов. Движение и опора. Использование энергии. Транспорт. Питание. Экскреция и осморегуляция. Гомеостаз. Координация и регуляция. Размножение. Рост и развитие. Обобщение материала по теме. Основы бионики. Итоговое занятие. Итого:
|
3 9 9 33 153 18 12 18 18 12 15 18 15 18 9 6 3 216 |
3 3 3 24 96 12 6 12 15 9 12 12 6 12 0 3 0 132 |
0 6 6 9 57 6 6 6 3 3 3 6 9 6 9 3 3 84 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
1. Введение:
- знакомство с содержанием программы объединения, обсуждение плана работы;
- история кружка;
- инструктаж по технике безопасности.
2. Свойства и уровни живого. Клетка – основа жизни:
- элементарный состав живого организма;
- свойства живого: обмен веществ с окружающей средой, питание, дыхание, экскреция, репродукция, раздражимость, подвижность, рост, дискретность, саморегуляция, ритмичность физиологических процессов;
- уровни живого: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный;
- цитология – наука о клеточном уровне организации живой материи, общее знакомство со строением клетки;
- клетки прокариотические и эукариотические, животные и растительные, бактериальные.
Практическая работа № 1 «Строение клетки».
- микроскоп, правила работы с микроскопом;
- изучение строения животной клетки на постоянных микропрепаратах;
- приготовление, анализ и зарисовка микропрепаратов растительных клеток.
3. Различные уровни организации живого:
- молекулярный – с этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности;
- клеточный: клетка – структурная и функциональная единица, а также единица размножения;
- тканевый: определение ткани, различные типы тканей;
- органный: определение и значение органа;
- организменный: определение и примеры организмов;
- популяционно-видовой: определение и примеры популяций;
- биогеоценотический: определение и примеры биогеоценозов;
- биосферный – самый высокий уровень организации жизни.
Практическая работа № 2: «Уровни организации живой материи»:
- изучение под микроскопом животных и растительных тканей;
- определение уровней организации живого на примере отдельного организма.
4. Усложнение органической жизни. Разнообразие жизни на Земле:
- основные этапы развития жизни на Земле;
- царство живых организмов: монера (бактерии и сине-зелёные водоросли), грибы, растения, животные, вирусы;
- характеристика основных групп растений и животных;
- различные географические зоны и среды обитания, организмы, населяющие их.
Творческая работа № 1: театрализованное представление «Флоралии»:
- рассказ о цветах в стихах.
Игра-викторина: «Кто я, откуда я?».
Экскурсия № 1: «Природные сообщества пгт.Климово».
Обобщение знаний по теме с помощью кроссвордов, загадок, вопросов.
5. Свойства живых организмов.
5.1. Движение и опора:
- скелетные системы: гидростатический скелет, экзоскелет, эндоскелет, скелет позвоночных;
- скелетные ткани: хрящ, костная ткань;
- анатомическое строение скелета млекопитающих;
- мышечная система;
- различные способы локомоции у беспозвоночных;
- локомоция позвоночных;
- опора у растений.
Практическая работа № 3: «Изучение влияния факторов окружающей среды на движение растений»:
- влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на движение растений.
Практическая работа № 4: «Наблюдение за способами передвижения различных животных».
5.2. Использование энергии:
- роль дыхания;
- биологическое окисление;
- газообмен у простейших, кишечнополостных, плоских червей, кольчатых червей, членистоногих, рыб, амфибий, рептилий, птиц;
- газообмен у млекопитающих, дыхание в необычных условиях.
Практическая работа № 5: «Газообмен у растений»:
- приготовление препарата покровной ткани растений;
- подсчёт количества устьиц на листовых пластинках различных экологических групп;
- опыты по изучению дыхания корней.
Практическая работа № 6: «Газообмен у животных»:
- наблюдение за дыханием рыб и моллюсков.
5.3. Транспорт:
- осмос;
- передвижение воды у растений;
- передвижение минеральных солей и органических веществ у растений;
- транспорт у животных;
- эволюция транспортных систем у животных;
- состав и функции крови млекопитающих, иммунная система;
- кровеносная система млекопитающих.
Практическая работа № 7: «Транспорт у растений»:
- изучение осмоса на целлофановом мешочке-модели и живых растительных клетках;
- изучение поглощения корнем воды и растворённых в ней веществ;
- испарение воды листьями.
Практическая работа № 8: «Клетки крови»:
- изучение строения клеток крови животных на постоянных микропрепаратах.
5.4. Питание:
- автотрофное питание у растений и бактерий;
- гетеротрофное питание, его типы;
- различные способы питания животных: питание с помощью псевдоподий и ресничек, фильтрация с помощью щетинок и ресничек, поглощение крупных пищевых частиц;
- питание и пищеварительная система млекопитающих.
Практическая работа № 9: «Питание растений»:
- влияние органических и минеральных веществ на рост растений.
Практическая работа № 10: «Питание животных»:
- правила кормления рыб и других домашних животных;
- виды корма.
5.5. Экскреция и осморегуляция:
- значение экскреции и осморегуляции;
- экскреция и осморегуляция у растений;
- экскреция и осморегуляция у животных;
- влияние окружающей среды на экскрецию и осморегуляцию.
Практическая работа № 11: «Изучение способа преодоления недостатка воды у различных растений»:
- уменьшение скорости транспирации, запасание воды, поглощение воды – пути осуществления данных процессов на примере комнатных растений.
5.6. Гомеостаз:
- природа и регуляция внутренней среды;
- терморегуляция, влияние температуры на рост и распространение растений, животных;
- температура тела и её регуляция у эктотермных и эндотермных животных;
- покровы тела, их роль в гомеостазе;
- печень млекопитающих, её роль в гомеостазе.
Практическая работа № 12: «Изучение адаптации растений к высоким и низким температурам»:
- приспособления, с помощью которых растения переносят высокие или низкие температуры, на примере комнатных растений и гербарных экземпляров.
5.7. Координация и регуляция:
- координация и регуляция у растений: движение, ростовые вещества, влияние света на развитие растений;
- координация и регуляция у животных: нервная система и её филогенетическое развитие, строение и функции рецепторов, эндокринная система;
- изучение поведения (этология).
Практическая работа № 13: «Изучение влияния ауксина на образование и рост корней»:
- определение скорости образования и роста корней у черенков комнатных растений с добавлением гормона и без него.
Практическая работа № 14: «Изучение влияния света на развитие растений».
Практическая работа № 15: «Выработка условного рефлекса у рыб».
5.8. Размножение:
- бесполое и половое размножение;
- размножение у растений;
- размножение у животных;
- забота о потомстве.
Практическая работа № 16: «Размножение растений»:
- изучение способа размножения растений;
- размножение комнатных цветов.
5.9. Рост и развитие:
- типы роста, способы измерения роста;
- регуляция роста и развитие растений;
- рост и развитие животных.
Практическая работа № 17: «Влияние различных факторов окружающей среды на рост и развитие растений».
Практическая работа № 18: «Наблюдение за ростом и развитием детёнышей домашних животных».
5.10. Обобщение материала по теме «Свойства живых организмов»:
- тестирование;
- решение биологических задач, викторина.
Творческая работа № 2: «Составление кроссвордов по теме».
6. Основы бионики:
- бионика – наука, занимающаяся изучением аналогий в живой и неживой природе, взаимосвязей биологических и технических дисциплин;
- архитектурная бионика;
- биометеорология;
- биосейсмология.
Творческая работа № 3: «Природа – изобретатель»:
- подготовка сообщений, создание рисунков, моделей.
7. Итоговое занятие:
- подведение итогов работы за год;
- итоговая игра: «Мы дети твои – Земля!»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 4.12. 4.13. 5. 6. 7. 8. |
Введение. Происхождение и эволюция человека. Расы человека. Национальные, экологические традиции. Познаём себя. История анатомии. Общие закономерности роста и развития. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности крови и кровообращения. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Физиология нервной системы. Возрастная физиология и гигиена анализаторов. Нервная высшая деятельность и её возрастные особенности. Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы. Индивидуальное развитие организма. Обобщающее занятие по теме. Состояние здоровья и окружающая среда. Экология быта. Здоровый образ жизни. Бионика и здоровье человека. Итоговое занятие. Итого: |
3 6 6 180 3 6 18 18 18 21 15 18 18 21 15 6 3 9 6 3 3 216 |
3 6 3 126 3 6 9 15 9 15 12 18 9 9 15 6 0 3 3 3 0 147 |
0
0 3
54 0 0 9 3 9 6 3 0 9 12 0 0 3 6 3 0 3 69 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА».
1. Введение:
- обсуждение плана работы объединения;
- ознакомление с методами в биологии, методиками исследования здоровья человека;
- инструктаж по технике безопасности.
2. Происхождение и эволюция человека:
- определение вида;
- особенности, присущие только человеку: прямостоящий скелет, подвижные руки, трёхмерное цветовое зрение, уникальный по своей сложности мозг;
- биомолекулярные связи;
- признаки, характерные для приматов;
- место человека в природном царстве;
- эволюция антропоидов (высших приматов): австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандертальский человек, кроманьонцы;
- происхождение современного человека;
- будущее человечества.
3. Расы человека. Национальные, экологические традиции:
- современные человеческие расы, разделение их на группы;
- особенности человека в зависимости от места жительства и, обусловленные этим, национальные и экологические традиции.
Творческая работа № 1: круглый стол «Традиции моей семьи. Образ жизни в традициях моей семьи».
4. Познаём себя.
4.1. История анатомии:
- основные вехи анатомии;
- рассказ о выдающихся учёных и медиках, художниках.
4.2. Общие закономерности роста и развития:
- закономерности роста и развития организма;
- возрастная периодизация.
4.3. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата:
- общие сведения об опорно-двигательной системе;
- части скелета и их развитие;
- мышечная система;
- особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды;
- развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом;
- нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.
Практическая работа № 1: «Соматометрические измерения»: определение веса, роста, окружности грудной клетки, оценка результатов; измерение окружности головы, жировой прослойки.
Практическая работа № 2: «Определение степени развития мускулатуры, работоспособности и тренированности организма учащихся»:измерение развития мускулатуры, гибкости, определение равновесия.
Практическая работа № 3: «Выполнение упражнений для улучшения работы опорно-двигательного аппарата».
Практическая работа № 4: «Изучение приёмов массажа и самомассажа».
4.4. Возрастные особенности крови и кровообращения:
- кровь и её значение;
- изменения с возрастом количества и свойств эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов;
- возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы;
- движение крови по сосудам;
- регуляция кровообращения и её возрастные особенности;
- возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Практическая работа № 5: «Состояние сердечно-сосудистой системы. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы».
4.5. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений:
- строение и функция органов дыхания;
- морфологическое развитие органов дыхания и их возрастные особенности;
- регуляция дыхания и её возрастные особенности.
Практическая работа № 6: «Физиология дыхания. Измерение дыхания».
Практическая работа № 7: «Определение соответствия воздушной среды учебных заведений гигиеническим требованиям».
Практическая работа № 8: «Профилактика заболеваний дыхательной системы. Правила оказания первой медицинской помощи при остановке дыхания».
4.6. Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии:
- строение и функции органов пищеварения;
- обмен веществ и энергии;
- нормы питания, особенности питания растущего организма, гигиена питания.
Практическая работа № 9: «Рацион питания. Оценка сбалансированного питания по результатам самонаблюдения».
Практическая работа № 10: «Болезни пищеварительного тракта, способы их предупреждения и лечения».
Практическая работа № 11: Деловая игра: «Вегетарианство или мясоедение. Все «за» и «против».
4.7. Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви:
- значение и строение органов выделения, их возрастные особенности;
- личная гигиена – особенности подросткового периода;
- гигиена одежды и обуви, профилактика повреждений кожи.
Практическая работа № 12: «Уход за кожей, профилактика угревой болезни. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь».
4.8. Физиология нервной системы:
- общий план строения и значения нервной системы;
- основные свойства и функции элементов нервной системы;
- рефлекс как основная форма нервной деятельности, возбуждение и торможение в ЦНС;
- строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы;
- нервная вегетативная система;
- возрастные особенности.
4.9. Возрастная физиология и гигиена анализаторов:
- общая характеристика сенсорных систем;
- зрительный анализатор, профилактика нарушений зрения;
- слуховой анализатор, профилактика нарушений слуха;
- боль, вкус, обоняние, чувство равновесия, ощущения от мышц, сухожилий и суставов;
- связь между ощущениями, возрастные особенности анализаторов.
Практическая работа № 13: «Изучение свойств анализаторов. Выполнение упражнений, способствующих улучшению зрения».
4.10. Нервная высшая деятельность и её возрастные особенности:
- особенности нервной высшей деятельности человека;
- типы высшей нервной деятельности;
- интегративные процессы в ЦНС как основа психических функций;
- память, виды памяти;
- сон и его значение;
- гипноз и внушение;
- возрастные психологические особенности;
- мозг и здоровье человека.
Практическая работа № 14: «Определение структуры темперамента».
Практическая работа № 15: «Изучение типа высшей нервной деятельности».
Практическая работа № 16: «Тестирование профессиональных склонностей».
Практическая работа № 17: «Определение преобладающего вида памяти. Методы развития памяти».
Практическая работа № 18: «Диагностика показателей межполушарного взаимодействия. Тренинг межполушарного взаимодействия».
4.11. Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы:
- эндокринная система;
- половое созревание;
- половое созревание и, связанные с этим психологические особенности юношей и девушек.
4.12. Индивидуальное развитие организма:
- жизненные циклы, размножение;
- индивидуальное развитие организма, наследственные и врождённые заболевания.
- становление личности, интересы, склонности, способности.
4.13. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- решение биологических задач;
- составление индивидуального комплекса упражнений.
5. Состояние здоровья и окружающая среда. Экология быта.
- биоритмы;
- режим дня;
- влияние явлений окружающей среды на здоровье человека, погода и самочувствие;
- стресс, способы его преодоления;
- увлечения, как способ психологической разрядки;
- экология быта.
Практическая работа № 19: «Определение индивидуальных суточных биологических ритмов».
Практическая работа № 20: «Создание комфортных условий для работы и отдыха».
6. Здоровый образ жизни:
- понятие о здоровье;
- влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии;
- психоактивные вещества, их влияние на здоровье человека;
- профилактика вредных привычек.
Творческая работа № 2: Дискуссия: «Мой выбор: здоровый образ жизни или психоактивные вещества».
Практическая работа № 21: «Тренинг признаков уверенного человека».
7. Бионика и здоровье человека:
- использование достижений бионики для улучшения состояний больных людей;
- бионика и будущее человечества.
8. Итоговое занятие:
- подведение итогов;
- итоговое заседание научного совета: «Экология и здоровье человека».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
№ п/п |
Тема |
Всего часов
|
Теория |
Практика |
1. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. |
Введение. Строение Вселенной. Теории происхождения жизни на Земле. Эволюция - история жизни на Земле. Краткая история эволюционных идей. Органическая эволюция как объективный процесс. Методы изучения эволюции. Учение о микроэволюции. Проблемы макроэволюции. Проблемы и перспективы. Обобщающее занятие по теме. Организмы и окружающая среда. История, подходы и методы экологии. Экосистемы. Экология сообществ и экологические сукцессии. Экология популяций. Обобщающее занятие по теме. Количественная экология. Предмет и методы количественной экологии. Изучение экологического состояния природных объектов. Изучение экологического состояния помещений. Обобщающее занятие по теме. Итоговое занятие. Итого: |
3 6 30 6
3 6 6 6 3 99 3 33 36 24 3 72 3 30 36 3 6 216
|
3 4 27 6 3 6 6 6 0 66 3 15 24 24 0 3 3 0 0 0 0
103
|
0 2 3 0 0 0 0 0 3 33 0 18 12 0 3 69 0 30 36 3 6 113 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».
1. Введение:
- обсуждение плана работы;
- природа жизни, её происхождение;
- связь организма с окружающей средой;
- место человека в природе, научно- технический прогресс и биосфера.
2. Строение Вселенной. Теории происхождения жизни на Земле:
- мир звёзд;
- теории возникновения жизни: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция;
- природа самых первых организмов.
Творческая работа № 1: Беседа – диспут: «Мои представления о происхождении жизни на Земле».
3. Эволюция – история жизни на Земле.
3.1. Краткая история эволюционных идей:
- представление о развитии живой природы в додарвиновском периоде;
- создание теории эволюции;
- дальнейшее развитие эволюционного учения.
3.2. Органическая эволюция как объективный процесс. Методы изучения эволюции:
- доказательства эволюции и методы её изучения;
- эволюция и организация жизни на Земле.
3.3. Учение о микроэволюции:
- элементарный эволюционный материал – наследственная изменчивость;
- характеристика популяции, изменение генотипического состава популяции;
- элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция;
- естественный отбор, возникновение адаптаций;
- видообразование – результат микроэволюции.
3.4. Проблемы макроэволюции:
- эволюция филогенетических групп;
- эволюция органов и функций;
- эволюция онтогенеза;
- эволюционный прогресс;
- антропогенез на современном этапе.
3.5. Проблемы и перспективы:
- современные дискуссии в эволюционном учении;
- значение эволюционного учения.
3.6. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- беседа «Эволюция в наши дни».
4. Организмы и окружающая среда.
4.1. Подходы и методы экологии:
- экосистемный подход;
- изучение сообществ;
- популяционный подход;
- изучение местообитаний;
- эволюционный и исторический подходы.
4.2. Экосистемы:
- биотический компонент экосистемы: поток энергии и круговорот питательных веществ, пищевые цепи и сети, трофические уровни, экологические пирамиды;
- продуктивность и рациональное использование экосистем;
- абиотический компонент экосистемы: эдафические и климатические факторы, топография.
Практическая работа № 1: «Составление трофических цепей и сетей».
Практическая работа № 2: «Решение задач на правило экологической пирамиды».
4.3. Экология сообществ и экологические сукцессии:
- общие понятия о сообществе;
- экологическая сукцессия – основные особенности;
- примеры естественных и искусственно созданных климаксных сообществ;
- взаимодействия между организмами внутри сообщества;
- популяционная экология;
- характеристика различных сообществ.
Практическая работа № 3: «Изучение сообщества пресного водоёма на примере аквариума».
Практическая работа № 4: «Знакомство с растениями различных сообществ с помощью гербария».
Экскурсия № 1: «Знакомство с сообществами пгт.Климово».
4.4. Экология популяций:
- характеристика популяции;
- рождаемость и смертность;
- кривые выживания;
- рост популяции и кривые роста;
- стратегии популяций, колебания и регуляция численности популяций;
- взаимодействия популяций.
4.5. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- составление пищевых цепей, сетей различных сообществ;
- зачёт по экологии сообществ: отобрать растения (гербарные экземпляры), характерные для различных сообществ п.Климово.
5. Количественная экология.
5.1. Предмет и методы количественной экологии:
- методы измерения факторов окружающей среды;
- биотический анализ;
- синэкологическое исследование;
- аутэкологическое исследование.
5.2. Изучение экологического состояния природных объектов.
Практическая работа № 5: «Анализ воды различных водоёмов п.Климово».
Практическая работа № 6: «Влияние воды на развитие живых организмов».
Практическая работа № 7: «Анализ почвы п.Климово».
Практическая работа № 8: «Изучение экологического состояния природных объектов п.Климово».
5.3. Изучение экологического состояния помещений.
Практическая работа № 9: «Эмоциональное воздействие, влияние на работоспособность и здоровье оформления помещения, шума».
Индивидуальные проекты: «Оформление жилого или учебного помещения с учётом санитарно-гигиенических норм и личных предпочтений».
Исследовательская работа: «Составление экологического паспорта Климовского ЦРТДиЮ и школы».
5.4. Обобщающее занятие по теме:
- защита индивидуальных проектов;
- оформление исследовательской работы.
6. Итоговое занятие:
- подведение итогов;
- подготовка к государственному централизованному тестированию;
- защита исследовательской работы: «Составление экологического паспорта ЦРТДиЮ и школы».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
-
№
п/п
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.
Введение.
Непрерывность жизни.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Изменчивость и генетика.
История развития и актуальные проблемы.
Менделевская генетика.
Взаимодействие генов.
Сцепленное наследование.
Генетика пола.
Изменчивость.
Обобщающее занятие по теме.
Генетика человека. Влияние окружающей среды на наследственность человека.
Методы исследований генетики человека.
Евгеника.
Медико-генетическое консультирование.
Проблемы рака.
Обобщающее занятие по теме.
Итоговое занятие.
Итого:
3
24
9
87
3
18
15
21
18
9
3
90
72
3
9
3
3
3
216
3
21
8
24
3
3
3
6
3
6
0
18
9
3
3
3
0
0
74
0
3
1
63
0
15
12
15
15
3
3
72
63
0
6
0
3
3
142
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ОРГАНИЗМ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
1. Введение:
- обсуждение плана работы;
- окружающая среда и наследственность человека.
2. Непрерывность жизни:
- клеточный цикл;
- структура хромосом;
- природа генов;
- синтез белка;
- регуляция активности генов, генетическая регуляция развития.
Практическая работа № 1: «Изучение фаз митоза».
Решение задач.
3. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез):
- строение половой системы человека;
- гаметогенез: сперматогенез, оогенез;
- оплодотворение, имплантация;
- ранние стадии эмбрионального развития;
- критические периоды эмбриогенеза человека, тератология;
- влияние психоактивных веществ на эмбриональное развитие человека;
- филогенез полового размножения у позвоночных.
Круглый стол: «Мой выбор: алкоголь, курение или здоровые дети».
4. Изменчивость и генетика.
4.1.История развития и актуальные проблемы:
- развитие генетики в Германии;
- развитие генетики в Советском Союзе;
- современный этап развития генетики;
- актуальные проблемы.
4.2. Менделевская генетики:
- гибридологический метод;
- моногибридное скрещивание;
- ди- и полигибридное скрещивание.
Решение задач по теме.
4.3. Взаимодействие генов:
- комплементарность;
- эпистаз;
- полимерия;
- гены – модификаторы;
- плейотропия.
Решение задач по теме.
4.4. Сцепленное наследование:
- группа сцепления, виды сцепления генов;
- кроссинговер и частота рекомбинаций;
- генетические карты;
- хромосомная теория наследственности.
Решение задач по теме.
4.5. Генетика пола:
- хромосомный механизм определения пола, уровни половой дифференцировки;
- соотношение полов;
- наследование признаков, сцепленных с полом;
- наследование, ограниченное и контролируемое полом.
Решение задач по теме.
4.6. Изменчивость:
- фенотипическая изменчивость: онтогенетическая, модификационная, фенокопии и морфозы, экспрессивность и пенетрантность;
- генотипическая изменчивость: комбинативная, мутационная;
- антимутагены.
Практическая работа № 2: «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков».
Решение задач по теме.
4.7. Обобщающее занятие по теме:
- контрольная работа: решение задач.
- тестирование.
5. Генетика человека. Влияние окружающей среды на наследственность человека.
5.1. Методы исследований генетики человека:
- клинико – генеалогический метод;
- цитогенетический метод;
- близнецовый метод;
- антропогенетические методы;
- иммунногенетический метод;
- популяционно – генетический метод.
Решение задач по теме.
Практическая работа № 3: «Изучение распределения профилей моторной асимметрии у учащихся в группе».
Индивидуальные проекты: «Родословная моей семьи». Составление, анализ, защита.
Итоговая исследовательская работа: «Анализ родословных – выявление заболеваний, предположительно, наследственно обусловленных».
5.2. Евгеника:
- позитивная евгеника;
- негативная евгеника;
- социально-политические последствия увлечения генетикой.
5.3. Медико-генетическое консультирование:
- этапы консультирования;
- пренатальная диагностика;
- планирование семьи.
Практическая работа № 4: «Дерматоглифика как метод лабораторно-клинической диагностики».
Творческая работа № 1:Круглый стол: «Влияние окружающей среды на наследственность человека и процессы онтогенеза».
5.4. Проблемы рака:
- что такое рак?;
- теории рака;
- наследование рака;
- лечение рака.
5.5. Обобщающее занятие по теме:
- решение задач;
- тестирование;
- рассказ-эстафета «Родословная моей семьи».
6. Итоговое занятие.
Конференция «Экология и мы».
Подведение итогов изучения курса.
Защита исследовательской работы «Анализ родословных - выявление заболеваний, предположительно, наследственно обусловленных».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
-
№
п/п
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.
7.1.
7.2.
7.3.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
9.4.
10.
Введение.
Молекулярно-клеточный уровень живого.
Химические компоненты клетки.
Строение клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Деление клетки.
Обобщающее занятие по теме.
Организменный уровень живого.
Организм - биологическая система.
Размножение и эмбриональное развитие организмов.
Закономерности наследственности.
Закономерности изменчивости.
Селекция.
Обобщающее занятие по теме.
Многообразие и классификация организмов.
Классификация организмов.
Вирусы.
Прокариоты.
Эукариоты.
Обобщающее занятие по теме.
Растения.
Систематика растений.
Строение растений.
Жизнедеятельность растений.
Эволюция растений.
Обобщающее занятие по теме.
Животные.
Систематика животных.
Эволюция животных.
Приспособление животных к различным средам обитания.
Обобщающее занятие по теме.
Организм человека.
Организм человека, как единая целостная система.
Системы органов человеческого организма.
Обобщающее занятие по теме.
Эволюция.
Эволюционные теории.
Доказательства эволюции.
Движущие силы эволюции.
Пути и направления эволюции.
Эволюция человека.
Обобщающее занятие по теме.
Популяционно-видовой и биосферно-биогеоценотический уровень живого.
Среда обитания организмов и экологические факторы.
Экосистемы.
Биосфера.
Обобщающее занятие по теме.
Итоговое занятие.
Итого:
3
30
6
6
9
6
3
30
6
6
9
3
3
3
21
3
3
3
9
3
24
6
6
6
3
3
27
15
3
6
3
33
3
27
3
18
3
3
3
3
3
3
27
9
12
3
3
3
216
3
26
6
5
9
6
0
20
5
6
3
3
3
0
18
3
3
3
9
0
21
6
6
6
3
0
24
15
3
6
0
30
3
27
0
15
3
3
3
3
3
0
21
9
9
3
0
0
178
0
4
0
1
0
0
3
10
1
0
6
0
0
3
3
0
0
0
0
3
3
0
0
0
0
3
3
0
0
0
3
3
0
0
3
3
0
0
0
0
0
3
6
0
3
0
3
3
38
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
1.Введение:
- знакомство с содержанием программы пятого года обучения, обсуждение плана работы;
- признаки (свойства) живых организмов;
- уровни организации живой природы, их характеристика.
2.Молекулярно – клеточный уровень живого.
2.1.Химические компоненты клетки:
- клетка – структурная и функциональная единица живого;
- неорганические элементы и вещества: макроэлементы, воды, минеральные соли и кислоты;
- органические вещества : белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК, АТФ).
2.2.Строение клетки:
- органоиды общие для животной и растительной клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосома, цитоскелет клетки, органоиды движения;
- органоиды характерные для растительной клетки: клеточная стенка, вакуоль, пластиды;
- органоиды характерные только для животной клетки: клеточный центр;
- отличия и сходства животной и растительной клетки;
- строение прокариотических клеток.
Практическая работа №1: «Строение клетки»:
- изучение строения животной клетки на постоянных микропрепаратах;
- приготовление, анализ и зарисовка микропрепаратов растительных клеток.
2.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке:
- обмен веществ (метаболизм): энергетический обмен, пластический обмен (биосинтез белка, фотосинтез, хемосинтез).
2.4. Деление клетки:
- клеточный цикл;
- амитоз;
- митоз;
- мейоз;
- значение процесса деления;
- отличие клеточного деления эукариот и прокариот.
2.5. Обобщающее занятие по теме.
- тестирование;
- контрольная работа.
3. Организменный уровень живого.
3.1. Организм – биологическая система:
- структурная организация организмов;
- ткани и особенности их строения в связи с выполняемыми функциями: растительные ткани, группы тканей животных;
- транспорт веществ;
- способы питания живых организмов.
Практическая работа №2: «Особенности строения тканей»:
- изучение под микроскопом растительных и животных тканей.
3.2. Размножение и эмбриональное развитие организмов:
- размножение, его виды и значение: бесполое и половое размножение;
- образование половых клеток – овогенез и сперматогенез;
- оплодотворение;
- индивидуальное развитие организмов – онтогенез (эмбриональный, постэмбриональный периоды).
3.3. Закономерности наследственности:
- материальные основы наследственности;
- закономерности наследственности: гибридологический метод изучения наследственности, законы Менделя, сцепленное наследование;
- генетика пола;
- взаимодействие генов;
- генетика человека;
- взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков.
Практическая работа №3: «Решение задач».
3.4. Закономерности изменчивости:
- изменчивость и её виды;
- модификационная изменчивость;
- норма реакции;
- мутационная (генотипическая) изменчивость.
3.5. Селекция.
- селекция и её задачи;
- центры происхождения культурных растений;
- основные методы селекции животных и растений;
- порода и сорт.
3.6. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- решение задач по теме «Закономерности наследственности»;
- контрольная работа.
4. Многообразие и классификация организмов.
4.1. Классификация организмов:
- биологическое разнообразие и его сущность;
- классификация организмов;
- признаки (критерии) вида.
4.2. Вирусы:
- вирусы и фаги – неклеточные формы жизни;
- отличие вирусов от других живых организмов;
- заболевания, вызываемые вирусами;
- СПИД.
4.3. Прокариоты:
- синезелёные;
- бактерии: строение, среда обитания, процессы жизнедеятельности, роль бактерий в природе и жизни человека.
4.4. Эукариоты:
- царство грибы: признаки, классификация, особенности строения, процессы жизнедеятельности, роль грибов в природе и жизни человека;
- лишайники: строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
4.5. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- зачёт по теме.
5. Растения.
5.1. Систематика растений:
- характерные признаки растений;
- многообразие растений: водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники , голосеменные, покрытосеменные или цветковые;
- роль растений в биосфере.
5.2. Строение растений:
- особенности строения растительной клетки;
- вегетативные органы растения: корень, стебель, лист;
- генеративные органы растения: цветок --- плод.
5.3. Жизнедеятельность растений:
- транспорт веществ;
- питание;
- дыхание;
- размножение растений.
5.4. Эволюция растений:
- изменения уровня организации растений в процессе эволюции;
- усложнение строения органов;
- причины изменений: факторы окружающей среды, наследственная изменчивость, естественный отбор.
5.5. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- зачёт по теме.
6. Животные.
6.1. Систематика животных:
- общая характеристика царства животных;
- многообразие животных: простейшие (одноклеточные) и многоклеточные – признаки, характеристика основных типов и классов.
6.2. Эволюция животных:
- изменение уровня организации хордовых в процессе эволюции;
- выход позвоночных на сушу, особенности среды обитания.
6.3. Приспособление животных к различным средам обитания:
- виды приспособленности организмов к условиям обитания;
- роль приспособленности и её относительный характер;
- организмы-паразиты;
- особенности организации землероев.
6.4. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование
- зачёт по теме.
7. Организм человека.
7.1. Организм человека, как единая целостная система:
- науки, занимающиеся изучением организма человека;
- характерные признаки человека;
- ткани человеческого организма.
7.2. Системы органов человеческого организма:
- нервная система;
- органы чувств – анализаторы;
- высшая нервная деятельность, её формы;
- эндокринная система;
- кровеносная система;
- дыхательная система;
- опорно-двигательная система человека;
- покровная система;
- пищеварительная система;
- выделительная система;
- половая система;
7.3. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- зачёт по теме.
8. Эволюция.
8.1. Эволюционные теории:
- предпосылки возникновения эволюционного учения;
- представитель креационистов – Карл Линней, значение его трудов;
- Ж. Б. Ламарк – создатель первого эволюционного учения;
- учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.
8.2. Доказательства эволюции:
- палеонтологические;
- сравнительно – анатомические;
- эмбриологические;
- географические.
8.3. Движущие силы эволюции:
- причины эволюции;
- изменчивость;
- борьба за существование;
- естественный отбор;
- искусственный отбор;
- дрейф генов, изоляция;
- результаты эволюции.
8.4. Пути и направления эволюции:
- биологический прогресс;
- биологический регресс;
- пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация;
- макроэволюция и микроэволюция;
- эволюция жизни на Земле.
8.5. Эволюция человека:
- сходство человека и млекопитающих;
- доказательства происхождения человека от животных;
- черты различия человека и млекопитающих;
- факторы антропогенеза;
- основные стадии эволюции человека.
8.6. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- зачёт по теме.
9. Популяционно-видовой и биосферно-биогеоценотический уровень живого.
9.1. Среда обитания организмов и экологические факторы:
- среда обитания;
- факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
9.2. Экосистемы:
- определение, состав, структура экосистемы;
- пищевые цепи;
- экологические пирамиды;
- взаимоотношения организмов в биоценозе;
- биотические связи;
- круговорот веществ;
- примеры биогеоценозов;
- отличия экосистемы и биогеоценоза;
- устойчивость и смена биогеоценозов;
- охрана биогеоценозов (экосистем).
Практическая работа №4: «Решение задач»:
- решение задач на правило экологической пирамиды;
- составление трофических цепей, сетей.
9.3. Биосфера:
- учение В. И Вернадского о Биосфере;
- границы биосферы;
- живое вещество;
- биомасса биосферы;
- ноосфера.
9.4. Обобщающее занятие по теме:
- тестирование;
- решение задач.
Экскурсия «Биогеоценозы п.Климово»:
- характеристика биогеоценозов водоёма, леса, луга.
10. Итоговое занятие:
- подведение итогов;
- проведение пробного ЕГЭ;
- награждение выпускников объединения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Программа предназначена для реализации во внешкольных учреждениях. Но также может быть использована на факультативных занятиях в общеобразовательной школе.
В течение первого года обучения последовательно рассматриваются уровни организации, строение и принципы функционирования живого. Причём строение и функции каждой системы разбираются на примере всех групп живых организмов, обитающих на Земле. Благодаря этому, складывается представление об общности живого мира, формируются знания, основанные на современных научных концепциях, обобщаются и систематизируются знания, полученные в школе. При изучении материала первого года обучения учитываются особенности детей данного возраста (9-12 лет). Поэтому, наряду с репродуктивной, наблюдательной, практической, осуществляется и активная, творческая деятельность. Потребность детей в творческой самореализации находит выход в театрализованных представлениях, составлениях кроссвордов, шарад, написании стихотворений, сочинений по изученному материалу.
В течение второго года обучения учащиеся знакомятся со строением организма человека. Так как именно в этом возрасте (13 лет) велика потребность в самопознании, большое внимание уделено различным тестам, выявляющим степень физического и психического развития. Особый упор делается на практику, особенно на освоение упражнений, призванных сохранить и развить здоровье, на формирование навыков по ведению здорового образа жизни.
В течение третьего и четвёртого годов обучения учащиеся знакомятся с основами экологии и генетики, с тем влиянием, которое окружающая среда оказывает на здоровье и наследственность человека, с методами исследований генетики человека. Эти знания будут полезны в дальнейшем при планировании семьи. Учатся давать оценку экологическому состоянию окружающих объектов, создавать комфортные условия для жизни и работы человека. Большое внимание уделяется формированию навыков проведения и правилам оформления исследовательских работ. Так как (14-15 лет) возраст, когда дети определяются в выборе профессии, особое внимание уделяется профориентации.
В течение пятого года обучения учащиеся повторяют и обобщают знания всего курса биологии. Как правило, в этом возрасте (16-17 лет) ребята уже определились в выборе профессии и серьёзно подходят к сдаче экзаменов, необходимых для дальнейшего поступления в учебные заведения. Данный курс, являясь заключительным, помогает им повторить всё изученное в школе и на кружке. Обнаружить и восполнить пробелы в знаниях, отшлифовать навыки проведения практических работ, экспериментов, написания творческих работ, даёт возможность проверить свои знания и силы в ходе проведения тестирования и пробного экзамена по ЕГЭ. Большое внимание уделяется участию в олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ, а так же формированию навыков выступления перед аудиторией, умению высказывать свою точку зрения, защитить исследовательскую работу.
В ходе реализации программы перед каждым ребёнком, помимо проблем глобального характера, ставятся более мелкие, но от этого не менее значительные: какие условия необходимо создавать в посёлке, школе, дома, чтобы сохранить здоровье и создать условия для максимальной реализации личности.
Полученные в объединении знания помогут учащимся успешнее осваивать школьный курс биологии, программу для поступления в средние и высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля, сформируют потребность в ведении здорового образа жизни.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Демонстрационные плакаты и таблицы, иллюстрации в учебных пособиях.
Раздаточный материал: карточки, задания, тесты.
Живые объекты: растения и животные.
Оборудование и материалы: микроскоп, препаровальные иглы, предметные стёкла, йод, раствор поваренной соли.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-
Объяснительно-иллюстративные:
- лекция по учебной теме с использованием наглядных пособий;
- беседа с опорой на наглядный материал.
2. Репродуктивные:
- пересказ материала лекции, рассказа;
- решение задач по данной схеме.
3. Игровые:
- настольные игры с дидактическими карточками;
- групповые игры-соревнования.
4. Практические:
- выполнение практических и лабораторных работ;
- решение задач, тестов;
- работа с научной литературой, семинары;
- экскурсии.
5. Творческие:
- театрализованные представления;
- выполнение исследовательских работ.
ВИДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.
Формами выявления уровня освоения программы являются тесты, кроссворды, деловые игры, викторины, выставки работ, коллективные обсуждения пройденных тем, исследовательские работы, творческие работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Создание доброжелательной атмосферы на занятиях, комфортной для учащихся, способствует снятию стресса, гармонизации межличностных отношений, повышению уровня самооценки.
Формирование учебного процесса с учётом разного уровня психологического и интеллектуального развития детей способствует более полной самореализации. Большое внимание уделяется стимулированию творческой деятельности, развитию воображения детей.
Учитываются пожелания детей в выборе изучаемого материала и методов обучения.
Индивидуальные беседы с родителями помогают понять характер детей, их психологические особенности и, сообразуясь с этим, подобрать близкий им вид деятельности.
Участие родителей в массовых мероприятиях кружка, их помощь в выполнении заданий, обеспечивает психологическую поддержку детей (особенно младших учащихся).
Для выявления психологических особенностей детей, определения уровня удовлетворённости учеников занятиями, в течение года проводится анкетирование.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:
1.Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- развивающие игры и диагностические тесты, кроссворды;
- дидактические материалы;
- зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции, журналы;
- литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;
- музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
2. Организационное обеспечение:
- кабинет, оформленный соответственно содержанию программы, с необходимым материальным и техническим оснащением;
- постоянно обновляемый учебный материал и наглядные пособия;
- физкультпаузы и другие требования эргономики.
3. Кадровое обеспечение:
Педагог, руководитель объединения «Азбука жизни», реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.
ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Кабинет, оформленный учебными материалами:
-
Кабинет, оборудованный рабочими местами в количестве 15 шт., чистый, освещённый, проветриваемый.
-
Стол педагога – 1 шт.
-
Ученическая доска – 1 шт.
-
Комнатные цветы.
-
Аквариум.
-
Учебный, дидактический материал, наглядные пособия.
-
Оборудование: микроскоп, постоянные препараты, предметные стёкла, препаровальные иглы, аудиомагнитофон, кассеты с музыкальными записями.
ИСТОЧНИКИ,
которые использовались при составлении программы
1. Биология/Под ред. В.А.Мотузного.-К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. -368 с.
2. Вили К. Биология. - М.: Мир, 1968. –808с., ил.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер.с англ./Под ред. Р.Сопера. –М.: Мир, 1990.
4. Дербенева А.Г., Шаламов Р.В. Общая биология. Учебное пособие. Под редакцией П.А.Калимана. –Х.: Мир детства, 1997. -280с. с ил.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ.
Курс «Живая планета»
-
Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др. –М.: Просвещение, 1990.- 192с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).
-
Вили К. Биология. - М.: Мир, 1968. –808с., ил.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.1.: Пер.с англ./Под ред. Р.Сопера. –М.: Мир, 1990. –368 с., ил.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера –М.: Мир, 1990. –325 с., ил.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.3. Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера –М.: Мир, 1990. –376с., ил.
-
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1994. –415 с., ил.
-
Эттенборо Д. Живая планета: Пер. с англ./Предисл. Н.Дроздова. –М.: Мир, 1998. –328 с., ил.
Курс «Познай себя. Здоровье человека».
-
Демичева И.А. Лабораторный практикум по курсу «Биология человека» для 8-9-х классов. –Белгород: УМЦ «Школьник», АО «Всё для школы», 1997. –100с.
-
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся. 3-е изд., испр. –М.:Просвещение, 1983. –224 с., ил.
-
Леонтьева Н.Н. и Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (Внутренние органы). Учеб. Пособие для студентов фак. дошкольного воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. –239 с., ил.
-
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. –М.: ТЦ Сфера, 2002. -*) с.
-
Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. Пособие для студентов пед. ин-тов /А.Г.Хрипкова, М.В.Андропова, Д.А. Фарбер. –М.: Просвещение, 1990. –319 с., ил.
-
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.. Гигиена и здоровье школьника. –М.: Просвещение, 1988 –191 с. –(Библиотека учителя биологии).
-
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток- юноша: Пособие для учителей. –М.:Просвещение, 1982. –207 с., ил.
Курс «Организм и окружающая среда».
-
Вилли К. Биология: Пер. с англ.. –М.: Мир, 1968 –808 с., ил.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология В 3-х т. Пер с англ. /Под ред. Р.Сопера. –М.: Мир, 1990.
-
Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора: Книга для учителя. /Коммент. А.В.Яблокова, Б.М.Медникова. –М.: Просвещение, 1986. –383 с., ил.
-
Дербенёва А.Г., Шаламов Р.В. Общая биология. Учебное пособие. Под ред. П.А.Калимана –Х.: Мир детства. 1997. –280 с., ил.
-
Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звёздного неба: Науч. –поп. Изд. Для детей /Макет и оформл. Л.Д.Андреева. –М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001 –63 с.
-
Лобашёв М.Е. Генетика. Под ред. О.Л.Петровичева. –Ленинград: Издательство ЛОЛГУ им. А.А.Жданова, 1967. –752 с., ил.
-
Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека: Уч. пос. Ростов н/Д, «Феникс». 1997. –368 с.
-
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.: Учеб. Пособие для студентов ун-тов. –2-е изд., перераб. И доп. –М.: Высшая школа, 1981. –343 с., ил.
Курс «Общая биология».
-
Биология /Под ред. В.А.Мотузного. –К.: Вища шк. Головное изд-во, 1986. =368 с.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. /Под ред. Р.Сопера. –М.: Мир,1990. –368 с., ил..
-
Единый государственный экзамен: Биология: Контрол. Измерит. Материалы /Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова и др.; Под ред.Г.С.Ковалёвой; М-во образования Рос. Федерации. –М.:Просвещение, 2003 –127 с.,ил.
-
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт. –сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. –Волгоград: Учитель, 2005 –174 с.
-
Малышкина В.В. Пособие для подготовки. Единый государственный экзамен и централизованное тестирование. Биология, С.П.б.: Издательство «Тригон», 2004 –360 с.
-
Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология. Подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов: «Лицей», 2002 –112 с.
-
Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии: Учеб. Пособие. –Саратов: Лицей, 2003 –208 с.
-
Приходченко Н.Н., Шкурат Т. П. Основы генетики человека.: Уч. пос. Ростов н/Д, «Феникс», 1997. –368 с.
-
Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. В 3-х частях /Сост. Т.Д.Ардатовская –Волгоград: Учитель, 2004 –112 с.
-
Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. –М.: Рольф, 2001 –384 с. – (Домашний репетитор).
-
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.: Учеб. Пособие для студентов ун-тов. –2-е изд., перераб. И доп. –М.: Высш. Школа, 1981. –343 с. ,ил.
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Пожалуйста, внесите изменения и ваша работа буде размещена.
С уважением, Дулатова Н.И.