Конструкт НОД «История жилищ наших предков». Технология "путешествие по реке времени"
-
фамилия, имя, отчество автора - Черноусова Марина Владимировна;
-
квалификационная категория - Первая квалификационная категория;
-
место проживания Каменск –Уральский, Свердловская область;
-
название учебного заведения - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85»;
-
тип разработки - НОД;
-
учебник, по которому ведется обучение - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. 2014.
-
тема –«История жилища наших предков»;
-
старшая группа;
-
продолжительность - 25 минут;
-
использование информационных технологий – программное обеспечение ActivInspire.
конструкт
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «История жилища наших предков».
Возрастная группа: старшая.
Технология: «Путешествие по реке времени».
Форма организации: подгрупповая.
Средства:
-
Мультимедийные: флипчарт «История жилища»,
-
Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).
Задачи деятельности:
Развивающие:
-
развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
-
обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
-
развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
-
развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Воспитательные:
-
Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ
-
Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
-
Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
-
Воспитывать заботливое отношение к своему дому;
Обучающие:
-
Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.
-
Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.
Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»
Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.
Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события |
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу. А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое? Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты Настя за что любишь свой дом?.. - Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. У меня тоже есть папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков). |
Ведет диалог с детьми. Мотивирует детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. |
Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем.
|
Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования |
Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать. Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее. А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое. Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад). Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения. |
Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Вовлекает детей в совместное планирование. |
Озвучивают знание и жизненный опыт. |
Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами |
А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся. Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность». - Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня. Ребята, а вы знаете, что наши предки не умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем. Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо. А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков. Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером. Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. Садимся в лодку. И наша следующая остановка «Старина» Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу? Вот и эти иллюстрации тоже относятся к остановке «Старина». Хлеб сеяли вручную, пахали на лошадях, жали хлеб серпами. В то время электричества не было, освещали жилье свечами, керосиновыми лампами. Ребята, а какие народные игры вы знаете? Я предлагаю сыграть в игру «Горелки» Правила игры «Горелки» «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят!» Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой «ручейком». Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка». Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей. Отправляемся дальше. -Вот наша следующая остановка «Наше время» т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники. Физминутка «Дом». У каждого домика обязательно должны быть пол, потолок, стены. Услышав слова - команды, ребенок выполняет следующие упражнения: пол – приседает; потолок - тянется вверх; стены - разводит руки в стороны; Ну что нам пора дальше, садимся в лодку. |
Открывает флипчарт «История жилищ» Предлагает способ действия Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране. Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы. Обсуждает вместе с детьми. Предоставляет возможность всем высказать свои версии Объясняет правила игры. Даёт детям сделать вывод. |
Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания. Делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. |
Проявление интереса к истории жилищ, к тому как жили их предки. Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка картинок на экране «река времени». |
Ребята обратите внимание на экран, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки. - Давайте, эти все картинки разложим на нашей реке времени. Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени. Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли.
|
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. |
Дети располагают предметы на «реку времени». |
Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. |
Какая лента времени у нас получилась! Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как жили мои предки. А вы что узнали? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том какое раньше было жилище у ваших предков. Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, а какие дома будут в будущем? -Давайте попробуем придумать какие дома будут в будущем. В каких домах будут жить ваши дети. |
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место. Предлагает детям различные изобразительные материалы. |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. |
Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы; . |
VI и VII этапы Показ ленты времени в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности |
|
Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории жилища. |
|
Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом |
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»